От Луки 1 глава

Евангелие от Луки святое благовествование
В переводе Лутковского → Учебной Библии МакАртура

В переводе Лутковского

1 Так как многие уже стали слагать повествования о событиях, хорошо известных нам
2 по рассказам проповедников,1 с самого начала бывших очевидцами их,
3 то и я решил, тщательно исследовав всё по порядку, последовательно изложить их тебе, досточтимый Феофил,2
4 чтобы ты убедился в достоверности тех преданий, которые тебе довелось услышать.3
5 Во время правления царя Ирода жил в Иудее священник из Авиевой чреды4 по имени Захария со своей женой Елизаветой из рода Аарона.
6 Оба они были праведны пред Богом, безукоризненно соблюдали все предписания закона и заповеди Господни,
7 но детей у них не было, несмотря на преклонный возраст обоих, потому что Елизавета была бесплодна.
8 И вот однажды, когда Захария согласно чину своей чреды совершал богослужение,
9 ему необходимо было по священному обычаю воскадить фимиам в алтаре Господнем. И когда он вошел в него,
10 а великое множество молящихся во время каждения пребывали во (внутреннем) дворе храма,
11 явился ему ангел Господень, стоящий справа от кадильного жертвенника.
12 Увидев его, Захария растерялся, и страх напал на него.
13 Но ангел сказал ему: не бойся, Захария, молитвы твои услышаны: жена твоя, Елизавета, родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн;
14 рождение его принесет тебе радость и веселие, и многие с тобою возрадуются.
15 Он будет велик пред Господом, не станет пить ни виноградного, ни фруктового вина и, исполненный Духа Святого ещё во чреве матери своей,
16 многих сыновей Израиля обратит затем ко Господу;
17 он пройдет пред Богом, имея дух и силу Илии, чтобы, обратив сердца отцов к детям их, а неверующих5 — к образцу мыслей праведных, подготовить народ к встрече Господа.
18 И сказал Захария ангелу: разве я способен на это? Ведь я стар, да и жена моя в преклонном возрасте.
19 Ангел же сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Самим Богом, и послан Им провозгласить тебе эту радостную весть;
20 ты же, за то, что не поверил словам моим, которые исполнятся в своё время, будешь молчать и не сможешь говорить до того самого дня, в который сбудется это.
21 Между тем люди, которые ожидали Захарию, недоумевали, почему тот задерживается в алтаре.
22 А когда он вышел, то ничего не мог сказать им, и лишь по знакам, которыми он, словно немой, объяснялся с ними, они догадались, что ему было видение в алтаре.
23 И вот окончились дни служения его, и он возвратился в дом свой.
24 Вскоре после этого зачала Елизавета, жена его, и в течение пяти месяцев тщательно скрывала это от всех, говоря:
25 вот что сотворил мне Господь, когда решил избавить меня от упреков людских.6
26 А через шесть месяцев Бог послал ангела Гавриила в Назарет, один из городов Галилеи,
27 к отроковице по имени Мария, обрученной с Иосифом из рода Давида.
28 Представ пред нею, ангел сказал ей: здравствуй, облагодатствованная! Господь с тобою!
29 Увидев его, она растерялась, не зная, что и подумать о словах, обращенных к ней.
30 Ангел же сказал ей: не бойся, Мария, ты обрела благодать у Бога,
31 и вот: зачнешь во чреве, родишь Сына и наречешь Ему имя Иисус. (Ис 7:14)
32 Он будет великим, и называть Его станут Сыном Всевышнего; Господь Бог вручит Ему престол Давида, отца Его,
33 и будет Он царствовать над родом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца.
34 И спросила Мария у ангела: как же это произойдет, если я ещё не замужем?7
35 Ангел же сказал ей в ответ: Дух Святой снизойдет на тебя и благодать8 Всевышнего осенит тебя, поэтому Рожденного тобою Святого будут называть Сыном Божьим;
