От Матфея 22 глава

Евангелие от Матфея святое благовествование
В переводе Лутковского → Перевод Десницкого

 
 

А Иисус вновь обратился к ним, говоря притчами:
 
А Иисус продолжил говорить с ними притчами. Он сказал:

Царство Небесное подобно тому, как если бы некий царь устроил брачный пир для сына своего.
 
— Вот чему подобно Царство Небес: один человек-царь справлял свадьбу своего сына.

И послал он слуг своих, чтобы они позвали приглашенных на пир, но те не захотели придти.
 
Он разослал своих слуг позвать тех, кого он приглашал на свадьбу, но те не захотели прийти.

Тогда он вновь послал других слуг, повелев им: скажите приглашенным: трапеза у меня приготовлена, тельцы мои и множество откормленного скота заколоты, и всё готово; приходите на пир.
 
Тогда он отправил других слуг передать приглашенным: «Пиршественный стол у меня уже накрыт, тельцы откормлены на убой и заколоты, так что всё готово. Поспешите на свадьбу!»

Но те, пренебрегая сказанным, отправились: кто на поле своё, кто по торговым делам своим,
 
Но те никак не отозвались на приглашение: кто отправился на свое поле, кто продолжил торговать.

а некоторые, схватив слуг его, стали издеваться над ними и убили их.
 
Были среди них и такие, кто хватал царских слуг, издевался над ними и убивал.

Узнав об этом, царь разгневался и, послав воинов своих, велел погубить тех убийц, а город их сжечь.
 
А царь разгневался и послал свое войско перебить тех убийц и сжечь их город.

Затем он сказал слугам своим: пир готов, но приглашенные оказались недостойны;
 
И вот говорит он своим слугам: «Всё уже готово к свадьбе, а приглашенные оказались недостойны.

так пойдите же на перекрестки дорог, и кто бы ни встретился вам, приглашайте на пир.
 
Так ступайте же теперь по дорогам и кого только ни встретите на перекрестках — зовите на свадьбу!»

И разошлись слуги эти по дорогам, созывая всех, кого встречали: злых и добрых, и наполнился брачный чертог пирующими.
 
Слуги пошли по дорогам и привели всех, кого только повстречали: и злых и добрых, — так что не осталось на пиру пустого места.

И вот царь, войдя посмотреть на пирующих, увидел там человека, одетого не в праздничное одеяние,
 
А когда царь вошел на пир посмотреть на гостей, он заметил там человека, одетого не по-праздничному.

и спрашивает у него: друг мой, почему ты пришёл сюда не в праздничном одеянии? Но тот промолчал.
 
Он обратился к тому с вопросом: «Что же ты пришел сюда, приятель, а к празднику не нарядился?» Тот молчал.

Тогда царь повелел служителям: свяжите ему ноги и руки и бросьте его в темную яму; там будет плач и скрежет зубов.
 
Тогда царь велел распорядителям: «Свяжите его по ногам и рукам и выбросьте наружу, во тьму, где будут рыдать и скрежетать зубами».

Ибо много званных, но мало избранных.
 
Много кто призван, но мало кто избран.

И, отойдя в сторону, фарисеи приняли решение поймать Его на слове,
 
На этом фарисеи ушли и сговорились подловить Его на слове.

и подослали к Нему учеников своих вместе с иродианами,1 которые сказали: Учитель! Мы знаем, что Ты справедлив и наставляешь воистину на путь Божий, что Ты не лицеприятен и никому из людей не угождаешь.
 
Они подослали к Нему своих учеников и сторонников Ирода с вопросом:— Учитель, мы знаем, что Ты привержен истине и ни от кого не зависишь. Невзирая на лица, Ты поистине учишь Божьему пути.

Так скажи нам: должны ли мы платить подать кесарю, или нет? Как Ты думаешь?
 
Скажи нам, как Ты считаешь: допустимо ли отдавать Цезарю подушную подать или нет?

Но Иисус, уразумев коварство их, сказал: вы что, испытываете Меня, лицемеры?
 
А Иисус, понимая их злой умысел, сказал им:— Что вы Меня испытываете, лицемеры?

Покажите-ка Мне монету, которой платится подать. И когда они подали Ему динарий,
 
Покажите-ка Мне монету, которой платят подать.Они протянули ему денарий.

Иисус спросил у них: чье это изображение и надпись?
 
А Он их спрашивает:— Чье это изображение, чья надпись?

Они отвечают Ему: кесаря.2 Тогда Он говорит им: отдавайте же кесарево кесарю, а Божье — Богу.
 
Говорят Ему:— Цезаря.Он им в ответ:— Что Цезарево — то отдайте Цезарю, а что Божье — то Богу.

Услышав это, они удивились и, оставив Его, отошли.
 
