От Луки 9 глава

Евангелие от Луки святое благовествование
В переводе Лутковского → Новый Библейский Комментарий

В переводе Лутковского

1 И вот, созвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над всеми бесами и наделил их силой исцелять болезни,
2 после чего послал их проповедовать о Царстве Божьем и лечить недужных.
3 И сказал им: ничего не берите с собою в дорогу: ни посоха, ни хлеба, ни серебра, ни даже двух одежд.
4 В какой бы дом ни вошли вы, оставайтесь там и оттуда отправляйтесь в путь.
5 И если где-то не примут вас, то, уходя из города того, отрясите и пыль с ног ваших в обвинение жителям его.
6 Отправясь в путь, они стали ходить по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду.
7 Тем временем тетрарху Ироду стали известны все эти дела Его, и он недоумевал оттого, что одни говорили, будто это Иоанн восстал из мертвых,
8 другие — что это явился Илия, а иные — что это один из древних пророков воскрес.
9 И сказал Ирод: Иоанна я обезглавил; кто же Этот, о Котором я столь наслышан? И хотелось ему увидеть Его.
10 Апостолы же, возвратясь, рассказали Иисусу о том, что делали они, и Он, только их взяв с Собою, удалился в пустынное место близ города Вифсаида.
11 Но все люди, узнав об этом, последовали за Ним, и, повстречав их, Он стал говорить с ними о Царстве Божьем, а тех, кто нуждался в лечении, исцелял.
12 Когда же день тот склонился к вечеру, все двенадцать подошли к Нему и сказали: мы ведь находимся в пустынном месте, поэтому отпусти людей, чтобы они пошли в ближайшие селения и деревни и нашли себе кров и пищу.
13 Но Он сказал им: вы дайте им поесть. Они же сказали: у нас нет ничего, кроме пяти хлебов и двух рыб, однако мы можем пойти и купить еды для всех этих людей.
14 А их было около пяти тысяч человек. Он же сказал ученикам своим: рассадите их рядами по пятьдесят человек.
15 Они так и сделали, и рассадили всех.
16 Тогда, взяв эти пять хлебов и две рыбы, Он воззрел на небо и, благословив, преломил их и дал ученикам, чтобы они раздали народу.
17 И ели, и насытились все; оставшихся же у них кусков было собрано двенадцать корзин.
18 Однажды, когда Он молился наедине, собрались около Него ученики, и Он спросил их: кем люди считают Меня?
19 Они же сказали в ответ: одни — Иоанном Крестителем; другие — Илией; иные — одним из древних пророков, который воскрес.
20 Тогда Он спросил их: а кем вы считаете Меня? И Петр сказал в ответ: Христом Божьим.
21 Но Он строго повелел им никому не говорить об этом
22 и сказал, что Сыну Человеческому надлежит претерпеть много страданий, что Он будет осужден старейшинами, первосвященниками и книжниками, будет казнен и через три дня воскреснет.
23 И уже всем Он сказал: если кто хочет идти за Мною, пусть отречется от себя самого, в тот же день возьмет крест свой и последует за Мною.
24 Ибо кто хочет жизнь свою спасти, тот потеряет её, а кто потеряет жизнь свою ради Меня, тот спасет её.
25 Да и какая выгода человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или нанести ущерб (душе) своей?
26 Итак, кто устыдится Меня и слов Моих, того устыдится и Сын Человеческий, когда придет во славе и Своей, и Отца, и святых ангелов.
27 Уверяю вас: некоторые из стоящих здесь ещё при жизни своей увидят Царство Божье.
28 И вот дней через восемь после этих слов, взяв с Собою Петра, Иоанна и Иакова, Он поднялся на гору помолиться.
29 И во время молитвы весь облик Его изменился, и одежда Его стала белой, сияющей.
30 По обеим сторонам Его появились два человека: это были Моисей и Илия, — и беседовали с Ним,
31 озаренные сиянием; и говорили они о том, что предстоит Ему испытать по прибытии в Иерусалим.
