От Иоанна 12 глава

Евангелие от Иоанна святое благовествование
В переводе Лутковского → Новой Женевской Библии

В переводе Лутковского

1 И вот, за шесть дней до Пасхи, Иисус пришёл в Вифанию, где жил Лазарь, которого Он воскресил из мертвых.
2 Там Иисуса пригласили на ужин, и Лазарь был одним из тех, кто сидел рядом с Ним, а прислуживала им Марфа.
3 Мария же принесла небольшой сосуд очень дорогого, настоящего нардового мира и, умастив миром ноги Иисуса, вытерла их волосами своими, и весь дом наполнился благоуханием.
4 Тут один из учеников Его, Иуда Искариот, который вскоре предал Его, говорит:
5 разве нельзя было продать это миро за триста динариев и раздать нищим?
6 Сказал же он не потому, что заботился о нищих, а потому, что был жаден до денег: он носил ящик для пожертвований и понемногу воровал из него.1
7 Тогда Иисус сказал: оставь её; она берегла это миро на день погребения Моего.
8 А нищие всегда будут с вами, Я же буду не всегда.
9 Тем временем многим иудеям стало известно, где Он, и они пришли туда не только ради Иисуса, но чтобы увидеть и Лазаря, которого он воскресил из мертвых.
10 Первосвященники же решили убить и Лазаря,
11 потому что из-за него многие из пришедших иудеев уверовали в Иисуса.
12 На следующий день стало известно, что Иисус идет в Иерусалим, и многие люди, пришедшие на праздник,
13 вышли навстречу Ему, размахивая пальмовыми ветвями и восклицая: осанна! Благословен Царь Израиля, грядущий во имя Господне! (Пс 117:26; Соф 3:15)
14 Иисус же, найдя осленка, сел на него, как сказано в Писании:
15 не бойся, дочь Сиона; вот Царь твой грядет, сидя на молодом осле. (Зах 9:9)
16 Ученики Его сначала не поняли этого, но после того как Иисус был прославлен, они вспомнили эти слова и поняли, что они были сказаны о Нём и что слова эти сбылись.
17 Люди же, которые были с Иисусом, когда Он воскресил Лазаря из мертвых, вызвав его из гробницы, рассказывали об этом (повсюду),
18 и многие выходили встречать Его, потому что были наслышаны о чуде, которое Он совершил.
19 А фарисеи говорили друг другу: мы так ничего и не успели сделать; смотрите, весь город идет за Ним.
20 Среди паломников, которые пришли на праздник, были эллины.
21 Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и обратились к нему с просьбой помочь им увидеть Иисуса.
22 Тот подошел и сказал об этом Андрею, а затем Андрей и Филипп сказали об этом Иисусу.
23 Иисус же сказал, обращаясь к ним: приближается время, когда Сын Человеческий будет прославлен.
24 Уверяю вас: если пшеничное зерно, упав в землю, не умрет, оно останется одно, а если умрет, то принесет много новых зерен.
25 Кто дорожит своей жизнью, тот потеряет её, а кто пренебрегает своей жизнью в этом мире, тот приобретет Жизнь Вечную.
26 Пусть тот, кто хочет служить Мне, следует за Мною, и где Я буду, там будет и слуга Мой, и Отец Мой вознаградит того, кто будет служить Мне.
27 Теперь же смятением объята душа Моя. Что Мне сказать? Отче, избавь Меня от того, что предстоит Мне? Но ведь ради этого Я и пришёл сюда. (Пс 41:7)
28 Отче! Прославь имя Своё! Тут раздался голос с небес: и прославил, и ещё прославлю.
29 Среди людей, которые стояли и слышали это, одни говорили: гром гремел; а другие говорили: это ангел разговаривал с Ним.
30 Иисус же сказал, обращаясь к ним: не для Меня был этот голос, но для вас.
31 Скоро состоится суд над этим миром; скоро владыка мира будет изгнан вон.
32 И когда Я буду вознесен над землей, Я всех привлеку к Себе. —
33 Это Он сказал, давая понять, какой смертью Ему предстоит умереть. —
34 На это люди сказали Ему: из Писания нам известно, что Христос пребудет вовеки; почему же Ты говоришь, что Сын Человеческий должен быть вознесен? И кто Он — Этот Сын Человеческий?
35 Иисус же сказал им: недолго осталось Свету быть среди вас; идите доколе у вас есть Свет и тьма не объяла вас. А кто ходит во тьме, тот не знает, куда он идет.
36 И пока Свет среди вас, у вас есть время уверовать в Него, чтобы стать сыновьями Света. С этими словами Иисус отошел и скрылся от них.
37 Столько чудес совершил Он у них на виду, но они так и не уверовали в Него!
38 В этом сбылись слова пророка Исайи, который сказал: Господи! Поверил ли кто-нибудь тому, что услышал от нас? Было ли дано хоть кому-нибудь увидеть силу Господню? (Ис 53:1)
39 Уверовать же они не могли потому, что как опять-таки сказал Исайя:
40 у них ослепли глаза и окаменело сердце, и потому они не видят глазами и не чувствуют сердцем; но и покаяться они не хотят, чтобы Я помиловал их. (Ис 6:10)
41 Эти слова были сказаны Исайей, когда он увидел славу Его и говорил с Ним.
42 Впрочем, даже из старейшин многие уверовали в Него, но из-за фарисеев не признавались в этом, чтобы не быть отлученными от синагоги,
43 ибо людская слава для них значила больше, чем слава Божья.
44 А (ранее) Иисус провозгласил: кто верует в Меня, тот не в Меня верует, но в Того, Кто послал Меня.
45 И кто видит Меня, тот видит Того, Кто послал Меня.
46 Я — Свет, и пришёл в мир для того, чтобы каждый, кто верует в Меня, не остался во тьме.
47 Я не осуждаю тех, которые не поступают согласно словам Моим, ибо Я пришёл не затем, чтобы осудить мир, но чтобы спасти мир.2
48 У тех, которые отвергают Меня и не внимают словам Моим, есть судья — учение, которое Я проповедовал; оно будет судить их в последний день,
49 потому что Я учил не от Своего имени, но учил тому, что заповедал Мне говорить Отец, Который послал Меня.
50 И Я знаю, что заповеди Его ведут к Жизни Вечной, поэтому Я проповедую то, что говорил Мне Отец.

