От Иоанна 5 глава

Евангелие от Иоанна святое благовествование
В переводе Лутковского → Перевод Десницкого

 
 

И вот когда настал праздник иудейский, Иисус отправился в Иерусалим.
 
Наступал иудейский праздник, и Иисус отправился в Иерусалим.

В Иерусалиме же, у Овечьих ворот, есть источник, по-еврейски называемый Вифзафа, окруженный пятью навесами;1
 
В Иерусалиме у Овечьих ворот есть купальня, по-еврейски она называется Бетесда и в ней есть пять галерей.

под ними лежало множество недужных: слепых, увечных, параличных, которые ожидали волнения воды,
 
В них лежало множество больных: слепых, хромых, парализованных.

ибо в источник время от времени сходил ангел Господень, и вода начинала бурлить.2 Тот же, кто после этого первым окунался в воду, исцелялся от любого недуга.
 
Временами ангел Господень сходил в купальню и вызывал волнение воды, и вот первый, кто входил в воду сразу после волнения, исцелялся, чем бы ни был прежде болен.

И был там один человек, тридцать восемь лет страдавший от болезни своей.
 
И вот был человек, который провел там в болезни уже тридцать восемь лет,

Увидев его, лежащего, и узнав, сколь долгое время он болен, Иисус спрашивает у него; хочешь быть здоровым?
 
и Иисус его увидел. Он знал, что этот лежачий больной находится там уже долго. И вот Он его спрашивает:— Хочешь выздороветь?

Больной ответил Ему: нет у меня никого, кто опустил бы меня в источник, когда забурлит вода; а пока я сам иду, уже кто-нибудь заходит в воду прежде меня.
 
Больной Ему ответил:— Господин, нет у меня помощника, который бы спустил меня в купальню, когда волнуется вода. А пока я туда доберусь, кто-то уже спустится прежде меня.

Иисус говорит ему: встань, возьми постель свою и иди.
 
Говорит ему Иисус:— Вставай, бери свою постель и иди.

И человек этот тотчас выздоровел и, взяв постель свою, ушел. А произошло это в субботу.
 
Этот человек сразу же выздоровел, взял свою постель и пошел. Тот день был субботой, и

Иудеи же говорят ему: сегодня суббота, ты не должен носить постель.
 
иудеи стали говорить исцеленному:— Сегодня суббота! Ты не должен носить постель.

А он отвечает им: Тот, Кто исцелил меня, сказал мне: возьми постель свою и иди.
 
Тот им ответил:— Кто сделал меня здоровым, Тот мне и сказал: «Бери свою постель и иди».

Тогда они спросили его: кто Этот Человек, Который сказал тебе: возьми постель и иди?
 
Они его спросили:— Это кто же тебе сказал: «Бери и иди»?

Но исцеленный не мог указать Его, потому что Иисус затерялся среди собравшихся там людей.
 
А человек, который был исцелен, и сам Его не знал; Иисус уже растворился в толпе, что была вокруг.

Когда же после этого Иисус встретил его в храме, Он сказал ему: теперь ты здоров: так вот — впредь не греши, чтобы не случилось с тобой ещё более худшего.
 
Но затем Иисус нашел его в храме и сказал ему:— Теперь ты здоров. Смотри, больше не греши, чтобы не случилось с тобой чего похуже.

А человек этот пошёл и рассказал иудеям, что его исцелил Иисус.
 
Тот человек отправился к иудеям и рассказал им, что исцелил его именно Иисус.

И стали они обвинять Иисуса за то, что Он сделал это в субботу.
 
Иудеи стали преследовать Иисуса за то, что Он сделал это в субботу.

Иисус же ответил им: Отец Мой доныне делает, поэтому и Я делаю.
 
Иисус им отвечал:— Отец Мой никогда не оставляет усилий, и Я тоже.

Иудеи же из-за того, что Он не только нарушил заповедь о субботе, но и Отцом Своим назвал Бога, уравняв Себя с Богом, даже хотели убить Его.
 
Теперь иудеи еще больше стремились Его убить, ведь Он не только нарушил правила субботы, но и называл Своим Отцом Бога и так равнял Себя с Богом.

Тогда Иисус сказал, обращаясь к ним: уверяю вас: если бы Отец не творил, то и Сын Сам по Себе ничего не мог бы сотворить, но поскольку Он видит, что Отец творит, то и Он творит то же самое.
 
В ответ Иисус говорил им так:— Аминь, аминь говорю вам: Сын Сам по себе ничего не может сделать, если только не увидит, как это делает Отец — что Он сделает, точно так же станет делать и Сын.

Отец ведь любит Сына и являет Ему всё, что Сам творит, и в дальнейшем явит Ему все деяния Свои, что, конечно, удивительно для вас.
 
Ведь Отец любит Сына и показывает Ему всё, что делает Сам, и покажет дела еще больше тех дел, к вашему удивлению.

А так как Отец воскрешает и оживляет умерших, то и Сын может оживить кого угодно.
 
Как Отец воскрешает мертвых, возвращает их к жизни, точно так же хочет возвращать к жизни и Сын.

Отец никогда не судит, но всю власть судить предоставил Сыну,
 
Отец никого уже и не судит, но весь суд передал Сыну,

чтобы все чтили Сына, как чтут Отца, а кто не чтит Сына, тот не чтит Того, Кто послал Его.
 
чтобы все чтили Сына, как чтут Отца. А кто не чтит Сына, не чтит и Отца, Который Его послал.

Уверяю Вас: кто внимает словам Моим и верует, что Отец послал Меня, тот наследует Жизнь Вечную; он не будет судим, ибо перешел из смерти в Жизнь.3
 
Аминь, аминь говорю вам: кто послушен Моему слову и верен Тому, Кто Меня послал, тот обрел вечную жизнь и не подлежит суду — он перешел от смерти к жизни.

