От Матфея 22 глава

Евангелие от Матфея святое благовествование
В переводе Лутковского → Новый Библейский Комментарий

В переводе Лутковского

1 А Иисус вновь обратился к ним, говоря притчами:
2 Царство Небесное подобно тому, как если бы некий царь устроил брачный пир для сына своего.
3 И послал он слуг своих, чтобы они позвали приглашенных на пир, но те не захотели придти.
4 Тогда он вновь послал других слуг, повелев им: скажите приглашенным: трапеза у меня приготовлена, тельцы мои и множество откормленного скота заколоты, и всё готово; приходите на пир.
5 Но те, пренебрегая сказанным, отправились: кто на поле своё, кто по торговым делам своим,
6 а некоторые, схватив слуг его, стали издеваться над ними и убили их.
7 Узнав об этом, царь разгневался и, послав воинов своих, велел погубить тех убийц, а город их сжечь.
8 Затем он сказал слугам своим: пир готов, но приглашенные оказались недостойны;
9 так пойдите же на перекрестки дорог, и кто бы ни встретился вам, приглашайте на пир.
10 И разошлись слуги эти по дорогам, созывая всех, кого встречали: злых и добрых, и наполнился брачный чертог пирующими.
11 И вот царь, войдя посмотреть на пирующих, увидел там человека, одетого не в праздничное одеяние,
12 и спрашивает у него: друг мой, почему ты пришёл сюда не в праздничном одеянии? Но тот промолчал.
13 Тогда царь повелел служителям: свяжите ему ноги и руки и бросьте его в темную яму; там будет плач и скрежет зубов.
14 Ибо много званных, но мало избранных.
15 И, отойдя в сторону, фарисеи приняли решение поймать Его на слове,
16 и подослали к Нему учеников своих вместе с иродианами,1 которые сказали: Учитель! Мы знаем, что Ты справедлив и наставляешь воистину на путь Божий, что Ты не лицеприятен и никому из людей не угождаешь.
17 Так скажи нам: должны ли мы платить подать кесарю, или нет? Как Ты думаешь?
18 Но Иисус, уразумев коварство их, сказал: вы что, испытываете Меня, лицемеры?
19 Покажите-ка Мне монету, которой платится подать. И когда они подали Ему динарий,
20 Иисус спросил у них: чье это изображение и надпись?
21 Они отвечают Ему: кесаря.2 Тогда Он говорит им: отдавайте же кесарево кесарю, а Божье — Богу.
22 Услышав это, они удивились и, оставив Его, отошли.
23 Тем временем саддукеи,3 которые утверждают, что нет воскресения, подошли к Нему и спрашивают у Него:
24 Учитель! Моисей сказал: если кто умрет бездетным, пусть женится брат его на жене его и продолжит род брата своего. (Быт 38:8; Втор 25:5)
25 Так вот: было у нас семь братьев. Первый, женившись, скончался и, так как у него не было детей, оставил жену свою брату своему.
26 То же самое случилось и со вторым, и с третьим, и со всеми семью братьями.
27 После всех умерла и жена.
28 Итак, по воскресении, женой которого из семи она будет? Ведь все семеро обладали ею.
29 Иисус же сказал им в ответ: заблуждаетесь вы, не зная ни Писаний, ни могущества Божьего,
30 ибо по воскресении не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут словно ангелы Божьи на небесах.
31 А о воскресении мертвых разве не читали вы сказанного вам Богом:
32 Я — Бог Авраама, Исаака и Бог Иакова? Ведь Он — Бог не мертвых, а живых. (Исх 3:6)
33 Люди же с изумлением внимали учению Его.
34 А фарисеи, узнав, что Он посрамил саддукеев, собрались вокруг Него,
35 и один из них, законник, испытывая Его: спросил:
36 Учитель! Какая заповедь в законе самая главная?
37 Он же сказал ему: возлюби Господа Бога своего всем сердцем своим, и всею душою своею, и всем разумом своим. (Втор 6:5)
38 Это — главнейшая и первая заповедь.
39 Вторая же подобна ей: возлюби ближнего своего как самого себя. (Лев 19:18)
40 На этих двух заповедях утверждаются и весь закон, и писания пророков.
41 А обступивших Его фарисеев Иисус спросил:
42 что вы думаете о Христе? Чей Он Сын? Они отвечают Ему: Давида.
43 Тогда Он говорит им: почему же Давид по вдохновению свыше называет Его Господом, говоря:
44 сказал Господь Господу моему: сиди одесную от Меня, доколе не положу врагов Твоих у подножия ног Твоих? (Пс 109:1)
45 Итак, если Давид называет Его Господом, почему же Он сын ему?
46 Никто ни слова не мог сказать Ему в ответ; и с того времени никто уже не дерзал спрашивать Его.

Новый Библейский Комментарий

22:15−22 Римская система налогообложения (см.: Мк 12:13−17; Лк 20:20−26). Три вопроса оппонентов Иисуса были направлены на то, чтобы устроить Ему ловушку и использовать Его слова против Него самого. Первый касается римской подати, которая яростно отвергалась иудеями как знак политического давления со стороны властей. Около четверти века до этого, было поднято восстание против этих поборов; его возглавил галилейский вождь Иуда (Деян 5:37), который вдохновил своим патриотизмом партию зилотов. Это был коварный вопрос: поддерживать уплату римских налогов было проявлением отсутствия патриотизма, а выступать против этого было опасно с политической точки зрения (особенно для популярного вождя из Галилеи).

