От Луки 21 глава

Евангелие от Луки святое благовествование
В переводе Лутковского → Новый Библейский Комментарий

В переводе Лутковского

1 И, оглянувшись, Он увидел, как какие-то богатые люди клали в храмовую сокровищницу дары свои.
2 А затем Он увидел, как одна бедная вдова положила туда две лепты,
3 и сказал: уверяю вас: эта бедная вдова положила больше всех,
4 потому что все они от избытка своего принесли дары Богу, она же, несмотря на нищету свою, положила всё достояние, которое имела.
5 И когда некоторые стали восхищаться храмом, что он украшен драгоценными каменьями и дарами, принесенными по обету, Он сказал:
6 настанут дни, когда от того, что вы видите здесь, не останется камня на камне; всё будет разрушено.
7 И спросили Его: Учитель! Когда же это будет, и будет ли какое-нибудь знамение перед тем, когда всё это произойдет?
8 Он же сказал: берегитесь, чтобы не обманули вас, ибо многие придут под именем Моим, утверждая: это Я, приблизилось время; но вы не следуйте за ними.
9 Когда же услышите о битвах и войнах, не пугайтесь: это только начало того, что должно произойти, а не конец.
10 И сказал им: тогда восстанет народ на народ и царство на царство;
11 будут сильные землетрясения, и голод, и болезни, и бедствия, и многочисленные знамения с небес.
12 Но прежде всего этого вас станут преследовать, бросать в темницы, предавать (мучениям) в синагогах, приводить на суд к царям и правителям из-за имени Моего.
13 Все это доведется вам испытать.1
14 Вы же возьмите себе за правило не обдумывать заранее, что отвечать,
15 ибо Я дам вам премудрость и слова, которые все враги ваши не в силах будут ни оспорить, ни опровергнуть.
16 Вы будете преданы и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, а некоторых из вас они умертвят.
17 И все будут ненавидеть вас из-за имени Моего, (Ис 66:5)
18 но (без воли Божьей) даже волос с головы вашей не упадет;
19 терпением же своим вы спасете души ваши.
20 Когда же увидите Иерусалим окруженным войсками, знайте, что близится запустение его.
21 Тогда те, которые находятся в Иудее, пусть убегают в горы; те, которые в самом Иерусалиме, — пусть уходят, а те, которые в окрестностях, — пусть не возвращаются в него.
22 Ибо это — дни отмщения, во исполнение всего, сказанного в Писании.
23 Горе кормящим матерям и беременным в те дни! Великая скорбь поразит всю землю, ибо падет гнев (Божий) на тех людей.
24 Одни из них погибнут под ударами мечей, другие будут взяты в плен и рассеяны по всей земле; Иерусалим же будет попираем язычниками, доколе не пройдут времена язычников. (Ис 13:15; Иер 21:7)
25 И будут знамения на солнце, на луне и на звездах, а на земле — смятение, от растерянности, народов, подобное шумному волнению моря.
26 Люди обезумеют от страха в предчувствии событий, которые ожидают вселенную, ибо своды небесные поколеблются,
27 и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках со славою великою и воинством. (Дан 7:13−14)
28 Когда же начнет всё это сбываться — воспряньте духом и возрадуйтесь,2 потому что приближается искупление ваше.
29 И сказал им: посмотрите, к примеру, на смоковницу или на другие деревья;
30 когда они начинают зеленеть, то, видя это, вы ведь и сами знаете, что уже близко лето.
31 Так и вы: когда увидите это сбывающимся, знайте, что близко Царство Божье.
32 Уверяю вас: не пройдет и век сей, как всё это сбудется,
33 ибо изменятся небо и земля, и лишь слова Мои не изменятся никогда.
34 Смотрите же, не обременяйте себя житейскими заботами и не развращайте ваши сердца пирами и попойками, чтобы день тот не застал вас врасплох,
35 ибо он подобен западне, поставленной для всех людей, живущих на земле.
36 Вы же бодрствуйте и постоянно молитесь, чтобы избежать всех этих грядущих бедствий и удостоиться быть представленными Сыну Человеческому.
37 Так Он ежедневно проповедовал в храме, а ночевать уходил на гору, называемую Елеонскою.
38 И весь народ с утра приходил к Нему в храм, чтобы слушать Его.