36 вот и Елизавета, родственница твоя, которую считали бесплодной, несмотря на старость свою, зачала сына и уже на шестом месяце,
37 потому что для Бога нет ничего невозможного.
38 И отвечала Мария: я раба Господня; да будет мне по слову твоему. И ангел удалился от неё.
39 Через несколько дней, собравшись в дорогу, Мария поспешила в расположенный на возвышенности город Иудин
40 и, войдя в дом Захарии, поздоровалась с Елизаветой.
41 Едва Елизавета услыхала слова Марии, как младенец взыграл во чреве её, и, исполнясь Духа Святого,
42 Елизавета воскликнула во весь голос: ты самая благословенная среди женщин! Благословен плод чрева твоего!
43 Разве я достойна того, что пришла мать Господа моего ко мне?
44 Даже младенец во чреве моем радостно затрепетал, как только я услыхала слова приветствия твоего.
45 И, счастливая, в уверенности, что9 свершится обещанное ей Господом,
46 Мария воскликнула:славит душа моя Господа,
47 и возрадовалось сердце10 моё о Боге, Спасителе моем! (Авв 3:18)
48 Узрел Господь смирение рабыни Своей, и вот: отныне славить меня будут все народы.11 (1Цар 1:11; Быт 30:13)
49 Могущественный, Он возвеличил меня;и имя Его — свято, (Пс 110:9)
50 и милость Его — из рода в род к благоговеющим пред Ним! (Пс 102:17)
51 Явил Он силу десницы Своей:разрушил у гордых сокровенные замыслы их,
52 низложил властителей с престолови возвеличил смиренных; (Плач 1:15; Иов 5:11)
53 бедных преисполнил благ, а богатых оставил ни с чем;
54 воспринял Израиль словно сына Своего,вспомнив о милости, (Пс 97:3)
55 которую Он обещал навеки отцам нашим — Аврааму и потомкам его. (Мих 7:20)
56 И осталась Мария у неё, а через три месяца возвратилась в дом свой.
57 Между тем пришло время родить Елизавете, и родила она сына.
58 Возрадовались вместе с нею и родственники, и соседи её, узнав, что смилостивился над нею Господь.
59 На восьмой день они пришли, чтобы совершить обрезание младенца, и решили назвать его по имени отца Захарией.
60 Но мать, воспротивясь, сказала, что назвать его следует Иоанном.
61 Тогда, возразив ей, что среди родственников её не было никого, кто бы носил это имя,
62 стали знаками спрашивать у отца, как бы он хотел назвать его.
63 И тот, попросив дощечку для письма, к удивлению всех написал на ней имя: Иоанн.
64 И вдруг отверзлись уста его, и стал он вслух славословить Бога.
65 Все соседи их пришли в изумление, и молва об этом разнеслась по всей нагорной Иудее,
66 и все слышавшие полагали это в сердцах своих, восклицая: кем же станет этот младенец, если благодать12 Господня пребывает в нём?
67 А Захария, отец его, исполнился Духа Святого и пророчествовал, восклицая:
68 благословен Господь, Бог Израиля, Который посетил народ Свойи даровал ему избавление!
69 Из рода Давида, раба Своего, Он воздвиг нам оплот спасения.
70 Ещё издревле возвещал Онустами святых пророков Своих,
71 что спасет нас от врагов нашихи от рук всех ненавидящих нас.
72 И вот, явил Он милосердие Своё отцам нашим, вспомнив завет Свой святой, —
73 клятву, которой Он клялся Аврааму, отцу нашему,
74 что мы, избавленные от рук врагов наших, станем безбоязненно и праведно служить Ему,13
75 в благоговении пред Нимпроводя все дни жизни своей.
76 А тебя, младенец, станут называть пророком Всевышнего, ибо ты придешь прежде Господа, чтобы подготовить к встрече Его
77 народ Его и возвестить, что нам даровано спасение через оставление грехов,
78 по великому милосердию Бога нашего, которым Он, словно восходящее солнце, озарит нас свыше,
79 чтобы просветить нас, живущих во тьмеи под сенью смерти, и направить стопы наши на путь мира.
80 Младенец же подрастал и укреплялся духом; и был он в пустыне до дней явления своего Израилю.

