От Марка 12 глава

Евангелие от Марка святое благовествование
В переводе Лутковского → Новый Библейский Комментарий

В переводе Лутковского

1 И стал Он говорить им притчами: один человек насадил виноградник, обнес его оградой, закопал под давильней чан и построил башню, после чего, сдав его внаем виноградарям, уехал. (Ис 5:1−2)
2 И вот, в надлежащее время он послал к виноградарям раба, чтобы получить от них доход с виноградника.
3 А они, схватив его, избили и отослали к нему ни с чем.
4 Тогда он послал к ним другого раба, но они, разбив ему голову камнями, прогнали с позором.
5 Он послал другого — они его убили и ещё многих других: кого избили, а кого — убили.
6 Напоследок он послал к ним ещё одного — любимого сына, говоря: постыдятся они сына моего.
7 А виноградари эти решили между собой: это — наследник; давайте убьем его, и наследство будет нашим.
8 И, схватив его, убили и выбросили его из виноградника.
9 Что же сделает владелец виноградника? Придет и предаст смерти виноградарей, а виноградник отдаст другим.
10 Неужели вы не читали в Писании: тот самый камень, который отвергли строители, поставлен во главу угла;
11 и сделано это было Господом, что удивительно в очах ваших? (Пс 117:22−23)
12 И хотели они схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что это о них Он рассказал притчу. И, оставив Его, отошли.
13 И подослали к Нему несколько фарисеев и иродиан, чтобы поймать Его на слове.
14 Подойдя, те обратились к Нему со льстивыми словами: Учитель! Мы знаем, что Ты справедлив и что Ты никому не угождаешь, ибо всех людей, без лицеприятия, воистину наставляешь на путь Божий. Должны ли мы платить подать кесарю или нет? Так платить нам или не платить?
15 Но Он, видя лицемерие их, сказал им: вы что, испытываете Меня? Дайте-ка Мне посмотреть динарий.
16 И когда они дали, Он спросил у них: чье это изображение и надпись? Они ответили Ему: кесаря.
17 Тогда Он сказал им: кесарево отдавайте кесарю, а Божье — Богу. И они пришли в изумление от (ответа) Его.
18 Тем временем саддукеи, которые утверждают, что нет воскресения, подходят к Нему и спрашивают у Него:
19 Учитель! Моисей заповедал нам: если у кого-нибудь умрет брат и оставит жену бездетной, пусть брат его возьмет её в жены и продолжит род брата своего. (Втор 25:5; Быт 38:8)
20 Так вот: было семь братьев. Первый взял жену и, умерев, не оставил детей.
21 Затем второй взял её, но и он не оставил детей; точно так же и третий,
22 и все семеро брали её и не оставили детей. После них умерла и жена.
23 Итак, по воскресении, когда они воскреснут, женой которого из них она будет? Ведь все семеро имели её женой.
24 И сказал им Иисус: не потому ли вы заблуждаетесь, что не знаете ни Писаний, ни могущества Божьего?
25 Ведь когда из мертвых воскреснут, то не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут словно ангелы на небесах.
26 А о том, что мертвые восстанут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я — Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова? (Исх 3:6)
27 Ведь Он — Бог не мертвых, а живых. Так что вы весьма заблуждаетесь.
28 Тогда один из книжников, который, подойдя, слышал, как они спорили, и видел, что Он достойно отвечал им, спрашивает у Него: Учитель! Из всех заповедей какая самая важная?
29 И ответил Иисус: вот первая заповедь: слушай, Израиль! Господь Бог наш — единый Господь!
30 Так возлюби Господа Бога своего всем сердцем и всею душою своею, всем разумом своим и всею силою своею! (Втор 6:4−5)
31 Вторая подобна ей: возлюби ближнего своего, как самого себя. Нет заповеди более главной, чем эти. (Лев 19:18)
32 И сказал Ему книжник: Ты верно сказал, Учитель, что воистину Бог — един и нет другого, кроме Него, (Втор 4:35)
33 и что любить Его всем сердцем, всею силою и всею душою, и любить ближнего, как самого себя, — важнее всех всесожжений и жертв. (Втор 6:5; Лев 19:18; 1Цар 15:22)
34 Видя, как разумно он отвечает, Иисус сказал ему: не далек ты от Царства Божьего. И после этого уже никто не дерзал спрашивать Его.
35 И, продолжая проповедовать во храме, Иисус говорил: как же книжники утверждают, что Христос — Сын Давида,
36 если сам Давид сказал, исполнясь Духа Святого: сказал Господь Господу моему: сиди одесную от Меня, доколе не положу врагов Твоих у подножия ног Твоих? (Пс 109:1)
37 Если сам Давид называет Его Господом, как же Он Сын ему? И многие люди охотно слушали Его.
38 И во время проповеди Своей Он так говорил им: остерегайтесь книжников, которые любят прохаживаться в пышных одеяниях, слышать приветствия на улицах,
39 занимать первые сиденья в синагогах и первые места на пиршествах.
40 Этих разорителей домов вдов и сирот, напоказ долго молящихся, постигнет суровая кара.
41 И, сев напротив храмовой сокровищницы, Он стал смотреть, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богачи и клали много.
42 Тут подошла одна бедная вдова и положила две лепты, что составляет кодрант.
43 И, подозвав учеников Своих, Он сказал им: уверяю вас, что из тех, кто клал в сокровищницу, эта бедная вдова положила больше всех,
44 потому что все клали от избытка своего, она же, несмотря на нищету свою, положила всё, что имела, всё достояние своё.

