От Луки 16 глава

Евангелие от Луки святое благовествование
В переводе Лутковского → Новый Библейский Комментарий

В переводе Лутковского

1 Ученикам же Своим Он сказал: у одного богатого человека служил домоправитель, и вот ему донесли, что тот расхищает добро его.
2 Позвав домоправителя, он сказал ему: что это я слышу о тебе? Дай мне отчет об управлении твоем, ибо отныне ты у меня управлять не будешь.
3 И задумался домоправитель: что же мне делать? К управлению домом хозяин мой не допускает меня, а землю возделывать я не умею, просить же милостыню — стыдно.
4 Знаю, что делать, дабы после того как отстранен буду от управления этим домом, меня приняли служить в какой-нибудь из других домов.
5 И, пригласив по отдельности каждого из должников хозяина своего, он спросил у одного: что ты должен хозяину моему?
6 Тот отвечал: сто бочек оливкового масла; тогда домоправитель сказал ему: вот тебе твоя долговая расписка, садись и напиши скорее: пятьдесят.
7 Затем он спросил у другого: а что ты должен? Тот отвечал: сто мешков пшеницы. Тогда он говорит ему: вот тебе твоя долговая расписка, напиши: восемьдесят.
8 И похвалил Господь нечестного домоправителя за находчивость, сказав: иногда и грешники могут быть в некотором роде примером для праведников.
9 Вот почему Я и говорю вам: приобретайте друзей, (раздавая) обманчивое богатство своё, чтобы после смерти вас приняли в вечные обители.
10 Верный в малом — будет верен и в большем, а нечестный в малом — будет нечестен и в большем.
11 Поэтому если вы обманчивым богатством не сумели верно распорядиться, кто доверит вам истинное?
12 И если с чуждым вам не совладали, кто ваше вручит вам?
13 Никакой слуга не может служить двум господам, потому что либо одного возненавидит, а другого возлюбит, либо одному начнет служить усердно, а другому — нерадиво. Не можете служить Богу и мамоне.
14 Все это слышали и фарисеи, жадные до денег, и стали насмехаться над Ним.
15 Он же сказал им: перед людьми вы выдаете себя за праведников, но Бог знает ваши сердца, и то, что люди почитают как великое, — мерзость пред Богом.
16 Закон и писания пророков — до Иоанна, и с тех пор уже благовествуется о Царстве Божьем, чтобы каждый стремился к нему.
17 Однако скорее изменится небо и земля, нежели хоть одна буква в законе будет нарушена.
18 Любой, кто разведется с женой своей и женится на другой, — прелюбодействует, и кто женится на разведенной с мужем своим, — тоже прелюбодействует.
19 И поведал такую притчу: жил один богатый человек; он носил роскошные и дорогие одежды,1 каждый день пировал и веселился.
20 И жил один нищий, по имени Лазарь; он сидел у ворот дома его, весь в язвах,
21 радуясь, когда ему удавалось поесть отбросов со стола этого богача; и только псы подходили к нему и зализывали раны его.
22 И вот, умер нищий и был перенесен ангелами в обитель Авраама. Умер и богач, и похоронили его.
23 В аду же, среди мучений, поднял богач глаза свои и увидел в вышине Авраама, а также и Лазаря в обители его.
24 И вскричал он: отче Авраам! Смилуйся надо мною и пошли Лазаря, чтобы он омочил хотя бы кончик пальца своего в воде и охладил язык мой, ибо я страдаю в этом пламени.
25 Авраам же сказал: дитя моё, вспомни: причитающиеся тебе блага ты уже получил в жизни своей, как и Лазарь — бедствия; теперь же он здесь утешается, а ты — страдаешь.
26 И, кроме того, нас с вами разделяет столь глубокая пропасть, что никто, если бы и захотел, ни отсюда к вам проникнуть не может, ни оттуда к нам не может перейти.
27 И сказал богач: тогда я прошу тебя, отче: пошли его в дом отца моего,
28 ибо там у меня осталось пять братьев; пусть он расскажет им об этом, чтобы и они не оказались в этом месте мучения.
29 И сказал ему Авраам: у них есть закон Моисея и писания пророков: пусть внемлют им.
30 Он же сказал: нет, отче Авраам; вот если кто из мертвых придет к нам, тогда они покаются.
31 И тот ответил ему: если они закону Моисея и писаниям пророков не внемлют, то хотя бы кто и из мертвых воскрес, — даже это не убедит их (покаяться).

Новый Библейский Комментарий

16:1−31 Предупреждения о богатстве

После того как Иисус выказал Свою заботу о бедных и отверженных, Он предупредил об опасностях алчности и богатства (14, 19), а также об опасности не успеть ответить на благовестие. В любом случае, людям следует прислушаться к учению о заповедях Божьих, изложенному в Ветхом Завете, ибо заповеди эти остаются неизменно ценными. Высказывания на эту и близкие к ней темы были собраны вместе. Таким образом, в данной главе многое говорится и об отношении учеников к богатству.

16:1−9 Притча о неверном управителе. Некий богатый человек нанял управителя, чтобы тот присматривал за его имением и содержал в порядке счета, однако на управителя пало подозрение в том, что он плохо исполняет свои обязанности, а возможно, и ведет себя нечестно. Когда управитель осознал грозящую ему опасность увольнения, он созвал всех должников своего господина и позволил им изменить цифры в расписках, чтобы их долги оказались меньше действительных. Это заставило их преисполниться чувством признательности к нему и могло сыграть ему на руку, когда он остался бы без работы. Защищая свои интересы, он проявил недюжинную хитрость.

