От Луки 4 глава

Евангелие от Луки святое благовествование
В переводе Лутковского → Новой Женевской Библии

В переводе Лутковского

1 И вот, исполненный Духа Святого, Иисус удалился за Иордан и был послан Духом в пустыню,
2 где сорок дней диавол искушал Его. Иисус же ничего не ел в эти дни и по прошествии их почувствовал сильный голод.
3 Диавол же сказал Ему: если Ты — Сын Божий, повели этому камню стать хлебом.
4 И сказал Иисус ему в ответ: написано: не только хлеб дает жизнь человеку, но каждое слово Божье. (Втор 8:3)
5 И, вознеся Его на высокую гору, диавол в одно мгновение показал Ему все царства мира
6 и сказал Ему: все богатства их я могу дать Тебе и полную власть над ними, потому что она мне передана, и я кому хочу, тому и даю её.
7 Итак, если Ты воздашь поклонение мне, всё это будет Твоим.
8 В ответ Иисус сказал ему: написано: поклоняйся Господу Богу своему и почитай Его одного. (Втор 5:9; Втор 6:13)
9 Тогда диавол перенес Его в Иерусалим и, поставив на крыше храма, говорит Ему: если Ты — Сын Божий, бросься отсюда вниз;
10 ведь написано же: Он поручит ангелам Своим охранять Тебя,
11 и они на руках понесут Тебя, чтобы Ты не споткнулся о камень ногою Своею. (Пс 90:11−12)
12 В ответ сказал ему Иисус: сказано также: не искушай Господа Бога своего. (Втор 6:16)
13 На этом окончились все искушения, и диавол на некоторое время оставил Его.
14 Иисус же возвратился, исполненный могуществом Духа, и молва о Нём разнеслась по всем окрестностям Галилеи,
15 где Он проповедовал в синагогах, и все прославляли Его.
16 И отправился Он в Назарет, город, где Он вырос; в субботу по обыкновению Своему Он пришёл в синагогу и встал, чтобы читать Писание.
17 Ему подали книгу пророка Исайи, и Он, раскрыв книгу, отыскал то место, где было написано:
18 на Мне пребывает Дух Господень, Которым Он осенил Меня; Он послал Меня благовествовать бедным, утешать сокрушенных сердцем, возвещать пленным о возвращении и узникам — об освобождении, отпускать порабощенных на волю,
19 возвещать о благоприятном времени Господнем. (Ис 61:1-2; Ис 58:6)
20 Закрыв книгу, Он отдал её служителю и сел; глаза же у всех в синагоге были обращены на Него.
21 И стал Он говорить им о том, что именно теперь исполнилось все, услышанное ими в этом Писании.
22 Все соглашались с Ним, однако, удивляясь словам о благодати, которая исходит из уст Его, спрашивали: не сын ли Он Иосифа?
23 Он же сказал им: вы, конечно, можете ответить Мне известной пословицей: Врач, вылечи Себя Самого; и сказать: сотвори же здесь, в отечестве Своем, то, что, как мы услышали, было совершено Тобою в Капернауме.
24 И сказал Он: уверяю вас: нет такого пророка, который был бы принят в отечестве своем.
25 И ещё скажу вам: воистину много вдов1 было в Израиле во времена Илии, когда три года и шесть месяцев небо не давало дождя и наступил великий голод на всей земле,
26 но ни к одной из них не был послан Илия, а только к вдове в Сарепту Сидонскую;
27 и много прокаженных было в Израиле при пророке Елисее, но ни один из них не был очищен (от проказы), а только Нееман сириец.
28 Услышав это, все пришли в ярость;
29 выйдя из синагоги, они вывели Иисуса за город и, поднявшись на гору, около которой был основан их город, хотели сбросить Его с обрыва,
30 но Он, (невидимо) пройдя среди них, удалился оттуда.
31 И пришёл Он в Капернаум, один из городов Галилеи, и стал по субботам проповедовать (в синагоге).2
32 И поражались все учению Его, потому что речь Его казалась вдохновленной свыше.
33 И пришёл в синагогу человек, одержимый духом нечистым, то есть бесом, и вскричал во весь голос:
34 ну что Тебе надо от нас, Иисус Назарянин? Пришёл погубить нас? Знаю, кто Ты — Святой Божий!
35 Но Иисус повелел ему: замолчи и выйди из него. И бес, повергнув одержимого посреди синагоги, незамедлительно вышел из него.
36 Все пришли в изумление и стали спрашивать друг у друга: кто Он такой, что может с властью приказывать духам нечистым, и те выходят?
37 И разошлась молва о Нём по всем окрестным селениям.
38 Выйдя из синагоги, Он пришёл в дом Симона; теща же Симона была охвачена огнем лихорадки, и Ему сказали о ней.
39 Встав перед нею, Иисус повелел, чтобы недуг оставил её, и она сразу же поднялась и стала прислуживать им.
40 А когда зашло солнце, привели к Нему всех, кто страдал от различных болезней, и Он, возлагая на каждого из них руки Свои, исцелил их.
41 Из многих же выходили бесы, крича: Ты — Сын Божий! Но Он запрещал им разглашать, что Он — Христос и что они знают об этом.
42 А на рассвете Он вышел и удалился в пустынное место. Между тем все люди искали Его, и когда нашли, стали упрашивать Его, чтобы Он не уходил от них.
43 Он же сказал им: и в других городах Я должен благовествовать о Царстве Божьем, потому что для этого Я и послан.
44 И отправился Он проповедовать в синагогах Галилеи.

