От Луки 1 глава

Евангелие от Луки святое благовествование
В переводе Лутковского → Перевод Десницкого

 
 

Так как многие уже стали слагать повествования о событиях, хорошо известных нам
 
Немало писателей начали составлять свои повествования о событиях, которые у нас произошли —

по рассказам проповедников,1 с самого начала бывших очевидцами их,
 
они опираются на рассказы тех, кто с самого начала был подле Слова и служил Ему.

то и я решил, тщательно исследовав всё по порядку, последовательно изложить их тебе, досточтимый Феофил,2
 
Вот поэтому и я, тщательно изучив всё с самого начала, решил написать об этом тебе, досточтимый Феофил,

чтобы ты убедился в достоверности тех преданий, которые тебе довелось услышать.3
 
чтобы ты достоверно узнал о том, чему тебя научили прежде.

Во время правления царя Ирода жил в Иудее священник из Авиевой чреды4 по имени Захария со своей женой Елизаветой из рода Аарона.
 
Был в Иудее во дни царя Ирода один священник по имени Захария. Он принадлежал к череде Авии. Его жена по имени Елизавета тоже была из Ааронова рода.

Оба они были праведны пред Богом, безукоризненно соблюдали все предписания закона и заповеди Господни,
 
И он, и она были праведны перед Богом и поступали по всем заповедям и повелениям Господним безупречно.

но детей у них не было, несмотря на преклонный возраст обоих, потому что Елизавета была бесплодна.
 
Но ребенка у них не было, Елизавета оказалась бесплодна. Так они и вошли в преклонный возраст.

И вот однажды, когда Захария согласно чину своей чреды совершал богослужение,
 
Однажды, когда Захарии вместе с его чередой подошло время служить перед Богом,

ему необходимо было по священному обычаю воскадить фимиам в алтаре Господнем. И когда он вошел в него,
 
выпал Захарии жребий (так водится у священников) войти в храм Господень и совершить воскурение.

а великое множество молящихся во время каждения пребывали во (внутреннем) дворе храма,
 
Весь остальной народ во время воскурения молился снаружи.

явился ему ангел Господень, стоящий справа от кадильного жертвенника.
 
Захарии тогда явился ангел Господень, он стоял по правую руку от жертвенника для воскурений.

Увидев его, Захария растерялся, и страх напал на него.
 
Захарию смутило это видение, на него напал страх.

Но ангел сказал ему: не бойся, Захария, молитвы твои услышаны: жена твоя, Елизавета, родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн;
 
Ангел сказал ему:— Не бойся, Захария! Твоя молитва услышана. Жена Елизавета родит тебе сына и ты назовешь его Иоанном.

рождение его принесет тебе радость и веселие, и многие с тобою возрадуются.
 
Будешь радоваться о нем и ликовать, и многим его рождение подарит радость!

Он будет велик пред Господом, не станет пить ни виноградного, ни фруктового вина и, исполненный Духа Святого ещё во чреве матери своей,
 
Он будет пред Господом велик, вина и хмельного не будет пить, Духом исполнится от чрева матери.

многих сыновей Израиля обратит затем ко Господу;
 
Многих сыновей Израиля обратит он к Господу, их Богу

он пройдет пред Богом, имея дух и силу Илии, чтобы, обратив сердца отцов к детям их, а неверующих5 — к образцу мыслей праведных, подготовить народ к встрече Господа.
 
и сам перед Ним пройдет в духе Илии и с силой его, обратит он сердца отцов к детям, а непокорных — к праведным мыслям, чтобы народ был готов встретить Господа!

И сказал Захария ангелу: разве я способен на это? Ведь я стар, да и жена моя в преклонном возрасте.
 
Захария спросил ангела:— Как мне узнать, что это сбудется? Я ведь уже старик, да и жена моя состарилась.

Ангел же сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Самим Богом, и послан Им провозгласить тебе эту радостную весть;
 
Ангел сказал ему в ответ:— Я Гавриил, я стою перед Богом, и я был послан, чтобы говорить с тобой и возвестить тебе это.

ты же, за то, что не поверил словам моим, которые исполнятся в своё время, будешь молчать и не сможешь говорить до того самого дня, в который сбудется это.
 
А ты останешься немым, ты не сможешь говорить до того дня, когда всё это сбудется, за то, что не поверил моим словам. Они исполнятся в свое время.

