От Марка 9 глава

Евангелие от Марка святое благовествование
В переводе Лутковского → Учебной Библии МакАртура

В переводе Лутковского

1 И сказал им: уверяю вас, что некоторые из стоящих здесь со Мною ещё при жизни своей увидят Царство Божье, пришедшее в силе.
2 И вот через шесть дней, взяв с Собою только Петра, Иакова и Иоанна, Иисус поднялся наедине с ними на высокую гору и преобразился пред ними.
3 Одежды Его вдруг ярко засияли, словно снег, и стали такими белыми, как никакой человек на земле не в силах отбелить.
4 И увидели они Илию с Моисеем, беседующих с Иисусом.
5 Петр же, обратясь к Иисусу, сказал: Равви! Как хорошо нам здесь! (Позволь), мы поставим здесь три шалаша: один для Тебя, другой — для Моисея, а третий — для Илии,
6 ибо не знал, что и сказать, из-за страха, объявшего его.
7 Вдруг появилось облако и покрыло их, и раздался голос из облака: это Сын Мой возлюбленный, Его слушайте!
8 Оглянувшись, они неожиданно увидели, что рядом с ними никого уже нет, кроме одного Иисуса.
9 И когда они спускались с горы, Он повелел им, чтобы они до тех пор никому не рассказывали о том, что видели, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.
10 Они же спрашивали друг у друга: что это значит — воскреснуть из мертвых? И запомнили слова Его.
11 А у Него они спросили: почему же книжники и фарисеи говорят, что прежде должен придти Илия?
12 И Он отвечал им: если они говорят, что Илия придет прежде и обратит всех, то разве не написано о Сыне Человеческом, что Он претерпит много страданий и унижений?
13 Но говорю вам: Илия уже приходил, и они обошлись с ним так, как сочли нужным, подобно тому, что написано о нём.1
14 Когда же возвратился Он к ученикам, то увидел около них большую толпу и книжников, которые спорили с ними.
15 А все люди, едва только увидели Его, побежали навстречу, радостно приветствуя Его.
16 И спрашивает Он у книжников: о чём вы спорите с ними?
17 А один человек из толпы отвечает Ему: Учитель! Привел я к Тебе сына своего, одержимого духом нечистым.
18 Где бы дух ни застиг его, повергает его на землю, и он испускает пену, скрежещет зубами и цепенеет. И обратился я к ученикам Твоим, чтобы они изгнали его, но они не смогли изгнать его.
19 Он же сказал им в ответ: о народ, неверующий и развращенный! До каких пор Я буду с вами? До каких пор Мне терпеть вас? Приведите его ко Мне! (Втор 32:5,20)
20 И привели его к Нему. Едва увидев Иисуса, дух так сотряс одержимого, что тот упал и стал кататься по земле, испуская пену.
21 И спросил Он у отца его: давно ли это с ним? И тот ответил: с детства.
22 Уж сколько раз дух бросал его то в огонь, то в воду, чтобы погубить его. Но если Ты можешь хоть сколько-нибудь помочь нам, Господи, то сжалься над нами!
23 Иисус же сказал ему: если ты можешь хоть сколько-нибудь верить, то всё возможно верующему.
24 И тотчас отец этого отрока воскликнул со слезами: верую! Помоги же моему маловерию!
25 Увидев, что сбегается народ, Иисус повелел духу нечистому: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе: выйди из него и впредь не возвращайся в него!
26 Возопив и сильно сотрясши одержимого, дух вышел, а отрок застыл, словно мертвый, так что многие говорили: он умер.
27 Но Иисус, взяв его за руку, привел его в чувство, и он поднялся.
28 А когда Он вошел в дом, ученики наедине спросили Его: почему мы не в силах были изгнать его?
29 Он же сказал им: сей род ничем иным не может быть изгнан, кроме как молитвою и постом.
30 Выйдя оттуда, они отправились в Галилею, но Он не хотел, чтобы кто-нибудь узнал об этом,
31 потому что Он, наставляя учеников Своих, говорил им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и казнят Его, и через три дня после казни Он воскреснет.
32 Но они не понимали сказанного, а спросить Его — боялись.
33 Когда они пришли в Капернаум, то дома Он спросил у них: что это вы обсуждали в пути между собою?
34 Но они молчали, потому что в пути спорили друг с другом о том, кто из них самый главный.
35 И, сев, Он подозвал всех двенадцать и говорит им: если кто из вас хочет быть первым, пусть будет последним и слугою всем.
36 И, взяв ребенка, Он поставил его посреди них и, обняв его, сказал им:
37 кто примет (в сердце) хотя бы одного из таких младенцев во имя Моё, тот Меня примет, а кто Меня принял, тот не Меня принял, но Того, Кто послал Меня.
38 При этом Иоанн сказал Ему: Учитель! Мы встретили человека, который именем Твоим изгоняет бесов, и запретили ему это, потому что он не ходит вместе с нами.
39 А Иисус сказал: не надо запрещать ему, потому что любой, кто сотворит чудо именем Моим, не сможет уже клеветать на Меня,
40 ибо кто не против нас, тот за нас.
41 И кто напоит вас хотя бы чашею воды во имя Моё, потому что вы — Христовы, уверяю вас: тот не лишится награды своей.
42 А кто введет в соблазн хотя бы одного из тех немногих, кто верует в Меня, то для него было бы значительно лучше, если бы ему повесили мельничный жернов на шею и бросили в море.
43 И если соблазнит тебя рука твоя, то отруби её; лучше тебе увечному войти в Жизнь, нежели с двумя руками быть ввергнутым в геенну, в огонь неугасимый,
44 где червь их не умирает и огонь их не угасает. (Ис 66:24)
45 И если нога твоя соблазнит тебя, то отруби её; лучше тебе хромым войти в Жизнь Вечную, нежели с двумя ногами быть брошенным в геенну, в огонь неугасимый,
46 где червь их не умирает и огонь их не угасает.
47 И если глаз твой соблазнит тебя, то вырви его; лучше тебе одноглазому войти в Царство Божье, нежели с двумя глазами быть брошенным в геенну огненную,
48 где червь их не умирает и огонь их не угасает,
49 ибо каждый огнем очищается. Каждая жертва солится солью. (Лев 2:13)
50 Соль — хорошая вещь; но если соль станет несоленой, на что она сгодится? Сохраняйте же соль в себе и мир между собою.