32 Петра же и других спутников его одолел сон; внезапно пробудившись, они увидели сияние, которое исходило от Него и от тех двоих, что стояли рядом с Ним.
33 Когда же те стали удаляться от Иисуса, Петр сказал Ему: Наставник! Как хорошо нам здесь! Позволь, мы поставим здесь три шалаша: один для Тебя, другой для Моисея, а третий — для Илии, — не понимая, что говорит.
34 Он ещё говорил это, как вдруг появилось облако и покрыло их; они же испугались, оказавшись в облаке.
35 И раздался голос из облака: это Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте!
36 После того как этот голос прозвучал, Иисус остался один. И они долгое время никому ничего не рассказывали, сохраняя увиденное в тайне.
37 На следующий день, когда они спустились с горы, повстречалась Ему большая толпа народа.
38 И вот один человек из толпы воскликнул: Учитель! Умоляю Тебя, смилуйся над сыном моим, он один у меня!
39 Он бывает одержим духом (нечистым) и тогда внезапно начинает кричать и трястись, испуская пену, а бес мучает его и долго не отпускает.
40 Я уже просил учеников Твоих, чтобы они изгнали его, но они не смогли,
41 В ответ Иисус сказал: о народ, неверующий и развращенный! До каких пор Мне быть с вами и терпеть вас? Приведи сюда сына своего.
42 Едва тот подошел, как бес поверг его на землю и начал трясти. Иисус же повелел выйти духу нечистому и исцелил отрока, а затем передал сына отцу его.
43 И поражались все могуществу Божьему. И в то время как все в изумлении обсуждали все дела Его, Он сказал ученикам Своим:
44 выслушайте и запомните эти слова: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие.
45 Но они не поняли сказанного; им ещё не открылось значение этих слов, и потому они были не в силах понять их, а спросить Его об этом боялись.
46 И возник у них спор о том, кто из них будет самым главным.
47 Иисус же, зная тайные помыслы их, взял ребенка, поставил его рядом с Собою
48 и сказал им: кто примет (в сердце) такого младенца во имя Моё, тот Меня примет, а кто Меня примет, тот примет Того, Кто послал Меня, поэтому самый меньший среди вас и станет большим.
49 При этом Иоанн, обращаясь к Нему, сказал: Наставник! Мы встретили человека, который именем Твоим изгоняет бесов, и запретили ему это, потому что он не ходит вместе с нами.
50 А Иисус сказал им: не надо запрещать, ибо кто не против вас, тот за вас.
51 И вот, (зная), что близится время вознесения Его, Он решил идти в Иерусалим
52 и послал вестников перед Собою. Пойдя, они пришли в одно самарянское селение, чтобы подготовить (людей к встрече) с Ним.
53 Но те не приняли Его,1 потому что Он имел вид (паломника), идущего в Иерусалим.
54 Увидев это, ученики Иаков и Иоанн сказали: Господи, если позволишь, мы велим огню сойти с неба и уничтожить их, как это сделал Илия. (4Цар 1:10)
55 Обернувшись, Он запретил им это, сказав: не понимаете, какого вы духа,2
56 ибо Сын Человеческий пришёл не губить души человеческие, а спасать. И они отправились в другое селение.
57 А когда они отправлялись в путь, один человек сказал Ему: я последую за Тобой, куда бы Ты ни пошёл.
58 И ответил ему Иисус: у лисиц есть норы, у птиц небесных — гнезда, а Сыну Человеческому негде голову преклонить.
59 Другому же Он сказал: следуй за Мною. Но тот попросил: Господи, позволь мне прежде пойти похоронить отца моего.
60 Он же ответил ему: предоставь мертвым хоронить своих мертвецов; ты же отправляйся благовествовать о Царстве Божьем.
61 И ещё один человек сказал Ему: я последую за Тобою, Господи, но прежде позволь мне проститься с родными моими.
62 Иисус же ответил ему: никто из тех, кто оглядывается назад, возложив руку свою на плуг, не пригоден для Царства Божьего.