Новый Библейский Комментарий

12:1−12 Злые виноградари (см.: Мф 21:33−46; Лк 20:9−19). Иисус иллюстрирует это упрямое противодействие такой красноречивой притчей, что даже священники поняли ее смысл. Каждый может догадаться, что виноградник символизирует Израиль; даже подробности заботливого отношения владельца взяты из Писания. Пророки считались слугами Божьими, и все знали, что Израиль часто их отвергал и плохо с ними обращался. Но кем был любезный сын? Те, кто помнил свидетельство Отца при крещении и преображении, должны были это знать. Вероятно, даже священники поняли, что это было утверждением Иисуса о том, что Он — Сын Божий, потому что они поднимали этот вопрос на суде над Ним и во время распятия. Это одно из двух мест, где Сам Иисус косвенно называет Себя Сыном Божьим до суда, хотя некоторые (например, ученики или даже бесы) могли еще раньше признавать Его таковым.

В истории, рассказанной Иисусом, сын был убит — такова цена Царства Божьего. Но главная идея притчи — предостережение (9). Отвергающие Царя сами будут отвергнуты, а утраченное ими привилегированное положение будет отдано другим. Читатели Марка могли видеть исполнение слов Иисуса в Церкви, где язычники и иудеи стали наконец равны. Отвергнутый камень, оставленный строителями на площадке, станет краеугольным камнем нового храма — Церкви Христовой (10). В предположении Иисуса о том, что священники не читали Писания, знанием которого похвалялись, звучит насмешка. Неудивительно, что они хотели взять Его под стражу, но побоялись сделать это.

12:13−17 Подать кесарю (см.: Мф 22:15−22; Лк 20:20−26). Этот вопрос был задан теми, кто уже отверг Иисуса и хотел заманить Его в ловушку. Если Иисус согласится с необходимостью платить налоги кесарю, патриоты отвернутся от Него; если Он возразит против этого, римляне возьмут Его под стражу. Вопрос был очень важен для первых христиан, которые подвергались преследованиям (и в Риме, и в других местах), но старались показать, что они являются добропорядочными гражданами. Ответ Иисуса означал, что если мы пользуемся благами государства, то должны за это платить. Но самое неприятное (поскольку это касалось фарисеев и иродиан) заключалось во второй части Его ответа. Если мы должны отдавать кесарю кесарево, то и Богу надо отдавать Божье, а именно этого они не делали.

Для гонимой Церкви в Римской империи это имело еще более глубокий смысл, хотя Марк об этом не говорит. Если кесарь требовал того, что принадлежало Богу, а не кесарю, то первые христиане не могли этого дать. Поэтому они умирали за отказ воздавать хотя бы малейшие почести статуе кесаря. А в наше время христиане страдают за отказ склоняться перед портретами императоров, диктаторов и президентов. Мы можем поклоняться только Богу, а не личности, партии или государству.

