От Иоанна 20 глава

Евангелие от Иоанна святое благовествование
В переводе Лутковского → Новой Женевской Библии

В переводе Лутковского

1 А рано утром в первый день недели, ещё затемно, Мария Магдалина пришла к гробнице и увидела, что камень от входа в гробницу отодвинут.
2 Тогда она побежала к Симону Петру и к тому, кто был любимым учеником Иисуса, и сказала им: Господа унесли из гробницы, и неизвестно, куда положили Его.
3 Петр и другой ученик тотчас вышли (из дома) и поспешили к гробнице.
4 И хотя они выбежали вместе, другой ученик опередил его и первым прибежал к гробнице.
5 Заглянув вовнутрь, он увидел лежавшую там плащаницу, однако в гробницу не вошел.
6 Вслед за ним прибежал и Симон Петр; войдя вовнутрь, он увидел лежавшую плащаницу
7 и платок, который покрывал голову Иисуса; платок был свернут и лежал не рядом с плащаницей, а отдельно, в другом месте.
8 Тогда вошел и другой ученик, который первым прибежал к гробнице; он увидел и уверовал,
9 что Иисус воскрес из мертвых: однако они ещё не знали, что это должно было произойти (во исполнение) сказанного в Писании.
10 После этого ученики возвратились к себе домой.
11 Мария же стояла у гробницы и плакала. Все ещё плача, она заглянула в гробницу
12 и увидела двух ангелов в белых одеяниях, которые сидели на том месте, где ранее лежало тело Иисуса: один там, где была голова, а другой — где были ноги Его.
13 Они спросили у неё: женщина, почему ты плачешь? Она сказала им: унесли Господа моего, и я не знаю, куда положили Его.
14 После этих слов она обернулась и увидела Иисуса, Который стоял позади неё, но не узнала Его.
15 Иисус спросил у неё: почему ты плачешь? Ты кого-то ищешь? Она же думая, что Он — садовник, сказала Ему: если Ты унес Его, скажи мне, куда Ты положил Его, и я заберу Его.
16 Иисус сказал ей: Мария. Она же, узнав Его, воскликнула: Раввуни! — что по-еврейски означает: Учитель! — и хотела дотронуться до Него.
17 Но Иисус сказал ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я ещё не возвратился к Отцу Моему. Пойди же к братьям Моим и скажи им, что Я возвращаюсь к Отцу вашему: к Богу Моему и Богу вашему.
18 Мария Магдалина поспешила к ученикам и рассказала им, что она видела Господа, и передала слова Его.
19 Вечером того же первого дня недели, когда ученики собрались (в доме) и, из-за страха перед иудеями, заперли двери, вдруг появился Иисус и, встав посреди них, сказал им: мир вам!
20 После этих слов Он показал им (раны) на руках и между ребер Своих. Ученики же обрадовались, увидев Господа.
21 А Иисус вновь сказал им: мир вам! Как Меня послал Отец, так и Я посылаю вас (в мир).1
22 Сказав это, Он дунул на них и говорит им: примите Дух Святой.
23 Отныне кому вы простите грехи, тому они прощены будут, а кому не простите, тот с ними и останется.
24 Фомы же, одного из двенадцати, называемого Близнецом, не было с ними, когда приходил Иисус.
25 И вот другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Фома же ответил им: пока я сам не увижу на руках Его раны от гвоздей и не дотронусь пальцем своим до ран от гвоздей, и пока не дотронусь рукой до раны между ребер Его, — до тех пор не поверю.
26 Через восемь дней2 ученики Его вновь были дома, и Фома вместе с ними. Двери были заперты, и вдруг появился Иисус и, встав посреди них, сказал: мир вам!
27 Затем Он говорит Фоме: подойди сюда и потрогай пальцем своим руки Мои; подойди же и дотронься рукой своей до ребер Моих, и будь не неверующим, но верующим.
28 Фома воскликнул, обращаясь к Нему: Господь мой и Бог мой!
29 И сказал ему Иисус: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны же те, которые не видели и поверили!
30 Иисус же совершил множество других чудес, которые видели ученики Его, но о них не написано в этой книге.
31 Об этих же чудесах написано, чтобы вы уверовали в Иисуса как в Христа, Сына Божьего, и, уверовав, наследовали Жизнь (Вечную) именем Его.

Новой Женевской Библии

20:1−31 В этой главе после описания пустой гробницы (ст. 1−8) сообщается о явлениях Иисуса Марии Магдалине (ст. 9−18), ученикам (ст. 19−23) и Фоме (ст. 24−31). Рассказы четырех Евангелий о явлениях Иисуса после воскресения дополняют друг друга и согласуются с Деян 1:3−8 и 1Кор 15:5−8. Всего в Новом Завете говорится о двенадцати явлениях Иисуса: шесть из них имели место в Иерусалиме, четыре — в Галилее, одно — на Масличной горе и одно — на дороге в Дамаск.

20:1 когда было еще темно. Здесь не обязательно видеть противоречие с Мк 16:2 («при восходе солнца»). Иоанн мог иметь в виду время, когда Мария вышла из дома, а Марк — когда подошла к гробнице. Возможно также, что Мария оказалась у гробницы раньше, чем другие женщины, о которых пишет Марк.

20:2 к Симону Петру и к другому ученику. К Петру и Иоанну (см. ком. к 13:23).

