От Матфея 25 глава

Евангелие от Матфея святое благовествование
В переводе Лутковского → Новый Библейский Комментарий

В переводе Лутковского

1 Тогда Царство Небесное будет подобно тому, как если бы десять отроковиц, взяв светильники свои, выходили встречать жениха.3
2 Пять из них были нерадивы, а пять — благоразумны,
3 и неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла,
4 тогда как благоразумные вместе со светильниками своими взяли и масло в сосудах.
5 Но жених запаздывал, и все задремали и, наконец, уснули.
6 В полночь же раздался крик: вот жених идет, выходите встречать его!
7 Тогда все эти отроковицы и стали поправлять светильники свои.
8 И сказали нерадивые благоразумным: дайте нам вашего масла, а то светильники наши гаснут.
9 Благоразумные же сказали в ответ: как бы тогда не хватило ни нам, ни вам; пойдите лучше к продающим и купите себе.
10 А когда они отправились покупать, пришёл жених, и те, которые были наготове, пошли вместе с ним на брачный пир и затворили двери.
11 Между тем пришли остальные отроковицы и стали просить: господин, господин, отвори нам.
12 Но тот сказал им в ответ: уверяю, я не знаю вас.
13 Итак, бодрствуйте, ибо не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий. (Дан 7:13)
14 Ибо (Царство Небесное подобно тому), как если бы некий человек, уезжая, призвал доверенных рабов своих и оставил им на хранение деньги свои.
15 Каждому он дал по его способностям: одному — пять талантов серебра, другому — два таланта, третьему — один; а сам уехал.
16 Получивший пять талантов тотчас отправился и, употребив их в дело, заработал ещё пять талантов;
17 таким же образом и получивший два таланта заработал ещё два;
18 а получивший один талант пошёл и спрятал серебро господина своего, закопав его в землю.
19 И вот через некоторое время приезжает господин этих рабов и требует у них отчета.
20 Получивший пять талантов принес ещё пять талантов и, подойдя, сказал: господин! Пять талантов ты оставил мне на хранение; вот ещё пять талантов, которые я заработал.
21 И сказал ему господин его: хорошо, добросовестный и верный раб. В малом ты был верен, большее поручу тебе. Раздели же радость господина своего!
22 Затем подошел получивший два таланта и сказал: господин! Два таланта ты оставил мне на хранение; вот ещё два таланта, которые я заработал.
23 И сказал ему господин его: хорошо, добросовестный и верный раб. В малом ты был верен, большее поручу тебе. Раздели же радость господина своего!
24 Подошел и тот, который получил один талант, и сказал: господин! Я знал, что ты человек жестокий, что ты жнешь там, где не сеял, и берешь оттуда, куда не клал,
25 поэтому я в страхе пошёл и спрятал талант твой в землю; вот, получи своё.
26 Господин же его сказал ему в ответ: раб лукавый и ленивый! Ты ведь знал, что я жну там, где не сеял, и беру оттуда, куда не клал,
27 поэтому тебе надо было отдать серебро моё ростовщикам, и я, приехав, получил бы своё с прибылью.
28 Итак, отберите у него талант и дайте тому, кто имеет десять талантов,
29 ибо всякому, кто имеет, дано будет и преумножится, а кто не имеет, у того отымется и то, что имеет.
30 Нерадивого же раба бросьте в темную яму; там будет плач и скрежет зубов. После этих слов Иисус возгласил: кто имеет уши слышать, да услышит! (Иез 12:2)
31 Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей, и все святые ангелы вместе с Ним, тогда воссядет Он на престоле славы Своей,
32 и будут собраны пред Ним все народы, и отделит Он одних от других, как пастух отделяет овец от баранов
33 и ставит овец по правую, а баранов — по левую сторону от себя.
34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону от Него: придите, благословенные Отцом Моим, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира.
35 Ибо я был голоден, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; бездомен был, и вы приютили Меня;
36 наг был, и вы одели Меня; болен был, и вы навестили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! Когда мы видели Тебя голодным и накормили? или жаждущим — и напоили?
38 Когда мы видели Тебя бездомным и приютили? или нагим — и одели?
39 Когда мы видели Тебя больным или в темнице и пришли к Тебе?
40 И Царь скажет им в ответ: уверяю вас: то, что вы сделали хотя бы для одного из этих младших братьев Моих, вы для Меня сделали.
41 Тогда скажет Он и тем, которые по левую сторону от Него: отойдите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его.
42 Ибо Я был голоден, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;
43 бездомен был, и вы не приютили Меня; наг был, и вы не одели Меня; болен был и был в темнице, и вы не навестили Меня.
44 Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! Когда мы видели Тебя голодным, или жаждущим, или бездомным, или нагим, или больным, или в темнице и не помогли Тебе?
45 Тогда Он скажет им в ответ: уверяю вас: то, что вы не сделали хотя бы для одного из этих младших (братьев Моих), вы для Меня не сделали.
46 И пойдут эти в муку вечную, а праведники — в Жизнь Вечную.

Новый Библейский Комментарий

25:1−13 Притча о десяти девах. Эта притча продолжает тему готовности к пришествию Иисуса, и она завершается в ст. 13 словами, которые прямо перекликаются с 24:42. В ней проводится дальнейшее разделение между теми, кто приготовился к пришествию и кто нет.

Описывается сцена деревенской свадьбы, на которой девы (возможно, подружки невесты в современной терминологии или ее служанки) ожидают процессию с женихом, когда он должен привести домой невесту. Светильники, вероятно, представляли собой нечто наподобие лампад, фитиль которых пропитывался маслом и мог гореть в течение нескольких минут, после чего светильник нужно было снова заправлять маслом. Без постоянной заправки маслом он быстро гас (8).

