От Матфея 12 глава

Евангелие от Матфея святое благовествование
В переводе Лутковского → Перевод Десницкого

 
 

Однажды в субботу Иисус проходил мимо засеянных полей, а ученики Его, проголодавшись, стали срывать колосья1 и есть.
 
Как раз тогда Иисус проходил субботним днем через поле с посевами. Его ученики проголодались и стали срывать колосья и есть зерна.

Фарисеи же, увидев это, говорят Ему: вот, ученики Твои делают то, что не позволено делать в субботу.
 
А фарисеи, увидев это, Ему сказали:— Смотри, что делают Твои ученики, это запрещено в субботу!

Он же отвечал им: разве не читали вы, что сделал Давид, когда проголодался со спутниками своими?
 
Он им ответил:— А вы не читали, что сделал Давид, когда проголодался он сам и его спутники?

Как вошел он в дом Божий2 и ел священный хлеб,3 который не позволено было есть ни ему, ни тем, кто был с ним, а только священникам?
 
Как вошел он в дом Божий, как ел освященные хлебы — их не положено было есть ни ему, ни его спутникам, а только священникам?

И разве не читали вы в законе, что священники в храме могут нарушать заповедь о субботе, оставаясь невиновными?
 
Или не читали в законе, что по субботам священники в храме нарушают субботние правила, но неповинны?

Но говорю вам: здесь Тот, Кто превыше храма.
 
Говорю вам: здесь больше, чем храм!

И если бы вы знали, что это значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных, (Ос 6:6)
 
Если бы вы поняли смысл слов «Я милости хочу, а не жертвы», не стали бы осуждать неповинных.

ибо Сын Человеческий господин субботы.
 
Сын Человеческий — Он господин над субботой.

Уйдя оттуда, Он пришёл в местную синагогу,
 
Оттуда Он отправился в местную синагогу.

а там был человек с сухой рукой. И чтобы обвинить Его, они подошли к Нему с вопросом: можно ли исцелять в субботу?
 
Там был человек с иссохшей рукой. Иисусу задали вопрос, чтобы Его обвинить:— Можно ли исцелять в субботу?

Он же сказал им: есть ли среди вас такой человек, который в субботу не вытащит свою единственную овцу из ямы, если она упадет туда?
 
Он сказал им в ответ:— Если у кого-то есть овца, и она в субботу упадет в яму — неужели хозяин не вытащит ее наружу? Есть ли такой среди вас?

А ведь человека невозможно и сравнить с овцой! Так что можно в субботу творить добро;
 
А ведь человек намного важнее овцы! Значит, делать добро по субботам можно.

после этого Он говорит тому человеку: подыми руку свою. Тот поднял, и она стала здоровой, как и другая.
 
И вот Он говорит тому человеку:— Протяни руку.Тот протянул — и рука снова стала здоровой, как другая.

И, выйдя, фарисеи приняли решение: погубить Его, однако Иисус, узнав об этом, удалился оттуда.
 
А фарисеи ушли и стали совещаться, как бы погубить Иисуса.

И последовало за Ним множество людей, и Он исцелил их, а всех исцеленных отослал,
 
Поняв это, Иисус оттуда удалился. За Ним последовало множество людей, и Он их всех исцелил,

запретив им разглашать о Нём,
 
но запретил им разглашать о Нем, чтобы

во исполнение сказанного пророком Исайей:
 
исполнилось предсказанное через пророка Исайю:

вот Сын Мой, Которого Я избрал; Возлюбленный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Я ниспошлю на Него Дух Мой, и Он возвестит народам о правосудии.
 
«Вот Сын Мой, избранник Мой и любимец, благоволит к Нему Моя душа. Я пошлю дух Мой на Него и Он вернет народам правосудие.

Он не подымет ни спора, ни крика, и никто не услышит на улицах голоса Его;
 
Не станет Он спорить или кричать, на площадях Его голоса не услышат,

Он тростинку надломленную не переломит и дымящийся светильник не погасит во имя окончательного торжества правосудия.
 
надломленной тростинки Он не сломит, дымящегося фитиля не погасит, пока не добьется торжества правосудия —

И на Него будут уповать народы. (Ис 42:1−4; Ис 5:1)4
 
на имя Его будут уповать народы».