Учебной Библии МакАртура

9:1 истинно говорю вам Торжественное утверждение, появляющееся в Евангелиях и всегда произносимое Иисусом. Оно предваряет темы величайшей важности (см. пояснение к 3:28).
не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие Событие, которое Иисус имел в виду, всегда толковали по-разному: и как Его Воскресение, и как Вознесение, и как Сошествие Духа в Пятидесятницу, и как распространение христианства или разрушение Иерусалима в 70 г. по Р.Х. Самым точным в контексте стихов 2−8, однако, представляется связать обещание Христа с Его Преображением, которое стало предвкушением Его будущей славы. Подтверждает эту точку зрения то, что все три синоптических Евангелия помещают это обещание непосредственно перед Преображением. Кроме того, царское величие преображенного Христа как бы подтверждает «Царство».

9:2 по прошествии дней шести Матфей и Марк располагают Преображение через шесть дней после обещания Иисуса (ст. 1); Лука, без сомнения включая день, когда было сделано обещание, и сам день Преображения, описывает промежуток как «дней через восемь» (Лк 9:28).
Петра, Иакова и Иоанна См. пояснение к 5:37. Образуя внутренний круг учеников Иисуса, эти трое иногда были свидетелями событий, которых другим ученикам видеть не позволялось. (ср. 14:33).
гору высокую Это, вероятно, гора Ермон (около 9 200 футов или 2,8 км над уровнем моря), высочайшая гора поблизости Кесарии Филипповой (ср. 8:27).
преобразился От греческого слова, означающего «изменить внешние очертания». Каким-то необъяснимым образом Иисус проявил одну из граней Своей славы Бога перед тремя учениками (ср. 2Пет 1:16).

9:3 блистающими, весьма белыми Слава, исходящая от Иисуса как от Бога, даже одежду Его преобразила: она излучала потоки сверкающего белого света. Свет часто ассоциируется в Писании с видимым Божьим присутствием (ср. Пс 103:2; Дан 7:9; 1Тим 6:16; Откр 1:14; Откр 21:23).

9:4 Илия с Моисеем Они символизируют пророков и закон, т.е. два составных раздела Ветхого Завета. Порядок «Илия», а потом «Моисей» является уникальным для Марка (он изменяет такой порядок в ст. 5).
беседовали с Иисусом Предметом беседы была Его предстоящая смерть (Лк 9:31).

9:5 Равви! Буквально «мой господин». Звание, говорящее об уважении и почете, оно давалось иудеями уважаемым учителям. В Новом Завете оно также используется для Иоанна Крестителя (Ин 3:26).
сделаем три кущи Для того, чтобы сделать постоянным пребывание здесь трех прославленных личностей. Возможно также, что предложение Петра отразило его веру в то, что это начинается Тысячелетнее Царство (ср. Зах 14:16).