Новый Библейский Комментарий

21:1−4 Пожертвование вдовы (см.: Мк 12:41−44). Резчайшим контрастом неискренней религиозности книжников звучит история о бедной вдове, которая отдала две самые мелкие монеты на пожертвование в храм, куда богачи также приносили дары. В глазах Бога ее дар был самым ценным, потому что Он смотрит не на то, сколько Ему отдали, а на то, сколько человек оставляет себе. Она же отдала все, что имела на пропитание.

21:5−38 О разрушении храма и кончине века

21:5−7 Судьба храма (см.: Мф 24:1−3; Мк 13:1−4). Иисус не разделял восторженного отношения учеников к великолепной архитектуре нового храма, постороенного Иродом. Он произнес пророчество о том, что ему суждено быть полностью разрушенным. Ученики спрашивали, когда это произойдет, и будут ли какие-нибудь признаки тому, что это вот-вот случится. То, каким образом они сформулировали свой вопрос, и то, каким образом Иисус дал им ответ, показывает, что они считали разрушение храма одним из событий во время конца света.

Длинный ответ Иисуса записан также с небольшими изменениями в Мк 13. Ученые спорят, изменил ли Лука эту речь, прочитав ее у евангелиста Марка, чтобы сделать понятнее для читателей содержание приведенных там наставлений, или же обратился к каким-то другим источникам высказываний Иисуса. Оба предположения могут соответствовать действительности. Подобно Нагорной проповеди, эта речь, несомненно, содержит в себе то, что Иисус сказал не за один раз.

21:8−11 Знамения конца света (см.: Мф 24:4−7; Мк 13:5−8). Первые слова Иисуса дают общий обзор темы в целом. Ученики не должны ожидать, что конец света наступит сразу же, и они не должны думать, будто кончину века можно предсказать. Даже разрушение храма не будет означать гибели мира. Поэтому ученикам не следует верить людям, которые станут ложно называть себя Мессиями и изображать Иисуса, утверждая, что время приблизилось (ср.: Мк 1:15). Также нельзя им поддаваться искушению отчаяния, когда их взорам предстанут ужасные распри среди народов и космические катаклизмы.

21:12−19 Гонение на учеников (ср.: Мф 10:17−22; 24:9−14; Мк 13:9−13). Отсутствие хронологического порядка в высказываниях Иисуса помогает пресечь всякие попытки заранее предсказать порядок событий. Еще перед событиями, описанными в стихах 10, 11, ученики будут преследоваться как иудеями, так и римлянами. Но эти гонения дадут им возможность свидетельствования. Им не следует тревожиться о том, чтобы заранее приготовить речь, но в критический момент Иисус Сам вдохновит их свидетельствовать смело и неопровержимо. Это относится ко всем христианам, если они внезапно будут арестованы и подвергнутся суду, но это не касается проповедников, мирно беседующих с паствой, поскольку у них достаточно времени, чтобы обдумать свою речь. Здесь Иисус обещает непосредственную поддержку Своим свидетелям. Если где-либо говорится, что Святой Дух станет наставлять учеников (12:11, 12), то следует помнить, что Он посылается Иисусом (Ин 16:7). Предательство и гонения будут исходить даже от родных и друзей и приведут к мученичеству и всеобщей ненависти. Но что бы ни случилось, ученики находятся под покровительством Бога, а те, которые останутся верными, обретут вечную жизнь. Стихи 18, 19 нельзя понимать так, что ученики смогут избежать физических страданий и мученичества (16); скорее, здесь содержится обещание Божьего попечения обо всем, что случится с ними и, следовательно, призыв оставаться верными.

