От Луки 8 глава

Евангелие от Луки святое благовествование
В переводе Лутковского → Комментарии Давида Стерна

В переводе Лутковского

1 И ходил Он, проповедуя, по городам и селениям, благовествуя о Царстве Божьем; вместе с Ним ходили двенадцать апостолов
2 и некоторые женщины, которых Он исцелил от недугов и злых духов: Мария, называемая Магдалиной, из которой вышло семь бесов,
3 Иоанна, жена Хузы, домоправителя Ирода, Сусанна и многие другие, которые помогали им из средств своих.
4 Однажды, когда собралось множество людей, пришедших из разных городов, Он поведал им притчу:
5 вышел сеятель сеять семена свои. При этом одни из них упали близ дороги, и их затоптали, и птицы небесные поклевали их;
6 иные попали на камни и, войдя, зачахли из-за отсутствия влаги;
7 а иные упали посреди терний, и тернии, взойдя вместе с ними, заглушили их;
8 иные же упали на хорошую землю и принесли во сто крат больший плод. После этого Он возгласил: кто имеет уши слышать, да услышит! (Иез 12:2)
9 Ученики же Его стали спрашивать у Него о том, что означает эта притча.
10 И Он сказал им: вам дано знать тайны Царства Божьего, прочим же достаточно притч, потому что они глядят — но не видят, слушают — но не внемлют.
11 А притча эта означает вот что: семя — это слово Божье.
12 Посеянные близ дороги означают слушающих, к которым сразу же приступает диавол и похищает слово из сердец их, чтобы они не уверовали и не спаслись;
13 попавшие на камни означают тех, которые, слушая, с радостью принимают слово и некоторое время веруют, но, будучи безвольны, во время гонений отказываются от него;
14 упавшие среди терний означают слушающих, которые, то из-за житейских забот, то из-за богатства, то предаваясь наслаждениям, подавляют слово, и оно не приносит плода;
15 упавшие же на хорошую землю означают тех, которые, слушая слово, терпеливо хранят его в добром и чистом сердце, и в них оно приносит плод.
16 Никто, зажигая свечу, не накрывает её сосудом и не ставит под кровать, но ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет.
17 Итак, нет ни тайного, что не стало бы явным, ни сокровенного, что не стало бы известным и не открылось бы.
18 Замечайте же, как вы слушаете; ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отымется и то, что ему кажется, будто он имеет.
19 И пришли к Нему мать и братья Его, но не могли подойти к Нему из-за скопившихся людей.
20 Когда же Ему дали знать, что мать и братья Его стоят во дворе и желают видеть Его,
21 Он сказал им в ответ: мать Моя и братья Мои — это те, которые слушают слова Божьи и поступают согласно им.
22 Как-то однажды Он сел в лодку вместе с учениками Своими и сказал: давайте переправимся на другой берег озера. И они отправились.
23 Пока они плыли, Он заснул, а на озере между тем поднялся ветер и началась буря; их стало заливать волнами, и они очень испугались.
24 Подойдя к Нему, они разбудили Его и говорят: Наставник! Наставник! Мы погибаем! Он же, встав, повелел утихнуть ветру и волнению волн; они унялись, и наступила тишина.
25 А им Он сказал: где вера ваша? Они же, объятые страхом, в изумлении спрашивали друг у друга: кто же Он такой, если повелевает ветрам и волнам, и они повинуются Ему?
26 И приплыли они в край Гергесинский, что напротив Галилеи.
27 Когда же Он вышел на берег, со стороны города навстречу Ему выбежал человек, одержимый бесами, который долгое время не носил одежды и жил не дома, а на кладбище.