Между тем люди, которые ожидали Захарию, недоумевали, почему тот задерживается в алтаре.
 
Народ тем временем ждал Захарию снаружи и удивлялся, что он задерживается в храме.

А когда он вышел, то ничего не мог сказать им, и лишь по знакам, которыми он, словно немой, объяснялся с ними, они догадались, что ему было видение в алтаре.
 
Когда он вышел, оказалось, что он не может им ничего сказать — так они поняли, что ему в храме было видение. Сам он объяснялся с людьми знаками и оставался немым.

И вот окончились дни служения его, и он возвратился в дом свой.
 
Когда завершились дни служения, он вернулся к себе домой.

Вскоре после этого зачала Елизавета, жена его, и в течение пяти месяцев тщательно скрывала это от всех, говоря:
 
Вскоре после тех дней его жена Елизавета забеременела и пять месяцев скрывалась ото всех. Она говорила:

вот что сотворил мне Господь, когда решил избавить меня от упреков людских.6
 
— В эти дни взглянул на меня Господь, и вот что Он сотворил, чтобы снять с меня позор перед людьми!

А через шесть месяцев Бог послал ангела Гавриила в Назарет, один из городов Галилеи,
 
А на ее шестом месяце был послан от Бога ангел Гавриил в галилейский город под названием Назарет

к отроковице по имени Мария, обрученной с Иосифом из рода Давида.
 
к девушке, которая была обручена с мужчиной по имени Иосиф из рода царя Давида. Имя той девушки — Мария.

Представ пред нею, ангел сказал ей: здравствуй, облагодатствованная! Господь с тобою!
 
Ангел вошел и приветствовал ее:— Здравствуй! Ты благодать и радость обрела, Господь с тобой!

Увидев его, она растерялась, не зная, что и подумать о словах, обращенных к ней.
 
Она смутилась от таких слов и недоумевала, что бы такое приветствие могло означать.

Ангел же сказал ей: не бойся, Мария, ты обрела благодать у Бога,
 
Ангел продолжил:— Не бойся, Мария! От Бога ты обрела благодать.

и вот: зачнешь во чреве, родишь Сына и наречешь Ему имя Иисус. (Ис 7:14)
 
Ты зачнешь, выносишь и родишь Сына и ты дашь Ему имя Иисус.

Он будет великим, и называть Его станут Сыном Всевышнего; Господь Бог вручит Ему престол Давида, отца Его,
 
Он будет велик, Сыном Всевышнего Его назовут, Господь Бог Ему передаст престол Давида, праотца Его.

и будет Он царствовать над родом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца.
 
вовеки будет царствовать Он над домом Иакова, и царству Его не будет конца.

И спросила Мария у ангела: как же это произойдет, если я ещё не замужем?7
 
Мария спросила у ангела:— Как же это произойдет, ведь я еще не была с мужчиной?

Ангел же сказал ей в ответ: Дух Святой снизойдет на тебя и благодать8 Всевышнего осенит тебя, поэтому Рожденного тобою Святого будут называть Сыном Божьим;
 
Ангел сказал ей в ответ: — На тебя сойдет Святой Дух и сила Всевышнего тебя осенит, потому и родится Святое Дитя и Сыном Божьим Его назовут.

вот и Елизавета, родственница твоя, которую считали бесплодной, несмотря на старость свою, зачала сына и уже на шестом месяце,
 
Вот и родственница твоя Елизавета вынашивает сына в преклонные года, месяц уже шестой — а ведь ее считали бесплодной!

потому что для Бога нет ничего невозможного.
 
Ни одно слово от Бога не останется бессильным.

И отвечала Мария: я раба Господня; да будет мне по слову твоему. И ангел удалился от неё.
 
Мария сказала:— Я раба Господня. Да будет со мной, как ты сказал.И ангел ее покинул.

Через несколько дней, собравшись в дорогу, Мария поспешила в расположенный на возвышенности город Иудин
 
В ближайшие дни Мария направилась в город в Иудейском нагорье,

и, войдя в дом Захарии, поздоровалась с Елизаветой.
 
где жил Захария. она вошла в его дом и приветствовала Елизавету.

Едва Елизавета услыхала слова Марии, как младенец взыграл во чреве её, и, исполнясь Духа Святого,
 
И едва лишь Елизавета услышала приветствие Марии, зашевелился у ней во чреве младенец, а сама Елизавета исполнилась Святым Духом и

Елизавета воскликнула во весь голос: ты самая благословенная среди женщин! Благословен плод чрева твоего!
 