К кому обращена притча? Возможно, в ней просто содержится призыв приготовиться к предстоящему кризису, вызванному распространением учения Иисуса, проявив при этом те же усердие и благоразумие, что и неверный управитель. С другой стороны, Иисус добавил, что сыновья века сего догадливее сыновей света, а это может указывать, что притча была предназначена для учеников (8) или для фарисеев, чье сребролюбие отлучало их от дружбы Господа (14; ср.: 11:39−41). Тогда смысл притчи в том, что людям следует брать пример с управляющего и использовать свое богатство, делая добро ближним, ради того чтобы приобрести дружбу Господа; в таком случае Господь примет их в Свою вечную обитель, после того как деньги станут для них бесполезными (9). Третий вариант таков, что на самом деле неверный управитель из притчи вовсе не поступал нечестно. Он мог просто освободить должников от слишком высоких процентов, оговоренных при заключении сделки (что было противозаконно). Если это так, то тогда притча поучает нас, что богатые могут приобрести дружбу Господа, проявляя щедрость и следуя требованиям закона.

Ни одну из этих версий не следует сбрасывать со счетов. На самом деле, в притче может содержаться несколько идей, что видно на примере стихов 8−13.

Примечания. Ст. 6, 7 Поскольку масло было дешевле пшеницы, долги сокращались примерно на одинаковую сумму.

Ст. 8, 9 Господин мог быть как хозяином управляющего (как в NIV), так и Самим Иисусом Христом (в этом случае греческое kyrios означает «Господь»). Управителя господин похвалил за его догадливость, а не за честность. Неверный и богатство неправедное означают людей и деньги (буквально «маммону») века сего, принадлежащего злу.

16:10−13 Вопрос о верном служении (см.: Мф 6:24). Теперь следует перечисление различных общих принципов служения (то есть заботы о чем-либо, что было вверено вам кем-либо для хранения).

Во-первых, то, как люди ведут себя с небольшой суммой денег, служит показателем, как они поведут себя с более крупной суммой (10). Если люди плохо заботятся о деньгах, то вряд ли им будут доверены духовные ценности, которые гораздо более важны (11).

Во-вторых, если люди не способны выказать надлежащую заботу о чем-то, вверенном им, о чем им придется отчитываться, то им никогда не дадут собственного богатства, которое они могли бы использовать по своему усмотрению (12).

В-третьих, все требования Господа направлены исключительно против пристрастия к богатству (13). Древняя практика рабства исключала такой вид труда, при котором работник мог по утрам работать на одного нанимателя, а по вечерам — на другого.

16:14−18 Фарисеи и закон (ср.: Мф 11:12, 13; 5:18, 32). Людям, пытающимся одновременно стяжать богатство и быть набожными, такое учение пришлось не по вкусу. Тогда Иисус предупредил их, что даже если они успешно убеждают других в своей праведности, их скрытая алчность очевидна для Господа и является мерзостью в Его глазах.

Стихи 16−18 отвечают на обвинение в том, что учение Христа и Его последователей перечеркнуло закон Ветхого Завета и содержащиеся в нем моральные требования. Иисус отверг это обвинение: воля Господа по-прежнему изложена в Ветхом Завете (29). Конечно, кончилось время закона и пророков, теперь пришло новое время — Царства Божьего. Однако это не умаляет значения закона. Приведен конкретный пример: развод, после которого следует повторный брак, — это прелюбодеяние.

Таким образом, Иисус показывает, что Он еще строже понимает требования закона, чем трактовали его фарисеи. Иудеи полагали, что грех прелюбодеяния может совершить либо женщина перед своим мужем, либо один мужчина перед другим; Иисус учит, что мужчина может стать прелюбодеем и согрешить перед собственной женой.

Примечания. Ст. 16 Предложенная евангелистом Лукой версия этого высказывания могла быть его попыткой пояснить смысл сложной для понимания фразы, оставленной в Мф 11:12, — «Царство Небесное силою берется». Всякий усилием входит в него — это предложение, скорее всего, относится к обычным людям, стремящимся войти в Царство, а не к бесам или противникам Царства, и не к зилотам, пытающимся вынудить Господа к более активным действиям.

16:19−31 Богач и Лазарь. Притча подразумевает, что богач практически ничего не сделал, чтобы предотвратить крайнюю бедность и гибель нищего. Уличные псы были нечистыми животными и поэтому особенно мерзкими. Следует полагать, что Лазарь («Тот, кому помогает Господь») был благочестивым человеком.

Нищий обрел почетное место рядом с Авраамом, отцом всего еврейского народа и другом Господа. Богач оказался в аду, где его ожидали муки. Он назвал Авраама «отцом», надеясь получить от него помощь, но тот (хотя и назвал в ответ его «сыном») отказался исполнить его просьбу.

До этих пор история развивалась в русле традиций, но здесь появляется нечто новое. Возможно ли каким-то образом предупредить братьев богача, которые, вероятно, также богаты и беззаботны, прежде чем они попадут в ад? Ответ гласит: учения, изложенного в Ветхом Завете, для этого вполне достаточно. Ни один человек, даже и вернувшийся с того света, не сможет повлиять на тех, кто не прислушивается к воле Господа, изложенной в Писании. Все, кто не следовал заповедям Писания о любви и сострадании, будут потеряны для будущей жизни.

Эта история — притча, а следовательно, вовсе не обязательно содержит буквальную информацию о жизни будущей. «Ад» по бытующему у древних евреев поверью был местом пребывания мертвых, и не ясно, говорит ли Иисус о времени до или после Страшного суда. Единственное, что совершенно ясно, — это то, что судьба богача решена окончательно. Хотя об упокоении нищего на лоне Авраамовом говорится в торжественных и символических выражениях, тем не менее именно такая судьба уготована людям.

Примечания:

 
В переводе Лутковского
[16.1] «носил роскошные и дорогие одежды» — досл.: «одевался в порфиру и виссон».
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.