От Матфея 13 глава

Евангелие от Матфея святое благовествование
В переводе Лутковского → Перевод Десницкого

 
 

В тот же день, выйдя из дома, Иисус сел у озера,
 
В тот день Иисус вышел из дома и сел на морском берегу.

а около Него столпилось столь много людей, что Он вынужден был войти в лодку, тогда как все люди стояли на берегу, и, сидя в ней,
 
Народ к Нему сходился толпами, так что пришлось Ему сесть в лодку, а вся толпа оставалась на берегу.

Он долго проповедовал им притчами, и так говорил Он: вот, вышел сеятель сеять.
 
Он говорил с ними притчами, и рассказал их много:— Однажды вышел сеятель сеять зерна.

При этом одни из семян упали близ дороги, и налетели птицы небесные и поклевали их;
 
И пока он сеял, одни зерна упали при дороге — налетевшие птицы их склевали.

другие упали на каменистую почву, где было мало земли, и сквозь тонкий слой земли сразу проросли,
 
Другие зерна попали на каменистую землю, где почвы было немного: такое зерно сразу взошло, потому что было в земле неглубоко,

но когда взошло солнце, они увяли и, не имея корней, зачахли;
 
но едва взошло и пригрело солнце, росток засох, потому что не укоренился.

а другие упали среди терний, и тернии, поднявшись, заглушили их;
 
Другие зерна попали в сорняки, так что сорняки разрослись и задушили ростки.

другие же упали на хорошую землю и дали плод: которое — во сто крат, которое — в шестьдесят, а которое — в тридцать.
 
А были и такие зерна, что упали на плодородную почву и принесли урожай: какое в сто, какое в шестьдесят, какое в тридцать крат.

Кто имеет уши слышать, да услышит! (Иез 12:2)
 
У кого есть уши, пусть услышит!

И, подойдя к Нему, ученики спросили: почему Ты проповедуешь им притчами?
 
Ученики подошли к Нему и спросили:— Почему ты говоришь с ними притчами?

Он же сказал им в ответ: потому что вам дано знать тайны Царства Небесного, а им не дано.
 
Он сказал им в ответ:— Вам дано знать таинства Царства Небес, а им не дано.

Ибо кто имеет, тому дано будет и преумножится, а кто не имеет, у того отымется и то, что он имеет.
 
У кого есть — тому и дано будет с избытком, а у кого нет — у того будет отнято, что имел.

Притчами же Я проповедую потому, что они глядят, и не видят, слушают, но не слышат и не разумеют.
 
Потому я говорю с ними притчами, так что они смотрят, но не видят, слушают, но не слышат и не понимают.

В этом исполняется над ними пророчество Исайи, гласящее: будете слышать ушами, — и не уразумеете, будете глядеть глазами, — и не увидите.
 
Так сбывается на них пророчество Исайи: «Слышать-то вы будете, да не поймете, смотреть-то будете, да не увидите.

Ибо сердце этих людей огрубело; они ушами едва слышат, они глаза свои сомкнули, чтобы и глазами не видеть, и ушами не слышать, и не разуметь сердцем; не желают они покаяться, чтобы Я помиловал их. (Ис 6:9−10)
 
Очерствело сердце этого народа, уши еле слышат, глаза закрылись — слухом не услышат, зрением не увидят, сердцем не уразумеют, не обратятся ко Мне за исцелением».

Счастливы же глаза ваши, потому что видят, и уши ваши, потому что слышат.
 
Благо вам, что глаза ваши зрячи и уши способны слышать!

Уверяю вас: многие пророки и праведники желали видеть то, что вы видите, — и не видели, слышать то, что вы слышите, — и не слышали.
 
Аминь говорю вам: многие пророки и праведники желали видеть то, что у вас перед глазами — но так и не увидели, желали слышать, что вы слышите — но так и не услышали.

Итак, выслушайте значение притчи о сеятеле.
 
А теперь послушайте, что значит притча о сеятеле.

Ко всякому, кто слушает слово о Царстве (Небесном), но не внимает ему, приходит лукавый и похищает слово, посеянное в сердце его; вот кого означает посеянное близ дороги;
 
К любому, кто слышит о Царстве, но не понимает смысла, приходит лукавый, чтобы похитить зерно, посеянное в его сердце — как упавшее при дороге.

посеянное же на каменистой почве означает того, кто едва услышит слово, тотчас с радостью воспринимает его,
 
Зерно, что попало на каменистую землю — это когда услышит человек Слово и тотчас его радостно примет,

но, будучи сам по себе безволен и непостоянен,73 когда наступает гонение или преследование за слово, тотчас отрекается от него;
 
но Слово не пустит корня — такой человек переменчив, и стоит начаться скорби или гонению за Слово, как он поддается соблазну.