И вот, привели к Нему бесноватого, который был слеп и нем, и Он исцелил его, так что тот, будучи немым и слепым, стал говорить и видеть.
 
Тогда к Иисусу привели одержимого бесом человека, он был слеп и нем. Иисус исцелил его, немой прозрел и заговорил.

И все люди в изумлении спрашивали: может быть, Он и есть Сын Давида?
 
Всё множество народа в изумлении говорило о Нем:— Так вот кто потомок Давида!

Услышав это, фарисеи стали говорить: Он бесов изгоняет не иначе как с помощью веельзевула, владыки бесов.
 
А слышавшие это фарисеи решили так:— Что Он изгоняет бесов, так это властью Веельзевула, который бесами и правит.

Он же, зная помышления их, сказал им: любое царство, в котором начнутся междоусобицы, опустеет, и любой город или дом, в котором начнутся междоусобицы, не устоит.
 
А Иисус, зная, что они думают, сказал им:— Всякое расколовшееся царство опустеет, расколовшемуся городу или дому не устоять.

И если сатана изгоняет сатану, то, значит, он враждует против себя самого. Как же устоит царство его?
 
Если сатана изгоняет сатану, если он разделился — как устоять его царству?

И если Я с помощью веельзевула изгоняю бесов, то кто же помогает изгонять их сыновьям вашим?5 Пусть же они будут вам судьями.
 
И если Я изгоняю бесов властью Веельзевула, то чьей властью это делают ваши же сыновья? Вот они-то и будут вам судьями!

Если же Я Духом Божьим изгоняю бесов, то, стало быть, приблизилось к вам Царство Божье.
 
А если Я изгоняю бесов Духом Божьим, значит, достигло вас Царство Божье.

Разве кто-нибудь сможет зайти в дом сильного человека и, разграбив дом его, похитить вещи его, если прежде не свяжет сильного?
 
Как можно войти в дом могучего владельца и расхитить его имущество, если не связать сперва владельца? А тогда уже можно и дом его разорять.

Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.
 
Кто не со Мной — тот против Меня, и кто не приобретает со Мной — тот теряет.

Поэтому говорю вам: любой грех и кощунство могут быть прощены людям, но кощунство на Дух (Святой) не простится им.
 
Так что говорю вам: всякое прегрешение и злословие простятся людям — а кто злословит Духа, тому не простится.

И тот, кто скажет слово даже против Сына Человеческого, будет прощен, но тот, кто скажет против Духа Святого, не будет прощен ни в нынешнем веке, ни в будущем.
 
Кто скажет нечто против Сына Человеческого, тому простится, а кто скажет против Святого Духа, тому не простится ни в этом мире, ни в будущем.

Вы или признайте дерево хорошим и плоды его хорошими, или признайте дерево прогнившим и плоды его гнилыми, потому что дерево познается по его плодам.
 
Если дерево вы считаете полезным, то и плод его полезен, а если дерево считаете негодным, то и плод его негоден — ведь дерево оценивают по плодам.

О змеиное отродье, как вы можете говорить о добре, будучи злы? Ведь уста говорят о том, что переполняет сердце.
 
Змеиное вы отродье! Да откуда возьмутся у вас добрые слова, если сами вы злы? Чем переполнено сердце — то и на устах у человека.

Добрый человек из тайников доброго (сердца) выносит добро, а злой человек из тайников злого (сердца) выносит зло.
 
Добрый человек выносит добро из своих хранилищ добра, а злой человек выносит зло из своих хранилищ зла.

Говорю же вам, что за всякое праздное слово, сказанное людьми, они дадут ответ в день суда,
 
Говорю вам: за всякое пустое слово, какое только скажут люди, воздастся им в день суда:

ибо за слова свои ты будешь оправдан, и за слова же свои будешь осужден.
 
слова твои будут тебе во оправдание, и твои же слова будут тебе во осуждение.

Тогда несколько книжников и фарисеев сказали, обращаясь к Нему: Учитель! Мы хотим, чтобы Ты дал нам увидеть знамение.6
 
Некоторые из книжников и фарисеев сказали Ему в ответ:— Учитель, хотим увидеть от Тебя знамение!