Заставив показать монету (динарий), Иисус разоблачил их как лицемеров, поскольку иудеи-патриоты не должны были носить с собой такие монеты с изображением «языческого» императора и надписью на ней с титулом «Сын Божий». Если они пользовались монетой кесаря, до должны были и платить ему подать!

Таким образом, Иисус решительно отстранился от позиции зилотов и показал, что лояльность по отношению к языческой власти не является несовместимой с верностью Богу. Он не сказал, как должно поступать, когда сталкиваются два эти долга.

22:23−33 Воскресение (см.: Мк 12:18; 18−27; Лк 20:27−40). В отличие от фарисеев, которые инициировали этот последний тест, саддукеи не верили в жизнь после смерти, поскольку об этом не было написано в Пятикнижии Моисея, единственные Писания, которые они признавали. Они представляли себе, что в этой сфере учение Иисуса будет выглядеть в смешном свете. Их «вопрос» основывался на законе левирата из Втор 25:5, 6, но не выглядел серьезным; это была просто попытка выставить на посмешище эту новоиспеченную богословскую идею о воскресении из мертвых. Вместе с тем это был и сугубо практический вопрос о пастырской опеке для тех, кто вступал в брак более одного раза.

Ответ Иисуса был двояким. На конкретный вопрос он отвечал (30), что жизнь по воскресении из мертвых не просто продолжение земной жизни. Его слова иногда истолковывают так, как будто жизнь на Небе менее счастливая, чем жизнь в браке на Земле. Но, напротив, это более богатая во всех отношениях жизнь. Брак принадлежит исключительно земной жизни, когда есть необходимость продолжать свой род. Но воскресшие к вечной жизни, подобно ангелам, могут продолжать радоваться отношениям любви беспредельно и без ревности, которая свойственна брачным узам.

Отвечая на более фундаментальный вопрос о воскресении мертвых, Иисус опирается на веру саддукеев в Писания, на книги Моисея (31, 32). Ибо Бог, называя Себя Богом патриархов, которые давно умерли (Исх 3:6), подразумевает существование непрерывных взаимоотношений; завет-договор Бога со Своим народом не расторгается смертью.

22:34−40 Наибольшая из заповедей (см.: Мк 12:28−31; ср.: Лк 10:25−27). На второй важный вопрос фарисеев Иисус дает важный ответ. Но это все еще было продолжением испытания, поскольку менее осторожный ответ позволил бы обвинить Иисуса в попытке «нарушить закон или пророков» (5:17). В раввинистических спорах на этические темы фигурировали как текст из Втор 6:5, так из Лев 19:18, но объединить их в качестве основания, на котором утверждается весь закон и пророки (ср.: 7:12 с другим выводом), было блестящей идеей. Сосредоточение внимания на этих двух из Десяти заповедей (обязанность перед Богом и обязанность перед своим ближним) служит нравственным ориентиром для всей нашей жизни; вывод о том, что в основе всех обязательств лежит любовь, придает особое звучание требованию исполнять закон Божий.

22:41−46 «Сын Давидов?» (см.: Мк 12:35−37; Лк 20:41−44). Здесь Иисус снова берет инициативу на Себя, выступая против фарисеев. Его вопрос звучит наподобие классического богословского вопроса: является ли Сын Давидов законным титулом для Мессии? Но Он Сам неоднократно возвышал Себя через этот титул (наиболее открыто и демонстративно это видно из 21:9, 15, 16, где Он отчетливо отвечает на этот, хотя и провокационный, вопрос).

Сын Давидов — распространенный мессианский титул, который не только нередко встречается в Мф., но и лежит в основе представления Иисуса как Мессии в гл 1. Вряд ли можно представить себе, что эти стихи должны опровергнуть все сказанное ранее в этом плане. Скорее речь идет о том, что Мессия больше, чем просто сын Давида, о чем говорится в Пс 109:1. Этот же текст снова используется в 26:64 для подтверждения сверхчеловеческой власти Иисуса.

Здесь снова Иисус предостерегает народ против традиционного понимания Его служения. Вместо того чтобы воцариться в Иерусалиме, подобно Давиду, Он должен был быть вскоре отвергнут Своим народом. Но даже потом, на кресте, Его в конце концов признают не как сына Давидова (этот титул не появляется снова), а как «Сына Божия» (27:54)

Примечание. Ст. 43 В основе этого аргумента — вера в то, что Давид был автором Пс 109 и что он говорил о грядущем Мессии. В настоящее время обе эти посылки оспариваются большинством исследователей Ветхого Завета, но во времена Иисуса принимались как само собой разумеющееся.

Примечания:

 
В переводе Лутковского
[22.1] «вместе с иродианами» — иродиане выступали за сотрудничество с римскими властями.
[22.2] кесарь — греческая форма латинского слова Цезарь; титул римских императоров.
[22.3] «саддукеи» — см. комментарии 3.7. Саддукеи отрицали веру в воскресение из мертвых.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.