Учебной Библии МакАртура

1:1−4 Эти четыре стиха составляют единое предложение, написанное в изысканном стиле греческой литературной классики. Для греческих исторических трудов было общепринято начинать таким прологом. Однако после этого официального пролога Лука использует более простой стиль повествования, вероятно, сделанный по образцу хорошо знакомого стиля Септуагинты.

1:1 многие Хотя Лука писал личное откровение о Боге, вдохновленное Духом Святым, он признавал труды других (см. пояснение к ст. 2), изложивших в письменном виде события из жизни Христа. Все те источники давно утеряны, кроме богодухновенных Евангелий. Поскольку Евангелия от Матфея и от Марка были написаны, вероятнее всего, до Евангелия от Луки, предполагают, что либо одно из них, либо оба, возможно, были среди первоисточников Луки, когда он делал свое исследование. Также известно, что он был лично знаком со многими свидетелями событий жизни Христа. И возможно, что некоторые из его рассказов исходили из устных источников. Около 60 процентов материала в Евангелии от Марка повторяется в Евангелии от Луки, и, по-видимому, Лука близко следует порядку событий, описанных Марком: (См. во Введении к Евангелию от Марка: Проблемы толкования и Синоптическую проблему). составлять Иначе «приводить в порядок». Лука намеревался изложить моменты служения Христа в надежной, логической и основанной на реальности фактической последовательности (хотя не всегда строго хронологической — ст. 3).
о совершенно известных… событиях… Т.е. о ветхозаветных мессианских обещаниях, осуществившихся во Христе.
между нами Т.е. в нашем поколении. Эта фраза не означает, что Лука лично был очевидцем жизни Христа (см. пояснение к ст. 2).

1:2 очевидцами и служителями Слова Основными источниками Евангелия от Луки были сами апостолы, которые передали факты о жизни и учении Иисуса — как устно, так и посредством записанных в документах воспоминаний, предоставленных Луке. В любом случае Лука не претендовал на то, что он сам был очевидцем, а объяснил, что это были факты, подтвержденные тщательным исследованием (см. пояснение к ст. 3).

1:3 по тщательном исследовании Буквально «тщательно разобрав», «установив». Евангелие от Луки было результатом усердного кропотливого исследования. Лука, больше, чем кто-либо еще в ранней церкви, имел способности и возможность посоветоваться с очевидцами служения Иисуса и объединить их рассказы. У него было более двух лет (во время заключения Павла в Кесарии; Деян 24:26−27) времени, в течение которого он, вероятно, мог встретиться и иметь беседу со многими апостолами и другими очевидцами служения Иисуса. Мы знаем, например, что он встретился с Филиппом (Деян 21:8), который, несомненно, был одним из источников Евангелия от Луки. В своих путешествиях по Малой Азии он также, возможно, встречался с Апостолом Иоанном. Иоанна, жена домоправителя Ирода, упомянута только в Евангелии от Луки (см. пояснение к 8:3; ср. 24:10), поэтому она, возможно, была личной знакомой автора. Лука также рассказал подробности о поведении Ирода с Христом, не найденные в других Евангелиях (13:31−33; 23:7−12). Вне сомнения, Лука узнал эти факты от Иоанны или от кого-то, кто был близок ко двору Ирода. Однако благодаря Божьему откровению, которое он получил от Духа Святого его понимание было совершенным (1Тим 3:16−17; 2Пет 1:19−21).
сначала Это могло значить с начала земной жизни Христа. Однако слово может означать «свыше» (Ин 3:31; Ин 19:11; Иак 3:15). Выражением «с самого начала» в ст. 2 переведено другое греческое слово arche. Поэтому лучшее истолкование — это, что Лука использовал для своего материала земные источники, но ему было дано Божье водительство, когда он совершал свое исследование и запись. Ясно, что он считал свое описание авторитетным (см. пояснение к ст. 4).
по порядку Описание Луки преимущественно упорядочено хронологически, но он не следует такому расположению механически.
достопочтенный Это было титулом, употреблявшимся для обращения к правителям (Деян 23:26; Деян 24:3; Деян 26:25). Такой вид обращения предназначался для самых высоких сановников; предполагается, что Феофил был таким человеком.

1:4 твердое основание Это указывает на не выраженное прямо утверждение о власти и авторитете. Хотя Евангелие от Луки почерпнуто не из личных наблюдений, а из других источников (ст. 3), он считал надежность и авторитетность своего Евангелия более высокими, чем авторитетность небогодухновенных источников.
наставлен Феофил был воспитан в апостольской традиции, возможно, даже самим Апостолом Павлом. Однако зафиксированное посредством этого Евангелия запечатлело твердое основание того, что он слышал.

