От Луки 19 глава

Евангелие от Луки святое благовествование
В переводе Лутковского → Перевод Десницкого

 
 

Иисус же вошел в Иерихон. И вот, когда Он проходил по городу,
 
Так Иисус вошел в Иерихон. Когда Он проходил через город,

один зажиточный человек — старейшина мытарей, по имени Закхей,
 
там был один человек по имени Закхей, главный сборщик податей и богач.

пытался увидеть Иисуса, но не мог из-за толпящегося народа, так как был невысокого роста.
 
Ему хотелось разглядеть Иисуса, но ему мешала толпа, ведь он был маленького роста.

Тогда он забежал вперед и там, где Тот должен был пройти, влез на тутовое дерево, чтобы видеть Его.
 
И вот он забежал вперед и забрался на шелковицу, мимо которой должен был проходить Иисус, чтобы Его оттуда разглядеть.

Иисус же, придя на это место, взглянул наверх и, увидев его, сказал: Закхей, слезай поскорее, сегодня Мне предстоит остановиться в доме твоем.
 
Иисус подошел к этому месту, взглянул на него и сказал:— Закхей, спускайся скорее, ведь сегодня Я должен быть гостем в твоем доме.

И тот поспешил слезть и с радостью принял Его у себя.
 
Тот быстро спустился и с радостью принял Иисуса у себя.

Увидев это, все с негодованием говорили: вот, Он пошёл в гости к грешному человеку.
 
А все, кто это видел, с возмущением говорили:— Человек, у которого Он остановился — грешник!

Закхей же тем временем встал и сказал Господу: я половину состояния своего, Господи, раздам нищим, и если с кого-то обманным путем я получил лишнее, возвращу вчетверо больше.
 
А Закхей встал перед Господом и сказал:— Половину всего, чем я владею, Господи, я раздам нищим, а если с кого взял лишнее, тому верну вчетверо больше.

И сказал Иисус: ныне свершилось спасение этого дома, потому что и этот (грешник) — сын Авраама;
 
Иисус ему сказал:— Сегодня в этот дом пришло спасение, ведь и этот человек — потомок Авраама.

но ведь Сын Человеческий для того и пришёл, чтобы отыскать и спасти погибающих.
 
И Сын Человеческий пришел, чтобы найти и спасти тех, кто погиб.

1 Для тех же, которые слышали эти слова, Он поведал ещё и притчу, ибо Он был уже близ Иерусалима, и они думали, что вскоре должно наступить Царство Божье.
 
А для тех, кто это слышал, Иисус рассказал еще одну притчу (ведь они были уже недалеко от Иерусалима и им казалось, что Царство Божье будет явлено совсем скоро).

Итак, Он сказал: один знатный человек отправился в далекую страну, чтобы возвратиться с признанием своих прав на владение царством.
 
Вот что он сказал:— Некий знатный человек отправился в далекую страну, чтобы там получить царскую власть и возвратиться обратно.

И, призвав десять рабов своих, он дал им десять мин серебра и сказал: употребите их в дело, пока я буду отсутствовать.
 
Он позвал своих слуг, раздал им десять мин серебра и сказал: «Пустите их в оборот, пока я не вернусь».

Сограждане же его, которым он был ненавистен, отправили вслед за ним посольство возвестить: не хотим, чтобы он воцарился над нами!
 
Но жители той страны его ненавидели и вслед ему они отправили посольство с вестью: «мы не хотим, чтобы он царствовал над нами».

И вот, когда он возвратился, добившись признания на владение царством, он велел позвать тех рабов, которым доверил деньги, чтобы узнать, кто на что их употребил.
 
А когда он вернулся обратно, получив царскую власть, то велел позвать к себе тех слуг, которым он передал деньги, чтобы узнать, какую они получили прибыль.

Первый пришёл и сказал: государь! Твоя мина дала прибыль в десять мин.
 
Один из них явился и сказал: «Господин, твоя мина принесла десять мин прибыли».

И сказал он ему: хорошо, добросовестный раб. За то, что ты в столь малом оказался верен, получай в управление десять городов.
 
Тот ответил ему: «Отлично, ты хороший слуга, ты был верен в малом — стань теперь моим наместником над десятью городами».

Пришёл и второй, сказав: твоя мина, государь, принесла ещё пять мин.
 
Пришел другой и сказал: «Твоя мина, господин, принесла пять других».

Он и этому сказал: а ты правь пятью городами.
 
Тот и ему ответил: «И ты будешь править пятью городами».

Третий же пришёл и сказал: государь, вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок.
 
Пришел еще один и сказал: «Господин, вот твоя мина, я хранил ее завернутой в платок,

Я боялся тебя, ибо ты безжалостный человек: берешь то, что не клал, и жнешь то, что не сеял.
 
потому что боялся тебя, зная, как ты суров: ты берешь оттуда, куда не клал, и жнешь там, где не сеял».

А тот говорит ему: твоими же словами буду обвинять тебя, раб лукавый! Ты ведь знал, что я безжалостный человек, который берет то, что не клал, и жнет то, что не сеял;
 
Тот сказал ему: «Судить тебя буду по твоим собственным словам! Ты никчемный слуга, ты знал, как я суров: беру оттуда, куда не клал, и жну там, где не сеял.

почему же ты не отдал мои деньги в рост, чтобы я, приехав, имел с них прибыль?
 
Что же ты не пустил мои деньги в оборот? Я бы тогда по возвращении вернул свое с прибылью».

И сказал приближенным своим: отберите у него мину и дайте тому, кто имеет десять мин.
 
А тем, кто стоял рядом, он велел: «Отберите у него эту мину и дайте тому, у кого их десять!»

Они же сказали ему: государь! У него ведь есть десять мин.
 
