От Матфея 22 глава

Евангелие от Матфея святое благовествование
В переводе Лутковского → Новой Женевской Библии

В переводе Лутковского

1 А Иисус вновь обратился к ним, говоря притчами:
2 Царство Небесное подобно тому, как если бы некий царь устроил брачный пир для сына своего.
3 И послал он слуг своих, чтобы они позвали приглашенных на пир, но те не захотели придти.
4 Тогда он вновь послал других слуг, повелев им: скажите приглашенным: трапеза у меня приготовлена, тельцы мои и множество откормленного скота заколоты, и всё готово; приходите на пир.
5 Но те, пренебрегая сказанным, отправились: кто на поле своё, кто по торговым делам своим,
6 а некоторые, схватив слуг его, стали издеваться над ними и убили их.
7 Узнав об этом, царь разгневался и, послав воинов своих, велел погубить тех убийц, а город их сжечь.
8 Затем он сказал слугам своим: пир готов, но приглашенные оказались недостойны;
9 так пойдите же на перекрестки дорог, и кто бы ни встретился вам, приглашайте на пир.
10 И разошлись слуги эти по дорогам, созывая всех, кого встречали: злых и добрых, и наполнился брачный чертог пирующими.
11 И вот царь, войдя посмотреть на пирующих, увидел там человека, одетого не в праздничное одеяние,
12 и спрашивает у него: друг мой, почему ты пришёл сюда не в праздничном одеянии? Но тот промолчал.
13 Тогда царь повелел служителям: свяжите ему ноги и руки и бросьте его в темную яму; там будет плач и скрежет зубов.
14 Ибо много званных, но мало избранных.
15 И, отойдя в сторону, фарисеи приняли решение поймать Его на слове,
16 и подослали к Нему учеников своих вместе с иродианами,1 которые сказали: Учитель! Мы знаем, что Ты справедлив и наставляешь воистину на путь Божий, что Ты не лицеприятен и никому из людей не угождаешь.
17 Так скажи нам: должны ли мы платить подать кесарю, или нет? Как Ты думаешь?
18 Но Иисус, уразумев коварство их, сказал: вы что, испытываете Меня, лицемеры?
19 Покажите-ка Мне монету, которой платится подать. И когда они подали Ему динарий,
20 Иисус спросил у них: чье это изображение и надпись?
21 Они отвечают Ему: кесаря.2 Тогда Он говорит им: отдавайте же кесарево кесарю, а Божье — Богу.
22 Услышав это, они удивились и, оставив Его, отошли.
23 Тем временем саддукеи,3 которые утверждают, что нет воскресения, подошли к Нему и спрашивают у Него:
24 Учитель! Моисей сказал: если кто умрет бездетным, пусть женится брат его на жене его и продолжит род брата своего. (Быт 38:8; Втор 25:5)
25 Так вот: было у нас семь братьев. Первый, женившись, скончался и, так как у него не было детей, оставил жену свою брату своему.
26 То же самое случилось и со вторым, и с третьим, и со всеми семью братьями.
27 После всех умерла и жена.
28 Итак, по воскресении, женой которого из семи она будет? Ведь все семеро обладали ею.
29 Иисус же сказал им в ответ: заблуждаетесь вы, не зная ни Писаний, ни могущества Божьего,
30 ибо по воскресении не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут словно ангелы Божьи на небесах.
31 А о воскресении мертвых разве не читали вы сказанного вам Богом:
32 Я — Бог Авраама, Исаака и Бог Иакова? Ведь Он — Бог не мертвых, а живых. (Исх 3:6)
33 Люди же с изумлением внимали учению Его.
34 А фарисеи, узнав, что Он посрамил саддукеев, собрались вокруг Него,
35 и один из них, законник, испытывая Его: спросил:
36 Учитель! Какая заповедь в законе самая главная?
37 Он же сказал ему: возлюби Господа Бога своего всем сердцем своим, и всею душою своею, и всем разумом своим. (Втор 6:5)
38 Это — главнейшая и первая заповедь.
39 Вторая же подобна ей: возлюби ближнего своего как самого себя. (Лев 19:18)
40 На этих двух заповедях утверждаются и весь закон, и писания пророков.
41 А обступивших Его фарисеев Иисус спросил:
42 что вы думаете о Христе? Чей Он Сын? Они отвечают Ему: Давида.
43 Тогда Он говорит им: почему же Давид по вдохновению свыше называет Его Господом, говоря:
44 сказал Господь Господу моему: сиди одесную от Меня, доколе не положу врагов Твоих у подножия ног Твоих? (Пс 109:1)
45 Итак, если Давид называет Его Господом, почему же Он сын ему?
46 Никто ни слова не мог сказать Ему в ответ; и с того времени никто уже не дерзал спрашивать Его.