а посеянное среди терний означает того, кто слушает слово, но в котором жизненные заботы или соблазны богатства подавляют слово, и оно остается бесплодным;
 
Зерно, что попало в сорняки — это когда услышит человек слово Слово, но подступит забота о мирском и соблазн богатства, задушат они Слово — и останется человек без плода.

посеянное же на хорошей земле означает того, кто слушает слово, внимает ему, и оно приносит плод: у кого во сто крат, у кого — в шестьдесят, а у кого — в тридцать.
 
А зерно, что попало в хорошую почву — это когда человек выслушает Слово, поймет его и принесет плод: кто в сто, кто в шестьдесят, кто в тридцать крат.

Тогда же Он поведал народу другую притчу: Царство Небесное подобно тому, как если бы человек посеял хорошие семена на поле своем.
 
Рассказал Он им еще одну притчу:— Вот чему подобно Царство Небес: засеял некий человек свое поле хорошими зернами.

А когда все люди спали, пришёл враг его, посеял плевелы среди пшеницы и ушел.
 
Но когда все спали, пришел на поле его враг и посеял среди пшеницы плевелы.

Когда же поднялись колосья и дали плод, тогда появились и плевелы.
 
Поднялись всходы, налились колосья — тогда и обнаружились плевелы.

Рабы же хозяина, пришли и спросили у него: господин, ты ведь хорошие семена посеял на поле своем; откуда же взялись плевелы?
 
К хозяину поля подошли рабы и спросили: «Господин, ты ведь засеял свое поле хорошими зернами! Откуда же взялись плевелы?»

Он же ответил им: враг людей сделал это. А рабы сказали ему: так прикажи, мы пойдем и выберем их.
 
Он ответил: «Это дело рук моего врага». Тогда рабы ему предлагают: «Желаешь, чтобы мы занялись прополкой?»

Но он ответил: нет, иначе, выбирая плевелы, вы повыдергиваете вместе с ними и пшеницу.
 
Но он говорит: «Нет! А не то, выпалывая плевелы, вы заодно повыдергиваете и пшеницу.

Оставьте расти то и другое до жатвы; а во время жатвы я скажу жнецам: выберите прежде плевелы и свяжите в снопы, чтобы сжечь их; пшеницу же соберите в житницу мою.
 
Пусть растет то и другое, пока не придет время жатвы, а тогда я велю жнецам сначала срезать плевелы и связать их в снопы, чтобы сжечь, а потом уже собрать пшеницу в мою житнитцу».

Другую притчу Он поведал им: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек посеял на поле своем;
 
Рассказал Он им еще вот какую притчу:— Вот на что похоже Царство Небес: посеял некий человек у себя на поле горчичное зернышко.

будучи наименьшим из всех семян, оно, когда вырастает, становится выше всех злаков, словно дерево, так что прилетают птицы небесные и вьют гнезда в ветвях его.
 
Хоть оно и меньше всех семян, но когда всходит росток, он выше всех растений в саду — это дерево, на ветви которого прилетают гнездиться птицы небесные.

И рассказал им другую притчу: Царство Небесное подобно закваске, которой женщина замесила три меры муки, доколе не заквасилось всё.
 
И рассказал Он им еще одну притчу:— Царство Небес похоже на то, как женщина взяла закваску и замесила с ней целый мешок муки — и на этих дрожжах поднялось все тесто.

Такими вот притчами Иисус проповедовал народу, и, кроме притч, ничего не говорил им,
 
Всё это Иисус говорил народу притчами, а без притчей ничего им не говорил,

во исполнение сказанного пророком: для притч отверзу уста мои, открою утаенное от создания мира. (Пс 77:2)1
 
чтобы исполнилось предсказанное через пророка: «Открою уста, чтобы поведать притчи и провозгласить, что было сокрыто со времен сотворения мира».

А когда, оставив народ, Иисус пришёл домой, ученики Его подошли к Нему и сказали: разъясни нам значение притчи о плевелах на поле.
 
Потом Иисус отпустил народ и вошел в дом. К Нему подошли ученики с просьбой объяснить притчу о плевелах на поле.

Он же сказал им в ответ: сеющий хорошие семена — это Сын Человеческий;
 
Он им ответил:— Кто сеет хорошие зерна — это Сын Человеческий.

