От Иоанна 5 глава

Евангелие от Иоанна святое благовествование
В переводе Лутковского → Новой Женевской Библии

В переводе Лутковского

1 И вот когда настал праздник иудейский, Иисус отправился в Иерусалим.
2 В Иерусалиме же, у Овечьих ворот, есть источник, по-еврейски называемый Вифзафа, окруженный пятью навесами;1
3 под ними лежало множество недужных: слепых, увечных, параличных, которые ожидали волнения воды,
4 ибо в источник время от времени сходил ангел Господень, и вода начинала бурлить.2 Тот же, кто после этого первым окунался в воду, исцелялся от любого недуга.
5 И был там один человек, тридцать восемь лет страдавший от болезни своей.
6 Увидев его, лежащего, и узнав, сколь долгое время он болен, Иисус спрашивает у него; хочешь быть здоровым?
7 Больной ответил Ему: нет у меня никого, кто опустил бы меня в источник, когда забурлит вода; а пока я сам иду, уже кто-нибудь заходит в воду прежде меня.
8 Иисус говорит ему: встань, возьми постель свою и иди.
9 И человек этот тотчас выздоровел и, взяв постель свою, ушел. А произошло это в субботу.
10 Иудеи же говорят ему: сегодня суббота, ты не должен носить постель.
11 А он отвечает им: Тот, Кто исцелил меня, сказал мне: возьми постель свою и иди.
12 Тогда они спросили его: кто Этот Человек, Который сказал тебе: возьми постель и иди?
13 Но исцеленный не мог указать Его, потому что Иисус затерялся среди собравшихся там людей.
14 Когда же после этого Иисус встретил его в храме, Он сказал ему: теперь ты здоров: так вот — впредь не греши, чтобы не случилось с тобой ещё более худшего.
15 А человек этот пошёл и рассказал иудеям, что его исцелил Иисус.
16 И стали они обвинять Иисуса за то, что Он сделал это в субботу.
17 Иисус же ответил им: Отец Мой доныне делает, поэтому и Я делаю.
18 Иудеи же из-за того, что Он не только нарушил заповедь о субботе, но и Отцом Своим назвал Бога, уравняв Себя с Богом, даже хотели убить Его.
19 Тогда Иисус сказал, обращаясь к ним: уверяю вас: если бы Отец не творил, то и Сын Сам по Себе ничего не мог бы сотворить, но поскольку Он видит, что Отец творит, то и Он творит то же самое.
20 Отец ведь любит Сына и являет Ему всё, что Сам творит, и в дальнейшем явит Ему все деяния Свои, что, конечно, удивительно для вас.
21 А так как Отец воскрешает и оживляет умерших, то и Сын может оживить кого угодно.
22 Отец никогда не судит, но всю власть судить предоставил Сыну,
23 чтобы все чтили Сына, как чтут Отца, а кто не чтит Сына, тот не чтит Того, Кто послал Его.
24 Уверяю Вас: кто внимает словам Моим и верует, что Отец послал Меня, тот наследует Жизнь Вечную; он не будет судим, ибо перешел из смерти в Жизнь.3
25 Уверяю вас также: настанет время, и оно совсем близко уже, когда умершие услышат зов Сына Божьего, и, услышав, — оживут,
26 ибо как Отец имеет источник жизни в Самом Себе, так и Сын по воле Отца имеет источник жизни в Самом Себе.
27 А как Сыну Человеческому Он предоставил Ему право вершить суд;
28 не удивляйтесь этому, ибо настанет время, когда все умершие услышат зов Сына Божьего,
29 и поднимутся из могил; те, что творили добро, воскреснут для Жизни, а те, что творили зло, воскреснут для суда.
30 Сам по Себе Я ничего не могу совершить; Я вершу суд не своевольно, но повинуясь воле Отца, Который послал Меня, и суд Мой — справедлив.
31 Если бы Я Сам свидетельствовал о Себе, то свидетельство Моё не было бы истинным,
32 но Другой свидетельствует обо Мне, и Я знаю, что свидетельство, которым Он свидетельствует обо Мне, — истинно.
33 Вы послали к Иоанну, и он засвидетельствовал истину.
34 Мне же свидетельство человека не нужно, и говорю Я вам это в назидание.
35 Иоанн был подобен светильнику, который и светит, и греет, и вы могли некоторое время радоваться свету его.
36 Моё же свидетельство превосходит свидетельство Иоанна, ибо дела, которые Отец поручил совершить Мне, сами дела эти, которые Я творю, свидетельствуют обо Мне и о том, что Отец послал Меня.
37 И, Отец, Который послал Меня, Сам свидетельствовал обо Мне. Вы же ни голоса Его никогда не слышали, ни лика Его не видели,
38 и слово Его не храните в себе, а потому и не верите Тому, Кого Он послал.
39 Изучайте Писание: благодаря ему вы надеетесь получить Жизнь Вечную, а оно ведь свидетельствует обо Мне.4
40 Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы наследовать Жизнь (Вечную).
41 Людская слава не нужна Мне,
42 да и все Я знаю: у вас нет любви к Богу.
43 Я пришёл от имени Отца Моего, и вы не принимаете Меня, но если другой кто-нибудь придет от своего имени, того вы примите.
44 Разве можете вы уверовать, если воздаете почести друг другу, а о почитании Единого Бога забыли?
45 Не думайте, что Я стану обвинять вас пред Отцом Моим: есть уже обвинитель — Моисей, на (писания) которого вы возлагаете надежды.
46 Если бы вы верили Моисею, то верили бы и Мне, ибо он писал обо Мне.
47 Но если вы Писанию не верите, то разве поверите словам Моим?