21:20−24 Падение Иерусалима (ср.: Мф 24:15−22; Мк 13:14−20). Теперь описываются два отдельных этапа наступления конца. Во-первых, Иерусалим будет осажден и передан во владение язычникам на некий период времени, а население города будет уничтожено. Люди, которым не безразлична собственная жизнь, должны спасаться бегством, прежде чем станет слишком поздно, потому что это будет время Божьего суда над городом. При мысли о неизбежности страданий, особенно для женщин, Иисус опять преисполнился скорби (13:34, 35; 19:41−44; 23:27−31).

Хотя у Луки осада описана гораздо подробнее, чем в соответствующем отрывке у Марка, это не обязательно значит, что он писал уже после этих событий. Используемые им выражения позаимствованы из ветхозаветных пророчеств, особенно из отрывков, посвященных разрушению Иерусалима Вавилоном. Но говорил ли Иисус так, как передал евангелист Марк, или как передал евангелист Лука (или оба они), или же Лука более понятно сформулировал Его высказывания, чтобы яснее стало, как они исполнятся, установить очень сложно.

Времена язычников — это период языческого владения Иерусалимом. Неясно, будет ли это временем обращения язычников (Рим 11:25). Иисус ничего не говорит о том, что станет с Иерусалимом в конце этого периода.

21:25−28 Приход Сына Человеческого в славе (см.: Мф 24:29−31; Мк 13:24−27). На втором этапе приближения конца истории начнется космический беспорядок (ср.: ст. 11), о котором говорили ветхозаветные пророчества. Некоторые ученые полагают, что это метафорическое описание свержения власти язычников. Затем придет Сын Человеческий — в соответствии с пророчеством в Дан 7:13, 14, где Его пришествие связано с Судным днем и окончательным, видимым установлением Божественной власти. Поскольку катаклизмы будут предварять торжество замыслов Божьих о спасении, ученикам следует преисполниться надежды в отличие от всех остальных, которые будут охвачены страхом.

21:29−33 Несомненность конца истории (см.: Мф 24:32−35; Мк 13:28−31). В Палестине у смоковницы первой среди деревьев распускаются листья, что означает наступление лета; в остальных странах все деревья присоединяются к ней, знаменуя приближение летней поры. Так и ужасные события, предреченные Иисусом, на самом деле означают надежду на то, что близко пришествие Царства Божьего.

Все то, что должно произойти на глазах этого поколения, означает, скорее, «все знамения», включая падение Иерусалима в 70 г. н. э., нежели пришествие Сына Человеческого (ср.: ст. 36 о различии этого). Исполнение этих знамений станет знаком, что Его пришествие близко. Но как это может быть правдой по прошествии стольких веков? Следует помнить, что Иисус говорил: Он Сам не знает, когда суждено прийти Сыну Человеческому (Мк 13:32; ср.: Деян 1:7). Первое пришествие Иисуса и суд над Иерусалимом намного приблизили наступление Царства Божьего. Кроме того, в каком-то смысле конец истории всегда близок (таково различие между человеком, который ходит по краю пропасти и в любой момент может упасть в нее, и человеком, который издалека приближается к этой пропасти). Исполнение дальнейших Божественных пророчеств условно, и исполнение (или неисполнение) Церковью повеления о евангелизации всего мира может быть как-то связано с этим.

21:34−36 Призыв бодрствовать. В любом случае очень важно не погрязнуть в рассуждениях и не поддаться отчаянию. Поскольку Судный день станет катастрофой для всех, кто поддался искушению и греху, ученики должны молить Бога послать им силы оставаться верными до самого конца.

21:37−38 Краткий обзор деятельности Иисуса в Иерусалиме. Иисусу приходилось искать пристанища вне стен Иерусалима, подобно множеству паломников, которые посещали Иерусалим во время Пасхи и обнаруживали, что город переполнен. Однако пасхальная трапеза должна была проводиться исключительно внутри города.

Примечания:

 
В переводе Лутковского
[21.1] досл.: «случится это во свидетельство вам», то есть вы лично засвидетельствуете это.
[21.2] «воспряньте духом и возрадуйтесь» — досл.: «подымите головы и распрямитесь» (ср. Пс. 3.4).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.