От Луки 11 глава

Евангелие от Луки святое благовествование
В переводе Лутковского → Новой Женевской Библии

В переводе Лутковского

1 Как-то раз, будучи в одном из селений, Он молился, а когда закончил, один из учеников Его сказал Ему: Господи! Научи нас молиться, подобно тому, как Иоанн научил учеников своих.
2 И Он сказал им: когда вы молитесь, то говорите:Отец наш Небесный! Да прославится имя Твоё! Да наступит Царство Твоё! Да свершится воля Твоя как на небе, так и на земле!
3 Подай же нам ныне хлеб насущный,
4 и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем тем, кто согрешил пред нами, и удержи нас от искушения, и от лукавого нас защити.
5 И сказал им: если кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему среди ночи и скажет ему: друг, одолжи мне три хлеба,
6 ибо один из друзей моих с дороги зашел ко мне, но мне нечем угостить его;
7 а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня; двери уже заперты, и дети мои уже в постели со мною; не могу я встать и дать тебе;
8 то, уверяю вас: если он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его поднимется и даст ему то, что он просит.
9 Поэтому Я и говорю вам: просите, и будет дано вам; ищите и найдете; стучите, и отворят вам,
10 ибо всякий просящий — получает, ищущий — находит, а стучащему — отворяют.
11 Разве есть среди вас такой отец, который, если сын попросит хлеба, подаст ему камень, а если рыбы, то вместо рыбы подаст ему змею?
12 Или, если он попросит яйцо, то неужели он подаст ему скорпиона?
13 Поэтому если вы, будучи грешны, способны творить благодеяния детям вашим, то тем более Отец Небесный ниспошлет Духа Святого на тех, кто просит у Него об этом.
14 Однажды Он изгнал беса из немого, и после того как бес вышел, немой, к изумлению всех людей, стал говорить.
15 Некоторые же из них сказали: Он бесов изгоняет с помощью веельзевула, владыки бесов.
16 А другие, испытывая Его, требовали у Него знамения свыше.
17 Он же, зная их помышления, сказал им: любое царство, в котором начнутся междоусобицы, опустеет; а если они начнутся в доме, то дом распадется.
18 Вы же говорите, что Я с помощью веельзевула изгоняю бесов. Но ведь если сатана враждует против себя самого, разве может устоять царство его?
19 И если Я с помощью веельзевула изгоняю бесов, то с чьей же помощью изгоняют их сыновья ваши? Пусть же они будут судьями вам.
20 Если же Я по воле Бога изгоняю бесов, значит, приблизилось к вам Царство Божье.
21 Когда сильный человек с оружием охраняет своё жилище, его имущество в безопасности.
22 Но если более сильный нападет и победит его, то он захватит всё оружие его, на которое тот надеялся, и присвоит похищенное у него.
23 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.
24 Нечистый дух, после того как он вышел из человека, скитается по безводным краям, ища покоя, и не находит. Тогда говорит он: возвращусь я в дом свой, из которого вышел.
25 И, придя, находит его свободным, убранным и украшенным.
26 Тогда он идет и берет с собой ещё семь духов, более злых, чем он сам, и, войдя в человека, они поселяются там. И становится для того последнее хуже первого.
27 Когда же Он говорил это, в толпе одна женщина воскликнула, обращаясь к Нему: блаженна та, чье чрево носило Тебя и чьи сосцы питали Тебя!
28 А Он ответил: ещё более блаженны те, которые слушают слова Божьи и поступают согласно им.
29 И стал Он говорить собравшемуся народу: род фарисеев — род лукавый; он знамения требует, но никакого знамения не будет дано ему, кроме знамения пророка Ионы,
30 ибо как Иона был знамением для ниневитян, так будет и Сын Человеческий для этого рода.
31 Царица южная воскреснет для суда с людьми этого рода и осудит их, потому что она из самых дальних земель пришла послушать поучения Соломона, а ведь здесь Тот, Кто превосходит Соломона.
32 Жители Ниневии восстанут для суда с этим родом и осудят его, потому что они покаялись после проповеди Ионы, а ведь здесь Тот, Кто превосходит Иону.
33 Никто, зажигая свечу, не ставит её в сундук или под кувшин, но на подсвечник, чтобы входящие видели свет.
34 Для тела светильник — око твоё. Поэтому если око твоё будет чистым, то и всё тело твоё будет светлым; если же око будет нечистым, то и всё тело твоё будет темным.
35 Следи же, чтобы свет, который в тебе, не стал тьмой!
36 Итак, если всё тело твоё светло и не имеет ни одного темного пятна, то всё оно будет светлым, как если бы светильник (изнутри) освещал тебя ярким светом.
37 После этих слов один фарисей пригласил Его к себе пообедать. Войдя в дом, Он сразу сел за трапезу.
38 Фарисей же удивился, увидев, что Он не совершил омовения перед едой.
39 Но Господь сказал ему: вы, фарисеи, очищаете снаружи и чашу, и блюдо, тогда как сами внутри полны алчности и коварства.
40 Неразумные! Разве внешнее сотворил не Тот, Кто сотворил и внутреннее?
41 Лучше бы вы раздали состояние своё как милостыню, тогда всё в вас стало бы чистым.
42 Но горе вам, фарисеям! Вы отдаете десятину с мяты, руты и всяких овощей, а правосудием и любовью Божьей пренебрегаете, тогда как это надо исполнять, но и того не упускать.
43 Горе вам, фарисеям! Вы любите занимать первые сиденья в синагогах и любите, чтобы вас приветствовали на улицах.
44 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры! Вы подобны заброшенным могилам, по которым люди ходят и не знают об этом.
45 Тут один из законников говорит, обращаясь к Нему: Учитель! Говоря так, Ты и нас оскорбляешь.
46 Он же сказал им: и вам, законникам, горе! Вы возлагаете на людей бремя невыносимых обязанностей, а сами ни одним пальцем своим не двинете, чтобы исполнить их.
47 Горе вам! Вы воздвигаете гробницы пророкам, а ведь это отцы ваши убили их.
48 Тем самым вы свидетельствуете о том, что одобряете дела отцов ваших, ибо они убили их, а вы воздвигаете им гробницы.
49 Вот и Божественное Писание1 говорит: Я посылаю к вам пророков и апостолов; одних из них вы убьете, а других — изгоните. (2Пар 36:15; Неем 9:26)
50 Да взыщется с этого рода кровь всех пророков, пролитая от создания мира,
51 от крови Авеля до крови Захарии, убитого между алтарем и жертвенником! Уверяю вас: взыщется она с этого рода.
52 Горе вам, законникам! Вы завладели ключами от врат познания, однако и сами не вошли, и тем, кто хочет войти, воспрепятствовали.
53 И когда Иисус уходил, книжники и фарисеи со всех сторон обступили Его и стали задавать Ему множество коварных вопросов,
54 чтобы в ответах его найти что-нибудь в обвинение Ему.