воскликнула во весь голос: — Благословенна ты среди женщин и благословен плод в твоем чреве!

Разве я достойна того, что пришла мать Господа моего ко мне?
 
За что же мне такое дано — Мать Господа моего пришла ко мне?

Даже младенец во чреве моем радостно затрепетал, как только я услыхала слова приветствия твоего.
 
Едва достигли моего слуха слова приветствия твоего — зашевелился, возликовал младенец во чреве моем!

И, счастливая, в уверенности, что9 свершится обещанное ей Господом,
 
Благо той, кто поверила: сбудется, что от Господа ей возвещено.

Мария воскликнула:славит душа моя Господа,
 
Отвечала Мария: — Душа моя Господа величает,

и возрадовалось сердце10 моё о Боге, Спасителе моем! (Авв 3:18)
 
ликует дух мой о Боге, Спасителе моем —

Узрел Господь смирение рабыни Своей, и вот: отныне славить меня будут все народы.11 (1Цар 1:11; Быт 30:13)
 
взглянул Он на неприметную Свою рабу, и отныне все поколения блаженной меня назовут.

Могущественный, Он возвеличил меня;и имя Его — свято, (Пс 110:9)
 
Свершил для меня великое Могучий, и свято имя Его!

и милость Его — из рода в род к благоговеющим пред Ним! (Пс 102:17)
 
Милость Его из рода в род к тем, кто боится Его.

Явил Он силу десницы Своей:разрушил у гордых сокровенные замыслы их,
 
Простерта Его мощная рука — Он рассеял гордецов и все замыслы их,

низложил властителей с престолови возвеличил смиренных; (Плач 1:15; Иов 5:11)
 
могучих с престолов низверг а неприметных вознес,

бедных преисполнил благ, а богатых оставил ни с чем;
 
кто голодал — тех насытил Он добром, кто богател — тех ни с чем отослал.

воспринял Израиль словно сына Своего,вспомнив о милости, (Пс 97:3)
 
Принял Он Израиль как Свое дитя и о милости не забыл,

которую Он обещал навеки отцам нашим — Аврааму и потомкам его. (Мих 7:20)
 
как обещал прежде нашим отцам, Аврааму и потомству его — навек!

И осталась Мария у неё, а через три месяца возвратилась в дом свой.
 
Мария оставалась с Елизаветой месяца три и потом вернулась к себе домой.

Между тем пришло время родить Елизавете, и родила она сына.
 
Елизавете пришло время рожать, и она родила сына.

Возрадовались вместе с нею и родственники, и соседи её, узнав, что смилостивился над нею Господь.
 
Ее соседи и вся родня узнали, какую великую милость явил ей Господь, и радовались вместе с ней.

На восьмой день они пришли, чтобы совершить обрезание младенца, и решили назвать его по имени отца Захарией.
 
А на восьмой день пришли делать мальчику обрезание и хотели назвать его Захарией, как звали и его отца.

Но мать, воспротивясь, сказала, что назвать его следует Иоанном.
 
Но мать возразила:— Нет, его будут звать Иоанном.

Тогда, возразив ей, что среди родственников её не было никого, кто бы носил это имя,
 
Ей ответили:— Но ведь среди твоей родни никто не носит это имя!

стали знаками спрашивать у отца, как бы он хотел назвать его.
 
Отца ребенка стали знаками спрашивать, какое имя он хочет ему дать.

И тот, попросив дощечку для письма, к удивлению всех написал на ней имя: Иоанн.
 
Он попросил табличку и на ней написал, ко всеобщему удивлению: «Имя ему — Иоанн».

И вдруг отверзлись уста его, и стал он вслух славословить Бога.
 
Тотчас его уста открылись, речь вернулась и он стал благословлять Бога.

Все соседи их пришли в изумление, и молва об этом разнеслась по всей нагорной Иудее,
 
Всех, кто был рядом, охватил трепет, о случившемся подробно рассказывали по всему Иудейскому нагорью,

и все слышавшие полагали это в сердцах своих, восклицая: кем же станет этот младенец, если благодать12 Господня пребывает в нём?
 
и все, кто слышал, крепко сохраняли это в памяти и спрашивали, что же выйдет из этого ребенка — ведь была на нем Господня рука.