12:18−27 Брак в воскресении (см.: Мф 22:23−33; Лк 20:27−40). После того как Иисус заставил замолчать фарисеев, к Нему приступили саддукеи — богатые аристократы, в ведении которых состояли и храм, и синедрион (верховный религиозный совет Израиля). Они решили посмеяться над верой Иисуса в воскресение, излагая неправдоподобную, явно взятую не из жизни историю о женщине, многократно бывшей замужем за братьями. Фарисеи уже постановили, что такая женщина будет принадлежать по воскресении (которое они понимали очень материально, как в популярном исламе наших дней) своему первому мужу. Саддукеи одобряли, конечно, упомянутое здесь установление Моисея, направленное на сохранение собственности в доме вдовы, но полностью отрицали всякую идею о воскресении. Для них все ограничивалось земным существованием; неудивительно, что они были безжалостны, материалистичны и, как правило, богаты. Все мы знаем подобных людей. Иисус отверг всю их аргументацию, отклонив грубо материалистичное представление о воскресении (в которое Он, как и фарисеи, верил). Как сказал Павел, наше воскресшее тело будет иным (1Кор 15:44). Здесь Иисус сравнивает его с телом ангелов. Вопросы пола и телесных отношений исчезнут. И мы тоже должны отказаться от грубо материалистичных представлений о смысле воскресения, а также не истолковывать выражение «Сын Божий» так, как если бы здесь подразумевалось только физическое отцовство. Подобные вещи становятся камнем преткновения на пути восприятия Благой вести.

Ссылаясь на книги Моисея, которые саддукеи признавали, Иисус показывает, что идея воскресения может быть доказана на примере отношений патриархов с живым Богом. Они «заразились» вечной жизнью от Бога, как мы ныне «заражаемся» от Христа, но это жизнь нового типа, подтверждающая могущество Бога.

12:28−34 Наибольшая заповедь (см.: Мф 22:34−40; Лк 10:25−28). Судя по ответу Иисуса, книжник обратился к Нему с вопросом по существу. В некотором смысле, ответ Иисуса не содержит в себе ничего нового, он почерпнут из Писания, которое, вероятно, было хорошо известно книжнику. Иисус ставит на первое место в законе любовь к Богу, отсюда как следствие должна естественно вытекать любовь к ближнему. Если мы попытаемся поставить на первое место любовь к ближнему или, что еще хуже, совсем пренебречь любовью к Богу, то нанесем себе непоправимый вред и даже своего ближнего не сможем любить как следует. С другой стороны, если мы говорим, что любим Бога, но не любим своего ближнего, то мы лицемерим (1Ин 4:20).

Несмотря на то что книжник согласился с истинностью этих утверждений, и потому был близок к Царству Божьему, он еще не стал подданным Царства, так как не признал Иисуса Царем. Интересно, сделает ли он это впоследствии?

12:35−37 Мессия — Божественный или земной (см.: Мф 22:41−46; Лк 20:41−44)? Очередь задавать вопросы перешла к Иисусу. Израиль ждал Мессию — царя из рода Давидова, который восстановит земное царство. Как мы видели, возможно, именно по этой причине Иисус не заявлял открыто о Своем мессианстве. Кроме того, Иисус умалчивал об этом потому, что, как только Петр признал Его Мессией, Он объяснил, что Божьему Мессии предстоят страдания и смерть. Как Он должен был показать, что земные упования иудеев ошибочны?

Вероятно, все слушатели Иисуса признали, что Пс 109 написан Давидом; согласились они и с тем, что слова «Господу моему» в этом псалме должны относиться к Божьему помазаннику, Мессии. Но как мог Давид, славный предок, назвать своего потомка, Мессию, «Господом моим», признав тем самым Его более высокое положение? Любой человек, воспитанный в традициях почитания предков, сразу поймет, в чем здесь суть. Это было бы немыслимо, если бы Мессия не был чем-то большим, чем человек, и не превосходил Своего предка. Совершенно не важно, был ли этот псалом действительно написан Давидом и таково ли его первоначальное значение; Иисус говорил языком, доступным пониманию Его современников.

12:38−44 Книжники и вдовы (см.: Лк 20:45 — 21:4; ср.: Мф 23:1−36). Здесь перед нами — контрастные образы тех, кто отвергает, и тех, кто признает ценности Царства Божьего. Отвергающие — это книжники, учители закона, любящие власть, высокое положение и богатство. Они выставляют напоказ свою религиозность, а сами «поедают» имущество беззащитных вдов, непрестанно требуя от них религиозных пожертвований. С другой стороны, некая бедная вдова от всего сердца отдает Богу последние деньги, от которых зависит ее жизнь (44). Все мы знаем об удивительной щедрости бедных в наших христианских общинах. Это такое пожертвование, которое Иисус продемонстрирует на Голгофе, и потому именно такого пожертвования Он ждет от нас. В 14:3 мы увидим еще одну женщину, которая поступила так же, разбив ради Иисуса алебастровый сосуд с драгоценным миром.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.