Новой Женевской Библии

22:1−14 Хотя притча эта кое в чем похожа на притчу у Луки (14:16−24), словесных совпадений очень мало, и есть большие различия. Видимо, это — разные притчи, рассказанные в разных случаях.

В этой притче две части, и первая (ст. 1−10) продолжает тему, начатую в предыдущей главе: те, кто должен был получить Царство, отвергли его, и оно предложено другим, в число которых входят не только «мытари и блудницы» (21:31), но и язычники. Стих 9 говорит о том, что рабы Божии призваны идти с Благой Вестью ко всем людям.

Во второй части (ст. 11−14) говорится, что приглашение в Царство Божие еще не означает вхождения в него; надо быть одетыми как должно, а одежда эта — праведность Христова. Хотя приглашен всякий, кто слышал Благую Весть, а многие даже считают, что они — в Царстве, предстать пред Богом смогут только те, кто облечен в праведность Христа.

Части эти связаны ст. 14, в котором сжато выражена тема Божиего суверенитета в избрании. Званы и иудеи, и язычники; но только те, кто избран, будут присутствовать на брачном пире Агнца, и это избрание не зависит от прежнего положения (8:11−12).

22:13 во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов. Иисус описывает вечную кару. Нейтральной полосы между раем и адом нет.

22:14 См. статью «Действенное призвание: составные части обращения».

22:17 подать. Ненавистная иудеям подушная подать символизировала подчинение Риму. Если бы Иисус просто велел платить ее, от Него отошли бы многие; если бы Он сказал, что платить не надо, сторонники Ирода могли бы законно обвинить Его в измене. Его же ответ выходит за пределы спора и акцентирует внимание на главном — на отношениях с Богом. Монета с изображением кесаря принадлежит кесарю, а на ком запечатлен образ Божий — те принадлежат Богу.

22:21 См. статью «Христиане и государственная власть».

22:31 не читали ли вы. Иисус приводит здесь слова из Пятикнижия (Исх 3:6) — той части Писания, которую особо ценили саддукеи. Бог есть (а не был) Бог праотцев, и это доказывает воскресение, ибо «Бог не есть Бог мертвых, но живых». Вечный Бог призывает Своих святых к вечному единению с Собой. Он заключил с праотцами завет, дал им обетования, которые не исполнились во время их земной жизни, однако не утратили силы. Из этого следует, что Бог воскресит праотцев к жизни.

22:37 См. статью «Любовь».

22:40 весь закон и пророки. Т.е. весь Ветхий Завет. Любовь исполняет закон, ибо она включает в себя все заповеди Божии и мотивирует подчинение им (Рим 13:8−10; 1Кор, гл. 13). Она не отменяет заповедей Божиих, но освещает их изнутри и углубляет (5:17; Рим 8:4). См. статью «Закон Божий».

22:42 что вы думаете..? Фарисеи испытывали Иисуса; теперь Иисус испытывает их. Он сосредоточил внимание на самом главном — Мессия ли Он (Христос ли)? А цитата из Пс 109:44 показывает, что бытовавшие представления о Мессии были слишком ограниченны.

Примечания:

 
В переводе Лутковского
[22.1] «вместе с иродианами» — иродиане выступали за сотрудничество с римскими властями.
[22.2] кесарь — греческая форма латинского слова Цезарь; титул римских императоров.
[22.3] «саддукеи» — см. комментарии 3.7. Саддукеи отрицали веру в воскресение из мертвых.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.