Новой Женевской Библии

5:1 праздник Иудейский. В самом тексте не содержится достаточных данных, чтобы установить, какой именно праздник имеется в виду.

5:6 хочешь ли быть здоров? После столь долгого пребывания в болезни этот человек, несомненно, потерял всякую надежду на исцеление. Своим вопросом Иисус пытается вывести его из «умственного паралича» (ср. ком. к 1:38).

5:7 когда возмутится вода. Люди считали, что время от времени ангел «возмущал» воду в купальне, в результате чего она приобретала целительную силу. Об этом говорится в ст. 4 (отсутствующем в некоторых греческих рукописях).

5:8 возьми постель твою. Толкование закона о субботе в иудейской традиции исключало всякую возможность ношения в этот день каких-либо тяжестей.

5:9 он... выздоровел. В отличие от многих других случаев совершения Иисусом чудес (Мф 9:22; Мф 13:58; Мк 6:5−6), здесь не говорится, что от исцеленного требовалась вера в Иисуса. Все внимание сосредоточено на силе Его.

5:10 не должно тебе брать постели. Столь строгое истолкование закона не вызывалось необходимостью и упускало из вида саму цель, которую имел Бог, устанавливая закон о субботе.

5:14 чего хуже. Здесь не объясняется, что именно подразумевал Иисус под этими словами. Из этого предостережения прямо не следует, что человек навлек на себя болезнь каким-либо конкретным грехом. Грехи могут повлечь за собой временное физическое наказание от Бога (1Кор 11:28−32), но, с другой стороны, некоторые болезни никак не связаны с конкретными грехами (9:3). Смысл слов Иисуса в том, что существуют еще худшие страдания, чем болезнь, а именно страдания в аду по приговору Божиего суда.

5:17 Отец Мой доныне делает, и Я делаю. Иисус делает только то, что делает Его Отец. Т.е., Он исключает Себя из категории тех, от кого следует ожидать соблюдения иудейских традиций, касающихся субботнего дня. То, что иудеи поняли Его, видно из ст. 18 и из их обвинений, что Он «делает» Себя равным Богу.

5:18 не только нарушал субботу. Из этого не следует, что евангелист, вместе с иудеями, обвиняет Иисуса в нарушении субботы. Он просто указывает, что в этом заключалась причина их стремления убить Его.

делая Себя равным Богу. Иудеи правильно поняли, что Иисус не просто называл Себя Сыном Божиим в каком-то общем смысле, а имел в виду нечто гораздо большее, и это, по Его утверждению, давало Ему такую же власть над субботой, которую имел Тот, Кто дал закон о субботе, и, следовательно, равный авторитет с Тем, Кто дал Закон на Синае (ср. 10:31−33).

