От Луки 18 глава

Евангелие от Луки святое благовествование
В переводе Лутковского → Новой Женевской Библии

В переводе Лутковского

1 И, сказав им, что они должны постоянно молиться и никогда не отчаиваться, Он поведал им притчу:
2 в одном городе жил судья, который ни Бога не боялся, ни людей не стыдился.
3 И жила в том городе вдова, которая приходила к нему и просила: защити меня от врага моего.
4 Он долгое время не соглашался, но однажды сказал сам себе: хоть я и Бога не боюсь, и людей не стыжусь,
5 однако эта вдова утомила меня; защищу её, чтобы она, наконец, прекратила докучать мне.1
6 И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный?
7 А разве Бог, Который всегда слышит избранников Своих, взывающих к Нему день и ночь, не защитит их?
8 Уверяю вас: Он не замедлит защитить их. Однако Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?
9 Для тех же, которые, будучи убеждены в собственной праведности, презирали остальных, Он поведал такую притчу:
10 два человека пришли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
11 Фарисей, встав, мысленно молился: Боже! Благодарю Тебя за то, что я не такой, как остальные люди: грабители, обманщики, прелюбодеи, или же как этот мытарь;
12 я пощусь дважды в неделю, отдаю десятину от всего, что наживаю.
13 Мытарь же, стоя поодаль, не смел даже глаза возвести на небо и лишь ударял себя в грудь, восклицая: Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!
14 Уверяю вас: этот пошёл домой более оправданным, нежели тот, ибо всякий, кто превозносит сам себя, — унижен будет, а кто уничижает сам себя, — превознесен будет. (Иез 21:26; Иов 22:29)
15 Между тем привели к Нему маленьких детей, чтобы Он прикоснулся к ним, а ученики, увидев это, не допустили их.
16 Иисус же подозвал детей и сказал: пусть они подходят ко Мне, не препятствуйте им, ибо таким, как они, принадлежит Царство Божье.
17 Уверяю вас: кто не примет Царство Божье как дитя, тот не войдет в него.
18 Тут один из старейшин спросил у Него: Учитель благой! Что мне надо совершить, чтобы наследовать Жизнь Вечную?
19 И сказал ему Иисус: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, только один Бог.
20 А заповеди тебе известны: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, чти отца своего и мать свою. (Втор 5:16−20)
21 Но тот отвечал: я с отроческих лет соблюдаю всё это.
22 Услышав это, Иисус сказал ему: лишь одно осталось тебе: продай всё, что имеешь, и раздай нищим, и приобретешь сокровище на небесах; а затем последуй за Мною.
23 Услышав эти слова, тот глубоко опечалился, потому что был весьма богат.
24 Иисус же, увидев, сколь глубоко он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царство Божье!
25 Легче верблюду сквозь игольное ушко пройти, нежели богатому войти в Царство Божье.
26 И те, которые слышали это, спросили: кто же тогда может спастись?
27 А Он ответил: то, что невозможно для людей, возможно для Бога.
28 И Петр сказал: а вот мы — оставили все, что у нас было, и последовали за Тобой.
29 Он же сказал им: уверяю вас: нет никого, кто, оставив дом, или жену, или братьев, или родителей, или детей ради Царства Божьего,
30 не получил бы уже в нынешнее время во много раз больше, а в будущем веке — Жизнь Вечную.
31 И, подозвав двенадцать учеников Своих, Он сказал им: вот, мы направляемся в Иерусалим, и свершится всё, что было возвещено пророками о Сыне Человеческом:
32 Он будет предан язычникам и претерпит от них надругательства, оскорбления, оплевание,
33 и после бичевания они казнят Его, и через три дня Он воскреснет.
34 Но они ничего не уразумели из этих слов; значение их ещё было сокрыто от них, и потому они не понимали сказанного.
35 И вот, когда Он приближался к Иерихону, у дороги сидел один слепой, прося милостыню.
36 Услышав же, что мимо него проходит толпа народа, он поинтересовался, что бы это значило.
37 И ему сказали: это Иисус Назорей идет.
38 Тогда он вскричал: Иисус, Сын Давида, помилуй меня!
39 Те, что шли впереди, пытались заставить его замолчать, но он ещё громче закричал: Сын Давида, помилуй меня!
40 Остановясь, Иисус велел привести его к себе, и когда тот подошел к Нему, Он спросил его:
41 что ты хочешь, чтобы Я сделал для тебя? А тот сказал: Господи, чтобы я прозрел.
42 И сказал ему Иисус: так прозри! Тебя исцелила вера твоя.
43 И в тот же миг он прозрел и последовал за Ним, славя Бога. А все люди, увидев это, воздали хвалу Богу.