28 Увидев Иисуса, он пал ниц пред Ним и вскричал во весь голос: что Тебе надо от меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Прошу Тебя, не мучай меня!
29 Ибо Он повелел духу нечистому выйти из него; человек же этот многие годы был одержим; его связывали цепями и оковами и стерегли его, но он разрывал узы и, гонимый бесом, убегал в пустыню.
30 Иисус же спросил у него: каково твоё имя? И тот ответил: легион; потому что много бесов вошло в него.
31 И стали они умолять Его, чтобы Он не понуждал их возвращаться в бездну.1
32 А неподалеку на горе паслось большое стадо свиней, и бесы стали умолять Иисуса, чтобы Он позволил им войти в них. И Он позволил им.
33 Выйдя из этого человека, бесы вошли в свиней, и всё стадо бросилось с обрыва в озеро и потонуло.
34 А пастухи, увидев случившееся, побежали и возвестили об этом в городе и селениях.
35 И пришли оттуда узнать, что же случилось. Подойдя к Иисусу, все в изумлении увидели, что человек, из которого вышли бесы, одет, в здравом уме и сидит подле ног Иисуса.
36 Между тем видевшие поведали им о том, как был исцелен бесноватый.
37 И столь большой страх овладел всеми жителями окрестностей Гергесинских, что они стали просить Иисуса удалиться от них. И Он, сев в лодку, возвратился назад.
38 Тем временем человек, из которого вышли бесы, просил у Него взять его с Собою. Но Он отослал его, повелев:
39 возвращайся домой и рассказывай всем, что Бог сделал с тобою. И пошёл он, возвещая всему городу о том, что сделал с ним Иисус.
40 Когда же Иисус возвратился, народ бросился Ему навстречу, ибо все ожидали Его.
41 И вот один человек, по имени Иаир, который был старейшиной синагоги, пришёл и, припав к ногам Иисуса, стал умолять Его пойти домой к нему,
42 потому что единственная дочь его, которой было около двенадцати лет, умирала. В пути люди теснили Его,
43 и одна женщина, которая в течение двенадцати лет страдала истечением крови и истратила на врачей всё состояние своё и которую ни один из них не мог излечить,
44 подошла и сзади прикоснулась к краям одежды Его, и в тот же миг течение крови у неё прекратилось.
45 И спросил Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Никто не признавался в этом, и Петр сказал: Наставник! Люди толпятся, вот, видимо, и толкнули Тебя.
46 Но Иисус сказал: кто-то прикоснулся ко Мне, ибо Я почувствовал, как сила изошла из Меня.
47 Тогда женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав ниц пред Ним, поведала перед всем народом, почему она прикоснулась к Нему и как в тот же миг исцелилась.
48 Он же сказал ей: дочь Моя, тебя исцелила вера твоя. Иди с миром.
49 Он ещё говорил, когда кто-то подошел к старейшине синагоги и сказал ему: умерла дочь твоя, не беспокой напрасно Учителя.
50 Услышав это, Иисус обратился к нему: не бойся, только веруй, и она будет спасена.
51 Подойдя к дому, Он велел, чтобы никто не входил в него вместе с Ним, кроме Петра, Иоанна и Иакова, а также отца и матери этой девочки.
52 А все рыдали и оплакивали её. Иисус же сказал им: не плачьте, она не умерла, но спит.
53 Они же, зная, что она умерла, насмехались над Ним.
54 Тогда Он, (войдя), взял её за руку и громко сказал: девочка, проснись!
55 И возвратился дух её, и в тот же миг она встала, а Он велел, чтобы ей дали поесть.
56 Изумленным же родителям её Он повелел никому не говорить о случившемся.