Новой Женевской Библии

4:1 Иисус, исполненный Духа Святаго... поведен был Духом. Из этих слов следует, что искушение в пустыне не являлось результатом дьявольских козней, но полностью соответствовало Божественному замыслу: перед началом служения Христа Его человеческой природе надлежало подвергнуться серьезному испытанию. В пустыне должна была проявиться свобода человеческой воли Иисуса, Он должен был сделать выбор не как Сын Божий, но как Сын Человеческий. Именно поэтому сатана искушает Его именно теми благами, которые имеют огромную ценность для человека в его земном существовании.

4:2 сорок дней Он был искушаем. Описанные в ст. 3−13 события происходят по прошествии сорока дней и представляют собой апогей духовной борьбы, длившейся все это время.

4:3−13 Сатана пытается свернуть Иисуса с назначенного Ему Отцом пути мессианского служения, но его замыслы терпят полное поражение. Одержав верх над искусителем, Иисус стал Сильнейшим, победившим сильного и взявшим все оружие его (11:21−22). В повествовании Луки возникает важная параллель между искушением Иисуса и странствованием Израиля в пустыне: Иисус был искушаем сорок дней, а Израиль пребывал в пустыне сорок лет (Чис 14:34). Кроме того, корни этого испытания восходят к моменту, описанному в Быт 3:1−6.

4:5−8 Искушение соблазном земной власти названо у Луки вторым, в то время как у Матфея оно — третье. Причины этого расхождения неизвестны.

4:8 Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Иисус отвергает соблазн получить власть над всеми царствами земли ценою поклонения сатане, отвечая искусителю словами Писания (Втор 6:13).

4:9 на крыле храма. Иначе: «на выступе храма». Этим местом могла быть восточная стена храма, под которой простиралась глубокая долина Кедрон.

4:11 на руках понесут Тебя. Сатана побуждает Иисуса совершить чудо ради самого чуда. Позднее Иисус отвергнет подобные требования фарисеев и толпы (см. 11:29−30).

4:12 не искушай Господа Бога твоего. Эти слова, взятые из Втор 6:16, имеют самое непосредственное отношение и к опыту странствования Израиля в пустыне, и к словам сатаны (ст. 9), и ко всем случаям, когда явленное чудо или знамение рассматривается как самодостаточное и превалирует над словом Божиим.

4:14 в силе духа. Как Сын Божий, Иисус не подвергался искушениям сатаны. Как Сын Человеческий, Он выдержал испытания и победил. Сила Духа Святого стала свойством и Его человеческой природы. См. Откр 3:21; Откр 21:7.

4:16 встал читать. Из почтения к Слову Божиему Писание в синагоге читалось стоя, проповедь и истолкование прочитанного произносились сидя (ст. 20).