На их возражение, что у того их и так десять, он ответил:

Но он сказал им: всякому, кто имеет, дано будет, а кто не имеет, у того отымется и то, что он имеет.
 
«Говорю вам: у кого есть — тому и будет дано, а у кого нет — у того будет отнято, что он имеет.

И ещё: ненавистников моих, тех, которые не хотели, чтобы я воцарился над ними, приведите сюда и тут же казните.
 
А тех моих врагов, которые не хотели, чтобы я над ними царствовал — приведите их сюда и перебейте прямо передо мной».

После этих слов Иисус отправился в путь, направляясь прямо к Иерусалиму.
 
Рассказав эту притчу, Иисус продолжил свой путь в Иерусалим.

И вот, приблизившись к горе, называемой Елеонскою, что меж Виффагией и Вифанией, Он послал вперед двух учеников,
 
И вот когда они уже подходили к Вифагии и Вифании, что у горы под названием Елеонская, Иисус отправил двух учеников

сказав им: пойдите в селение, что напротив; войдя в него, вы найдете привязанного молодого осла, на которого никто из людей никогда не садился; отвяжите его и приведите ко Мне.
 
с поручением:— Идите в это селение напротив. Как только в него войдете, найдете привязанного молодого осла, на которого еще не садился ни один человек — отвяжите его и приведите.

И если кто-нибудь спросит вас: зачем вы отвязываете его? — отвечайте так: это Господь нуждается в нём.
 
А если кто вас спросит, зачем вы его отвязываете, скажите, что он понадобился Господу.

Отправясь, посланные нашли осленка, как Он и сказал им.
 
Те, кого Он послал, пошли и обнаружили, что всё именно так, как Он сказал.

Когда же они стали отвязывать его, хозяева осленка спросили у них: почему вы отвязываете его?
 
Когда они стали отвязывать молодого осла, то хозяева их спросили:— Что это вы его отвязываете?

И они ответили: это Господь нуждается в нём.
 
Они ответили:— Он понадобился Господу.

И вот, приведя его к Иисусу, они покрыли этого молодого осла своими одеждами и усадили на него Иисуса.
 
Они привели к Иисусу осла, набросили ему на спину свои плащи и посадили Иисуса сверху.

И когда Он ехал, они расстилали на дороге одежды свои.
 
И по пути они стали выстилать Ему дорогу своими плащами.

А когда Он, (объехав) гору Елеонскую, уже приближался к подножию её, великое множество учеников Его в радости стали во весь голос благодарить Бога за все чудеса, которые они видели,
 
И когда он приблизился к спуску с Елеонской горы, всё множество учеников стало радостно, во весь голос прославлять Бога за все чудеса, которые они видели.

и восклицали: благословен Царь, грядущий во имя Господне! Мир и слава (Богу) на небесах! (Пс 117:26; Пс 112:4)
 
Они восклицали:— Благословен царь, что приходит во имя Господне! На небе мир, на высоте — слава!

А несколько фарисеев, которые были в толпе народа, сказали Ему: Учитель! Вели замолчать ученикам Твоим.
 
В толпе были некоторые фарисеи, они сказали Иисусу:— Учитель, вели Своим ученикам замолчать.

Он же сказал в ответ: уверяю вас: если они умолкнут, — камни возопиют.
 
А Он им ответил:— Говорю вам: если они замолчат, то закричат камни.

А когда Он приблизился (к подножию горы) и увидел город, то стал оплакивать его,
 
Когда Он увидел город вблизи, то заплакал о нем.

восклицая: о, если бы ты хоть сегодня узнал, что нужно для благоденствия твоего! Но даже теперь это сокрыто от глаз твоих.
 
Он говорил:— Если бы ты хоть в этот самый день увидел, что даст тебе мир — но теперь это скрыто от глаз твоих!

Ибо настанут дни, когда враги твои расположатся лагерем вокруг тебя и нападут на тебя со всех сторон,
 
Настанут дни, когда враги окружат тебя укреплениями, возьмут в осаду, стеснят отовсюду.

и детей твоих истребят, и тебя разрушат до основания, не оставив камня на камне, за то, что ты не узнал времени посещения твоего.
 
Уничтожат и тебя, и твоих детей внутри, камня на камне не оставят — ведь ты не распознал тот час, когда Бог тебя посетил.

И вот, войдя в храм, Он стал выгонять продающих и покупающих в нём,
 
Затем Иисус вошел в храм и стал выгонять оттуда тех, кто занимался в храме торговлей.

говоря им: написано ведь: дом Мой — дом молитвы; вы же сотворили из него вертеп разбойников. (Ис 56:6; Иер 7:11)
 
Он им говорил:— Написано: «дом Мой будет домом молитвы» — а вы превратили его в разбойничье логово!

И стал Он каждый день проповедовать в храме. Первосвященники же, книжники и наиболее знатные люди (города) решили погубить Его,
 
День за днем Он наставлял народ в храме, а первосвященники и книжники вместе с властителями искали, как бы Его погубить,

но не знали, как это сделать, потому что Он постоянно был окружен толпой внимающего Ему народа.
 
но не находили способа это сделать, ведь народ постоянно окружал Его и слушал.

Примечания:

 
В переводе Лутковского
[19.1] Данная притча имеет под собой реальную историческую основу. Согласно И. Флавию, в 4 г. до н. э., после смерти Ирода Великого, сын его Архелай унаследовал в управление Иудею (ср. Мф. 19.2). Для подтверждения своих прав на царство он отправился в Рим к императору Августу. Одновременно из Иудеи была направлена делегация из 50 человек, которая выдвинула требование отклонить притязания Архелая. Тем не менее император подтвердил права Архелая на наследство, хотя и не дал ему царского титула.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.