9:7 облако, осеняющее их Это облако славы, шехина, которое на всем протяжении Ветхого Завета символизировало Божье присутствие (см. пояснение к Откр 1:7; ср. Исх 13:21; Исх 33:18−23; Исх 40:34−35; Чис 9:15; Чис 14:14; Втор 9:33).
из облака исшел глас Голос Отца из облака прервал неуместные слова Петра (Мф 17:5; Лк 9:34).
Сей есть Сын Мой возлюбленный Отец повторил подтверждение Своей любви к Сыну, впервые данное при крещении Иисуса (1:11). Параллельный рассказ о Преображении (см. также Мф 17:5; Лк 9:35) записывает и Петр (см. 2Пет 1:17).
Его слушайте Иисус, Человек, на Которого указывали закон и пророки (ср. Втор 18:15), является Тем, Кого ученики должны слушать и повиноваться (ср. Евр 1:1−2).

9:9 велел никому не рассказывать См. пояснение к 8:30.
доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых Это указывает на время, когда истинная сущность мессианства Иисуса (Он пришел победить грех и смерть, а не римлян) будет очевидной для всех.
Сын Человеческий См. пояснение к 2:10.

9:10 спрашивая… что значит: воскреснуть из мертвых Как большинство еврейских людей (саддукеи являются заметным исключением в этом), ученики верили в будущее воскресение (ср. Ин 11:24). Их привело в замешательство то, что подразумевалось Иисусом: Его Воскресение было близким, а, следовательно, и Его смерть тоже. Смятение учеников доказывает, что они все еще не понимали мессианскую роль Иисуса (см. пояснение к ст. 9; 8:30).

9:11 Илии надлежит прийти прежде Ср. 8:28, 29. В этом случае учение книжников было основано не на раввинском предании, а на Ветхом Завете (Мал 3:1; Мал 4:5). Пророчество Малахии было хорошо известно среди иудеев во дни Иисуса, и ученики, без сомнения, пытались разгадать, как согласовать с ним явление Илии, свидетелями которого они только что были. Книжники и фарисеи также, без сомнения, доказывали, что Иисус не мог быть Мессией, основываясь на обстоятельстве, что Илия еще не явился. Приведенные в замешательство три ученика попросили Иисуса объяснить это.

9:12 Илия должен прийти прежде Иисус подтвердил, что книжники правильно толкуют пророка Малахию (3:1; 4:5); это, должно быть, еще более озадачило учеников.
Сыну Человеческому См. комментарии на 2:10.
пострадать… быть уничиженному Иисус указал, что пророчества об Илии никоим образом не противоречат страданию и смерти Мессии, ибо это также предсказано в Ветхом Завете (Пс 21; Пс 68:21−22; Ис 53; см. пояснение к Рим 1:2).

9:13 и Илия пришел Иисус прямо ответил на вопрос учеников: пророчества о приходе Илии уже исполнились в Иоанне Крестителе. Хотя, конечно, это не было перевоплощением Илии (ср. Ин 1:21): Иоанн пришел в «духе и силе Илии», и он исполнил бы пророчества, если бы они поверили (см. пояснения к Мф 11:14; Лк 1:17). Поскольку они отвергли как Иоанна Крестителя, так и Иисуса, будет другой, который придет «в духе и силе Илии» перед Вторым пришествием Христа (см. пояснения к Мф 11:14; Откр 11:5−6).
поступили с ним Иудейские вожди отвергли Иоанна Крестителя (Мф 21:25; Лк 7:33), и Ирод убил его (6:17−29).
как написано о нем Никакие определенные ветхозаветные пророчества не предсказали, что предтеча Мессии умрет. Поэтому это утверждение лучше всего понимается как завершенное символически. Судьба пророка, предназначенная для Илии (см. 3Цар 19:1−2), постигла Крестителя. См. пояснение к Мф 11:11−14.

9:14 к ученикам Девять, которые остались позади.

9:17 одержимого духом немым Мальчик из-за связанности бесом не мог говорить — подробность, которая встречается только в рассказе Марка.

9:18 они не могли Неудача учеников удивительна в свете власти, дарованной им Иисусом (3:15; 6:13).

9:19 о род неверный! Ср. Пс 94:10. Слово «род» означает, что раздражение Иисуса относилось не только к отцу или девяти ученикам, но также к неверующим книжникам, которые, без сомнения, тайно злорадствовали над неудачей учеников (ср. ст. 14), и к неверующему Израилю в целом.