4:17 раскрыв книгу, нашел место. Букв.: «развернув книгу», поскольку «книга» представляла собой свиток.

4:18 Дух Господень на Мне. См. 3:22. Прежде чем Иисус принародно засвидетельствовал о Себе словами пророка Исаии, Он, в Своей человеческой сущности, прошел путь от сошествия Духа Святого через исполнение (букв.: «полный Духа», ст. 1) Духом и испытание Духом (ст. 1) силе Духа (ст. 14). Этот же путь проходят и ученики Иисуса. Являясь Сыном Божиим, Он принял человеческую природу и провел ее по всем ступеням духовного восхождения к Богу, чтобы, став первородным между многими братьями (Рим 8:29), проложить для них путь к Отцу Небесному.

4:19 проповедывать лето Господне благоприятное. Иисус читал в синагоге из книги пророка Исаии (61:1−2), где говорится о приходе Мессии, но последней строки ст. 2 — о Божием возмездии — не прочитал, акцентировав внимание слушателей на времени благодати, которое, начавшись с Его приходом, продлится до Его Второго пришествия. К этому, собственно, и относятся последние слова ст. 2.

4:32 дивились учению Его. В греческом тексте: «поражались». По всей видимости, подобное восприятие было вызвано тем, что слушатели Иисуса правильно поняли Его слова: Он — Мессия, однако согласиться с этим не желали.

4:33 человек, имевший нечистого духа бесовского. Примеры одержимости бесами крайне редко встречаются как в ВЗ, так и в новозаветных Писаниях, повествующих о временах после земного служения Иисуса Христа. Таким образом, все случаи одержимости следует рассматривать в контексте сопротивления сил зла пришествию и торжеству Сына Божиего.

4:34 знаю Тебя... Святый Божий. Бес распознал в Иисусе «Святого Божиего», т.е. Того, Кто связан с Богом особыми узами и исполнен Святого Духа (ср. Ин 6:69). Лука неоднократно дает понять своим читателям, что одной из целей пришествия Сына Божиего была победа над силами зла.

4:38 теща же Симонова была одержима сильною горячкою. О чуде исцеления тещи Симона, кроме Луки, сообщают Матфей и Марк.

4:39 Он запретил горячке; и оставила ее. Употребляется то же выражение, что и в случаях одержимости нечистыми духами (ст. 35); тем самым подчеркивается, что и одержимость, и болезнь одинаково противоестественны человеческой природе и имеют единый источник. Этим источником-причиной является грех.

4:41 Ты Христос, Сын Божий. Снова, как и в ст. 34, бесы признают в Иисусе Сына Божиего. Т.е. то, что до времени остается сокрытым от людей, с самого начала известно сфере духов, независимо от того, падшие это духи или нет.

4:43 Я должен. В Своем служении Иисус был движим Божией волей, которой никогда не противоречил.

Царствие Божие. Первое упоминание у Луки о Царстве Божием, проповедь которого занимает одно из центральных мест в служении Иисуса Христа.

Примечания:

 
В переводе Лутковского
[4.1] вдова в Сарепте Сидонской, Нееман сириец — язычники. Именно этим обстоятельством вызвана ярость «правоверных» иудеев, считавших лишь себя избранниками Божьими. (См. 3 Цар. 17.9; 4 Цар. 5.8 — 14).
[4.2] Обращаясь к тексту первых трех с половиной глав Ев. Луки, даже неспециалист отметит резкое отличие этой части Евангелия от остального текста (обилие ветхозаветных цитат, усложненность стилистики, поэтичность, обостренное чувство хронологической точности и т.п.). Вероятно, на стыке 4 -5-й глав автор стал использовать тексты Ев. Матфея и Марка, по неизвестной причине не очень заботясь о сглаживании «острых углов». Так, из контекста 4.31 видно, что здесь говорится о первом посещении Капернаума, однако в 4.23 сказано, что Иисус уже был в Капернауме и совершил там какие-то чудеса, о чем Он и поведал в назаретской синагоге; в 4.38 Иисус приходит в дом Симона Петра, где исцеленная теща Симона стала прислуживать «им», то есть Иисусу с учениками, тогда как знакомство с Симоном и призвание учеников описано лишь в следующей, пятой главе.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.