1:5 Ирода Т.е. Ирода Великого. См. пояснение к Мф 2:1.
Захария Буквально «Иегова помнит».
Из Авиевой чреды Храмовое священство было организовано в 24 чреды со служением каждой чреды дважды в год (1Пар 24:4−19). Авиева была восьмой чредой (1Пар 24:10).
из рода Ааронова Т.е. и муж и жена принадлежали к священническому роду.

1:6 Оба… были праведны пред Богом Т.е. они были верующими, оправданными в глазах Бога. В этом выражении прослеживается явный отголосок Павловой теологии. См. во Введении: Проблемы толкования.

1:7 неплодна… в летах преклонных Это рассматривалось многими как знак Божьей немилости. См. пояснение к ст. 25.

1:8 в порядке своей чреды Т.е. была его очередь для исполнения обязанностей служения в храме в одну из двух годовых очередей (см. пояснение к ст. 5).

1:9 По жребию… для каждения Это высокая честь (Исх 30:7−8; 2Пар 29:11). Из-за большого числа священников большая часть из них ни разу не избиралась для такой обязанности, и никому не разрешалось дважды служить в этом качестве. Несомненно, Захария считал это величайшим моментом во всей жизни священнического служения. Фимиам постоянно курился прямо перед завесой, которая разделяла святилище от Святого святых. Только один избранный священник обычно возносил фимиам каждое утро и каждый вечер, в то время как остальные священники и пришедшие на поклонение стояли вне святилища в молитве (ст. 10).

1:12 страх Обычная реакция (12:5), когда кто-нибудь сталкивался лицом к лицу с посещением Богом или могущественным деянием Бога (Суд 6:22; Суд 13:22; Мк 16:5; см. пояснение к Откр 1:17). По-видимому, Лука обращает особенное внимание на это: он часто описывает страх в присутствии Бога и при Его деяниях (ср. ст. 30, 65; 2:9, 10; 5:10, 26; 7:16; 8:25, 37, 50; 9:34, 45; 23:40).

1:13 молитва твоя Вероятно, молитва о том, чтобы иметь детей (см. пояснение к ст. 7; ср. ст. 25).
Иоанн Буквально «Иегова проявляет милость».

1:14 радость и веселие Отличительные признаки мессианского Царства (Ис 25:9; Пс 13:7; 47:12). Лейтмотив радости проходит через Евангелие от Луки (ср. ст. 44, 47, 58; 2:10; 6:23; 8:13; 10:17−21; 13:17; 15:5−10, 22−32; 19:6, 37; 24:52).

1:15 не будет пить вина и сикера Это был основной элемент обета назорея (Чис 6:1−21) и, вероятно, был понят Захарией как таковой. Обычно такой обет был временным, но Самсон (Суд 16:17) и Самуил (1Цар 1:11) были подчинены ему с рождения. Язык здесь напоминает наставления ангела родителям Самсона (Суд 13:4−7). Однако здесь не сделано никакого упоминания о каком-либо ограничении относительно стрижки волос Иоанна. Лука, возможно, просто опустил эту деталь, чтобы не отягощать читателей из языческой среды подробностями иудейского закона.
еще от чрева матери своей Слова, напоминающие Иеремию (Иер 1:5). Они иллюстрируют суверенную власть Бога в спасении.

1:17 в духе и силе Илии Илия, подобно Иоанну Крестителю, был известен тем, что он смело и непреклонно стоял за Слово Божие — даже перед лицом жестокого монарха (ср. 3Цар 18:17−24; Мк 6:15). Заключительные два стиха Ветхого Завета (Мал 4:5, 6) обещают возвращение Илии перед Днем Господним. См. пояснение к Мф 3:4; 11:14; Мк 9:11−12.
чтобы возвратить сердца Процитированные из Мал 4:6 слова, показывающие, что Иоанн Креститель исполнил это пророчество.
представить Возможно, ссылка на Ис 40:3−5 (см. пояснения к 3:4; Мф 3:3).

1:18 по чему я узнаю это? Аврам также просил знамения при подобных обстоятельствах (Быт 15:8). Знамение, данное Захарии, было в то же время мягким упреком за недоверие (ст. 20).

1:19 Гавриил Буквально «Сильный Божий». Гавриил также появляется в Дан 8:16; Дан 9:21 (см. пояснения там же). Он один из только двух святых ангелов, чьи имена даны в Писании. Другим является Михаил (Дан 10:13, 21; Иуд 1:9; Откр 12:7).

