От Луки 12 глава

Евангелие от Луки святое благовествование
В переводе Лутковского → Новый Библейский Комментарий

В переводе Лутковского

1 Между тем собралось столь великое множество людей, что они теснили друг друга; и стал Он говорить, обращаясь прежде всего к ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, то есть лицемерия.
2 Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и ничего тайного, что не стало бы известным.
3 Поэтому то, что вы сказали в темноте, будет услышано при свете, а то, о чём вы говорили в комнате наедине, будет проповедано во всеуслышание.
4 Говорю вам, друзьям Моим: не бойтесь тех, кто убивает тело, но больше ничего сделать не может.
5 А кого надо бояться, Я подскажу вам: бойтесь того, кто убив, может ввергнуть (душу) в геенну. Вот кого надо бояться, уверяю вас.
6 Не за два ли ассария продаются пять птенцов? Но ни один из них не лишен попечения Божьего.
7 А у вас даже волосы на голове сочтены Им. Поэтому не бойтесь: вы ведь лучше птенцов.
8 Уверяю вас: кто исповедает Меня пред людьми, того и Сын Человеческий исповедает пред ангелами Божьими,
9 а отрекшийся от Меня пред людьми, будет отвержен пред ангелами Божьими;
10 и кто скажет слово даже против Сына Человеческого, тот будет прощен, а кощунствующий на Духа Святого — не будет прощен.
11 Когда же приведут вас в синагоги, к правителям и властителям, не заботьтесь о том, как или что отвечать или что говорить,
12 ибо Святой Дух научит вас в тот же час, что надо говорить.
13 Тут один человек из толпы сказал Ему: Учитель! Скажи брату моему, пусть он уделит мне часть наследства.
14 Иисус же ответил тому человеку: разве кто-нибудь назначил Меня судьей или посредником между вами?
15 И сказал им: смотрите же, не будьте корыстолюбивы, ибо жизнь человека не зависит от того, насколько он богат.
16 Затем Он поведал им притчу: у одного богатого человека хорошо уродила земля,
17 и стал он думать: что же мне делать? Куда мне собрать урожай свой?
18 И решил: вот что я сделаю: разрушу-ка я житницы свои и построю большие, и соберу туда весь урожай свой и всё добро своё,
19 и скажу душе своей: душа! Здесь хватит добра на многие годы; отдыхай, ешь, пей, веселись.
20 Но Бог сказал ему: безумец! Этой ночью душу твою заберут у тебя назад; кому же достанется то, что ты заготовил?
21 Так бывает с теми, кто копит богатство для себя, а не для Бога.
22 Затем Он сказал ученикам Своим: вот почему Я и говорю вам: не заботьтесь ни о том, что есть вам для поддержания жизни вашей, ни о том, что надеть вам, чтобы прикрыть тело ваше,
23 ибо душа более важна, чем пища, а тело — чем одежда.
24 Посмотрите на ворон: они не сеют, не жнут, у них нет ни кладовых, ни житниц, а Бог кормит их. А намного ли вы отличаетесь от этих птиц?
25 Кто из вас, заботясь, сможет увеличить хотя бы на локоть свой рост?
26 А если вы столь простого дела не можете сделать, зачем же об остальном заботитесь?
27 Посмотрите, как растут лилии: они не трудятся, не прядут, но говорю вам, что и Соломон в величии своей славы не одевался так, как любая из них.
28 Если же Бог наряжает так полевые цветы, которые сегодня есть, а завтра будут брошены в печь, то настолько лучше (оденет Он) вас, маловеры?
29 Так что не суетитесь и не ищите, что вам есть или пить,
30 ибо всего этого ищут язычники, тогда как Отец ваш (Небесный) знает, что вы нуждаетесь в этом.
31 Главное, ищите Царства Божьего, а всё это будет дано вам.
32 Не бойся, малое стадо, ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство.
33 Продавайте имущество своё и раздавайте как милостыню; себе же на небесах, где воры не подкрадываются и моль не уничтожает, воздвигайте хранилища неветшающие для сокровищ неоскудеваемых,
34 ибо где сокровища ваши, там и сердца ваши.
35 Пусть же одежды ваши будут препоясанными, а светильники — горящими,
36 дабы вы были подобны тем рабам, которые ожидают возвращения господина своего с брачного пира, чтобы, когда он придет и постучит, тотчас отворить ему.
37 Счастливы те слуги, которых господин, придя, застанет бодрствующими; уверяю вас: он препояшется, рассадит их и, подходя к каждому из них, станет прислуживать им.
38 Он может придти и в два, и в три часа ночи; и если он застанет их бодрствующими, счастливы те слуги!
39 Понимаете же вы, что если бы хозяин дома знал, в который час придет вор, то он бодрствовал бы и не позволил обокрасть дом свой.
40 Будьте же и вы всегда наготове, ибо не ведаете часа, в который придет Сын Человеческий.
41 Тут Петр спросил Его: Господи, нам ли Ты поведал эту притчу или же всем остальным?
42 И сказал Господь: будет ли верен и благоразумен домоправитель, которому господин его, (уехав), поручил вовремя подавать пищу прислуге своей?
43 Счастлив будет этот раб, если господин его, возвратясь, найдет, что он поступает как должно.
44 Уверяю вас: всё имение своё он поручит ему.
45 Если же раб этот скажет в сердце своем: не скоро ещё приедет господин мой, — и начнет издеваться над слугами и служанками, есть и пить, напиваясь допьяна,
46 то господин раба этого, возвратясь в день, в который тот его не ожидает, и час, которого тот не знает, покарает этого раба и подвергнет одной участи с обманщиками.
47 И тот раб, который знал волю господина своего, но не исполнил её или поступил против воли его, будет строго наказан,
48 а тот, который не знал, но поступил достойно наказания, будет наказан меньше. Ибо кому много дано, с того много и взыщется, а кому многое предоставлено, с того больше и спросится.
49 Огонь Я пришёл низвести на землю, и как бы Я хотел, чтобы он уже возгорелся!
50 Крещением Я должен креститься, и как Я томлюсь, ожидая, когда это свершится!
51 Вы думаете, Я пришёл мир принести на землю? Нет, уверяю вас, (не мир), но вражду.
52 Ибо отныне в каждом доме будут враждующие: где пятеро — там трое против двух, а двое против трех.
53 Станут враждовать отец против сына и сын против отца; мать против дочери и дочь против матери; свекровь против невестки своей и невестка против свекрови.
54 А людям Он сказал: когда вы видите, как с запада надвигается туча, вы тотчас говорите: пойдет дождь, — и он идет;
55 а когда дует южный ветер, вы говорите: будет зной, — и он наступает.
56 Лицемеры! Земные и небесные явления вы умеете распознавать, но отчего же вы времени этого не узнаете?
57 Неужели вы и сами не знаете, какова справедливость (в этом мире)?
58 Поэтому когда ты идешь с врагом своим в суд, то в пути постарайся помириться с ним, чтобы он не привел тебя к судье, не то судья отдаст тебя тюремщику, а тюремщик посадит тебя в темницу.
59 Уверяю тебя: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней лепты.

