От Матфея 21 глава

Евангелие от Матфея святое благовествование
В переводе Лутковского → Новой Женевской Библии

В переводе Лутковского

1 Когда же они приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию, близ горы Елеонской, Иисус послал вперед двух учеников,
2 сказав им: отправляйтесь в селение, которое перед вами; там вы тотчас найдете привязанную ослицу, а рядом с ней молодого осла; отвяжите их и приведите ко Мне.
3 И если кто-нибудь спросит вас: что вы делаете? — отвечайте, что это Господь нуждается в них, и тогда тот сразу же отпустит их.
4 А свершилось всё это во исполнение сказанного пророком:
5 скажите дочери Сиона: вот, Царь твой грядет к тебе, кроткий, сидя на осле, молодом и взнузданном. (Ис 62:11; Зах 9:9)
6 Пойдя, ученики поступили так, как повелел им Иисус.
7 И вот, приведя ослицу и молодого осла, они возложили на него одежды свои, и Иисус сел на них.
8 И множество людей расстилали по дороге одежды свои, а некоторые срезали ветви с деревьев и постилали по дороге.
9 И все люди, шедшие впереди или позади, восклицали: осанна Сыну Давида! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна1 в вышних! (Пс 117:26).
10 И когда Он прибыл в Иерусалим, весь город пришёл в смятение, и все спрашивали: кто Он?
11 А многие люди отвечали: Он — пророк, Иисус из Назарета Галилейского.
12 И вошел Иисус в храм Божий, и изгнал всех продающих и покупающих в храме, а столы менял2 и лавки продавцов голубей опрокинул,
13 и говорил им: написано ведь: дом Мой домом молитвы наречется; вы же из него сотворили вертеп разбойников. (Ис 56:7; Иер 7:11)
14 И подошли к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их.
15 Первосвященники же и книжники, хотя и видели чудеса, которые Он совершил, при виде детей, восклицающих в храме: осанна Сыну Давида! — пришли в негодование
16 и говорят Ему: разве Ты не слышишь, что они кричат? Иисус же сказал им: слышу. А вы разве никогда не читали: из уст детей и грудных младенцев Ты исторг хвалу? (Пс 8:3)
17 И, оставив их, Он удалился из города в Вифанию и заночевал там.
18 И вот утром, когда они возвращались в город, Он захотел есть.
19 Увидев же у дороги одинокую смоковницу, Он подошел к ней, но ничего не нашел, кроме листьев, и сказал, обращаясь к ней: пусть же отныне не будет у тебя плода вовек! И смоковница сразу же засохла.
20 Увидев это, ученики в изумлении стали спрашивать: отчего же смоковница сразу засохла?
21 И, обращаясь к ним, Иисус сказал: если будете иметь веру и не усомнитесь, тогда не только со смоковницей сделаете то же самое, но если и горе этой скажете: подымись и низвергнись в море, то, уверяю вас: это исполнится.
22 И всё, о чём бы ни просили вы в молитве с верою, — получите.
23 И когда Он пришёл в храм и учил, подошли к Нему первосвященники и старейшины из народа и спросили: по какому праву Ты так поступаешь? Да и кто мог дать Тебе это право?
24 Иисус же сказал им в ответ: задам и Я вам один вопрос, и если вы ответите Мне на него, то и Я вам скажу, по какому праву так поступаю:
25 на крещение Иоанн был вдохновлен свыше или людьми? И стали они рассуждать меж собой: если ответить: вдохновлен свыше, то Он спросит нас: почему же тогда вы не поверили ему?
26 Ответить же: людьми, — боимся народа, ибо все почитают Иоанна как пророка.
27 И, обратясь к Иисусу, сказали: мы не знаем. Тогда Он говорит им: и Я не скажу вам, по какому праву так поступаю.
28 Вы же подумайте вот о чём: у одного человека было два сына; подойдя к старшему, он сказал: сынок, пойди, поработай сегодня в винограднике моем.
29 И тот сказал в ответ: хорошо, отец; а сам не пошёл.
30 Подойдя к младшему, он сказал то же самое, и тот сказал в ответ: не хочу; но после, раскаявшись, пошёл.
31 Который же из тех двоих исполнил волю отца? Они отвечают: последний. И сказал им Иисус: уверяю вас: мытари и блудницы прежде вас попадут в Царство Божье.
32 Ибо пришёл к вам Иоанн, (наставляя) на путь праведный, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы — поверили; вы же и после того, как узнали об этом, — не раскаялись, чтобы поверить ему.
33 Выслушайте ещё одну притчу: жил некий человек, у которого было имение; и насадил он виноградник, обнес его оградой, закопал под давильней чан и построил башню, после чего, сдав его внаем виноградарям, уехал. (Ис 5:1−2).
34 Когда же настало время сбора плодов, он послал к виноградарям рабов своих получить доход свой.
35 А виноградари, схватив рабов его, одних избили, других убили, а иных побили камнями.
36 Он вновь послал рабов своих, ещё больше, чем прежде, но они и с ними поступили так же.
37 Наконец, он послал к ним сына своего, говоря: постыдятся они сына моего.
38 А виноградари, увидев сына, решили между собой: это — наследник; давайте, убьем его и завладеем наследством его.
39 И, схватив его, вывели из виноградника и убили.
40 Итак, когда придет владелец виноградника, что сделает он с этими виноградарями?
41 Они отвечают Ему: предаст их лютой смерти как злодеев, а виноградник передаст другим виноградарям, которые будут приносить ему плоды в надлежащее время.
42 Тогда Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: тот самый камень, который отвергли строители, поставлен во главу угла; и сделано это было Господом, что удивительно в очах ваших? (Пс 117:22−23).
43 Поэтому Я и говорю вам: отымется от вас Царство Божье и дано будет народу, приносящему плоды его;
44 и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того сокрушит в прах.
45 Слушая притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что это о них Он говорит,
46 и решили схватить Его, но побоялись народа, потому что все почитали Его как пророка.