Новой Женевской Библии

11:2−4 Приводимый Лукою текст молитвы несколько отличается от того, который содержится в Мф 6:9−13. Это естественно, поскольку, во-первых, Иисус предлагает ученикам лишь образец, руководство к молитве («когда молитесь, говорите так...»), а не некий канонический, должный оставаться неизменным текст; во-вторых, у Матфея Он учит молитве в проповеди, а у Луки — в ответ на конкретный вопрос одного из учеников.

11:2 Отче. Этим словом передано арамейское «авва», слово, которым обращались к своим отцам палестинские дети.

да святится имя Твое. Букв.: «пусть будет освящено имя Твое».

да приидет Царствие Твое. См. 17:20−21; статью «Молитва».

11:4 прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему. См. Мф 6:14−15; Мк 11:25−26.

не введи нас в искушение. Бог не вводит в искушения, но оставляет за ними право на существование. Это прошение к Господу о помощи в минуты искушений (см. 1Кор 10:13).

11:13 если вы, будучи злы. Т.е. подвержены силам зла, греховны.

11:15 силою веельзевула, князя бесовского. Веельзевул — имя языческого божества (4Цар 1:2), которое израильтяне по созвучию воспринимали как «господин навоза», «господин мух» и применяли к предводителю сонма бесов. См. ком. к Мк 3:22.

