От Матфея 4 глава

Евангелие от Матфея святое благовествование
В переводе Лутковского → Новой Женевской Библии

В переводе Лутковского

1 После этого Иисус был послан Духом в пустыню испытать искушения от диавола.
2 И постился Он сорок дней и сорок ночей, а когда, наконец, почувствовал сильный голод,
3 подошел к Нему искуситель и говорит: если Ты — Сын Божий, повели этим камням стать хлебами.
4 Он же сказал в ответ: написано: не только хлеб дает жизнь человеку, но всякое слово, исходящее из уст Божьих. (Втор 8:3)
5 Тогда диавол перенес Его в святой город1 и, поставив Его на крыше храма,
6 говорит Ему: если Ты — Сын Божий, бросься вниз; ведь написано же: Он поручит Тебя ангелам Своим, и они на руках понесут Тебя, чтобы Ты не споткнулся о камень ногою Своею. (Пс 90:11−12)
7 Иисус же сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога своего. (Втор 6:16)
8 И вновь диавол перенес Его на вершину высокой горы и, показав Ему все царства мира и великолепие их,
9 сказал Ему: всё это я дам Тебе, если Ты, пав ниц, воздашь поклонение мне.
10 И говорит ему Иисус: отойди от Меня, сатана, ибо написано: поклоняйся Господу Богу своему и почитай Его одного. (Втор 5:9; Втор 6:13)
11 И тогда сатана оставил Его, после чего к Нему приступили ангелы и служили Ему.
12 И вот, услышав, что Иоанн заключен в темницу, Он удалился в Галилею
13 и, покинув Назарет, отправился в пределы земель Завулона и Неффалима, и поселился в Капернауме, что у озера,
14 во исполнение сказанного пророком Исайей:
15 земля Завулона и земля Неффалима, что у озера, близ пути за Иордан, Галилея языческая,
16 народ, живущий во тьме, увидел свет великий; живущим в стране, покрытой сенью смерти, свет воссиял. (Ис 9:1−2)
17 С того времени Иисус начал проповедовать, и так говорил Он: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
18 Однажды, проходя по берегу озера Галилейского, увидел Он двух братьев, Симона, названного Петром, и Андрея, которые ловили рыбу, закидывая в озеро невод,
19 и говорит им: следуйте за Мною, Я научу вас ловить (души) человеческие.
20 И они, бросив сети свои, сразу же последовали за Ним.
21 Неподалеку оттуда увидел Он других двух братьев, Иакова и Иоанна, сыновей Заведея, которые вместе с отцом своим Заведеем чинили в лодке сети свои, и призвал их.
22 И они, оставив лодку и отца своего, сразу же последовали за Ним.
23 И прошел Иисус по всей Галилее, проповедуя в синагогах и возвещая благую весть о Царстве2 (Божьем), исцеляя людей от всяких болезней и недугов.
24 И разнеслась молва о Нём повсюду, даже до Сирии, и стали приводить к Нему всех страдающих от различных болезней, измученных недугами и припадками,3 бесноватых и параличных, и Он исцелял их.
25 И следовало за Ним множество людей из Галилеи, из Десятиградия,4 из Иерусалима и из-за Иордана.

Новой Женевской Библии

4:1 для искушения. Хотя Бог искушаем не бывает (Иак 1:13), наши искушения входят в промысел Божий для нашего же добра. Если устоим — станем сильнее; если поддадимся — научимся лучше понимать, что нам нужно для дальнейшего освящения и благословения.

Искушения Христа соответствуют (и противопоставляются) испытаниям Израиля в пустыне. Сорок дней перекликаются с сорока годами (Числ 14:34). Пребывание Иисуса в пустыне соотносится с местом во Второзаконии (8:1−5), на которое Он Сам и ссылается в ответе на одно из искушений. Опыт Израиля в пустыне явился прообразом, тенью испытания Иисуса.

Описанные искушения свойственны всем: похоть плоти, гордыня, желание обладать (1Ин 2:16). Но каждое из них — еще и чисто мессианское. Сатана, обращаясь к Иисусу, ссылается на Его Божественное право: «если Ты Сын Божий» (ст. 3:6; ср. 27:40). Последнее искушение предлагает Иисусу путь к царствованию, следуя которым можно миновать крест. Иисус был искушаем так же, как и мы (Евр 4:15), но Он не согрешил. Он может «быть милостивым и верным первосвященником пред Богом» (Евр 2:17) и ходатайствовать за нас, поскольку по Своей человеческой природе Он знает, что значит подвергаться искушению. См. ком. к Лк 3:22; статью «Безгрешность Иисуса».