Новой Женевской Библии

21:1−11 Только Матфей, единственный из всех синоптиков, говорит об ослице; возможно — чтобы подчеркнуть, что осел был очень молодой, ослица еще кормила его и потому на нем еще никто не ездил (ср. Мк 11:2). Кроме того, в цитате из Зах 9:9 сказано, что грядущий Царь будет ехать на молодом осле. Иисус хочет, чтобы пророчество исполнилось во всех деталях и все однозначно его поняли.

Победный вход в Иерусалим — конечно, акт символический. Иудеи признавали, что Захария говорит о Мессии. Толпа кричала: «Осанна Сыну Давидову!» (ст. 9) и расстилала одежды (ср. 4Цар 9:13), следовательно, приняла свидетельство, что Он и есть Мессия. Вспомним, что Давид объявил Соломона своим наследником, повелев ему въехать в Иерусалим на осле (3Цар 1:33, 38, 44).

21:7 Он сел поверх их. Иисус не оседлал обоих ослов, Он ехал на осленке (ср. Мк 11:2, 7). Вероятно, «их» относится к одеждам.

21:9 осанна. Еврейское слово, соответствует русскому «дай спасение», «спаси же».

21:12−13 По Иоанну (1:13−17) получается, что Иисус очистил храм раньше, в начале Своего служения, а не на Страстной неделе. Предполагают, что или Иоанн, или синоптики изменили время действия из теологических соображений. Не исключено, что Иисус изгонял меновщиков дважды.

21:13 вертепом разбойников. Слова эти — из Иер 7:11, где Господь изобличает иудеев, считавших, что само здание храма уже обеспечивает им Божие благоволение при всей мерзости их грехов. Это же суеверие было распространено и во времена Иисуса.

21:16 Чтобы оправдать восхваляющих Его детей, Иисус приводит слова из Пс 8:3, где Бог велел младенцам хвалить Его. Иисус здесь косвенным образом подтверждает Свою Божественность.

21:18−20 Матфей сводит воедино события, которые происходили в течение двух дней (ср. Мк 11:12−14, 20−26). Обычно плоды смоковницы появляются весной раньше листьев и, хотя они еще незрелы, есть их можно. Иисус проклял дерево за то, что обилием листьев оно обещало много плодов, а плодов этих нет. Случай этот вместе с изгнанием из храма предупреждает о неотвратимости Божией кары Израилю: разрушение и города, и храма (Иер 24:1−8).

21:21−22 Созвучно 17:20, но здесь подчеркивается, что не следует сомневаться. Свобода от сомнений приходит как результат уверенности в благости Божией. Истинная вера получает то, о чем просит, ибо основана не на самонадеянности, а на доверии к Богу и на подчинении Его воле.

21:33−46 Притча восходит к Ис 5:1−7 и, возможно, к Пс 79:8−18. Ее смысл ясен. Хозяин здесь — Бог, виноградник — Царство Божие (ст. 43), слуги — пророки, сын — Иисус, виноградари — иудеи, отвергшие Иисуса, убиение сына — распятие Христа, изгнание виноградарей — передача Царства новому народу Божию, в который входят и язычники.

21:42 В ответе Иисуса тем, кто оспаривал Его власть (ст. 23), использованы слова из Пс 117:22−23.

21:44 Здесь соединены пророчества Исаии (8:14) и Даниила (2:34, 44). Так Иисус говорит о крушении земных царств и создании Царства Божия на земле, и о том, что вожди иудейские этому царству противятся. Ссылка Самого Иисуса на Пс 117, Ис 8:14 и Дан, гл. 2 дает основание учению о Христе, как о «камне» (Деян 4:11; Рим 9:33; 1Пет 2:6−8).

Примечания:

 
В переводе Лутковского
[21.1] осанна — изначально это был призыв к Богу о спасении (ср. Пс. 117.25); с течением времени стало простым возгласом радости, вроде современного «ура», «да здравствует» и т.п.
[21.2] «столы менял» — менялы разменивали деньги паломников для покупки жертвенных животных.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.