От Луки 17 глава

Евангелие от Луки святое благовествование
В переводе Лутковского → Новый Библейский Комментарий

В переводе Лутковского

1 Ученикам же Своим Он сказал: невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят.
2 Для него было бы лучше, чтобы ему повесили на шею мельничный жернов и бросили в море, нежели чтобы он ввел в соблазн одного из тех немногих, (кто верует в Меня).
3 Берегите себя (от соблазнов), а если ближний твой согрешит, уличи его, и если он покается, прости его.
4 Даже если он семь раз на день согрешит против тебя и семь раз придет к тебе со словами: я раскаиваюсь, — прощай ему.
5 И сказали апостолы Господу: укрепи в нас веру.
6 Господь же сказал: если бы вы имели веру хотя бы с горчичное зерно и сказали этой шелковице: перенесись в море и расти там, — она бы повиновалась вам.
7 Если бы кто-нибудь из вас имел раба, то разве по возвращении его с пашни или с пастбища он сказал бы рабу: иди и скорее садись за стол?
8 Напротив, не скажет ли он: приготовь мне что-нибудь на обед и, препоясавшись, прислуживай мне, пока я буду есть и пить, а после этого ешь и пей сам?
9 Станет ли он благодарить раба за то, что тот исполнил его распоряжение? Не думаю.
10 Так и вы: когда исполните всё, чему Я учил вас, говорите: мы всего лишь ничтожные рабы, сделавшие то, что должны были сделать.
11 По пути в Иерусалим Он из Галилеи пришёл в Самарию,
12 и когда Он подходил к одному из селений, навстречу Ему вышли десять прокаженных и, встав в отдалении,
13 стали кричать: Иисус, Наставник, помилуй нас!
14 Увидев их, Он сказал: пойдите, покажитесь священникам. В пути же они очистились (от проказы),
15 и один из них, увидев, что он исцелен, возвратился, во весь голос славя Бога,
16 и, пав ниц у ног Его, стал благодарить Его, а он был самарянин.
17 Иисус же спросил: разве не десять очистились? Где же остальные девять?
18 Неужели больше некому было возвратиться и воздать славу Богу, кроме этого иноплеменника?
19 А ему Он сказал: встань и иди, тебя исцелила вера твоя.
20 Однажды фарисеи спросили Его, когда наступит Царство Божье, и Он сказал им в ответ: Царство Божье наступит незаметно,
21 и не скажут: вот оно здесь, или там, ибо Царство Божье внутри вас.1
22 Ученикам же Он сказал: наступит время, когда вы захотите хотя бы в течение одного дня видеть Сына Человеческого, и не увидите.
23 И если скажут вам: вот, там Он, или здесь, — не ходите и не ищите,
24 ибо (пришествие) Сына Человеческого в день Его будет подобно молнии, которая, сверкнув, освещает небо от одного края до другого.
25 Но прежде Ему надлежит быть судимым и претерпеть много страданий от людей.
26 И как было во дни Ноя, так будет и в дни (пришествия) Сына Человеческого:
27 ели и пили, женились и выходили замуж до того самого дня, в который Ной вошел в ковчег, и пришёл потоп и погубил всех. (Быт 7:13)
28 Подобно тому было и во дни Лота: ели и пили: покупали и продавали, растили и строили,
29 но в тот день, когда Лот вышел из Содома, пролился с небес дождь огненный и серный и погубил всех. (Быт 19:24)
30 Так будет и в тот день, когда придет Сын Человеческий.
31 В тот день, если кто будет на кровле, а вещи его в доме, — пусть не спускается захватить их; так же и тот, кто в поле, — пусть не возвращается назад:
32 вспомните жену Лота!
33 Кто будет стараться жизнь свою сохранить, тот потеряет её, а кто потеряет, — тот вновь обретет её.
34 Уверяю вас: в ту ночь из двоих, что будут в одной постели, один человек будет взят, а другой оставлен;
35 из двух, что вместе молотят, одна будет взята, а другая оставлена;
36 из двоих, что на поле, один будет взят, а другой оставлен.
37 Они же, обращаясь к Нему, спросили: куда, Господи? А Он ответил им: где труп, туда и стервятники слетятся.

Новый Библейский Комментарий

17:1−19 Наставление Иисуса ученикам

17:1−4 О соблазнах (ср.: Мф 18:6, 7, 15, 21, 22; Мк 9:42). В собрании наставлений для учеников этот первый раздел посвящен «соблазнам», то есть всему, что склоняет людей к греху. Хотя они и неизбежны в нашем нынешнем мире, однако Иисус строго предупреждает Своих учеников о том, чтобы они сами ни в коем случае не стали причиной прегрешений других людей, то есть не соблазнили бы никого и не послужили бы дурным примером. Им лучше утонуть, нежели соблазнить кого-либо и подвергнуться судьбе, уготованной таким соблазнителям. Наоборот, ученикам следовало оказывать помощь любому члену их общины, впавшему в грех, одновременно обличая и прощая его, как бы часто в этом ни возникала нужда.

17:5−6 Сила веры (ср.: Мф 17:20; Мк 11:22, 23). Иисус объяснил, что желание стяжать веру необходимо для того, чтобы дать ученикам силы выполнять Его заповеди; даже совсем маленькое «количество» веры способно творить чудеса. Просьба: «Умножь в нас веру» может просто означать «Дай нам веру». Высказывание о смоковнице не подразумевает буквального истолкования.