Комментарии Давида Стерна

1 После этого Йешуа ходил из города в город, из селения в селение, проповедуя Добрую Весть о Божьем Царстве. С ним были Двенадцать 2 и некоторые женщины, которые были исцелены от злых духов и болезней: Мирьям (прозванная Магдалит), из которой вышли семь бесов;

Мирьям (прозванная Магдалит), то есть Мирьям из посёлка Магдала, находящегося на западном берегу озера Кинерет к северу от Тверии и к югу от Гиносара.

3 Йоханна, жена Кузы, министра финансов Ирода; Шошана и многие другие женщины, отдававшие часть своих доходов, в помощь ему. 4 Когда вокруг Йешуа собралось множество людей, стекавшихся к нему из разных городов, он рассказал такую притчу: 5 "Вышел земледелец сеять семя. Когда он сеял, некоторые семена упали возле дороги и были затоптаны, и птицы, летавшие вокруг, склевали их. 6 Некоторые упали на камни; и как только взошли, засохли от недостатка влаги. 7 Некоторые упали посреди колючек, колючки выросли и заглушили их. 8 Но некоторые упали на плодородную почву и выросли, и произвели в сто раз больше того, что было посеяно". После этого он воскликнул: "У кого уши, чтобы слышать, пусть услышит!" 9 Талмидим спросили у него, что означает эта притча, 10 и он сказал: "Вам дано знать тайны Божьего Царства, а для остальных всё говорится в притчах, так что они смотрят, но не видят, и слушают, но не понимают". 11 "Притча вот о чём: семена — это Божья весть. 12 Упавшие у дороги — это те, которые слышат, но затем приходит Противник и забирает эту весть из их сердец, чтобы они не смогли поверить ей и тем спастись. 13 Упавшие на камни — это те, которые, слыша слово, с радостью принимают его; но в них нет корня — они верят какое-то время; но когда настаёт время испытаний, отступают от веры.

Отступают, греческое слово афистеми («уходить, покидать, отпадать»). Слово, употреблённое в параллельных отрывках — скандализо («попадать в ловушку, быть пойманным в западню»). Йешуа указывает, что нестойкие верующие, чья вера не способна провести их через времена искушений, тревог и преследований, отступают от веры.

14 Что касается упавших посреди колючек — это те, которые слышат; но в дальнейшем заботы, богатство и жизненные удовольствия вытесняют и заглушают их, так что плоды их так никогда и не созревают. 15 А упавшие на плодородную почву — это те, которые, когда слышат весть, держатся за неё всем своим добрым и чутким сердцем; и в стойкости приносят урожай. 16 Никто, зажигая светильник, не накрывает его сосудом и не ставит под кровать; нет, он поставит его на подставку, чтобы входящие могли видеть свет. 17 Ибо нет ничего скрытого, что не обнаружилось бы, и нет ничего тайного, что не стало бы известным. 18 Поэтому обращайте внимание на то, как вы слушаете! Так как каждый, кто имеет что-то, получит ещё больше; но у того, кто ничего не имеет, отберут даже то, что у него, казалось бы, есть". 19 3атем мать Йешуа и его братья пришли увидеться с ним, но не могли приблизиться к нему из-за толпы. 20 Ему сообщили: "Твоя мать и братья стоят снаружи и хотят тебя видеть". 21 Но он сказал им в ответ: "Моя мать и братья — те, которые слышат Божью весть и исполняют её!" 22 Однажды Йешуа сел в лодку со своими талмидим и сказал им: "Давайте переправимся на другой берег озера". И они отправились; 23 и пока они плыли, он уснул. А на озере начался шторм, так что лодка стала наполняться водой, и они были в опасности. 24 Они пошли будить его, говоря: "Раби! Раби! Ещё немного, и мы погибнем!" Он проснулся, запретил ветру и волнам; и они утихли, так что настала тишина. 25 Потом он сказал талмидим: "Где ваша вера?" Охваченные благоговейным страхом, они удивлялись, спрашивая друг у друга: "Кто же это, что приказывает даже ветру и воде, и они послушны ему?" 26 Они поплыли дальше и высадились в области геразинцев, лежащей напротив Галиля.

В области геразинцев. См. ком. к Map. 5:1.

27 Как только Йешуа ступил на берег, навстречу ему из города вышел человек, в котором были бесы. Он уже давно не носил одежду и жил не в доме, а в погребальных пещерах. 28 3аметив Йешуа, он вскрикнул, упал перед ним и стал вопить: "Йешуа! Сын Бога ГаЭльйона! Чего ты хочешь от меня? Умоляю тебя, не мучь меня!" — 29 так как Йешуа приказал нечистому духу выйти из того человека. Бес часто схватывал этого человека, так что его держали под стражей, скованного по рукам и ногам, но он ломал оковы, и бес гнал его в пустыню. 30 Йешуа спросил у него: "Как тебя зовут?" "Легион", — ответил тот, потому что в нём было много бесов. 31 Они упрашивали Йешуа, чтобы он не посылал их в Бездну.