А Захария, отец его, исполнился Духа Святого и пророчествовал, восклицая:
 
А его отец Захария исполнился Святого Духа и стал пророчествовать:

благословен Господь, Бог Израиля, Который посетил народ Свойи даровал ему избавление!
 
— Благословен Господь, Бог Израиля! Взглянул Он на Свой народ, искупление ему даровал

Из рода Давида, раба Своего, Он воздвиг нам оплот спасения.
 
и из рода Давида, слуги Своего Он воздвиг Того, Кто нас спасет,

Ещё издревле возвещал Онустами святых пророков Своих,
 
как от века возвещал через уста святых пророков Своих.

что спасет нас от врагов нашихи от рук всех ненавидящих нас.
 
Спасет Он нас от врагов, от руки всех, кто ненавидит нас,

И вот, явил Он милосердие Своё отцам нашим, вспомнив завет Свой святой, —
 
ради милости Своей к нашим отцам, ради памяти о завете Своем святом.

клятву, которой Он клялся Аврааму, отцу нашему,
 
Такую клятву Аврааму Он дал, праотцу нашему,

что мы, избавленные от рук врагов наших, станем безбоязненно и праведно служить Ему,13
 
что избавит нас от руки врагов, чтобы мы смогли безо всякого страха Ему служить

в благоговении пред Нимпроводя все дни жизни своей.
 
в святости и праведности перед Его лицом во все дни, пока живем.

А тебя, младенец, станут называть пророком Всевышнего, ибо ты придешь прежде Господа, чтобы подготовить к встрече Его
 
А тебя, дитя мое, назовут пророком Всевышнего, и ты пройдешь пред Господом — Ему приготовить путь,

народ Его и возвестить, что нам даровано спасение через оставление грехов,
 
дать знание о спасении народу Его, путь к прощению грехов указать.

по великому милосердию Бога нашего, которым Он, словно восходящее солнце, озарит нас свыше,
 
Милосерден и благ наш Бог! Потому с высоты воззрит на нас Восход

чтобы просветить нас, живущих во тьмеи под сенью смерти, и направить стопы наши на путь мира.
 
и просветит сидящих во тьме и в тени смерти, направит нас, чтобы нам по мирной дороге ступать!

Младенец же подрастал и укреплялся духом; и был он в пустыне до дней явления своего Израилю.
 
А младенец вырастал и укреплялся в Духе. Он жил в пустыне до того самого дня, как явился народу Израиля.

Примечания:

 
В переводе Лутковского
[1.1] «проповедников» — досл.: «служителей слова».
[1.2] «Феофил» — возможно, это вполне реальное лицо; судя по обращению к нему автора Евангелия, он был знатного рода и в прошлом, видимо, язычник.
[1.3] «которые тебе довелось услышать» — досл.: «которые тебе (устно) преподали».
[1.4] «из Авиевой чреды» — Авия, внук Аарона (первосвященника, брата Моисея) был во времена царя Давида (см. 1Пар. 24.10) одним из 24 священников, которые образовали особые, названные их именами, группы — чреды. Каждая из них служила в свою очередь в течение 8 дней сначала при Скинии, а со времени царя Соломона — при храме Иерусалимском.
[1.5] «неверующих» — досл.: «неверных».
[1.6] «от упреков людских» — бездетность считалась наказанием Божьим за грехи.
[1.7] «я еще не замужем» — досл.: «я мужа не знаю» (ср. Быт. 4.1; Мф. 1.25).
[1.8] «благодать» — досл.: «сила», «могущество».
[1.9] досл.: «счастливая, в уверенности, что...». Обычно весь этот стих считался последними словами Елизаветы. Думается, однако, нет никаких оснований для того, чтобы Елизавета вдруг стала говорить о Марии в 3-м лице. Вероятнее всего, евангелист подчеркивает, что Мария только сейчас, убедившись в беременности Елизаветы, окончательно уверовала, что явление ангела и его слова — не сон, не плод галлюцинации и т.п. (Для чего она, собственно, и поспешила отправиться к Елизавете.)
[1.10] «сердце» — досл.: «дух».
[1.11] «все народы» — досл.: «все роды», то есть речь, по всей видимости, идет о всех 12 родах Израиля (ср. Мф. 19.28).
[1.12] . «благодать» — досл.: «рука».
[1.13] «служить Ему» — ради сохранения смыслового единства фразы эти слова перенесены сюда из 75-го стиха.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.