Новый Библейский Комментарий

9:1−50 Иисус Христос и двенадцать апостолов

9:1−9 Миссия двенадцати апостолов (см.: Мф 10:5−15; 14:1−12; Мк 6:7−29). Распространение учения Христа вызвало одновременно необходимость и возможность наставить двенадцать апостолов в проповеднической деятельности. Он разделил с ними власть проповедовать и исцелять больных, данную Ему Богом. Им следовало жить как можно скромней (очевидно, чтобы избежать возможных обвинений в том, что посредством проповеднического труда они зарабатывают деньги, а также для того, чтобы не допустить путаницы в том случае, если их примут за обычных путешественников, не отличавшихся излишней щепетильностью). (По версии Марка Иисус разрешил ученикам брать с собой посох:, очевидно, более поздние последователи Христа трудились в условиях, которые были тяжелее, чем тогда в Галилее.) Они не должны были выбирать удобные места и гостеприимных хозяев. Если их отказывались принять в каком-либо городе, им следовало отрясти прах со своих ног — по обычаю иудеев, покидающих языческие поселения. Подобное действие символизировало, что жители города сами отделились от истинного Израиля.

Между рассказами о начале странствий апостолов и об их возвращении к Учителю Лука поместил замечания о том, что думали об Иисусе разные люди.

Таким образом, он подошел к вопросу, прозвучавшему в стихе 18. Надежда на возвращение Илии была основана на Мал 4:5, 6 (ср.: Лк 1:17).

Ирод Антипа чувствовал себя виноватым в смерти Иоанна Крестителя. Поэтому он испугался: не Иоанн ли вернулся из мира мертвых, чтобы покарать его? Этим и объясняется его желание увидеться с Иисусом лично (ср.: 23:8). Ирод хотел удостовериться, что Иисус и покойный Иоанн — не один и тот же человек (ср.: Мк 6:16). Похоже, что Лука многое знал об Ироде, возможно, от Иоанны, жены Хузы (8:3).

9:10−17 Насыщение пяти тысяч (см.: Мф 14:13−21; Мк 6:30−44; Ин 6:1−14). Когда двенадцать апостолов вернулись после совершения первой попытки миссионерской деятельности, Иисус взял их с Собой за город, чтобы они отдохнули. Однако за ними следовало множество людей, и тогда Иисус Христос воспользовался случаем, чтобы побеседовать с ними о Царстве Божьем. К концу дня ученики начали беспокоиться, что люди проголодались, а у самих апостолов практически не было ни денег, ни еды. История о том, как Иисус чудесным образом использовал имеющийся провиант, служит для демонстрации Его силы. Марк и Иоанн более других евангелистов подчеркивают, что через это чудо Иисус открывается верующим как Податель всех благ, необходимых людям.

Примечания. Ст. 10 Вифсаида находилась неподалеку от Капернаума и была местом назначения апостолов после чуда с насыщением (так и в Мк 6:45). Следовательно, само чудо произошло где-то неподалеку.

Ст. 12 Только у Луки упоминается о том, что люди должны были где-то устраиваться на ночлег. Для этого они разбивали лагерь или просились переночевать к жителям близлежащих деревень.

Ст. 16 Благословляя хлебы, Иисус мог использовать классическую иудейскую форму — «Благословен Господь Бог наш, Царь мира, подающий нам хлеб».

9:18−27 Личность Иисуса и Его судьба (см.: Мф 16:13−28; Мк 8:27 — 9:1). Лука опускает истории, описанные в Евангелиях от Матфея и Марка между чудом с пятью тысячами хлебами и исповеданием Петра. Очевидно, Лука полагал, что читатели уже достаточно узнали, чтобы оценить слова Петра, от лица всех остальных учеников теперь признавшего Иисуса Христом (Помазанником Божьим, или Мессией), а не просто пророком (даже таким, который мог воскреснуть из мертвых). Запретив им кому бы то ни было говорить об этом, Иисус тем самым согласился с утверждением Петра. Но при этом Он хотел оставить все в тайне, потому что все еще существовала опасность, что слово «Мессия» вызовет у людей тщетную надежду, что Он станет политическим вождем.

Однако теперь пришла пора узнать нечто принципиально новое. Как Мессии Ему суждено претерпеть страдания и смерть и затем воскреснуть из мертвых. Как и остальные иудеи, ученики не представляли, что с Мессией может случиться что-либо подобное. Вероятно, Иисус сравнил Себя со многими праведниками, которым пришлось пострадать из-за своего послушания Господу, и признал Себя Страдающим Рабом, о котором говорилось в пророчестве Ис 53. Если ученики не сразу это поняли, то неудивительно, что им потребовалось немало времени, чтобы осознать: ученикам Мессии также следует быть готовыми к страданиям. Иисус учил, что если люди будут заботиться о спасении только своей земной жизни, они потеряют нечто неизмеримо более важное — спасение для вечной жизни в Царстве Божьем. Если они будут готовы отдать свои жизни за Него, Он поможет им обрести вечную жизнь с Ним на небесах. Те же, которые любили и берегли себя больше Христа, в день суда будут отвергнуты Им.