поле — это мир, хорошие семена — это сыновья Царства, а плевелы — сыновья лукавого;
 
Поле — это мир, хорошие зерна — это сыны Царства, а сорняки — сыны лукавого.

враг, посеявший их, — это диавол, жатва — конец века сего, а жнецы — это ангелы.
 
Враг, который их посеял — это диавол. Жатва — это конец света, а жнецы — ангелы.

Подобно тому, как плевелы выбирают и сжигают в огне, так будет и в конце века сего:
 
Плевелы собирают и бросают в огонь — так будет и при конце света:

пошлет Сын Человеческий ангелов Своих, а те изымут из Царства Его все соблазны и всех творящих беззакония
 
пошлет Сын Человеческий Своих ангелов убрать из Своего Царства всё то, что соблазняет и всех тех, кто творит беззаконие.

и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов.
 
Их бросят в огненную печь, и будут там слышны рыдания и зубовный скрежет —

Тогда праведники воссияют словно солнце в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да услышит! (Иез 12:2)
 
а праведники тогда воссияют, как солнце, в Царстве своего Отца! У кого есть уши, пусть слышит.

Царство Небесное подобно сокровищам, спрятанным в поле, найдя которые, человек утаил это, и от радости пошёл и продал всё, что имел, и купил поле то.
 
Царство Небес похоже на закопанное в поле сокровище: нашел его человек, скрыл ото всех, и вот радостно идет и распродает всё свое имущество, лишь бы купить это поле.

Ещё подобно Царство Небесное купцу, ищущему красивый жемчуг;
 
И вот на что еще похоже Царство Небес: ищет некий купец прекрасный жемчуг —

найдя одну драгоценную жемчужину, он отправился и продал всё, что имел, и купил её.
 
и вот нашел одну драгоценную жемчужину и продал всё свое имущество, лишь бы ее купить.

Ещё подобно Царство Небесное неводу, которым, закинув его в озеро, захватили самых разных рыб,
 
На что же еще похоже Царство Небес? Забросили в море невод, захватил он рыб всякого рода,

и, когда он наполнился, вытащили его на берег и, сев, собрали хорошую рыбу в корзины, а плохую выбросили вон.
 
а когда невод наполнился, рыбаки вытащили его на берег и сели разбирать улов: хороших рыб сложили в корзины, а всё непригодное выбросили вон.

Так будет и в конце века сего: сойдут (с небес) ангелы и, отделив грешников от праведников,
 
Так будет и при конце света: явятся ангелы и отделят от праведников дурных людей,

ввергнут грешников в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов.
 
бросят их в огненную печь, и будут там слышны рыдания и зубовный скрежет.

И спросил их: уразумели ли вы всё это? Они ответили Ему: да, Господи.
 
Теперь вы поняли всё?— Да! — ответили они.

Он же сказал им: если так, то всякий книжник, знающий о Царстве Небесном, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое.
 
А Иисус добавил:— Потому и всякий книжник, который обучился Царству Небес, похож на хозяина дома, который достает из кладовой и новые вещи, и старые.

Этой притчей Иисус закончил речь Свою и удалился оттуда.
 
Рассказав все эти притчи, Иисус отправился дальше.

Придя в Свой родной город,2 Он стал проповедовать в местной синагоге, а все спрашивали в изумлении: о какой это Своей мудрости и чудесах (говорит Он)?
 
Он пришел в родные края и стал там учить в местной синагоге, приводя людей в изумление. Они говорили:— Откуда же у Него такая мудрость и такая сила?

Разве Он не сын плотника? Не Его ли мать зовут Марией, и не Его ли это братья Иаков, Иосиф, Симон и Иуда?
 
Он же сын простого плотника! Вот и Его мать по имени Мария, вот и Его братья: Иаков, Иосиф, Симон и Иуда!

И разве все сестры Его не живут у нас? Откуда же у Него всё это?
 
Да и все Его сестры тут, у нас. Откуда же у Него эти способности?

И негодовали на Него. Иисус же сказал им: нигде не презирают пророка, но только в отечестве его и в доме его.
 
Вот что мешало им его принять. А Иисус им сказал:— Нигде пророк не лишен почета, кроме как в родном краю, в собственном доме.

И не совершил там никаких чудес из-за неверия их.
 
Он так и не проявил там Свою великую силу из-за их неверия.

Примечания:

 
В переводе Лутковского
[13.1] досл.: «но не имея корня в себе и будучи непостоянен».
[13.2] вторая половина пророчества дана автором в свободном переводе (возможно, в таких случаях автор просто цитировал по памяти, не сверяясь с подлинником).
[13.3] родной город — Назарет.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.