9:22 чтобы погубить его Этот бес был особенно неистовым и опасным. Попыткам беса погубить ребенка способствовали открытое пламя и неогороженные водные пространства, которые были обычными для Палестины первого века. Свидетельство отца усилило драматичность ситуации. Сам мальчик, вероятно, был обезображен шрамами от ожогов и, возможно, кроме того, подвергся изгнанию из общества из-за них. Его положение также создавало трудности для его семьи, которая, вероятно, должна была постоянно присматривать за мальчиком, чтобы защитить его от беды.

9:23 все возможно Самые древние манускрипты опускают слово «веровать», делая, таким образом, фразу «если сколько-нибудь можешь» вопросом или восклицанием со стороны Иисуса. Проблема была не в недостатке у Него власти, но в отсутствии веры у отца. Хотя Иисус часто исцелял, независимо от веры тех людей, которых исцелял, здесь Он решил подчеркнуть особое значение силы веры (ср. Мф 17:20; Лк 17:6). Иисус исцелил множество людей, но многие, если не большинство, не верили в Него. Ср. Лк 17:15−19.

9:24 верую! …помоги моему неверию Допуская несовершенство своей веры, смешанной, так сказать, с сомнением, доведенный до отчаяния отец умолял Иисуса помочь ему иметь ту большую веру, какую требовал от него Господь.

9:25 сбегается народ Замечая растущую толпу, Иисус действовал без дальнейшего промедления, может быть, чтобы избавить мальчика и его страдающего отца от всякого дальнейшего смущения. К тому же Господь совершал чудеса не для удовлетворения искателей острых ощущений (ср. 8:11; Лк 23:8−9).
Я повелеваю тебе Абсолютная власть Христа над бесами хорошо засвидетельствована в Новом Завете (например, 1:32−34; 5:1−13; Лк 4:33−35). Его исцеления продемонстрировали Его природу Бога посредством власти над естественным миром. Изгнание Им бесов продемонстрировало Его природу Бога посредством власти над сверхъестественным миром.

9:29 сей род Некоторые бесы являются более сильными и упорными и, таким образом, более стойкими к изгнанию, чем другие (ср. Мф 12:45) См. пояснение к Дан 10:10−21.
иначе, как от молитвы Может быть, слишком самонадеянные из-за прежних успехов (ср. 6:13), очарованные своими дарованиями ученики пренебрегли возможностью черпать силу в Боге.
поста В самых ранних манускриптах нет этого слова.

9:30 проходили чрез Галилею Оставляя район около Кесарии Филипповой, Иисус и ученики предприняли путь в Иерусалим, который завершится Его распятием несколькими месяцами позже. Ближайшей целью их пути был Капернаум (ст. 33). не хотел, чтобы кто узнал Иисус продолжал искать уединения, чтобы иметь возможность подготовить учеников к Своей смерти (ср. 7:24).

9:31 Сын Человеческий См. пояснение к 2:10.

9:31−32 Иисус продолжал учить их о Своей предстоящей смерти и Воскресении — о том, что ученики все еще не понимали (см. пояснения к ст. 10; 8:30−33).

9:33 Капернаум См. пояснение к 1:21. в доме Использование в оригинальном тексте определенного артикля наводит на мысль, что это был дом, в котором Иисус обыкновенно останавливался, когда был в Капернауме. Был ли это дом Петра (ср. 1:29) или кого-то еще — неизвестно.

9:34 Они молчали Осознавшие свою виновность и смущенные, ученики были безмолвны.
кто больше Спор, возможно, был вызван привилегией, дарованной Петру, Иакову и Иоанну быть свидетелями Преображения. Спор учеников ярко освещает их неспособность применить высказанное до конца учение Иисуса о смирении (например, в Мф 5:3) и пример Его собственного страдания и смерти (ст. 31−32; 8:30−33). Это также побудило их попросить Иисуса решить спорный вопрос, что Он и сделал, хотя не так, как они ожидали.

9:35 сев Раввины обычно садились, чтобы учить (ср. Мф 15:29; Лк 4:20; Лк 5:3; Ин 8:2).
кто хочет быть первым Говорится о том, чего ученики, несомненно, хотели (ст. 34; ср. 10:35−37).
из всех последним и всем слугою Представление учеников о величии и превосходстве, почерпнутое из их культуры, необходимо было полностью перевернуть. Не те, кто гордится своим превосходством над другими, велики в Царстве Божием, но те, кто смиренно служит другим (ср. 10:31, 43−45; Мф 19:30 — 20:16; Мф 23:11−12; Лк 13:30; Лк 14:8−11; Лк 18:14; Лк 22:24−27).