Новый Библейский Комментарий

12:1 — 13:9 Готовность к предстоящему кризису. Здесь и в некоторых других отрывках (17:20 — 18:8; 21:5−38) Лука собрал высказывания Иисуса Христа о грядущем кризисе, который наступит в результате Его пришествия. Благая весть о спасении обернется угрозой для тех людей, которые откажутся услышать ее. Иисус неоднократно предупреждал иудеев о том, сколь пагубны последствия противостояния Ему. Это вызовет не только политическое крушение иудейского государства, но Сам Бог отречется от таких людей в День Суда. Одновременно с этим Иисус учил Своих учеников стойкому перенесению грядущих тягот и постоянной готовности к пришествию их Господа. Иудея была сокрушена в войне с Римом в 66−70 гг. н. э., но весь мир все еще ждет возвращения Господа Иисуса Христа. Некоторая сложность понимания вызвана тем, что Иисус рассматривал оба этих события как единое проявление Суда над отступниками, и Сам Он не знал точного времени этого Суда, установленного Отцом (Мк 13:32).

12:1−12 Бесстрашное исповедание (см.: Мф 10:26−33; 12:31, 32; 10:19, 20; ср.: Мк 3:28, 29). Стих 1 продолжает идею из предыдущего отрывка о лицемерии фарисеев; их учение проникло во все слои иудейского общества, подобно дрожжам в тесте, и лицемерие их оказывает разлагающее влияние на людей. Но иудеям следует остерегаться лицемерия и ханжества, потому что придет день, когда все тайное станет явным и все их сокровенные помыслы обнаружатся (ср.: 8:17).