Уверяю вас также: настанет время, и оно совсем близко уже, когда умершие услышат зов Сына Божьего, и, услышав, — оживут,
 
Аминь, аминь говорю вам, что настает час и уже настал, когда мертвые услышат голос Сына Божьего, а услышав — оживут.

ибо как Отец имеет источник жизни в Самом Себе, так и Сын по воле Отца имеет источник жизни в Самом Себе.
 
Отец содержит в Себе жизнь, и точно так же Он наделил Сына даром содержать в Себе жизнь.

А как Сыну Человеческому Он предоставил Ему право вершить суд;
 
Отец дал Ему право совешать суд, потому что Он — Человеческий Сын.

не удивляйтесь этому, ибо настанет время, когда все умершие услышат зов Сына Божьего,
 
Не удивляйтесь этому, ведь настает час, когда все, кто в могилах, услышат Его голос.

и поднимутся из могил; те, что творили добро, воскреснут для Жизни, а те, что творили зло, воскреснут для суда.
 
И те, кто творил добро, поднимутся для жизни, а те, кто творил зло, поднимутся для суда.

Сам по Себе Я ничего не могу совершить; Я вершу суд не своевольно, но повинуясь воле Отца, Который послал Меня, и суд Мой — справедлив.
 
Сам по себе я не могу ничего делать. Я творю суд лишь потому, что послушен, и суд Мой праведен, ведь Я стремлюсь исполнить не Свою волю, но волю Того, Кто Меня послал.

Если бы Я Сам свидетельствовал о Себе, то свидетельство Моё не было бы истинным,
 
Если лишь Я Сам свидетельствую о Себе, такое свидетельство не истинно.

но Другой свидетельствует обо Мне, и Я знаю, что свидетельство, которым Он свидетельствует обо Мне, — истинно.
 
Но обо Мне свидетельствует другой, и Я знаю, что свидетельство, которое он приносит обо Мне, истинно.

Вы послали к Иоанну, и он засвидетельствовал истину.
 
Вы же сами отправляли посланцев к Иоанну, и он дал истинное свидетельство.

Мне же свидетельство человека не нужно, и говорю Я вам это в назидание.
 
Впрочем, свидетельство от человека Мне и не нужно, но Я это говорю ради вашего спасения.

Иоанн был подобен светильнику, который и светит, и греет, и вы могли некоторое время радоваться свету его.
 
Иоанн был светильником, что горит и сияет, и вы захотели хоть недолго порадоваться при его свете.

Моё же свидетельство превосходит свидетельство Иоанна, ибо дела, которые Отец поручил совершить Мне, сами дела эти, которые Я творю, свидетельствуют обо Мне и о том, что Отец послал Меня.
 
Есть у Меня свидетельство важнее Иоаннова: дела, которые мне доверил совершить Отец, те самые дела, которые Я творю, они свидетельствуют, что Меня послал Отец.

И, Отец, Который послал Меня, Сам свидетельствовал обо Мне. Вы же ни голоса Его никогда не слышали, ни лика Его не видели,
 
Отец, Который Меня послал — Он и дал свидетельство обо Мне. Но вы никогда не слышали Его голоса и не видели Его образа.

и слово Его не храните в себе, а потому и не верите Тому, Кого Он послал.
 
Не обитает внутри вас Его слово, потому что вы не поверили в Того, Кого Он послал.

Изучайте Писание: благодаря ему вы надеетесь получить Жизнь Вечную, а оно ведь свидетельствует обо Мне.4
 
Вы изучаете Писания, ведь вы считаете, что они для вас — источник вечной жизни. А ведь они свидетельствуют обо Мне!

Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы наследовать Жизнь (Вечную).
 
Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы обрести жизнь.

Людская слава не нужна Мне,
 
Людской славы Мне не нужно,

да и все Я знаю: у вас нет любви к Богу.
 
но вас я знаю: любви к Богу у вас нет.

Я пришёл от имени Отца Моего, и вы не принимаете Меня, но если другой кто-нибудь придет от своего имени, того вы примите.
 
Я пришел во имя Своего Отца, а вы Меня не принимаете. А если кто придет от собственного имени, того вы примете.

Разве можете вы уверовать, если воздаете почести друг другу, а о почитании Единого Бога забыли?
 
Как же вы можете поверить, когда вы принимаете похвалы друг от друга, а похвалу от Единого Бога получить не стремитесь?

Не думайте, что Я стану обвинять вас пред Отцом Моим: есть уже обвинитель — Моисей, на (писания) которого вы возлагаете надежды.
 
Не думайте, что это Я обвиню вас перед Отцом! Есть у вас обвинитель: это Моисей, на которого вы так надеялись.

Если бы вы верили Моисею, то верили бы и Мне, ибо он писал обо Мне.
 
Если бы верили Моисею, поверили бы и Мне, ведь он писал обо Мне.

Но если вы Писанию не верите, то разве поверите словам Моим?
 
Раз вы не верите тому, что написал он, как же вы поверите Моим словам?

Примечания:

 
В переводе Лутковского
[5.1] «пятью навесами» — досл.: «пятью портиками». Трудно сказать, было ли это строение выполнено в греко-римском стиле; вероятнее всего, это были, по восточному обычаю, большие матерчатые навесы, чем-то напоминающие шатры.
[5.2] «вода начинала бурлить» — досл.: «ангел Господень возмущал воду».
[5.3] чтобы уточнить мысль Иисуса, слово «Отец» переводчик перенес в стих 24 из 23. (Иудеи, несомненно, веровали в Бога-Отца, но не веровали в Его Сына — Иисуса.)
[5.4] возм. перев.: «вы изучаете Писание, благодаря которому».
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.