5:19 Сын ничего не может творить. Это не означает личной неспособности Сына (ср. 15:5), а подчеркивает полное единство целей и действий Лиц Святой Троицы. См. статью «Смиренное послушание Иисуса».

5:20 дела больше сих. Из данного контекста ясно, что речь идет о делах более значительных, чем исцеление хромого. Согласно ст. 21, к «большим делам» относится способность «оживлять кого (Он) хочет».

5:21 Отец воскрешает мертвых. Ясное утверждение того, что в более слабой форме выражено в ВЗ. Иисус поддерживает здесь точку зрения фарисеев и отвергает позицию саддукеев, которые отрицали воскресение мертвых (Мф 22:23). Нет сомнения в том, что воскресение мертвых является Божией прерогативой, и, тем не менее, Иисус претендует на обладание этой способностью (ст. 25).

5:23 дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Эти слова разъясняются Самим Иисусом в ходе дальнейшего рассуждения (ст. 24−30).

Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца. Сущность этого заявления Иисуса в том, что «Он и Отец — одно» (10:30).

5:24 верующий... имеет жизнь вечную. Это категорическое утверждение показывает, что для верующего спасение — не только надежда, которая осуществится когда-то в будущем, а реальность сегодняшнего дня; верующий уже «перешел от смерти в жизнь» (ср. 6:47).

5:26 См. статью «Самобытие Бога».

5:29 в воскресение жизни... в воскресение осуждения. Иисус учит, что однажды произойдет общее воскресение праведных и неправедных и что следствием этого воскресения будет для праведных жизнь вечная, а для неправедных — осуждение. См. статью «Воскресение и прославление».

5:31 Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно. Будучи единичным, свидетельство Иисуса, в соответствии с законом Моисея, оказывается юридически недостаточным (Втор 17:6; Втор 19:15) и, таким образом, недействительным (см. ком. к 8:13). Но далее (5:31−47) Иисус обращается к источникам, которыми подтверждается истинность Его заявлений: это свидетельства Иоанна Крестителя, дела Самого Иисуса, Бога Отца и Писание (в частности, Моисей).

5:36 дела ... Мною творимые. Это тот самый принцип, который признавался Никодимом (3:2). Дело не в том, что чудеса могла творить только Божественная Личность, а в том, что чудотворение, не противоречащее Писанию, служит доказательством, что Бог положил печать Своего одобрения на деяния чудотворцев (10:25, 38). Однако этот принцип должен применяться с некоторыми ограничениями, что очевидно из Исх 7:11−12; Мф 7:22−23; Мф 24:24; Откр 13:13.

5:37−38 вы ни гласа Его никогда не слышали... и не имеете слова Его пребывающего в вас. Весьма вероятно, что эти выражения содержат в себе ссылку на Писание, которое поистине передает людям «голос» Божий и Его «слово».

5:39 Писания ... свидетельствуют обо Мне. Иисус не оспаривает, что Ветхий Завет ведет человека к вечной жизни (ср. 2Тим 3:15). Однако Он настаивает на том, что Ветхий Завет также направляет людей ко Христу, который Сам и является Творцом вечной жизни.

5:45 на вас обвинитель Моисей. Иисус утверждает, что Моисей будет обвинять тех иудеев, которые не уверуют во Христа, потому что они не хотят верить в того Христа, о котором писал Моисей. В ст. 46 Иисус говорит, что если бы они верили Моисею, то поверили бы и Ему, указывая таким образом, что те люди, которые утверждают, что верят Моисею, но отвергают Христа, фактически не верят ни тому, ни другому.

Примечания:

 
В переводе Лутковского
[5.1] «пятью навесами» — досл.: «пятью портиками». Трудно сказать, было ли это строение выполнено в греко-римском стиле; вероятнее всего, это были, по восточному обычаю, большие матерчатые навесы, чем-то напоминающие шатры.
[5.2] «вода начинала бурлить» — досл.: «ангел Господень возмущал воду».
[5.3] чтобы уточнить мысль Иисуса, слово «Отец» переводчик перенес в стих 24 из 23. (Иудеи, несомненно, веровали в Бога-Отца, но не веровали в Его Сына — Иисуса.)
[5.4] возм. перев.: «вы изучаете Писание, благодаря которому».
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.