От Луки 14 глава

Евангелие от Луки святое благовествование
В переводе Лутковского → Новой Женевской Библии

В переводе Лутковского

1 Однажды в пути Он был (приглашен) в дом одного из старейшин фарисейских на обед. А была суббота, и многие наблюдали за Ним.
2 Напротив же Него сидел один человек, больной водянкой.
3 И, обратясь к законникам и фарисеям, Иисус спросил: можно ли исцелять в субботу или нет?
4 Но они молчали. Тогда, прикоснувшись к больному, Он исцелил его и отослал (домой).
5 И, обратясь к ним, сказал: если у кого-нибудь из вас в субботу упадет сын или вол в колодец, разве не тотчас он вытащит его?
6 И они ничего не могли возразить на это.
7 Наблюдая же, как приглашенные занимали лучшие места, Он обратился к ним с поучением:
8 когда кто-нибудь пригласит тебя на брачный пир, не садись на первое место, а то как бы среди приглашенных им не оказалось кого более знатного, чем ты;
9 тогда тот, кто пригласил тебя и его, подойдет и скажет тебе: уступи ему место, — и ты со стыдом вынужден будешь занять последнее место.
10 Но когда пригласят тебя, пойди и сядь на последнее место, и тогда тот, кто пригласил тебя, подойдет и скажет тебе: друг, пересядь поближе; чем окажет тебе честь перед всеми, сидящими рядом с тобой,
11 ибо всякий, кто превозносит сам себя, — унижен будет, а кто уничижает сам себя, — превознесен будет.
12 Тому же, кто пригласил Его, Он сказал: когда ты устраиваешь званый обед или ужин, не зови ни друзей своих, ни братьев своих, ни родственников своих, ни богатых соседей, не то и они в свою очередь пригласят тебя, чтобы воздать тебе тем же.
13 Но когда устраиваешь пир, то пригласи нищих, увечных, хромых, слепых
14 и блажен будешь, ибо они не могут воздать тебе тем же; воздается же тебе по воскресении праведных.
15 Услышав это, один из сидящих рядом с Ним сказал Ему: блажен, кто вкушает за трапезой в Царстве Божьем!
16 Иисус же сказал ему: один человек устроил большой пир и пригласил множество людей.
17 И вот, когда настало время для пира, послал он слугу своего сказать приглашенным: идите, уже всё готово.
18 И стали все как один отказываться. Первый сказал ему: я купил поле, и мне необходимо пойти посмотреть его; прошу тебя, передай мои извинения.
19 Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их в деле; прошу тебя, передай мои извинения.
20 А следующий сказал: я женился и потому не могу придти.
21 И, возвратясь, слуга поведал об этом господину своему. Тогда хозяин в гневе сказал слуге своему: пройди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, и увечных, и слепых, и хромых.
22 И сказал слуга: господин, твоё повеление исполнено, но есть и ещё свободные места.
23 А господин сказал слуге: пойди к городским воротам и на дороги и убеди людей придти, чтобы дом мой был полон.
24 Из тех же, кто был приглашен, никто и никогда, уверяю вас, не будет пировать у меня, ибо много званных, но мало избранных.
25 И последовало за ним множество людей, а Он, обернувшись, сказал им:
26 если кто-нибудь придет ко Мне, но при этом не откажется1 от отца своего и матери, от жены и детей, от братьев и сестер и даже от жизни своей, — тот не может быть Моим учеником.
27 И кто не несет крест свой и не идет за Мною, — тот не может быть Моим учеником.
28 Разве любой из вас, желая построить (в винограднике) башню, не сядет прежде и не подсчитает расходы: на всё ли ему хватит средств?
29 А не то, когда он воздвигнет основание, но не сможет закончить начатое, все, кто увидит это, станут насмехаться над ним,
30 говоря: этот человек начал строить, но не смог закончить.
31 Или какой царь, собираясь вступить в битву с другим царем, не соберет прежде совет: может ли он с десятью тысячами (воинов) противостоять идущему на него с двадцатью тысячами?
32 Если же нет, то пока тот ещё далеко, он отправит посольство с просьбой о мире.
33 Так и каждый из вас, если не отречется от всего, что есть у него, — не может быть Моим учеником.
34 Соль — хорошая вещь; но если соль станет безвкусной, зачем она нужна?
35 Ни в землю, ни в навоз она не годится; вон тогда выбрасывают её. Кто имеет уши слышать, да услышит! (Иез 12:2)

Новой Женевской Библии

14:1 они наблюдали за Ним. Очевидно, фарисеи желали уличить Иисуса в нарушении святости субботы.

14:3 позволительно ли врачевать в субботу? Врачевание в субботу не возбранялось законом Моисея, однако в последующей традиции на него был наложен запрет (если только речь не шла о непосредственной угрозе жизни больного).

14:5 если... осел или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу? Естественно, упавшую в колодец скотину любой из верующих евреев вытащил бы немедленно и в субботу, невзирая на то, что в этот день запрещалось выполнять любую работу. Но если допустимо отступать от предписаний закона относительно святости субботнего дня ради спасения имущества, тем более позволительно творить в субботу добрые дела, в том числе и врачевать.

14:12−14 На конкретном житейском примере Иисус объясняет духовные истины, лежащие за пределами материального мира.

14:15 блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием. Эта фраза, даже в устах фарисея, совершенно справедлива.

14:16−24 Притча является уточнением к словам одного из гостей (ст. 15). Иисус согласен с тем, что блажен тот, кто вкусит хлеба в Царствии Божием, однако Он поясняет, почему со многими этого не произойдет.

14:16 один человек. Под «человеком» здесь подразумевается Господь Бог.

14:17 званным. Под «званным», естественно, подразумевается Израиль, к которому Господь Бог обращался неоднократно на протяжении его истории.

14:18 я купил землю. Т.е. предпочел земное небесному. См. 12:20−21, 30−31; 21:34.

14:19 я купил пять пар волов. См. ком. 13:29. Этот человек, в отличие от купившего землю, заботится не только о земном, но и о небесном. Однако он намерен достичь Царства Божия собственными усилиями, более того, он почти уверен, что достиг и ему остается только окончательно в этом удостовериться — «испытать» свои пять пар волов. Чем закончится это испытание см. 13:25−28.

14:20 я женился. Поскольку под женихом в Новом Завете подразумевается Сам Христос (см. Мф 9:15; Мф 25:1; Ин 3:29), брачный пир Которого еще впереди (Откр 21:9; Откр 22:17), то слова этого человека, считающего себя уже в Царстве Божием и, в отличие от купившего волов, даже не помышляющего о подтверждении своей убежденности, выглядят откровенным самообольщением. Участь всех троих одинакова, однако в данном случае горечь разочарования будет сильнее.

14:21 нищих, увечных, хромых и слепых. Т.е. сознающих свои духовные изъяны (см. 4:18; 7:21; Мф 5:3, 29−30; Мк 10:4) и приходящих ко Христу, чтобы Он избавил их от ущербности.

14:26 возненавидит. Т.е. отвергнется себя; под «родными» следует понимать земные привязанности (см. ком. к 9:59).

14:27 кто не несет креста своего. См. ком. к 9:23.

14:28−32 Обе притчи поясняют ст. 26.

14:34 Соль. См. ком. к Мк 9:49−50.

Примечания:

 
В переводе Лутковского
[14.1] «откажется» — досл.: «возненавидит», «отвратится».
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.