1:21 дивился, что он медлит в храме Предполагалось, что Захария только вознесет курение, затем выйдет, чтобы произнести привычное благословение из Чис 6:23−27 на народ, который ожидал во дворе храма. Беседа с ангелом, вероятно, заняла дополнительное время.

1:23 дни службы его Своя череда, приблизительно неделя. См. пояснение к ст. 5.
в дом свой В горной стране Иудеи (ст. 39).

1:24 таилась Вероятно, акт набожности вследствие глубокой благодарности Господу.

1:25 поношение В культуре, где благословения были связаны с правами первородства и семейными родословными, бездетность влекла за собой позор. Бесплодие порой могло быть знаком Божьей немилости (Лев 20:20, 21), но так было не всегда (ср. Быт 30:23; 1Цар 1:5−10). Тем не менее оно влекло за собой общественный позор, который унижал.

1:26 В шестой… месяц Т.е. шестой месяц беременности Елисаветы.
Назарет См. пояснение к Мф 2:23.

1:27 Деве Важность рождения от Девы не может быть преувеличена. Правильный взгляд о воплощении зависит от истины, что Иисус был рожден от Девы. Лука и Матфей ясно утверждают, что Мария была девственницей, когда Иисус был зачат (см. пояснение к Мф 1:23). Дух Святой сотворил зачатие сверхъестественным способом (см. пояснения к ст. 35; Мф 1:18). Само зачатие Христа свидетельствует как о Его природе Бога, так и о Его безгрешности.
обрученной См. пояснение к Мф 1:18−19.

1:28 Благодатная Буквально «полная милости» — выражение, употребленное для всех верующих в Еф 1:6, где оно переведено как «облагодатствовал». Это изображает Марию получателем, а не раздавателем Божьей благодати.

1:30 не бойся То же самое Гавриил сказал Захарии (ст. 13). См. пояснение к ст. 12.

1:31 Иисус См. пояснение к Мф 1:1, 21.

1:32 Он будет велик Такое же обетование было дано об Иоанне Крестителе. Однако уже последующий титул выделяет Иисуса — наречется Сыном Всевышнего.
Сыном Всевышнего Ср. ст. 76, где Иоанн Креститель назван «пророком Всевышнего». Греческий термин, который Лука использует для именования «Всевышнего», является термином, примененным в Септуагинте, чтобы перевести еврейское «Весьма Высокий Бог». Поскольку сын несет качества своего отца, название человека чьим-то «сыном» было способом обозначения равенства. Здесь Ангел говорил Марии, что ее Сын будет равен Весьма Высокому Богу.
Давида, отца Его См. пояснение к Мф 9:27. Иисус был физическим потомком Давида по линии Марии. «Престол» Давида был символом мессианского Царства (ср. 2Цар 7:13−16; Пс 88:27−30).

1:33 над домом Иакова во веки Это подчеркивает как качества Тысячелетнего Царства, так и вечную неизменность правления Христа над всеми. См. пояснения к Ис 9:7; Дан 2:44.

1:34 Я мужа не знаю Т.е. не знаю по-супружески. Мария понимала, что Ангел говорил о непосредственном зачатии, а она и Иосиф были все еще в середине долгого периода обручения или помолвки (см. пояснение к Мф 1:18), до начала фактического брака и осуществления брачных отношений. Ее вопрос был вызван не удивлением, не сомнением и не неверием, поэтому Ангел не упрекнул ее, как он упрекнул Захарию (ст. 20).

1:35 Дух Святой найдет на Тебя Это было созидательное действие Духа Святого, а не способ божье-человеческого сожительства, иногда представляемый в языческой мифологии.

1:36 Елисавета, родственница Твоя Кажется более приемлемым рассматривать генеалогию в 3:23−28 как родословие Марии (см. пояснение к 3:23). В таком случае она является прямым потомком Давида (см. пояснение к ст. 32). Однако Елисавета принадлежала к потомкам Аарона (см. пояснение к ст. 5). Поэтому Мария, вероятно, была в родстве с Елисаветой через мать, которая была, возможно, из колена Аарона. Таким образом, Мария принадлежала к потомкам Давида через ее отца.

