От Иоанна 3 глава

Евангелие от Иоанна святое благовествование
В переводе Лутковского → Перевод Десницкого

 
 

И вот один человек, по имени Никодим, фарисей и старейшина иудейский,
 
Был среди фарисеев один человек по имени Никодим, из иудейских правителей.

однажды ночью пришёл к Иисусу и сказал Ему: Равви! Мы знаем, что Ты Учитель, посланный Богом, ибо таких чудес, которые Ты совершаешь, никто не может совершить без помощи Божьей.
 
Как-то ночью он пришел к Иисусу и сказал Ему:— Равви, мы знаем, что ты — посланный Богом учитель. Никто не сможет совершать такие знамения, как Ты, если Бог не с ним.

В ответ Иисус сказал ему: уверяю тебя: кто вновь не родится,1 тот не сможет увидеть Царства Божьего.
 
Иисус сказал ему в ответ:— Аминь, аминь говорю тебе: никто не сможет увидеть Царство Божье, если не будет рожден свыше.

Никодим говорит Ему: разве может человек родиться, будучи стар? Неужели он может второй раз войти в утробу матери своей и родиться?
 
Говорит ему Никодим:— Как может человек стать в старости новорожденным? Он ведь не сможет вернуться в утробу матери, чтобы родиться снова!

Иисус же ответил: уверяю тебя: кто не родится от воды и Духа, тот не сможет войти в Царство Божье.
 
Иисус ответил:— Аминь, аминь говорю тебе: никто не сможет войти в Царство Божье, если не будет рожден от воды и Духа.

Рожденное от плоти — есть плоть, а рожденное от Духа — есть дух.
 
Что рождено от плоти — то плоть, а что рождено от Духа — то дух.

Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: вам необходимо вновь родиться.
 
Не удивляйся, что Я тебе сказал: «вам нужно родиться свыше».

Дух, как ветер,2 веет где хочет: шум ветра слышишь, а откуда он приходит и куда уходит — не знаешь, так что каждый может быть рожден от Духа.
 
Дух, как ветер, веет, где хочет. Ты слышишь его зов, но не знаешь, откуда он приходит и куда идет— так и с каждым, кто родился от Духа.

В ответ Никодим спросил Его: как это может произойти?
 
Никодим в ответ Его спросил:— Как может такое быть?

Иисус же сказал ему в ответ: ты — учитель народа израильского, а этого не понимаешь?
 
Иисус ему на это сказал:— Ты в Израиле учитель, но ты этого не знаешь?

Уверяю тебя: Я возвещаю о том, что знаю, и свидетельствую о том, что видел, а ты свидетельство Моё не понимаешь.3
 
Аминь, аминь говорю тебе: мы говорим, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, но вы не принимаете нашего свидетельства.

Если Я сказал тебе о земном — и ты не веришь, то как поверишь, если Я скажу тебе о небесном?
 
Я вам рассказал о земном, но вы не верите — как же вам тогда поверить в то, что расскажу вам о небесном?

Никто ведь не восходил на небо, кроме Сына Человеческого, Который пребывает на небесах и сошел с небес.
 
Кто же восходил на небо? Лишь Тот, Кто с него спустился — Сын Человеческий.

И как Моисей вознес (медного) змея в пустыне, так должен быть вознесен и Сын Человеческий,
 
И как Моисей возвысил в пустыне медного змея, так и Сын Человеческий должен быть возвышен,

чтобы каждый уверовавший в Него не погиб, но наследовал Жизнь Вечную.4
 
чтобы всякий, кто в Него поверит, получил вечную жизнь.

Ибо Бог так возлюбил мир, что отдал единородного Сына Своего, чтобы каждый уверовавший в Него не погиб, но наследовал Жизнь Вечную.
 
Бог настолько возлюбил мир, что отдал Своего единородного Сына, чтобы всякий, кто поверит в Него, не погиб, но обрел вечную жизнь.

Ведь Бог послал в мир Сына Своего не для того, чтобы осудить мир, но чтобы мир был спасен Им.
 
Бог послал в мир Своего Сына не для суда над миром, но чтобы мир через Него получил спасение.

Верующий в Него не будет судим, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал в единородного Сына Божьего;
 
Кто верит в Него — неподсуден, а кто не верит — уже осужден, потому что не доверился имени единородного Божьего Сына.