Примечания. Ст. 22 Иисус часто называл Себя Сыном Человеческим (ср.: 5:24; 6:5, 22; 7:34). По мнению иудеев, Мессия должен был принадлежать к роду человеческому. Однако в Дан 7:9−22 Сын Человеческий — Небесное, Божественное существо, и это точнее отражает роль Иисуса. Понятия Иисуса о предстоящей Ему миссии были также отличны от распространенного у иудеев представления о Мессии, поэтому опять же следовало избегать открыто именовать Себя Мессией.

Выражение «Сын Человеческий» может, оказывается, трактоваться по-разному. В арамейском языке такое обращение вполне могло использоваться для указания на себя как типичного представителя человеческого рода. Некоторые ученые полагают, что именно так и следует воспринимать эти слова Иисуса. Однако несомненна связь этой фразы со словами пророка Даниила, у которого Сын Человеческий, напротив, обладает вечной властью. В Евангелии говорится, что эта власть проявляется в смирении, и Его либо не узнают, либо отвергают. Иисус одновременно проявляется и как Страдающий Раб и как Божественный Сын Человеческий. 27 Вряд ли Иисус здесь имел в виду наступление конца времен, говоря о Царствии Божием. Скорее, Он подразумевал, что некоторые из Его последователей еще на земле увидят наступление Царства Божьего в Его служении или в жизни Церкви. Преображение Иисуса воспринимается как одно из исполнений сказанного Им.

9:28−36 Преображение Иисуса (см.: Мф 17:1−8; Мк 9:2−8). Только Лука упоминает о том, что Иисус молился перед тем, как преобразиться. Таким образом, евангелист подчеркивает Его связь с горним миром. Возможно, смысл этого эпизода в том, чтобы показать, как духовно прозрели ученики Иисуса, когда увидели, что на самом деле происходит, когда Он общается со Своим Отцом (ср.: 4Цар 6:17). Его одежды и лицо воссияли небесным светом, а рядом с Ним ученики увидели двух праведников, давно уже умерших. Моисей и Илия символизировали закон и пророческое служение, оба они, согласно ожиданиям, должны были появиться в конце времен. Они говорили с Иисусом о Его исходе (греч. exodos), то есть о грядущих смерти и воскресении, тем самым подтверждая сказанное Иисусом ранее (22). Петр хотел устроить три кущи (шалаша) для Христа и Его собеседников, чтобы почтить их и предоставить им кров. Однако автор настаивает на том, что Петр не вполне верно понял происшедшее. Смысл увиденного учениками заключался в облаке (символ присутствия Бога) и голосе с неба, повторившем сказанное во время крещения Иисуса (3:22), но на этот раз — обращаясь к ученикам. Потому что Иисус, Которого Петр недавно признал Мессией, на самом деле был Сыном Божьим. А Его крестные муки и смерть являли Его славу и милосердие. Следовательно, ученики должны были повиноваться Ему — и только Ему. Лука опускает разговор учеников между собой во время спуска с горы.

9:37−50 Поучения в долине (см.: Мф 17:14−23; 18:1−5; Мк 9:14−41). В этой заключительной части повествования о служении Иисуса в Галилее описаны несколько случаев, показывающих, что апостолы нуждались в ободрении и наставлении.

37−43а В первой истории говорится о мальчике, страдавшем эпилепсией и бесовской одержимостью. Его приводили на исцеление к тем апостолам, которые не присутствовали при преображении Иисуса на горе, и они не смогли ему помочь, хотя обладали даром исцеления (9:1). Иисус высказал Свое разочарование слабостью веры и извращенностью людей, которым требовалось Его присутствие, без которого у них не получалось прибегать к Божественной силе. Факт исцеления люди расценили как откровение о величии Божьем.

43−45 По контрасту с окончанием предыдущей истории звучат обращенные к ученикам слова Иисуса о неизбежности Его страданий и смерти. Как и Марк, Лука подчеркивает неспособность учеников понять слова Христа, но он объясняет, что их духовная слепота в данном случае была по воле Божьей.

46−48 Следующие два эпизода продолжают тему о непонимании апостолов. В первом эпизоде мы видим, как ученики спорят о том, кто из них больше. Иисус мог читать в сердцах людей и понял истинную причину их соперничества. Тогда Он показал им маленького ребенка, который в глазах иудеев был самым незначительным членом общества, и сказал, что принимающие такого ребенка принимают тем самым и Его Самого, и Его Отца. Когда между людьми существуют такого рода отношения, вопрос о первенстве просто не возникает.