не знаем. Подразумеваемое здесь местоимение «мы» указывает на то, что Мария Магдалина была вместе с другими женщинами, как об этом говорится и в синоптических Евангелиях. Это были те самые женщины, которые стояли у подножия креста.

где положили Его. Ни Мария, ни ученики не ожидали воскресения Иисуса, несмотря на все то, что Он говорил им ранее (ср. ст. 9).

20:5−8 Увидел лежащие пелены. Иоанну было достаточно одного беглого взгляда, чтобы убедиться в том, что внутренний порядок в гробнице не нарушен, а затем вместе с Петром они осмотрели гробницу более тщательно. Погребальные одежды были в полном порядке (ст. 7). Если бы кто-то вломился в гробницу и похитил тело, то льняные пелены там бы не остались, а плат, скорее всего, был бы отброшен в сторону, а не лежал «особо свитый на другом месте».

20:9 они еще не знали из Писания. Позднее, после объяснений Иисуса, ученики поняли, что Его воскресение было необходимым исполнением пророчеств (Лк 24:26−27, 44−47; Деян 2:25−32; Деян 13:35−37). Ясно, что они не ожидали воскресения и не пытались инсценировать его, чтобы с помощью обмана подкрепить свои предвзятые теории. См. статью «Воскресение Иисуса».

20:12 двух Ангелов, в белом. В этом месте данные четырех Евангелий несколько расходятся: в Мф 28:2 сообщается об одном ангеле, в Мк 16:5 — об одном юноше, а в Лк 24:4 — о двух мужах, которые тоже названы «ангелами» (24:23). Здесь не обязательно видеть противоречия, поскольку ангелы могли иметь человеческий облик, а один из них мог быть особо выделен, может быть, по той причине, что говорил лишь он один. Виденное Марией могло отличаться от того, что видели другие женщины, потому что она оставалась одна в гробнице, после того как Петр и Иоанн ушли.

20:14 увидела Иисуса стоящего. Из Евангелия от Матфея известно, что перед этим Иисус явился группе женщин, шедших в Иерусалим, чтобы уведомить учеников о том, что гробница пуста (Мф 28:8−10). Ученики не поверили женщинам (Лк 24:11, 22−23), и очевидно, что сама Мария едва могла в это поверить.

20:16 Раввуни! Услышав голос Иисуса, зовущий ее по имени, Мария поняла, Кто перед ней. Слово, с которым она обратилась к Иисусу («раввуни» в переводе означает «мой учитель»), обычно использовалось в молитве при обращении к Богу, но поскольку Иоанн дает нам перевод «Учитель», маловероятно, что Мария своим восклицанием намеревалась подчеркнуть Божественность Иисуса.

20:17 не прикасайся. Возможен перевод: «не держи» или «не удерживай». См. статью «Вознесение Иисуса».

Отцу Моему и Отцу вашему. Этими словами Иисус свидетельствует, что примирение людей (верующих) с Богом состоялось, результатом чего явилось их усыновление Отцом Небесным.

20:19 двери... были заперты. Иоанн не только специально останавливается на этой детали, тем самым придавая ей значение, но и объясняет, почему они были заперты. Появление Иисуса в комнате при запертых дверях согласуется со свидетельством двух других учеников, которые рассказали о том, что Иисус, находясь с ними в доме, вдруг стал невидимым (Лк 24:31).

20:20 Иисус тем самым засвидетельствовал, что это именно Он и что Он действительно умер, страдая на кресте, а теперь, воскресший, стоял перед ними.

20:21 См. статью «Миссия Церкви в мире».

20:22 примите Духа Святого. Это место не противоречит Деян 2:2−3. Иисус обещал ученикам, что пошлет им Утешителя, Духа истины, после Своего возвращения к Отцу (16:7). Именно это Он и исполнил. Сошествие Святого Духа на верующих носило глобальный характер, в то время как в данном случае круг вовлеченных лиц ограничен ближайшими учениками. В день Пятидесятницы на них также снизойдет Дух Святой — «ибо не мерою дает Бог Духа» (3:34), свидетельством чему является сошествие Духа Святого на Иисуса Христа после Его крещения в Иордане (1:33). Было бы нелепым полагать, что до Своего крещения Сын Божий был отстранен от Духа Святого.

20:23 См. статью «Церковная дисциплина и отлучение от церкви».

20:29 ты поверил, потому что увидел. Ср. 1:49−50. Стих 29 перекликается со ст. 50 из первой главы, но в данном случае Иисус произносит слова, которые относятся не столько к самому Фоме (ибо не один он не верил в воскресение Иисуса, но и ученики, не поверившие словам жен-мироносиц), сколько к верующим грядущих веков, которые будут лишены физического, зримого общения с Господом.

20:31 Сие же написано, дабы вы уверовали. В этом заявлении о цели, которую имел в виду автор, в сжатой форме резюмируется все богословие Евангелия. Через описание совершенных Иисусом чудес читатель должен прийти к вере в Иисуса не просто как в чудотворца, но как во Христа, Сына Божия, как в вечное и обладающее полнотой Божественной природы Слово Бога (Введение: Трудности истолкования). Веруя, мы обретаем жизнь в Том, Кто Сам является истинным Источником жизни (6:32−58).

Примечания:

 
В переводе Лутковского
[20.1] возм. перев.: «чтобы вы веровали... и, веруя...»
[20.2] через восемь дней — счет в данном случае ведется с присоединением того дня, от которого ведется отсчет, то есть Иисус второй раз явился ученикам в тот же самый «первый день недели».
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.