9:36 дитя Греческое слово указывает на ребенка, начинающего ходить. Если дом, в котором они находились, был домом Петра (см. пояснение к ст. 33), это мог быть кто-то из его детей. Во властном учении Иисуса ребенок стал примером верующих, которые смирили себя и стали подобны доверчивым детям.

9:37 Кто примет одного из таких детей во имя Мое Не на самом деле детей, а истинных верующих — тех, которые уничижили себя, подобно малым детям (см. пояснение к ст. 36).

9:38 Иоанн сказал Единственный записанный в синоптических Евангелиях пример, где он говорит один. Из-за упрека Иисуса (ст. 35−37) Иоанна беспокоила совесть, потому что он тоже был вовлечен в спор о величии. Ясно, что безымянный человек, изгонявший злых духов, не был мошенником, потому что он в самом деле изгонял их. Очевидно, он истинно веровал в Иисуса; Иоанн и другие воспротивились ему, потому что он не был открыто, формально соединен с Иисусом, как они.

9:39−40 Иисус распорядился не препятствовать этому человеку, логично аргументируя, что кто-то, искренне действующий во имя Его, не восстанет вскоре против. Не существует нейтральной позиции относительно Иисуса Христа: те, «кто не против [Него, те] за [Него]», но, однако же, «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (см. Мф 12:30).

9:41 потому что вы Христовы Иисус рассматривал добрые дела, сделанные для Его последователей как сделанные для Него (ср. Мф 25:37−40).
истинно говорю вам См. пояснение к 3:28.
награды своей Т. е. своего уникального места и служения в вечном Царстве.

9:42 кто соблазнит Иначе «заставит оступиться». Слово, переведенное как «соблазнит», буквально значит «заставит упасть» или «станет причиной падения». Соблазнить, т.е. склонить верующего к запрещенному Богом, является очень серьезным прегрешением.
малых сих, верующих в Меня См. пояснение к ст. 37.
жерновный камень Это говорит о верхнем жерновном камне, таком большом и тяжелом, что его приходилось вращать с помощью осла (см. пояснение к Мф 18:6). Даже настолько ужасающая языческая форма казни не так страшна, как склонение христианина ко греху.

9:43 отсеки ее См. пояснение к Мф 5:29. Слова Иисуса не следует понимать буквально: никакое увечье и никакое количество увечий не могут побороть грех, который является проблемой сердца. Господь лишь подчеркивает серьезность греха и необходимость сделать все возможное в борьбе с ним.
жизнь Употребление слов «жизнь» и «геенна» в противопоставлении друг другу означает, что Иисус имел в виду жизнь вечную.
геенну Переведенное греческое слово называет долину Енном (или Хинном) возле Иерусалима — вначале место языческих жертвоприношений, а потом свалку гниющего мусора, где огонь горел постоянно. Это представляло наглядный символ вечного мучения (см. пояснение к Мф 5:22).
в огонь неугасимый См. пояснение к Мф 25:46. То, что наказание геенны длится вечно, является очевидным учением Писания (ср. Дан 12:2; Мф 25:41; 2Фес 1:9; Откр 14:10−11; Откр 20:10).

9:44, 46 Во многих греческих манускриптах этих стихов нет. Они просто повторяют цитату из Ис 66:24, встречающуюся в ст. 44.

9:47 Царствие Божие См. пояснение к 1:15.

9:49 Значение этого трудного стиха, кажется, в том, что верующие очищаются посредством страдания и преследования. Ссылка, связывающая воедино соль и огонь, по-видимому, основывается на жертвоприношениях Ветхого Завета, которые сопровождались осолением (Лев 2:13).

9:50 соль — добрая вещь В Палестине первого века соль была весьма ценной. В жарком климате при отсутствии холодильника соль была реальным средством сохранения пищи.
Имейте в себе соль Это действие Слова (Кол 3:16) и Духа (Гал 5:22−23), вырабатывающее в человеке благочестивый характер, делающий человека годным действовать в обществе в качестве предохраняющего от порчи средства. Ср. Мф 5:13.
мир имейте между собою Ср. Мф 5:9; Рим 12:18; 2Кор 13:11; 1Фес 5:13; Иак 3:18.

Примечания:

 
В переводе Лутковского
[9.1] «написано о Нем» — то есть о Сыне Человеческом.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.