1:38 да будет Мне по слову твоему Мария была в чрезвычайно смущенном и трудном положении. Обрученная Иосифу, она столкнулась с перспективой позора незамужнего материнства. Иосиф явно знал, что ребенок был не его. Она знала, что ее обвинили бы в прелюбодеянии — преступлении, наказуемом побиванием камнями (Втор 22:13−21; ср. Ин 8:3−5). Несмотря на это, она с готовностью кротко подчинилась воле Бога.

1:41 исполнилась Святого Духа Т.е. была движима Духом Святым, Который, несомненно, руководил замечательным выражением хвалы Елисавете. См. пояснение к ст. 43−44, 67.

1:43 Матерь Господа моего Это выражение не в хвалу Марии, а в хвалу Ребенку, Которого она должна родить. Это было проникновенное выражение уверенности Елисаветы, что Ребенок Марии будет Мессией, на Которого давно уповали — Тем, Кого даже Давид назвал «Господом» (ср. 20:44). Понимание ситуации Елисаветой было необычайным, принимая во внимание атмосферу тайны, которая окутывала все эти события (ср. 2:19). Она приветствовала Марию не со скептицизмом, а с радостью. Она поняла реакцию ребенка во чреве. По-видимому, она поняла огромную важность Ребенка, Которого Мария носила. Все это должно относиться к просвещающей работе Духа (ст. 41).

1:44 взыграл младенец радостно во чреве моем Младенец, как и его мать, был исполнен Духом (ср. ст. 15, 41). Его ответ, подобно ответу Елисаветы, был сверхъестественно вызван Духом Божиим (см. пояснение к ст. 41).

1:46−55 Величит душа Моя Господа Первое слово песни Марии в латинском переводе — Магнификат; см. пояснения к ст. 68−79; 2:29−32. Текст величающей песни Марии насыщен ветхозаветными ссылками и цитатами. Он показывает, что сердце и разум Марии были пропитаны Словом Божиим. Он содержит в себе отзвуки молитв Анны (см., например, 1Цар 1:11; 2:1−10). Эти стихи также вмещают многочисленные ссылки на закон, псалмы и пророков. Полный фрагмент является изложением пункт за пунктом обетований Божьего завета.

1:47 Спасителе Моем Мария говорила о Боге как о «Спасителе», показывая и то, что Она осознала Свою собственную нужду в Спасителе, и то, что Она знала истинного Бога как Своего Спасителя. Ни здесь, ни где-либо еще в Писании ничто не указывает на то, что Мария думала о Себе как «чистой от первородного греха». Истинным является совершенно противоположное: Она употребила язык, типичный для того, у кого единственной надеждой для спасения является Божья милость. В этом

фрагменте ничто не свидетельствует в пользу точки зрения о том, что Сама Мария должна быть объектом поклонения. См. пояснение к ст. 46−55.

1:48 смирение Качество Марии, которое в высшей степени явно сияет в этом месте, — это глубокое чувство смирения.
рабы Иначе «служанки». Т.е. рабыни Божьей.

1:56 около трех месяцев Мария пришла к Елисавете в шестой месяц ее беременности (ст. 26), таким образом, Она, очевидно, осталась до тех пор, пока не был рожден Иоанн Креститель.
в дом Свой В этот момент Мария была все еще обрученной Иосифу, еще не живущей в его доме (ср. Мф 1:24).

1:59 восьмой день Согласно Божьей заповеди (Быт 17:12; Лев 12:1−3; ср. Флп 3:5), стало традицией называть ребенка при обрезании. Традиция предполагала собрание семьи и друзей, которые в этом случае оказывали влияние на родителей, чтобы они дали ребенку имя «отца его», вероятно, подчеркивая этим жест уважения к Захарии.

1:60 нет Захария в письменном виде передал Елисавете (ст. 63) все, что Гавриил сказал ему.

1:62 спрашивали знаками у отца его Священники, проводящие церемонию обрезания, по-видимому, предположили, что, поскольку он не мог говорить, он был еще и глухой.

1:65 страх См. пояснение к ст. 12.
по всей нагорной стране
Иудейской Т.е. в Иерусалиме и окружающей области. Слава об Иоанне Крестителе начала распространяться со времени его рождения (ст. 66).

1:67 исполнился Святого Духа См. пояснение к ст. 41. В каждом случае, когда Лука описывает Рождество Христа и исполнение Его Духом, в результате изображается руководимое Духом поклонение. Ср. Еф 5:18−20.