4:3 Сын Божий. См. ком. к 16:16.

4:4 всяким словом. Во Втор 8:3 это относится к слову Божию о направлении движения по пустыне и о манне небесной. Иисус не согласился подвергнуть испытанию Свое доверие к Богу. На каждое искушение сатаны Он отвечает словами Писания. «Меч духовный — Слово Божие» (Еф 6:17), и Иисус в духовном борении опирается на Писание. См. статью «Слово Божие: Писание как откровение».

4:5 на крыле храма. Возможно, речь идет о выступе стены храма над долиной Кедрона.

4:6 И сатана может ссылаться на Писание, но он использует Пс 90:11−12 в значении, прямо противоположном истинному. Псалом 90 призывает довериться Богу; сатана пытается подменить доверие проверкой, подвергая сомнению верность Божию. См. статью «Сатана».

4:7 Израиль «искушал» Бога в Массе и Мериве (Исх 17:1−7).

4:10 Иисус отвергает идолопоклонство. Он повелевает сатане отойти, ибо уже победил «сильного» (см. 12:29).

4:15 Галилея языческая. Матфей подчеркивает, что в земном служении Иисус сосредоточен исключительно на доме Израилевом (10:5−6). Однако замечание, что служение это исполняет слова Исаии (9:2), является доказательством, что 28:19 у Матфея не приписан позднее; конечная цель включает все народы.

4:17 С того времени. Слова эти встречаются также в 16:21 и обозначают переход от подготовки к периоду общественного служения Иисуса.

приблизилось. См. ком. к 3:2.

4:23 уча... проповедуя... исцеляя. Уча, Иисус говорил о природе и цели Царства Божия, как это видно из Нагорной проповеди (гл. 5−7) и притч о Царстве (гл. 13). Проповедуя, Он благовествовал о приближении Царства, т.е. осуществлении главного Божиего замысла в истории. Исцеления же знаменовали, что Царство действительно пришло (11:5).

4:24 по всей Сирии. Понимать это можно по-разному. Для римлян это, в сущности, означало всю Палестину, кроме Галилеи (Лк 2:2). Галилеянин, вероятно, подразумевал бы под этим словом земли севернее Галилеи, от Средиземноморья до Дамаска.

бесноватых. Здесь подчеркнуто отличие «бесноватости» от припадков эпилепсии (ср. 17:15).

Примечания:

 
В переводе Лутковского
[4.1] святой город — Иерусалим.
[4.2] «возвещая благую весть о Царстве» — досл.: «возвещая Евангелие Царства».
[4.3] «измученных... припадками» — досл.: «лунатиков», «бесноватые» — досл.: «одержимые демонами»; «демон» (в нашем переводе согласно традиции «бес»), или же «дух нечистый», «дух зла», «лукавый», «искуситель» — представитель царства зла, тьмы или смерти, во главе которого стоит «владыка мира сего» — Сатана, он же Диавол, он же Веельзевул или Велиар. Согласно новозаветным представлениям, бесы — это «падшие с небес» (Лк. 10.18) «ангелы, не сохранившие своего достоинства» (Иуд. 6). Царство Сатаны (Мф. 12.26) имеет свою иерархию, являющуюся зеркальным отражением божественной, «небесной иерархии» (ср. Еф. 6.12; Кол. 2.15). Главная цель миссии Христа — избавить людей от «власти тьмы» (Лк. 22.53), «лишить силы владыку царства смерти — диавола» (Евр. 2.14) и возвести их в Царство Божье (Кол. 1.13). Окончательная победа сил добра над царством зла свершится «в конце века (зона) сего», когда Сатана вместе со своими ангелами будет ввержен в вечный огонь (Мф. 25.41). Согласно традиции, в Новом Завете имена сатаны, диавола, веельзевула и велиара не пишутся с прописной буквы.
[4.4] Десятиградие — федерация десяти свободных эллинистических городов, расположенных (за исключением Скифополя) к востоку от Иордана.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.