От Иоанна 7 глава

Евангелие от Иоанна святое благовествование
В переводе Лутковского → Перевод Десницкого

 
 

После этого Иисус отправился в путь по Галилее. В Иудею же Он решил не идти, потому что иудеи хотели убить Его.
 
После этих событий Иисус странствовал по Галилее, а по Иудее ходить не хотел, ведь иудеи собирались Его убить.

А когда наступил иудейский праздник Кущей,
 
Приближался иудейский праздник Шалашей.

братья Его сказали Ему: пойди отсюда в Иудею, чтобы и ученики Твои смогли увидеть чудеса, которые Ты совершаешь.
 
И вот Его братья Ему сказали:— Оставь эти края, отправляйся в Иудею! Пусть и Твои ученики увидят дела, которые Ты творишь.

Никто другой, если бы он совершил такие чудеса, не стал бы скрываться, а старался бы стать известным. Так яви Себя миру!
 
Не бывает так, чтобы человек скрывал свои дела и при этом искал известности.

Но сами братья не веровали в Него.
 
Даже Его братья в Него не верили.

На это Иисус сказал им: Моё время ещё не пришло, ваше же время — всегда.
 
И вот Иисус им говорит:— Мой час еще не настал, а вам любой час подходит.

Мир не может вас ненавидеть, а Меня мир ненавидит, ибо Я обличаю его за то зло, которое в нём происходит.
 
Этот мир не может вас отвергать, а Меня отвергает, потому что Я свидетельствую о нем и обличаю его злые дела.

Идите сами на праздник, Я же на этот праздник пока не пойду, потому что время Моё ещё не пришло.
 
Ступайте на праздник вы, а я на этот праздник не пойду, потому что Мой час еще не пришел.

Сказав это, Он остался в Галилее.
 
Так Он им сказал и остался Сам в Галилее.

Но после того как братья Его пошли на праздник, Он тоже пошёл, однако тайно, скрываясь (ото всех).
 
Но когда Его братья отправились на праздник, пошел туда и Он, только не явно, а тайно.

Иудеи же во время праздника искали Его и спрашивали: где Он?
 
Иудеи стали Его искать на празднике и расспрашивали, где же Он.

А среди народа о Нём ходили разные слухи: одни говорили, что Он праведник, другие говорили: нет, Он обманщик.
 
О Нем вообще было много споров среди народа: одни считали Его хорошим человеком, а другие утверждали, что Он обманывает толпу.

Впрочем, никто открыто не говорил о Нём из-за страха перед иудеями.
 
Но открыто о Нем никто не говорил из опасения перед иудеями.

Но на третий день праздника1 Иисус пришёл в храм и стал проповедовать.
 
И вот в середине праздничной недели Иисус вошел в храм и стал наставлять людей.

Иудеи же спрашивали в изумлении: откуда Он знает Писание, если нигде не учился?
 
Иудеи с удивлением говорили:— Откуда же Он так знает Писание, если нигде не учился?

Иисус же сказал, обращаясь к ним: Я проповедую не Своё учение, но Того, Кто послал Меня.
 
Иисус сказал им в ответ:— Учение Мое не от Меня Самого, но от Того, Кто меня послал.

Кто стремится исполнять волю Его, тот знает: от Бога это учение, или Я от Своего имени говорю.
 
Если кто хочет исполнить Его волю, то он распознает: от Бога ли Мое учение, или Я говорю Сам от Себя.

Кто от своего имени говорит, тот добивается славы для себя самого, а Кто добивается славы для Того, Кто послал Его, Тот искренен, и нет лжи в словах Его.
 
Кто говорит сам от себя, ищет славы себе самому, а кто ищет славы для пославшего его, тот говорит истинно и ничего не искажает.

Не дал ли вам Моисей закон? Однако никто из вас не исполняет закон. За что же вы хотите убить Меня?
 
Закон вам дал Моисей — но никто из вас не исполняет закона! Почему вы собираетесь Меня убить?

В толпе вскричали: не бесноватый ли Ты? Кто хочет убить Тебя?
 
Толпа отвечала:— Да Ты беснуешься! Кто это собирается Тебя убить?