1:68−79 Это место известно также как Бенедиктус (Benedictus — первое слово ст. 68 в латинском переводе; см. пояснение к ст. 46−55; 2:29−32). Подобно Магнификату Марии, оно обильно содержит цитаты и ссылки из Ветхого Завета. Захария был поражен немотой в храме (ст. 20), потому что он не произнес благословения (см. пояснение к ст. 21), как следовало сделать. Таким образом, совершенно естественно, что, когда его речь была восстановлена, первыми словами его уст были слова вдохновенного благословения.

1:69 рог спасения Общепринятое ветхозаветное выражение (2Цар 22:3; Пс 17:3; ср. 1Цар 2:1). Рог — это символ силы (Втор 33:17). Эти слова явно не предназначались для возвеличивания Иоанна Крестителя, поскольку и Захарий и Елисавета были левитами (см. пояснение к ст. 5). Человек, воздвигнутый «в дому Давида», не мог быть Иоанном, но говорилось о Ком-то большем, чем он (Ин 1:26−27). Стихи 76−79 говорят о роли Иоанна.

1:72 святый завет Свой Т.е. Авраамов Завет (ст. 73) с его обетованием спасения по благодати. См. пояснение к Быт 12:1−3.

1:76 пророком Всевышнего См. пояснение к ст. 32.

1:77 прощении грехов их Прощение грехов — это суть спасения. Бог спасает грешников от вечного ада, отделения от Себя только через искупление и прощение их грехов. См. пояснения к Рим 4:6−8; 2Кор 5:19; Еф 1:7; Евр 9:22.

1:78 Восток Мессианская ссылка (ср. Ис 9:2; Ис 60:1−3; Мал 4:2; 2Пет 1:19; Откр 22:16).

1:80 был в пустынях Несколько групп аскетов обитали в пустынных районах восточнее Иерусалима. Одна была известной Кумранской общиной, источником Свитков Мертвого моря. Родители Иоанна, уже старые, когда он родился, возможно, передали его на попечение кого-либо, связанного с такой общиной. Подобным образом Анна посвятила Самуила Господу, вверяя его Илии (1Цар 1:22−28). Однако в Писании нет ничего конкретного, чтобы предположить, что Иоанн принадлежал к такой группе. Наоборот, он изображается одинокой личностью в духе Илии. См. пояснение к ст. 17.

Примечания:

 
В переводе Лутковского
[1.1] «проповедников» — досл.: «служителей слова».
[1.2] «Феофил» — возможно, это вполне реальное лицо; судя по обращению к нему автора Евангелия, он был знатного рода и в прошлом, видимо, язычник.
[1.3] «которые тебе довелось услышать» — досл.: «которые тебе (устно) преподали».
[1.4] «из Авиевой чреды» — Авия, внук Аарона (первосвященника, брата Моисея) был во времена царя Давида (см. 1Пар. 24.10) одним из 24 священников, которые образовали особые, названные их именами, группы — чреды. Каждая из них служила в свою очередь в течение 8 дней сначала при Скинии, а со времени царя Соломона — при храме Иерусалимском.
[1.5] «неверующих» — досл.: «неверных».
[1.6] «от упреков людских» — бездетность считалась наказанием Божьим за грехи.
[1.7] «я еще не замужем» — досл.: «я мужа не знаю» (ср. Быт. 4.1; Мф. 1.25).
[1.8] «благодать» — досл.: «сила», «могущество».
[1.9] досл.: «счастливая, в уверенности, что...». Обычно весь этот стих считался последними словами Елизаветы. Думается, однако, нет никаких оснований для того, чтобы Елизавета вдруг стала говорить о Марии в 3-м лице. Вероятнее всего, евангелист подчеркивает, что Мария только сейчас, убедившись в беременности Елизаветы, окончательно уверовала, что явление ангела и его слова — не сон, не плод галлюцинации и т.п. (Для чего она, собственно, и поспешила отправиться к Елизавете.)
[1.10] «сердце» — досл.: «дух».
[1.11] «все народы» — досл.: «все роды», то есть речь, по всей видимости, идет о всех 12 родах Израиля (ср. Мф. 19.28).
[1.12] . «благодать» — досл.: «рука».
[1.13] «служить Ему» — ради сохранения смыслового единства фразы эти слова перенесены сюда из 75-го стиха.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.