От Луки 9 глава

Евангелие от Луки святое благовествование
В переводе Лутковского → Перевод Десницкого

 
 

И вот, созвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над всеми бесами и наделил их силой исцелять болезни,
 
Иисус созвал двенадцать учеников и наделил их силой и властью изгонять всяких бесов и исцелять болезни,

после чего послал их проповедовать о Царстве Божьем и лечить недужных.
 
а потом отправил их возвещать Царство Божье и исцелять больных.

И сказал им: ничего не берите с собою в дорогу: ни посоха, ни хлеба, ни серебра, ни даже двух одежд.
 
Он сказал им:— Ничего не берите с собой в дорогу: ни посоха, ни сумки, ни хлеба, ни денег, ни сменной рубахи.

В какой бы дом ни вошли вы, оставайтесь там и оттуда отправляйтесь в путь.
 
В какой дом войдете, в том и оставайтесь, пока не уйдете оттуда.

И если где-то не примут вас, то, уходя из города того, отрясите и пыль с ног ваших в обвинение жителям его.
 
А если где не примут вас, то при выходе из того города отряхните пыль со своих ног — это будет вашим свидетельством против того города.

Отправясь в путь, они стали ходить по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду.
 
Ученики отправились в путь и стали обходить селения, повсюду возвещая Евангелие и исцеляя больных.

Тем временем тетрарху Ироду стали известны все эти дела Его, и он недоумевал оттого, что одни говорили, будто это Иоанн восстал из мертвых,
 
Тетрарх Ирод услышал обо всем происходящем. Он был в недоумении, ведь некоторые говорили, что это воскрес из мертвых Иоанн,

другие — что это явился Илия, а иные — что это один из древних пророков воскрес.
 
другие — что явился Илия, а третьи — что воскрес кто-то из древних пророков.

И сказал Ирод: Иоанна я обезглавил; кто же Этот, о Котором я столь наслышан? И хотелось ему увидеть Его.
 
Ирод сказал:— Иоанна я обезглавил. Кто же этот Человек, о котором ходят такие рассказы?

Апостолы же, возвратясь, рассказали Иисусу о том, что делали они, и Он, только их взяв с Собою, удалился в пустынное место близ города Вифсаида.
 
Вернувшись к Иисусу, апостолы рассказали ему обо всём, что совершили. Тогда Он взял с Собой только их одних и удалился в город под названием Вифсаида.

Но все люди, узнав об этом, последовали за Ним, и, повстречав их, Он стал говорить с ними о Царстве Божьем, а тех, кто нуждался в лечении, исцелял.
 
Но люди об этом знали, так что пошли за Ним толпой — Иисус принял их и говорил с ними о Царстве Бога, а тех, кто в этом нуждался, исцелял.

Когда же день тот склонился к вечеру, все двенадцать подошли к Нему и сказали: мы ведь находимся в пустынном месте, поэтому отпусти людей, чтобы они пошли в ближайшие селения и деревни и нашли себе кров и пищу.
 
Когда день уже клонился к вечеру, к Нему подошли Двенадцать и сказали:— Отпусти людей, пусть пойдут в окрестные деревни и села в поисках ночлега и пропитания, а то ведь здесь ничего нет.

Но Он сказал им: вы дайте им поесть. Они же сказали: у нас нет ничего, кроме пяти хлебов и двух рыб, однако мы можем пойти и купить еды для всех этих людей.
 
Он им ответил:— Вы сами их накорми́те.Они возразили:— У нас здесь всего лишь пять хлебов и две рыбы. Что же нам, идти и покупать пищу для всего народа?Тогда Он сказал:— Несите их сюда.

А их было около пяти тысяч человек. Он же сказал ученикам своим: рассадите их рядами по пятьдесят человек.
 
А там было тысяч пять человек. Он повелел ученикам рассадить людей группами человек по пятьдесят.

Они так и сделали, и рассадили всех.
 
Так они и сделали, всех рассадили.

Тогда, взяв эти пять хлебов и две рыбы, Он воззрел на небо и, благословив, преломил их и дал ученикам, чтобы они раздали народу.
 