49, 50 В связи с предыдущим эпизодом Лука вспоминает, как апостолы отнеслись к человеку, изгонявшему бесов именем Иисуса, хотя он не был уполномочен так поступать, поскольку не принадлежал к Двенадцати. Его не следует презирать, сказал им Иисус, потому что тот, кто не против вас, тот за вас. См.: 11:23 об обратной стороне этого правила.

9:51 — 19:10 Путешествие в Иерусалим.

Лука опускает события, описанные в Мк 9:42 — 10:12, и возвращается к общему (с Марком) сюжету только после 18:15. До этого Лука приводит массу весьма интересных сведений, аналога которым нет в Евангелии от Марка. В этом разделе Лука описывает путешествие Иисуса со Своими учениками в Иерусалим (гораздо более коротко об этом говорится в Мк 10), однако сомнительно, что все, помещенное Лукой в этот сюжет, происходило по дороге в Иерусалим. Некоторые происшествия и высказывания Христа можно также отнести к галилейскому периоду или к иерусалимскому (10:38). Скорее всего, Лука собрал материал из различных периодов служения Иисуса и поместил сюда, потому что он тематически был созвучен данному отрывку (Матфей иногда поступал таким же образом). От Иоанна мы знаем, что Иисус неоднократно приходил в Иерусалим, поэтому Лука мог просто объединить все, касающееся Иерусалима.

Лука проводит параллель между путешествием в Иерусалим и переходом иудеев через пустыню под водительством Моисея, когда иудеям были даны заповеди, на основе которых им следовало строить свою жизнь. Кроме того, дорога в Иерусалим могла символизировать крестный путь Иисуса Христа, а также жизненные пути двенадцати апостолов. В основном весь отрывок посвящен теме ученичества и противодействия учению Иисуса. Нельзя забывать, что впоследствии ученики последовали за Христом до самого конца.

9:51 — 10:24 Обязанности и преимущества учеников Иисуса

9:51−56 Селение Самарянское. Самаряне и иудеи издавна враждовали между собой. Однако Иисус знал, что их неприятие было вызвано тем, что они считали Его одним из иудеев, при этом не отрицая Его как Мессию (см.: 4Цар 1:10, 11). Ответ Иисуса ученикам (в ст. 55, 56) ясно показывает мнение Христа. Он не стал наказывать непринявших Его, потому что пришел ради спасения, а не ради отмщения (ср.: 19:10).

9:57−62 О готовности следовать за Иисусом Христом (см.: Мф 8:19−22). Многие люди желают следовать за Иисусом, но только до тех пор, пока не узнают, какой ценой становятся Его учениками. Иисус говорит о бездомности Сына Человеческого, а значит, и всех, кто за Ним следует. Поскольку многие доброжелатели Иисуса по собственному желанию брали на себя заботы о материальных нуждах Его и Его учеников, слова о бездомности означают, что в мире сем Он всегда отвержен людьми. Никакие отговорки и проволочки невозможны для тех, кто на самом деле решил стать последователем Иисуса Христа. Обязанность позаботиться о погребении усопших родственников считалась одной из важнейших в иудейском обществе. Предоставь мертвым погребать своих мертвецов — эта фраза означает либо «предоставь все естественному течению событий», либо «оставь эту обязанность духовно умершим». Вступившим на путь служения Христу непозволительно оборачиваться назад, как непозволительно оглядываться пахарю, желающему пропахать ровную борозду. Ответ Иисуса строже, чем ответ Илии Елисею в 3Цар 19:19−21. Все высказывания Иисуса в данном отрывке говорят о необходимости абсолютной преданности Ему.

Примечания:

 
В переводе Лутковского
[9.1] «не приняли Его» — самаряне и иудеи издавна враждовали между собой. Самаряне считали, что поклоняться Всевышнему следует на горе Гаризим, и потому враждебно относились к паломникам, идущим в Иерусалим.
[9.2] «не понимаете, какого вы духа» — здесь, очевидно, речь идет не о Св. Духе, еще не сошедшем на апостолов (будучи «в Духе», они не могли быть столь жестоки); вероятнее всего имеется в виду общая духовно-нравственная настроенность апостолов как учеников Христа.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.