В ответ Иисус сказал: из того, что Я сделал, всех вас возмущает лишь одно.
 
Иисус сказал им в ответ:— Я сделал всего одно дело, которое так вас всех удивило.

Но вот Моисей установил вам обрезание, — хотя оно было и до Моисея, ещё при патриархах,2 — и вы в субботу совершаете обрезание.
 
Итак, Моисей дал вам заповедь об обрезании (хотя на самом деле она не от Моисея, а от праотцев), и вы совершаете обрезание даже в субботу.

Если же вы считаете, что в субботу необходимо над человеком совершать обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисея, почему же на Меня негодуете за то, что Я в субботу полностью исцелил человека?
 
Человеку делают обрезание в субботу, чтобы не нарушить Моисеев закон — а вы гневаетесь на Меня за то, что Я всего человека сделал в субботу здоровым!

Судите же по существу, и пусть суждения ваши будут справедливы.3
 
Не судите по внешнему виду, принимайте здравые решения.

Некоторые же из жителей Иерусалима недоумевали: не Его ли разыскивают, чтобы убить?
 
Некоторые иерусалимляне стали спрашивать:— Что, это Его собираются убить?

Но вот Он открыто говорит, и никто не запрещает Ему этого. Может быть, старейшины решили, что Он — Христос?
 
Он же говорит прямо перед всеми и никто Ему не мешает. Может, наши правители и вправду признали в Нем Христа?

Так ведь мы знаем, откуда Он; а когда придет Христос, никому не будет известно, откуда Он.
 
Но мы же знаем, откуда Он — а когда придет Христос, никто не будет знать, откуда Он.

Тем временем, продолжая проповедовать в храме, Иисус сказал: вы знаете и Меня, и откуда Я, но ведь Я не Сам по Себе пришёл; Того же, Кто послал Меня, — (Бога) истинного — вы не знаете,
 
Иисус тогда наставлял народ в храме, и вот Он воскликнул:— Вы знаете Меня и знаете, откуда Я. Но Я пришел не Сам по себе — есть Тот, Кто Меня послал, Он истинный, но вы Его не знаете.

тогда как Я знаю Его, ибо Я — от Него, и Он послал Меня.
 
А Я Его знаю, потому что Я от Него, я Его посланник.

Иудеи же хотели схватить Его, но никто даже руки на Него не поднял, потому что ещё не пришло время Его.
 
Тогда они собрались Его схватить, но никто не поднял на Него руки, потому что Его час еще не пришел.

А среди собравшихся людей многие уверовали в Него, говоря при этом: неужели Христос, когда Он придет, совершит более великие чудеса, чем Этот совершил?
 
И многие из толпы поверили в Него. Они говорили:— Когда придет Христос, разве сможет Он сделать больше знамений, чем уже сделал этот Человек?

Фарисеи же и первосвященники, узнав, что среди народа сложилось подобное мнение о Нём, послали слуг своих схватить Его.
 
Фарисеи услышали, что в народе идут о Нем такие препирательства. Тогда первосвященники вместе с фарисеями послали стражников, чтобы те Его схватили.

Иисус же говорил: недолго Мне осталось быть с вами: Я пойду к Тому, Кто послал Меня.
 
Иисус на это сказал:— Я с вами еще ненадолго, а потом взойду к Тому, Кто послал Меня.

Будете искать Меня — и не найдете, а туда, где Я буду, — не сможете придти.
 
Станете искать Меня, но не найдете, а где Я буду — туда вы не сможете пойти.

При этом иудеи спрашивали друг у друга: куда Он собирается пойти и почему мы не найдем Его? Уж не собирается ли Он уйти в языческие страны и проповедовать язычникам?
 
Иудеи стали рассуждать между собой:— Куда же это Он собирается отправиться, что мы не сможем Его найти? Может, Он хочет пойти к иудеям, что живут среди эллинов, чтобы наставлять и эллинов?

Что означают слова, сказанные Им: будете искать Меня — и не найдете, а туда, где Я буду, — не сможете придти?
 
Что Он имеет в виду, когда говорит: «Станете искать Меня, но не найдете, а где Я буду — туда вы не сможете пойти»?