Совсем другое искушение ожидает учеников Иисуса, которые могут из страха за свою жизнь скрывать отношение к Иисусу. Но одно дело — пострадать от людской злобы, и совсем другое, гораздо более страшное, — отречься от Него, притворившись, что не имеешь с Ним ничего общего, а потом встретиться лицом к лицу с Господом Богом, властным ввергать грешников в ад. Поэтому не следует бояться людской злобы, потому что никакие палачи не способны придумать ничего страшнее, чем навсегда быть отторгнутым от любви и мудрой заботы Господа. В зависимости от того, признает человек Иисуса Христа или же отрекается от Него, Сын Человеческий станет свидетельствовать перед престолом Божьим против тех, кто отверг Его, и за тех, кто был с Ним до конца (8, 9).

В стихе 10, однако, говорится, что человек, не поверивший Сыну Человеческому или отрекшийся от Него, все еще может быть прощен. Возможно, стих 9 был обращен к ученикам, которым было непростительно непонимание значимости Иисуса, а стих 10 предназначался для остальных людей, для которых слова «Сын Человеческий» могли и не раскрывать, Кем был Иисус. Если же они отказывались принять очевидность проявления благодатного действия Святого Духа в Иисусе (например, приписывая Его силу вмешательству сатаны), то в таком случае они подлежали осуждению. Люди, преданно исповедовавшие Иисуса, получат поддержку Святого Духа перед любыми властями и судьями, по разным причинам внушающим им страх.

Примечания. Ст. 1 Слово сперва указывает на то, что следующие слова предназначены специально для учеников. 6 В Евангелии от Матфея 10:29 «две... малые птицы продаются за ассарий», смысл остается тот же.

Ст. 8, 9 Здесь Иисус говорит о Себе одновременно в первом лице и в третьем, как о Сыне Человеческом (ср.: Мф 10:32, 33). Очевидно, Он прибегнул к форме третьего лица, чтобы подчеркнуть связь этой фразы с текстом в Дан 7.

12:13−34 О материальной озабоченности (см.: Мф 6:25−33, 19−21). К Иисусу обычно обращались как к учителю, то есть человеку, имеющему право разбирать дела религиозного и гражданского рода. Поэтому неудивительно, что к Нему пытались прибегнуть как к арбитру и по вопросу о собственности. Вероятно, младший брат обращался к Нему с жалобой на старшего, который лишил его законной доли наследства. Тем не менее Иисус отказался разбирать дело чисто гражданского характера. Он не был раввином, но пришел возвестить Евангелие. Поэтому Он обратился к сути вопроса и предостерег против жадности или, как сказано в более старых переводах Писания, против любостяжания. (Мог ли Он лично знать о деталях ситуации?) Любостяжание — это желание иметь больше, чем уже есть (не обязательно из зависти к чужому богатству), что не только приводит к раздорам, но и свидетельствует о принципиально неверном отношении к жизни, когда обладание становится единственно важным. Бог может неожиданно положить конец жизни человека, и тогда становится ясно, насколько бесполезно все, чем мы обладаем. За деньги всего не купишь, тем более жизни. Богач может оказаться не в состоянии обрести истинной ценности — правильного отношения к Богу А первый шаг на пути к этому — не быть привязанными к земным благам и щедро подавать милостныню бедным (33). В притче богач оказывается глупцом, безбожником и, следовательно, никчемным человеком. Каким же тогда должно быть правильное отношение к имуществу? Ученикам не следует заботиться о пище и одежде (две основные физические потребности) как о чем-то самом главном в жизни. Если Господь кормит даже беззаботных птиц и одевает цветы, то, безусловно, Он позаботится обо всем необходимом и для Своих детей. В любом случае, никакое попечение о еде и одежде не сможет продлить человеческую жизнь. Пусть в мире, где люди постоянно дерутся и соперничают друг с другом из-за лучших бытовых условий, ученики Христа прежде всего ищут Божьей воли и Его спасения, и тогда они увидят, что об их телесных нуждах уже позаботились. Ученикам следует распродать все свое имущество и отдать деньги нуждающимся, чтобы всецело устремиться на поиски небесного сокровища, которое не оскудевает.

Может показаться, что такое учение поддерживает лентяев в их беззаботности, потому что «Господь все управит, поэтому можно самому ничего не делать!» Однако Иисус обращался не к беззаботным лодырям, но к людям, обеспокоенным ежедневным искушением принять участие в общей борьбе за выживание. Им следует положиться на Господа и понять, что же действительно ценно в этом мире.