Важный момент в этой истории — задержка жениха: Церковь должна быть подготовлена к parousia. Все десять дев крепко уснули (ср. с двумя рабами в 24:45−51), а посему речь здесь идет не о постоянном бодрствовании, а о том, что каждый из нас должен иметь необходимые припасы, когда Он придет. В данной притче не говорится, в чем это заключается, но из следующей можно понять, о чем идет речь.

В конце притчи ее мораль обретает свои очертания: нам угрожает опасность не быть допущенными в Царство Небесное. В ст. 12 зловеще звучит эхо 7:23.

25:14−30 Притча о талантах (ср.: Лк 19:11−27). Как и в притче о двух рабах в 24:45−51, здесь тоже фигурирует хозяин, который, уезжая, дает своим рабам определенные задания. Снова проходит долгое время (19), и рабы должны быть готовы к возвращению своего хозяина. Эта притча, в отличие от предыдущей, разъясняет, что значит быть готовым. Это не означает пребывать в праздности, необходимо исполнять порученное дело, используя все имеющиеся возможности.

Талант — здесь просто (очень крупная) сумма денег, в современном эквиваленте равная нескольким тысячам фунтов. Именно эта притча придала метафорический смысл слову «талант», значение практического использования даров и способностей, данных нам Богом. Это, вероятно, важный практический аспект всей истории, но не следует думать, что греч. слово само по себе несет больше, чем ее номинальное значение как денежной единицы.

Каждому рабу были даны разные (но всем очень большие возможности) таланты (суммы денег), каждому по его силе, и ожидалось, что они сторицей вернут их. Бог признает, что все мы разные и не ожидает от нас невозможного. Показательно, что два раба получили одинаковую благодарность от своего хозяина (21, 23), хотя сам характер исходной задачи, а, следовательно, и ее выполнение были различными. Но иметь «меньший» дар не означает не предпринимать надлежащих усилий для его реализации. Ошибка третьего раба в том, что он не понял намерений своего хозяина и скрыл своей талант, вместо того чтобы использовать его. Стремясь обезопасить себя от ошибки, он кончил тем, что поступил неправильно.

Хотя третий раб характеризует своего хозяина как алчного и жесткого предпринимателя (24), это не является аллегорическим отображением Бога; Бог ожидает с нашей стороны творческих усилий и вознаграждает использование всех возможностей, которые открыты для нас в служении. Если мы неверно представляем Себе Бога как сурового и взыскательного «прораба», то нам будет трудно ответить Ему с любовью и откликнуться всем сердцем. Мы должны использовать Его дары ответственно, но при этом смело и предприимчиво. Таким путем мы подготовим себя к parousia.

25:31−46 Последний суд. Тема суда красной нитью проходит через весь это раздел и завершается соответственно страшным описанием пришествия в славе Сына Человеческого, грядущего, чтобы судить все народы. Хотя это часто воспринимается как притча, эта история носит не иллюстративный характер, а видения будущего. Единственный элемент «притчи» здесь — это сравнение, когда пастырь отделяет овец от козлов (32, 33).

Использование таких выражений и слов, как придет Сын Человеческий, слава, ангелы, престол, суд, вызывает непосредственные ассоциации с Дан 7:9−14. Это язык воцарения и обретения власти Сыном Человеческим, что предрекалось пророчеством и о чем Иисус уже говорил неоднократно (10:23; 16:28; 19:28; 24:30). Соберутся пред Ним все народы на суд: это реминисценции с видением Иоиля (3:2); но здесь в роли Судьи предстает Сам Бог. В этом разделе к Иисусу отнесены такие, присущие только Богу в Ветхом Завете атрибуты, как владычество над миром и царственность.

Этот отрывок часто рассматривают как учение о том, что окончательное спасение зиждется только на актах милосердия и нет никакой христианской специфики в критериях суда. Но здесь упускается из виду такой важный аспект, как то, на кого направлено это милосердие: «на одного из братьев Моихменьших» (40; ср.: 45). Эта фраза позволяет полагать, что речь идет не просто о «праведном», который помог другому, а другие не помогли, но именно о тех учениках, которые испытывают нужду. Слово меньших напоминает нам выражение малых сих в 10:42; 1:8, 6, 14, которое использовалось по отношению к ученикам Иисуса. Когда Иисус говорит, что, помогая им, они делают это для Него, это отождествление Иисуса с Его «братьями» созвучно принципу, выдвинутому в 10:40−42, где сказано, что принять учеников — значит принять Иисуса, и тот, кто подаст чашу холодной воды «во имя ученика», будет вознагражден. В данном случае критерий суда не носит филантропического характера (благодеяния в чистом виде), но отражает отклик людей на призыв небесного царства в лице «братьев» Иисуса.

Примечания. Ст. 34 Царство, уготованное вам: эта фраза может просто отражать доступ в царство Иисуса, но язык «наследства» позволяет полагать их приобщение к этому воцарению (как в 19:28), по аналогии с тем, как хозяин наделил своей властью выполнивших свой долг рабов в 21, 23.

Ст. 41, 46 Вечный. Это слово может означать «нескончаемый», но чаще всего означает «грядущий»; речь идет о результате процесса («навеки», «навсегда»), а не о его продолжительности. Эти стихи не обсуждаются теми, кто понимает ад как вечные мучения, и теми, кто видит в этом окончательное уничтожение.

Примечания:

 
В переводе Лутковского
[25.1] 25.1 — 13. По восточному обычаю подруги невесты должны были встречать жениха со светильниками.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.