17:7−10 Обязанности. Рабы, исполнившие свои обязанности, не имеют права ожидать какой-либо награды сверх оговоренной платы и в этом смысле остаются нестоющими, потому что им нечем похвастаться. Сам Иисус проявлял другое отношение, служа Своим ученикам (Ин 13:1−16; ср.: наставление в Лк 12:35−38; 22:27). Он учил людей, что отношения с Господом строятся в гораздо большей степени на основе милосердия и веры, а не закона и обязанностей. В этой притче Он преподает необходимый урок всем, кто, поддавшись искушению, кичится своей верой и своими добрыми делами ради Господа.

То, что Иисус использовал для иллюстрации Своей мысли отношения с рабами (то есть привел пример из повседневной жизни того времени), вовсе не означает, что Он одобрял рабство как институт, равно как Он не пропагандировал нечестные отношения в 16:8.

17:11−19 Благодарный самарянин. Когда несколько прокаженных искали исцеления у Иисуса, Он просто велел им пойти и показаться священникам (ср.: 5:14). Смысл здесь в том, что они должны были выказать свою веру в послушании, что и привело бы их к исцелению. Все проявили веру и исцелились, но только один из них задержался, чтобы вознести хвалу Господу и поблагодарить Иисуса за исцеление. Иисус отметил неблагодарность остальных (по-видимому, иудеев) и сказал, что вера самарянина спасла и душу его, и тело. В этой истории одновременно показывается чудесная сила истинной веры (ср.: ст. 6) и преподается урок о необходимости благодарности как части веры.

Примечания. Ст. 11 То, что случай, описанный Лукой, произошел на границе, объясняет смешанный национальный состав группы прокаженных. Однако само место точно не установлено. Возможно, здесь Галилея включает Перею, район к востоку от Иордана, где также правил Ирод.

17:20 — 18:8 Пришествие Сына Человеческого

17:20−37 Царство Божье и Сын Человеческий (ср.: Мф 24:23−28, 37−41). Иисус прежде уже говорил о пришествии Царства Божьего и Сыне Человеческом (9:26; 10:9, 11; 12:40). Вполне естественным был вопрос, когда же эти события произойдут? Возможно ли по каким-либо признакам определить приближение Судного дня, чтобы люди смогли подготовиться к нему или черпать надежду в мысли о том, что этот день уже недалек?

Иисус отвечал, что наступление Царства Божьего не будет сопровождаться какими-либо видимыми знаками. Люди не смогут заранее сказать: «Вот, здесь». Вторая часть Его высказывания нелегка для понимания. В NIV и в некоторых других переводах сказано, что Царствие Божие внутрь вас есть. Этот перевод сомнителен не только потому, что Царство Божье вовсе не находилось внутри фарисеев, на чей вопрос Иисус и ответил этим предложением, но, главное, потому что Иисус больше ни разу не говорил о Царстве Божьем как о внутреннем, духовном состоянии. «Среди вас» (N1V) — гораздо более правильный перевод, тогда фраза может означать «в пределах досягаемости». Хотя Иисус сказал «есть» (в настоящем времени), некоторые полагают, что на самом деле Он говорил о будущем. Это также маловероятно, поскольку Иисус все время говорил о Царстве Божьем, как о уже наступившем (11:20), равно как и о будущем. Царство Божье уже действовало среди слушателей Иисуса, для них оно уже было в пределах досягаемости.

Затем Иисус обращается к будущему и говорит о том, как Бог внезапно вмешается в человеческую историю —— снова без каких-либо предупреждающих признаков. Люди будут стремиться узнать время пришествия Сына Человеческого и увидеть наступление нового времени отчасти из-за тех несчастий, которые выпадают на их долю в этом мире. В такой ситуации они могут легко обманываться ложными знамениями. Когда Сын Человеческий действительно придет, Его славное пришествие станет достаточно очевидным для всех, чтобы понять, что происходит, поскольку это будет разительно отличаться от страданий и унижений, которые Он перенесет перед этим как необходимую ступень на пути к Своей славной победе. Это будет совершенной неожиданностью (причем грозной) для всего мира в целом, а, следовательно, людям следует приготовиться к этому. Подобно потопу, уничтожившему весь мир, и огню, неожиданно охватившему Содом, несмотря на свидетельства Ноя и Лота (2Пет 2:5−8), Сын Человеческий придет как Судья. И тогда будет слишком поздно пытаться спастись бегством, поэтому людям следует избегать привязанности к земным вещам, памятуя об ужасной судьбе жены Лота. Спасется только тот, кто перестал жить ради самого себя. Это разделение коснется даже членов одной семьи или работников одного трудового коллектива. Когда Иисуса спросили, где же это произойдет, Он не стал уступать желанию тех, кому требовалась точная карта или расписание; когда придет время, будет совершенно очевидно, где находится Сын Человеческий, подобно тому, как местонахождение трупа в пустыне очевидно для стаи хищных птиц, кружащихся над ним.

Примечания. Ст. 20 Предупреждение Иисуса о том, что не следует искать знамений, часто ассоциируют с 21:5−36. Однако подобная трактовка базируется на непонимании последнего отрывка (и параллельных к нему мест в Мф 24 и Мк 13). Иисус постоянно поучал людей, что не будет видимых признаков конца времен, и поэтому они должны постоянно быть бдительными.

Ст. 22 Придут дни — здесь, вероятно, речь идет о периоде, непосредственно предшествующем Его пришествию.

Ст. 36 В наиболее древних рукописях этот стих опущен; он был добавлен позднее переписчиками, которым был знаком текст Евангелия от Матфея 24:40.

Примечания:

 
В переводе Лутковского
[17.1] «Царство Божье внутри вас» — возможен перевод: «Царство Божье среди вас», то есть, вероятно, в данном случае Иисус говорит о Самом Себе.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.