Новой Женевской Библии

18:7 Бог ли не защитит..? Если даже неправедный судья может иногда встать на сторону справедливости, какие могут быть сомнения в том, что Бог непременно защитит правого?

избранных Своих. Избранники Божии — это те, кто с постоянством обращаются в молитвах к Нему.

18:8 подаст им защиту вскоре. «Вскоре» — с Божественной, а не человеческой точки зрения (2Пет 3:8).

найдет ли веру на земле? Речь идет не о том, что на земле может вообще не остаться верующих, а о том, что веру будут иметь далеко не все люди.

18:11 став, молился. В храме молились обычно стоя.

18:12 пощусь два раза в неделю. Закон Моисея предписывал израильтянам только один обязательный пост — в день Искупления (Лев 16:29−31; Лев 23:27), однако добровольный пост мог сопровождать молитву (Пс 34:13), раскаяние (3Цар 21:27) и скорбь (2Цар 1:12). Устная традиция, сформировавшаяся в еврейской среде в межзаветный период, требовала от благочестивых людей соблюдения значительного количества постов. Сам по себе пост мог быть полезным религиозным упражнением (5:33−35; Деян 13:2−3), однако Иисус однозначно осуждал практику, когда пост использовался для приобретения благоволения Божия (ст. 11−12) или для выставления на всеобщее обозрение своей показной набожности (Мф 6:16−18; ср. Ис 58:1−6).

18:13 не смел даже поднять глаз на небо. За молитвой евреи обыкновенно обращали взор к небесам, мытарь же, преисполненный сознания собственной греховности и недостойности перед лицом Господа, не смеет этого делать. Он просто исповедует свои грехи и просит Бога быть милосердным к нему.

18:14 сей пошел оправданным в дом свой. Имеется в виду, естественно, не гордый фарисей, а смиренный мытарь. Фарисей надеялся на то, что Бог оценит его заслуги и благочестие, не понимая, что никакое благочестие само по себе не может расположить Бога к человеку, ибо от человека Он требует полного совершенства (Мф 5:48), которого нам никогда не достигнуть. Мытарь же доверился Божией милости и нашел ее. Ср. 15:11−32.

18:16−17 Иисус принял детей и объяснил ученикам, что Царство Божие принадлежит тем, кто детям уподобится. Уподобиться детям означает освободиться от гордыни, не ставить себе в заслугу дела благочестия (как это делает фарисей из притчи), но во всем положиться на Бога, обратиться к Нему с открытой душой и полным доверием.

18:18 некто из начальствующих. Из евангелистов только Лука упоминает о том, что этот человек принадлежал к числу «начальствующих», т.е. занимал высокое положение в обществе.

Учитель благий! Это — не общепринятое обращение к учителю веры, но подчеркнуто почтительное.

что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Человек, задавший этот вопрос, ошибочно полагал, что спасение можно заслужить добрыми делами.

18:19 что ты называешь Меня благим? Иисус призывает человека задуматься над смыслом произнесенных им слов.

никто не благ, как только один Бог. Иисус не говорит, что обращение к Нему начальника было неправильным, но, напротив, дает понять, что тот невольно изрек важную истину о Нем.

18:25 См. ком. к Мк 10:25.

18:31−34 Это место часто называют «третьим пророчеством Иисуса о страстях» (ср. 5:35; 9:22, 43−45; 12:50; 13:32−33; 17:25). Здесь Он впервые говорит о том, что Его предадут в руки язычников.

18:35 один слепой сидел у дороги. См. Мф 20:30; Мк 10:46.

18:38 Сын Давидов. Из этого обращения явствует, что слепой признал в Иисусе Мессию.

18:42 вера твоя спасла тебя. Ср. Мк 5:34 и ком.

Последнее путешествие в Иерусалим.

Примечания:

 
В переводе Лутковского
[18.1] «чтобы она, наконец, прекратила докучать мне» — возможен перевод, имеющий несколько насмешливый характер: «иначе она поставит мне синяк под глазом».
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.