В Бездну. Греческое абюссос, «бездна», встречается также в Рим 10:7; Отк. 9:1−2, 11; 11:7; 17:8; 20:1, 3. В Септуагинте это слово переводит др.-евр. тегом, как в Книге Бытия 1:2: «Тьма была над бездною». Впоследствии в иудаизме тегом стало обозначать место, где заключены духи-отступники.

32 Там на холме паслось большое стадо свиней; и бесы просили его, чтобы он позволил им войти в них. И он разрешил им. 33 Бесы вышли из человека и вошли в свиней, после чего стадо ринулось с обрыва в озеро и утонуло. 34 Свинопасы, увидев всё случившееся, побежали и рассказали обо всём в городе и его окрестностях; 35 и люди пришли туда, чтобы самим всё увидеть. Они подошли к Йешуа и обнаружили человека, из которого вышли бесы — одетого и в здравом уме — сидящего у ног Йешуа; и испугались. 36 Те, кто видели всё, рассказали, как исцелился бесноватый. 37 3атем весь народ области Геразина просил его покинуть их, так как люди были объяты страхом. Тогда он сел в лодку и возвратился. 38 Человек, из которого вышли бесы, умолял его позволить ему остаться с ним; но Йешуа отослал его, говоря: 39 "Вернись к себе домой и расскажи, как много Бог сделал для тебя". Он пошёл и проповедовал по всему городу, как много и сделал для него Йешуа. 40 Когда Йешуа вернулся, народ радушно его встретил; так как все ждали его. 41 3атем подошёл человек по имени Яир, который был начальником синагоги. Упав Йешуа в ноги, он настойчиво просил его пойти к нему домой; 42 так как его единственная дочь, которой было двенадцать лет, была при смерти. Когда он шёл, и толпа теснила его со всех сторон, 43 одна женщина, которая двенадцать лет страдала кровотечением и не могла излечиться, 44 подошла к нему сзади и коснулась цицита на его одежде, и в тот же миг кровотечение прекратилось.

Цицит — ритуальные кисти. См. Мат. 9:20 и ком.

45 Йешуа спросил: "Кто прикоснулся ко мне?" Когда все стали уверять, что не делали этого, Кефа сказал: "Раби! Люди окружают и теснят тебя со всех сторон!" 46 Но Йешуа сказал: "И всё же кто-то прикоснулся ко мне, я почувствовал, как из меня вышла сила". 47 Женщина, видя, что ей не удастся остаться незамеченной, дрожа от страха бросилась перед ним на землю и перед всем народом призналась, почему она прикоснулась к нему и как она в тот же миг исцелилась. 48 Он сказал ей: "Дочь моя, твоя вера спасла тебя, иди с миром". 49 Когда Йешуа всё ещё говорил, подошёл человек из дома начальника синагоги. "Твоя дочь умерла, — сказал он. Не беспокой больше раби". 50 Но услышав это, Йешуа ответил ему: "Не бойся! Просто продолжай верить, и она выздоровеет". 51 Подойдя к дому, он никому не позволил и войти с ним, кроме Кефы, Йоханана, Яакова, а также отца и матери ребёнка. 52 Все плакали и сокрушались о ней; но он сказал: "Не плачьте, она не умерла, она спит". 53 Они смеялись над ним, так как знали, что она мертва. 54 Но он взял её за руку, громко произнёс: "Девочка, встань!" 55 и её дух возвратился к ней. Она тут же поднялась, и он распорядился, чтобы ей дали что-нибудь поесть. 56 Её родители были поражены, но он велел им никому не говорить о том, произошло.

Примечания:

 
В переводе Лутковского
[8.1] «возвращаться в бездну» — по всей видимости, под «бездной» имеется в виду некое место пребывания демонов, «Царство сатаны» (ср. Лк. 11.18), или же «преисподняя» (ср. Рим. 10.7; Откр. 9.1).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.