11:16 требовали от Него знамения с неба. И таковым явилось исцеление немого (ст. 14).

11:20 перстом Божиим. Как и в Исх 8:19, это выражение означает, что нечто совершается Самим Богом. У Матфея (12:28) сказано: «Духом Божиим», что, однако, практически синонимично словам Иисуса у Луки.

то, конечно, достигло до вас Царствие Божие. Иными словами, люди ощущают на себе воздействие силы Царства Божия.

11:21−22 Основная мысль та, что Иисус, будучи сильнее сатаны, установит Свою власть над людьми, освобожденными из-под власти «князя мира сего».

11:24 возвращусь в дом мой. См. ком. к 9:41.

11:25 находит его выметенным. Т.е. свободным как от зла, так и от добра.

11:29 он ищет знамения. Такое требование могло исходить только от недостатка веры.

11:30 как Иона.. так будет и Сын Человеческий. Знамением для жителей Ниневии явились три дня, проведенные Ионой во чреве кита; для израильтян же верным знамением станет воскресение Иисуса на третий день после смерти.

11:31 Царица южная. Т.е. царица Савская. Ее владения находились на территории современного Йемена.

11:32 Ниневитяне. Имеются в виду жители Ниневии, покаявшиеся в ответ на проповедь Ионы (Иона 3:6−10).

11:34 Светильник тела есть око. Не знамения, видимые телесными глазами, свидетельствуют о Христе, а свет Божественного откровения, исходящий от Иисуса. Чтобы увидеть этот свет, необходимо духовное видение — «если око твое будет чисто».

11:38 не умыл рук перед обедом. Речь идет о ритуальном омовении рук от скверны, которая могла пристать к ним при прикосновении к предметам, почитавшимся нечистыми. Нечистые руки могли осквернить пищу, а та, в свою очередь, попав внутрь человека, сделать нечистым все его тело.

11:39 внешность... очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства. Фарисеи тщательно следили за тем, чтобы не осквернить свое тело контактами с ритуально нечистыми предметами и людьми, зачастую забывая при этом о чистоте внутренней, духовной. Скрупулезное соблюдение предписаний относительно ритуальной чистоты отнюдь не предохраняет душу от осквернения злом и грехом.

11:41 Подавайте... из того, что у вас есть. Букв.: «...из того, что у вас внутри».

11:42 горе вам. См. ком. к 6:24.

даете десятину. Первоначально приношение десятины являлось изъявлением любви и благодарности Богу. Ко временам Иисуса десятина многими воспринималась формально.

11:43 любите председания в синагогах. Сидеть в синагоге лицом к собравшемуся там народу было очень почетно; такие места отводились особо видным членам общины.

11:44 как гробы скрытые. Прикосновение к месту погребения, согласно закону Моисея, оскверняло человека (Чис 19:16), поэтому могилы у евреев всегда были четко отмечены. Незаметная, «скрытая» могила таила в себе угрозу нечаянного осквернения. Таким образом, Иисус открыто говорит фарисеям, что они сами — источник осквернения.

11:45 из законников. Законники, т.е. люди, сведущие в законе, были одновременно сведущи и в вопросах веры, поскольку закон был дан Израилю Самим Богом.

11:46 налагаете на людей бремена неудобоносимые. С самыми благими намерениями законники дополняли богоданные постановления все новыми и новыми предписаниями и обращали закон в тяжкое бремя для израильского народа.

11:49 премудрость Божия сказала. Следующие далее слова не являются цитатой из ВЗ или какого-либо другого известного текста: Иисус Сам является Премудростью.

11:51 от крови Авеля. Авель был первым человеком, принявшим смерть от руки ближнего (Быт 4:8).

до крови Захарии. Захария — последний из пророков, об убийстве которого говорится в ВЗ (2Пар 24:21−22). См. ком. к Мф 23:35.

11:52 взяли ключ разумения. Присвоили себе право толковать и изъяснять Закон Божий и Слово Божие.

берегитесь закваски фарисейской. В Писании «закваска» часто символизирует зло и грех.

Примечания:

 
В переводе Лутковского
[11.1] «божественное Писание» — досл.: «премудрость Божья».
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.