Иисус взял пять хлебов и две рыбы, взглянул на небо, с благословением преломил их и стал раздавать ученикам, а те — народу.

И ели, и насытились все; оставшихся же у них кусков было собрано двенадцать корзин.
 
Все поели досыта, оставшийся хлеб собрали и наполнили им двенадцать корзин.

Однажды, когда Он молился наедине, собрались около Него ученики, и Он спросил их: кем люди считают Меня?
 
Однажды Он молился в уединении и к Нему подошли ученики. Он их спросил:— Кем считают меня все эти люди?

Они же сказали в ответ: одни — Иоанном Крестителем; другие — Илией; иные — одним из древних пророков, который воскрес.
 
Они ответили:— Одни Иоанном Крестителем, другие Илией, а третьи — что это воскрес кто-то из древних пророков.

Тогда Он спросил их: а кем вы считаете Меня? И Петр сказал в ответ: Христом Божьим.
 
Он снова спросил:— А вы кем считаете Меня?И Петр сказал в ответ:— Ты — Христос Божий.

Но Он строго повелел им никому не говорить об этом
 
Но Он тогда запретил ученикам кому-то об этом рассказывать.

и сказал, что Сыну Человеческому надлежит претерпеть много страданий, что Он будет осужден старейшинами, первосвященниками и книжниками, будет казнен и через три дня воскреснет.
 
Он рассказал, что Сына Человеческого ждет множество страданий, что отвергнут его старейшины, первосвященники и книжники, что будет Он убит и через три дня воскреснет.

И уже всем Он сказал: если кто хочет идти за Мною, пусть отречется от себя самого, в тот же день возьмет крест свой и последует за Мною.
 
Он говорил всем:— Кто хочет идти вслед за Мной, пусть отречется от себя самого, ежедневно поднимает крест, на котором его распнут, и следует за Мной.

Ибо кто хочет жизнь свою спасти, тот потеряет её, а кто потеряет жизнь свою ради Меня, тот спасет её.
 
Кто хочет сберечь свою душу — тот ее погубит, а кто погубит душу ради Меня, тот ее сбережет.

Да и какая выгода человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или нанести ущерб (душе) своей?
 
В чем выгода для человека приобрести весь мир, а себе причинить погибель или вред?

Итак, кто устыдится Меня и слов Моих, того устыдится и Сын Человеческий, когда придет во славе и Своей, и Отца, и святых ангелов.
 
Кто постыдится признать Меня и Мои слова, того постыдится признать и Сын Человеческий, когда явится во славе Своей и Отчей вместе со святыми ангелами.

Уверяю вас: некоторые из стоящих здесь ещё при жизни своей увидят Царство Божье.
 
Истинно говорю вам, что некоторые из стоящих здесь не успеют вкусить смерти прежде, чем увидят Царство Божье.

И вот дней через восемь после этих слов, взяв с Собою Петра, Иоанна и Иакова, Он поднялся на гору помолиться.
 
Дней через восемь после того, как Он это сказал, Иисус взял Петра, Иоанна и Иакова и поднялся на гору помолиться.

И во время молитвы весь облик Его изменился, и одежда Его стала белой, сияющей.
 
И когда Он молился, вид Его лица изменился, а одежда засияла белизной.

По обеим сторонам Его появились два человека: это были Моисей и Илия, — и беседовали с Ним,
 
С Ним беседовало двое мужей — это были Моисей и Илия.

озаренные сиянием; и говорили они о том, что предстоит Ему испытать по прибытии в Иерусалим.
 
Они явились в сиянии славы и говорили о том исходе, который Иисусу предстояло совершить в Иерусалиме.

Петра же и других спутников его одолел сон; внезапно пробудившись, они увидели сияние, которое исходило от Него и от тех двоих, что стояли рядом с Ним.
 
Петра и тех, кто был с ним, сковал крепкий сон — а когда они проснулись, то увидели всю славу Иисуса и двух мужей, стоявших подле Него.