Примечания. Ст. 25 В греческом оригинале употреблено слово «локоть» (мера длины [45 см]), которое также может быть использовано метафорически для обозначения периода времени. «Прибавить росту на локоть» могло означать «прибавить себе дней жизни».

Ст. 31 Искать Царства Божьего — это значит, что главной целью своей жизни человек ставит приближение к Господу и всецелое исполнение Его воли.

12:35−48 Пришествие Сына Человеческого (см.: Мф 24:43−51). Объяснив людям, каким образом им следует устремиться всеми помыслами к Господу, чтобы стяжать Царство Божье, Иисус переходит к обсуждению того, как должно относиться к своему будущему. Ибо людей ожидает пришествие Сына Человеческого (40), причем произойдет это неожиданно для всех, и никому не дано предугадать время, когда это случится. С пришествием Его наступит и час Суда (8, 9), и, одновременно, торжество правления Божьего. Поэтому всем ученикам и последователям Христа необходимо подготовиться к этому дню, постоянно пребывая в служении Господу, подобно тем рабам, которых их господин находит бодрствующими по возвращении своем. Упоминание именно ночного времени подчеркивает необходимость полнейшей готовности и бодрствования. Вторая, очень краткая притча, — о неожиданном вторжении грабителя и неготовности хозяина дома, застигнутого врасплох. Эта притча показывает нам другую сторону ожидания часа, когда придет Господь, и подчеркивает серьезность последствий неподготовленности к Его пришествию.

Но возникает вопрос: для кого предназначалось это наставление? Относилось ли оно ко всем, кто считает себя слугами Господа, или же предназначалось для тех, кто руководит этими последователями? Похоже, что Иисус все-таки имел в виду последних. Раб, которого господин назначил смотреть за домом и который хорошо справился со своими обязанностями, несомненно получит награду от своего господина; но если раб воспользовался отсутствием господина и вел себя как ему заблагорассудится, возвращение хозяина станет для него большим несчастьем. Мера его наказания будет зависеть от знания им или незнания воли господина и, соответственно, меры его ответственности. Небесный приговор будет означать не только виновность или невиновность; существуют различные меры ответственности за содеянное.

Употребление будущего времени в стихах 42−48 относится, скорее всего, к ситуации в Церкви после вознесения Иисуса. Фактически, все отрывки данного раздела относятся к ученикам Христа на период после Его воскресения и до Его второго пришествия (следует отметить перемену в слушателях в стихе 54).

12:49−59 Время выбора в Израиле (см.: Мф 10:34−36; 16:2, 3; 5:25, 26). Однако именно здесь и сейчас наступает основной момент, когда люди должны решить, признают ли они Иисуса Своим Господом. Его пришествие принесло в мир разделение. Ему было предназначено низвести огонь на землю, и Он жаждал, чтобы этот огонь вспыхнул и разгорелся в полную силу. Для этого Иисусу необходимо пройти через страдания, и Он томится и ждет, чтобы предначертанное наконец совершилось.

Его приход не принесет мира и успокоенности, напротив, Его служение неизбежно вызовет противостояние распространению Благой вести даже среди родственников.

И ни трагичности, ни серьезности этой ситуации люди не понимают. Они могут предсказать перемену погоды по изменению направления ветра, но не в состоянии увидеть знамений перемены времен. Они не в состоянии осознать, что уподобились тому, кого обвинитель тащит в суд. Мудрый человек постарается уладить дело до того, как его осудят и отправят отбывать срок в темницу. Сейчас пришло время отвечать Иисусу, скоро будет слишком поздно.

Примечания. Ст. 49 Здесь огонь означает распространение Евангелия или очищающую силу Господа, и Иисус желает, чтобы он возгорелся быстрее.

Ст. 50 Погружение в воду — метафора несчастья и страдания (ср.: Пс 68:2−4). Таким образом, крещение (буквально «погружение в воду») означает страдания Иисуса (ср.: Мк 10:38, 39). О слове томлюсь см.: 2Кор 5:14; Флп 1:23.

Ст. 56 Слово лицемеры здесь стоит скорее в значении «безбожники», нежели «притворщики».

Ст. 59 Не следует рассматривать эту притчу как учение о чистилище.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.