Они выслушали это с изумлением и ушли, оставив Его в покое.

Тем временем саддукеи,3 которые утверждают, что нет воскресения, подошли к Нему и спрашивают у Него:
 
В тот же день пришли к Нему саддукеи (они считают, что воскресения мертвых не будет) и спросили Его:

Учитель! Моисей сказал: если кто умрет бездетным, пусть женится брат его на жене его и продолжит род брата своего. (Быт 38:8; Втор 25:5)
 
— Учитель, Моисей повелел: если кто умрет женатым, но бездетным, пусть его вдову возьмет в жены его брат и так восстановит для него потомство.

Так вот: было у нас семь братьев. Первый, женившись, скончался и, так как у него не было детей, оставил жену свою брату своему.
 
Было среди нас семь братьев, первый умер женатым, но потомства у него не было, так что жену он оставил брату.

То же самое случилось и со вторым, и с третьим, и со всеми семью братьями.
 
Точно так же и второй, и третий, вплоть до седьмого.

После всех умерла и жена.
 
А после всех умерла и та женщина.

Итак, по воскресении, женой которого из семи она будет? Ведь все семеро обладали ею.
 
Итак, когда воскреснут мертвые, кому из семерых будет она женой? Ведь все они были на ней женаты.

Иисус же сказал им в ответ: заблуждаетесь вы, не зная ни Писаний, ни могущества Божьего,
 
Иисус сказал им в ответ:— Вы заблуждаетесь, не зная ни Писаний, ни силы Божьей.

ибо по воскресении не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут словно ангелы Божьи на небесах.
 
После воскресения не будут люди жениться, а будут подобны ангелам небесным.

А о воскресении мертвых разве не читали вы сказанного вам Богом:
 
Что же до воскресения мертвых, разве не читали вы, как обратился к вам Бог?

Я — Бог Авраама, Исаака и Бог Иакова? Ведь Он — Бог не мертвых, а живых. (Исх 3:6)
 
«Я Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова». Он — не бог мертвых, но Бог живых!

Люди же с изумлением внимали учению Его.
 
Слышавший это народ поражался тому, как учит Иисус.

А фарисеи, узнав, что Он посрамил саддукеев, собрались вокруг Него,
 
Фарисеи тоже это услышали и им понравилось, что Он заставил саддукеев замолчать. Они сговорились меж собой,

и один из них, законник, испытывая Его: спросил:
 
и вот один из них, знаток закона, решил испытать Иисуса и спросил:

Учитель! Какая заповедь в законе самая главная?
 
— Какая заповедь в законе самая великая?

Он же сказал ему: возлюби Господа Бога своего всем сердцем своим, и всею душою своею, и всем разумом своим. (Втор 6:5)
 
Иисус ответил ему:— «Полюби Господа Бога твоего от всего сердца и от всей души, и всем разумом!»

Это — главнейшая и первая заповедь.
 
Это самая великая, первейшая заповедь.

Вторая же подобна ей: возлюби ближнего своего как самого себя. (Лев 19:18)
 
А на втором месте — подобная ей: «Полюби ближнего как самого себя».

На этих двух заповедях утверждаются и весь закон, и писания пророков.
 
В этих двух заповедях заключается весь закон и все пророки.

А обступивших Его фарисеев Иисус спросил:
 
Видя, что фарисеи собрались вместе, Иисус Сам спросил их:

что вы думаете о Христе? Чей Он Сын? Они отвечают Ему: Давида.
 
— Что вы думаете о Христе — чей Он сын?Отвечают:— Давида.

Тогда Он говорит им: почему же Давид по вдохновению свыше называет Его Господом, говоря:
 
Говорит им:— Отчего же Давид по внушению Святого Духа сам называет Его Господом?

сказал Господь Господу моему: сиди одесную от Меня, доколе не положу врагов Твоих у подножия ног Твоих? (Пс 109:1)
 
«Сказал Господь Господу моему: “Воссядь от Меня по правую руку, и врагов Твоих Я повергну под ноги Тебе”».

Итак, если Давид называет Его Господом, почему же Он сын ему?
 
Так если Давид называет Его Господом, как же Он может быть Давиду сыном?

Никто ни слова не мог сказать Ему в ответ; и с того времени никто уже не дерзал спрашивать Его.
 
На это никто не смог ничего Иисусу ответить. И с этого дня уже никто не осмеливался спрашивать Его.

Примечания:

 
В переводе Лутковского
[22.1] «вместе с иродианами» — иродиане выступали за сотрудничество с римскими властями.
[22.2] кесарь — греческая форма латинского слова Цезарь; титул римских императоров.
[22.3] «саддукеи» — см. комментарии 3.7. Саддукеи отрицали веру в воскресение из мертвых.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.