Когда же те стали удаляться от Иисуса, Петр сказал Ему: Наставник! Как хорошо нам здесь! Позволь, мы поставим здесь три шалаша: один для Тебя, другой для Моисея, а третий — для Илии, — не понимая, что говорит.
 
И когда те двое оставили Иисуса, Петр сказал Ему:— Наставник, как же нам здесь хорошо! Давай поставим тут три шалаша: один Тебе, один Моисею и один Илии.Петр и сам не знал, что говорил,

Он ещё говорил это, как вдруг появилось облако и покрыло их; они же испугались, оказавшись в облаке.
 
и еще прежде, чем он закончил, возникло облако и накрыло их своей тенью — а ученики, оказавшись внутри облака, испугались.

И раздался голос из облака: это Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте!
 
Из облака раздался голос:— Это Мой Сын и Избранник, слушайте Его!

После того как этот голос прозвучал, Иисус остался один. И они долгое время никому ничего не рассказывали, сохраняя увиденное в тайне.
 
И когда прозвучал этот голос, Иисус остался один. Ученики сохранили молчание и в те дни никому не рассказали о том, что увидели.

На следующий день, когда они спустились с горы, повстречалась Ему большая толпа народа.
 
На следующий день, когда они спускались с горы, Иисуса встречала большая толпа.

И вот один человек из толпы воскликнул: Учитель! Умоляю Тебя, смилуйся над сыном моим, он один у меня!
 
И вот один человек из этой толпы закричал:— Учитель, молю Тебя, взгляни на моего сына, один он у меня!

Он бывает одержим духом (нечистым) и тогда внезапно начинает кричать и трястись, испуская пену, а бес мучает его и долго не отпускает.
 
Им то и дело овладевает некий дух, и тогда он кричит и бьется с пеной на губах, а дух его никак не оставит, пока совсем не измучает.

Я уже просил учеников Твоих, чтобы они изгнали его, но они не смогли,
 
Я просил Твоих учеников его изгнать, но они не смогли.

В ответ Иисус сказал: о народ, неверующий и развращенный! До каких пор Мне быть с вами и терпеть вас? Приведи сюда сына своего.
 
Иисус сказал в ответ:— О род неверный и развращенный, как долго Мне еще быть с вами? Как долго Мне вас терпеть? Приведи сына сюда.

Едва тот подошел, как бес поверг его на землю и начал трясти. Иисус же повелел выйти духу нечистому и исцелил отрока, а затем передал сына отцу его.
 
Не успел мальчик подойти, как бес повалил его на землю в судорогах, но Иисус запретил нечистому духу, исцелил мальчика и отдал его отцу.

И поражались все могуществу Божьему. И в то время как все в изумлении обсуждали все дела Его, Он сказал ученикам Своим:
 
Все поражались величию Бога, все удивлялись всему, что делал Иисус. И тут Он сказал ученикам:

выслушайте и запомните эти слова: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие.
 
— Вложите себе в уши эти слова: Сыну Человеческому предстоит быть преданному в руки людей.

Но они не поняли сказанного; им ещё не открылось значение этих слов, и потому они были не в силах понять их, а спросить Его об этом боялись.
 
Но они не поняли сказанного, смысл остался от них скрыт, не был ими осознан — а переспросить Иисуса о значении сказанного они боялись.

И возник у них спор о том, кто из них будет самым главным.
 
Зато у них начался спор: кто из них окажется самым великим?

Иисус же, зная тайные помыслы их, взял ребенка, поставил его рядом с Собою
 
Иисус, читая об этом споре в их сердцах, взял одного ребенка, поставил рядом с Собой

и сказал им: кто примет (в сердце) такого младенца во имя Моё, тот Меня примет, а кто Меня примет, тот примет Того, Кто послал Меня, поэтому самый меньший среди вас и станет большим.
 
и сказал им:— Кто примет этого ребенка во имя Мое — принимает Меня. А кто примет Меня — принимает Того, Чей Я посланник. И кто среди всех вас окажется самым малым — тот и велик.