В последний же, главный день праздника, Иисус встал (в храме) и провозгласил: кто жаждет, иди ко Мне!
 
А в последний, самый важный день праздничной недели Иисус поднялся и громко возгласил:— Кто жаждет, пусть приходит ко Мне и пьет!

Пей, кто верует в Меня! Ибо, как сказано в Писании, из недр Его хлынут потоки воды живой. (Зах 14:8)
 
У того, кто верит в Меня, как говорит Писание, изнутри потекут реки воды живой.

А говорил Он это о Духе Святом, Который должен был снизойти на уверовавших в Него. Пока что же Дух не был дарован им, ибо Иисус ещё не был прославлен.
 
Это Он сказал о Духе, которого примут все, кто поверил в Него. Но Духа еще у них не было, потому что Иисус еще не был прославлен.

Услышав эти слова, многие люди говорили: Он воистину пророк;
 
Люди из толпы, слыша эту речь, стали говорить:— Он воистину пророк!

другие же говорили: Он — Христос; а некоторые говорили: разве Христос должен придти из Галилеи?
 
Другие им отвечали:— Он Христос!А третьи:— Неужели Христос придет из Галилеи?

Не сказано ли в Писании, что Христос должен быть из рода Давида и придти из Вифлеема, города, в котором жил Давид? (Пс 88:4−5; Мих 5:1)
 
Разве в Писании не сказано, что Христос будет из рода Давида и придет из Вифлеема, родного селения Давида?

И возник о Нём спор среди собравшихся людей.
 
Такой раздор произошел в толпе из-за Иисуса.

Некоторые даже хотели схватить Его, но никто и руки на Него не поднял.
 
Некоторые люди даже хотели Его схватить, но никто так и не поднял на Него руки.

Между тем слуги возвратились к первосвященникам и фарисеям, и те спросили у них: почему вы не привели Его?
 
Когда стражники вернулись к первосвященикам и фарисеям, те их спросили:— Что же вы Его не схватили?

Слуги ответили: ещё ни один человек так не говорил, как говорит Этот Человек.
 
Они ответили:— Никто прежде не говорил так, как этот Человек!

Фарисеи же сказали им: может быть, и вас Он прельстил?
 
Фарисеи их переспросили:— Что, и вы поддались на Его обман?

Разве кто-нибудь из старейшин или из фарисеев уверовал в Него?
 
Разве в Него поверил кто-то из правителей или фарисеев?

А народ этот проклят: он не знает закона.
 
Нет, только толпа, что не знает закона — прокляты они!

Тут один из фарисеев, Никодим, который однажды ночью приходил к Иисусу, говорит:
 
Тут говорит им Никодим (тот, кто прежде приходил к Иисусу, сам один из них):

разве закон наш позволяет выносить приговор человеку, прежде чем будет доказана вина его?
 
— Разве по нашему закону человека судят прежде, чем выслушают и разберутся, что он сделал?

В ответ они сказали ему: может быть и ты из Галилеи? Поищи в Писании, и ты убедишься, что из Галилеи пророки не приходили.4
 
А те сказали ему в ответ:— Ты что, тоже из Галилеи? Разберись и убедись: из Галилеи пророк прийти не может!

 
На этом все разошлись по домам.

Примечания:

 
В переводе Лутковского
[7.1] «но на третий день праздника» — досл.: «но в половине праздника...».
[7.2] «хотя оно было и до Моисея, еще при патриархах» — досл.: «хотя оно не от Моисея есть, но от отцов».
[7.3] досл.: «не судите по тому, что видите».
[7.4] из Галилеи пророки не приходили — здесь первосвященники и фарисеи показали свое незнание Писания. По крайней мере, один пророк — Иона — был родом из Галилеи.
[7.5] Данный отрывок отсутствует в древних рукописях. Нет его и в толкованиях на Евангелия у Оригена, И. Златоуста, бл. Феодорита. Однако бл. Иероним и бл. Августин защищают подлинность этого рассказа. (Возможно, именно об этом эпизоде идет речь у Евсевия, когда он приводит свидетельства Папия — см. Церк. ист. 3.19.17.)
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.