осуждение же заключается в том, что Свет пришёл в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели Свет, ибо дела их — злы.
 
Суд состоит в том, что свет пришел в этот мир, но люди возлюбили тьму больше света, ибо дела их были дурны.

Ведь каждый, кто творит зло, — ненавидит Свет и не идет к Свету, чтобы не были изобличены дела его,
 
Всякий, кто творит зло, ненавидит свет и на свет не выходит, а не то откроются его дела.

а кто творит добро, — идет к Свету, чтобы видны были дела его, ибо они согласно воле Божьей совершаются.
 
А тот, кто поступает по истине, выходит на свет, чтобы открылись его дела — ведь он творит их перед Богом.

После этого Иисус отправился в путь с учениками Своими и, проходя по Иудее, крестил (людей) повсюду.
 
После этого Иисус отправился вместе с учениками в Иудею. Он оставлася там и крестил людей,

А Иоанн Креститель пребывал в Еноне, близ Салима, где было достаточно воды, и многие приходили к нему и принимали крещение,
 
а Иоанн крестил в Эноне, что около Салима, потому что там было много воды. К нему приходили люди и принимали крещение.

ибо Иоанн ещё не был заключен в темницу.
 
Сам Иоанн тогда еще не был заключен в тюрьму.

Тем временем между иудеями и учениками Иоанна возник спор об очищении,
 
Ученики Иоанна как-то поспорили с одним иудеем об очистительных обрядах.

и они пришли к Иоанну и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобой на берегу Иордана и о Котором ты свидетельствовал, теперь Сам крестит, и все идут к Нему.
 
Тогда они пришли к Иоанну и спросили:— Равви! На той стороне Иордана с тобой был один Человек, и ты свидетельствовал о нем. Так вот, Он совершает обряд крещения и все идут к Нему.

В ответ Иоанн сказал: человек сам ничего не может предпринять без благословения свыше.
 
Иоанн сказал в ответ:— Не может человек взять на себя то, что не дано ему Небом.

Вы ведь сами слышали мои слова, что я — не Христос, но лишь тот, кто послан пред Ним.
 
Вы же сами свидетели того, как я говорил: «Я не Христос, но я послан как Его предвестник».

Жених тот, у кого есть невеста, а друг жениха — это тот, кто стоит рядом и, внимая ему, радуется словам жениха. Вот эта радость и переполняет меня,
 
Жених — это тот, у кого есть невеста. А друг жениха стоит рядом с ним и радостно внимает голосу жениха. Вот такая радость дана теперь и мне!

поэтому Ему надлежит возвыситься, а мне — принизиться.
 
Ему предстоит возрастать, а мне — уменьшаться.

Он пришёл свыше — и потому превосходит всех; кто рожден из праха земного, прах и есть, и говорит о том, что ему как праху присуще; а Тот, Кто сошел с небес, — превосходит всех.
 
Кто приходит свыше — тот выше всех. Кто от земли — тот земной и говорит по-земному. Кто приходит с неба — тот всех выше.

Он свидетельствует о том, что видел и слышал, но многие не принимают свидетельство Его.
 
Что он видел и слышал, о том и свидетельствует, но этого свидетельства никто не принимает.

А кто принял Его свидетельство, тот убедился в том, что Бог — источник Истины,
 
А кто его принимает, тот подтвердил Божью праведность.

и что Тот, Кого послал Бог, говорит слова Божьи и Дух Божий дан Ему без меры,
 
Божий посланник говорит Божьи слова, ведь Бог дает Духа без меры.

ибо Отец любит Сына и всё отдал во власть Его.
 
Отец любит Сына и всё передал в Его руки.

Уверовавший в Сына наследует Жизнь Вечную, а не верующий в Него — будет лишен Жизни Вечной и гнев Божий падет на него.
 
Кто верит в Сына — тот обладает вечной жизнью, а кто не верит Сыну, жизни не увидит, Божий гнев его не оставит.

Примечания:

 
В переводе Лутковского
[3.1] «кто вновь не родится» — возм. перев.: «кто не родится свыше».
[3.2] «Дух, как ветер» — здесь игра слов, поскольку одно и то же слово означает и «дух» и «ветер».
[3.3] «Я говорю» — досл.: «Мы говорим»; и далее во всем стихе глаголы во множ. числе.
[3.4] в некоторых рукописях: «чтобы каждый верующий имел в Нем...».
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.