При этом Иоанн, обращаясь к Нему, сказал: Наставник! Мы встретили человека, который именем Твоим изгоняет бесов, и запретили ему это, потому что он не ходит вместе с нами.
 
На это Иоанн сказал:— Наставник, мы видели, как один человек твоим именем изгоняет бесов. Мы ему запретили это делать, ведь он не ходит вместе нами.

А Иисус сказал им: не надо запрещать, ибо кто не против вас, тот за вас.
 
Иисус ответил:— Не надо запрещать. Кто не против вас — тот за вас.

И вот, (зная), что близится время вознесения Его, Он решил идти в Иерусалим
 
Приблизились дни, когда Иисусу предстояло быть взятым из этого мира. Он принял решение идти в Иерусалим.

и послал вестников перед Собою. Пойдя, они пришли в одно самарянское селение, чтобы подготовить (людей к встрече) с Ним.
 
Перед Собой Он отправил гонцов. Они вошли в селение самаритян, чтобы приготовить всё к Его приходу,

Но те не приняли Его,1 потому что Он имел вид (паломника), идущего в Иерусалим.
 
но там Его не приняли, ведь было заметно, что Он направляется в Иерусалим.

Увидев это, ученики Иаков и Иоанн сказали: Господи, если позволишь, мы велим огню сойти с неба и уничтожить их, как это сделал Илия. (4Цар 1:10)
 
Когда Его ученики Иаков и Иоанн это увидели, они предложили:— Господин, хочешь, мы одним словом низведем на них огонь с неба, чтобы их погубить?

Обернувшись, Он запретил им это, сказав: не понимаете, какого вы духа,2
 
Но Иисус обернулся и возразил им:— Вы не понимаете, какой дух внушил это вам!

ибо Сын Человеческий пришёл не губить души человеческие, а спасать. И они отправились в другое селение.
 
Сын Человеческий пришел не губить, а спасать людские души.И они отправились в другое селение.

А когда они отправлялись в путь, один человек сказал Ему: я последую за Тобой, куда бы Ты ни пошёл.
 
И пока они шли по дороге в Иерусалим, один человек сказал Иисусу:— Я пойду за Тобой, куда бы Ты ни отправился.

И ответил ему Иисус: у лисиц есть норы, у птиц небесных — гнезда, а Сыну Человеческому негде голову преклонить.
 
Иисус ему ответил:— Есть у лисиц свои норы и у птиц небесных — гнезда, но Сыну Человеческому негде голову преклонить.

Другому же Он сказал: следуй за Мною. Но тот попросил: Господи, позволь мне прежде пойти похоронить отца моего.
 
Другому Иисус сказал Сам:— Следуй за мной.Тот ответил:— Господин, позволь мне сначала пойти похоронить своего отца!

Он же ответил ему: предоставь мертвым хоронить своих мертвецов; ты же отправляйся благовествовать о Царстве Божьем.
 
Сказал ему Иисус:— Хоронить своих мертвецов — оставь это дело мертвецам, а ты иди возвещать Царство Божье!

И ещё один человек сказал Ему: я последую за Тобою, Господи, но прежде позволь мне проститься с родными моими.
 
Еще один человек сказал Ему:— Я пойду за Тобой, Господин! Только сначала позволь мне проститься с домашними.

Иисус же ответил ему: никто из тех, кто оглядывается назад, возложив руку свою на плуг, не пригоден для Царства Божьего.
 
Ответил ему Иисус:— Кто положил руку на плуг, а сам озирается назад — ненадежен такой человек для Царства Божьего.

Примечания:

 
В переводе Лутковского
[9.1] «не приняли Его» — самаряне и иудеи издавна враждовали между собой. Самаряне считали, что поклоняться Всевышнему следует на горе Гаризим, и потому враждебно относились к паломникам, идущим в Иерусалим.
[9.2] «не понимаете, какого вы духа» — здесь, очевидно, речь идет не о Св. Духе, еще не сошедшем на апостолов (будучи «в Духе», они не могли быть столь жестоки); вероятнее всего имеется в виду общая духовно-нравственная настроенность апостолов как учеников Христа.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.