Новой Женевской Библии

12:1−11 Помазание Иисуса, совершенное грешной женщиной, о котором рассказывается у Луки (7:36−50), — эпизод, отличный от помазания Иисуса Марией, описанный также Матфеем (26:6−13) и Марком (14:3−9).

12:3 драгоценного мира. См. ст. 5, где Иуда оценивает стоимость этого мира в сумму, равную годовой заработной плате наемного работника и почти в три раза большую, чем та, которая была получена самим Иудой за предательство Иисуса.

ноги Иисуса. Матфей и Марк указывают, что Мария возлила благовония на Его голову.

12:7 оставьте ее. В этих словах Иисуса, скорее, забота о чувствах Марии, чем упрек Иуде.

12:8 всегда... не всегда. Иисус Христос, Сын Божий, — вечен; Иисус из Назарета жил на земле неполных тридцать три года (см. 2Кор 5:16).

12:11 ради него... веровали. Многие из иудеев уверовали в Иисуса, потому что видели воскрешенного Им Лазаря. Они, в сущности, не столько поверили, сколько констатировали факт. Вера же есть «уверенность в невидимом» (Евр 11:1).

12:13 осанна! См. Пс 117:25. «Помоги» или «дай счастья».

12:14−15 Все обстоятельства этого события были предсказаны Захарией (9:9).

12:20 некоторые Еллины. Это, по всей видимости, были не иудеи рассеяния (грекоязычные евреи называются в Деян 6:1 иначе). Скорее, речь идет о прозелитах или «боящихся Бога» язычниках, которые посещали синагогальную службу, но не принимали обрезания (Деян 8:27; 13:26).

нам хочется видеть Иисуса. Приход греков к Иисусу предзнаменовал собой приход язычников к вере в Иисуса (10:16; 12:32).

12:23 пришел час. В противоположность более ранним заявлениям Иисуса о том, что Его час еще не пришел (2:4; 7:6, 8, 30; 8:20), данное утверждение является первым из целого ряда тех, в которых говорится о приближении часа Его смерти и воскресения (12:27; 13:1; 16:32; 17:1). О смерти Иисуса говорится как о Его прославлении (хотя в других местах Писания крест и погребение явно рассматриваются как Его уничижение, Флп 2:8). См. ком. к 13:31.

12:24 пшеничное зерно. Брошенное в землю зерно, прорастая, умирает, но из него вырастает колос.