Он же сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный знамения требует, но никакого знамения не будет дано ему, кроме знамения пророка Ионы,
 
А Он ответил им так:— Род злой и развратный ищет знамения, но не будет ему дано иного, кроме знамения пророка Ионы.

ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий пребудет в недрах земли три дня и три ночи. (Иона 2:1)
 
Как Иона пробыл во чреве китовом три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.

Жители Ниневии восстанут для суда с этим родом и осудят его, потому что они покаялись после проповеди Ионы, а ведь здесь Тот, Кто превосходит Иону.
 
В день суда ниневитяне встанут рядом с этим родом людей и осудят их, потому что проповедь Ионы привела их к покаянию — а здесь Тот, Кто больше Ионы.

Царица южная7 воскреснет для суда с этим родом и осудит его, потому что она из самых дальних земель пришла послушать поучения Соломона, а ведь здесь Тот, Кто превосходит Соломона.
 
Южная царица в день суда пробудится вместе с этим родом людей и осудит их, потому что она пришла от края земель послушать мудрость Соломонову — а здесь Тот, Кто больше Соломона.

Нечистый дух, после того как он вышел из человека, скитается по безводным краям, ища покоя, и не находит.
 
Когда оставляет человека нечистый дух, он скитается по безводной пустыне и не может найти себе покоя.

Тогда говорит он: возвращусь-ка я в дом свой, из которого вышел. И, придя, находит его свободным, убранным и украшенным.
 
И тогда решает вернуться домой, откуда вышел — и по возвращении находит этот дом пустым, прибранным и украшенным.

Тогда он идет и берет с собой семь других духов, более злых, чем он сам, и, войдя в человека, они остаются жить в нём. И становится для того последнее хуже первого. Так будет и с этим родом лукавым.
 
Тогда он отправляется, прихватив с собой семь духов еще злей, чем он сам, занимает дом и обитает там — а для человека это еще хуже, чем то, что было прежде. Так будет и с этим злым родом людей!

Он ещё говорил с народом, когда (пришли) мать и братья Его и встали во дворе, желая поговорить с Ним.
 
Еще когда Иисус это говорил толпе, появились Его мать и братья. Они стояли снаружи и хотели с Ним поговорить.

И кто-то сказал Ему: мать Твоя и братья Твои стоят во дворе, желая поговорить с Тобой.
 
Один человек Ему сказал:— Там, снаружи, стоят Твои мать и братья, они хотят с Тобой поговорить.

Он же, обратясь к тому, кто сказал Ему это, спросил: а кто мать Моя или братья Мои?
 
Он ответил тому человеку:— Кто Мне мать и кто братья?

И, указав рукой на учеников Своих, сказал: вот мать Моя и братья Мои,
 
И, обведя рукой Своих учеников, сказал:— Вот кто Мне матерь и братья.

ибо всякий, кто исполняет волю Отца Моего Небесного, тот и брат Мой, и сестра Моя, и мать.
 
Всякий, кто творит волю Отца Моего Небесного — тот Мне и брат, и сестра, и матерь.

Примечания:

 
В переводе Лутковского
[12.1] Срывание колосьев, разрешенное законом (Втор. 23.25), было приравнено фарисеями к жатве, которая запрещалась в субботу.
[12.2] «дом Божий» — главная часть Храма;
[12.3] «священный хлеб» — пресный хлеб, положенный на жертвенник (традиционный перевод — «хлебы предложения» (см. Исх. 25.30).
[12.4] 12.18 — 21. Цитируя пророка Исайю, Матфей в основном использует текст Септуагинты, но некоторые слова он дает, видимо, в своем переводе с еврейского оригинала, поскольку они отличаются как от греческого, так и от еврейского текстов.
[12.5] сыновьям вашим — по всей видимости, речь идет об учениках фарисеев, которые изгоняли бесов с помощью заклинаний; но, возможно, подразумеваются апостолы, которые были «сыновьями» иудейского народа.
[12.6] знамение — книжники и фарисеи требуют от Иисуса совершения чуда, дабы тем самым Он подтвердил свои полномочия обличать их.
[12.7] «царица южная» — царица Савского (Сабейского) царства в Аравии, посещавшая царя Соломона в Иерусалиме (см. 3 Цар. 10.1 — 13).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.