12:25 Любящий душу свою. В Писании слово «душа» часто используется в значении «жизнь». Возможна такая интерпретация этого стиха: любящий эту, мирскую жизнь, погубит душу, а не любящий мира, «ни того, что в мире», сохранит свою душу для жизни вечной.

12:27 Душа Моя теперь возмутилась. Иисус чрезвычайно взволнован ожиданием того, что на Него падет гнев Его Отца, предназначенный для грешников. Тем не менее, Он принимает миссию первосвященника, возносящего молитву о грехах всех людей, и в очередной раз выражает Свою решимость исполнить ее до конца.

12:28 пришел с неба глас. За время земного служения Иисуса было три случая, когда Отец говорил с неба: во время Его крещения (Мф 3:17), во время преображения (Мф 17:5) и сейчас. Здесь, ради учеников (ст. 30), Отец запечатлевает посреднический труд Иисуса печатью Своего одобрения.

12:29 Народ... слышавший то. Описываемая ситуация аналогична той, которая сложилась в момент обращения Павла, когда сопровождавшие его люди слышали какой-то звук, но не могли различить отдельных слов (Деян 9:7; Деян 22:9).

12:31 Ныне суд миру сему. Т.е. наступил решающий момент в истории человечества. В зависимости от поведения, людей ждет либо приговор осуждения, либо прощение.

князь мира сего. Имеется в виду сатана (ср. 14:30; 16:11; 1Ин 4:4; 1Ин 5:19; 2Кор 4:4; Еф 2:2).

12:32 вознесен. Это намек на казнь через распятие (ст. 33), но одновременно и утверждение того, что Христос, как Примиритель, будет возвышен и займет место одесную Отца (см. ком. к 3:14).

всех привлеку. Эти слова не свидетельствуют о том, что спасение будет всеобщим, но подчеркивают, что крест Христа притягивает к себе всех и что через крест будут спасены люди всех национальностей, язычники и иудеи, которые позволят Иисусу привлечь их.

12:34 из закона. Слово «закон», в его широком смысле, относилось ко всему ВЗ (10:34; 15:25).

Сыну Человеческому. Иудеи воспринимали этот титул как притязание на мессианство.

вознесену быть. Иудеи понимали это как намек на повешение или распятие и, исходя из Писания (Пс 88:36−37), не могли примирить смерть Христа со своими представлениями о Мессии.

12:35 свет. Иисус отождествляет со светом Себя (1:4−9; 8:12; 9:5; 12:46). Его предстоящая смерть заключала в себе и идею наступления тьмы, однако Он поручает просвещение человеческих душ Своим ученикам, которых называет «сынами света» (ст. 36).

12:38 Да сбудется слово Исаии пророка. Земное служение Иисуса и Его смерть были предсказаны пророком Исаией. См. Ис, гл. 53.

12:41 видел славу Его. См. ком. к 12:38.

12:42 многие уверовали в Него. Несмотря на строгость суждения, произнесенного Исаией, в Иисуса верили даже некоторые религиозные лидеры. Они не решались заявлять открыто об этом, опасаясь фарисеев. Возможно, одним из тех, кто имеется здесь в виду, был Никодим, обладающий достаточным мужеством, чтобы пойти против течения (7:50−52; 19:39−40).

12:44 Иисус же возгласил. Особое внимание уделяется здесь оценке Иисусом Своего служения. Связь Иисуса с Его Отцом рассмотрена в трех аспектах: 1) веровать во Христа значит веровать в Отца (ст. 44); 2) видеть Христа значит видеть Отца (ст. 45); 3) слышать Христа значит слышать Отца (ст. 50).

Единство Иисуса Христа с Отцом будет особо рассматриваться в гл. 17. Исходя из вышесказанного, отвержение Христа является отвержением Отца, а также отвержением предложенного Им спасения и Его святого Слова. Следствием этого будет суд, хотя непосредственной целью воплощения Христа и Его служения было спасение тех, кто принадлежит Ему, а не осуждение тех, кто не верит. Это осуждение естественно вытекает из отвержения Евангелия (2Кор 2:15−16).

12:48 См. статью «Учение Иисуса».

Примечания:

 
В переводе Лутковского
[12.1] «понемногу воровал из него» — досл.: «таскал жертвуемое».
[12.2] досл.: «и если кто услышит слова Мои и не соблюдет, Я не осуждаю его».
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.