От Иоанна 21 глава

Евангелие от Иоанна святое благовествование
В переводе Лутковского → Новый Библейский Комментарий

В переводе Лутковского

1 После этого Иисус ещё раз явился ученикам Своим у Тивериадского озера. Явился же Он так:
2 собрались как-то Симон Петр, Фома, называемый Близнец, Нафанаил из Каны Галилейской, сыновья Заведея и ещё двое учеников.
3 Симон Петр и говорит им: я пошёл ловить рыбу. Они говорят ему: и мы пойдем с тобой. Отправясь, они сели в лодку, но за всю ночь так ничего и не поймали.
4 А когда наступило утро, к берегу подошел Иисус, однако ученики не узнали Его.
5 И вот Иисус спрашивает у них: дети, не найдется ли у вас что-нибудь поесть? Они отвечают Ему: нет.
6 Тогда Он говорит им: забросьте сеть с правой стороны лодки, и поймаете. Они забросили, а вытащить сеть уже не могли из-за множества рыб.
7 Ученик же, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Услышав, что это Господь, Петр быстро оделся, ибо был раздет, и бросился в воду.
8 А другие ученики, таща сеть с рыбой, приплыли в лодке, поскольку до берега было недалеко — около двухсот локтей.
9 Выйдя, они увидели, что на берегу разведен костер, а рядом лежат поджаренная рыба и хлеб.
10 Иисус говорит им: принесите ещё несколько рыб из тех, что вы поймали.
11 Подойдя (к лодке), Симон Петр вытащил на берег сеть, полную крупных рыб. Их было сто пятьдесят три, — как только при таком множестве сеть не порвалась?
12 Иисус говорит им: идите, ешьте. При этом никто из учеников не спрашивал Его: кто Ты? — ибо они знали, что это Господь.
13 Иисус же подошел и раздал им хлеб, а также и рыбу.
14 Это уже в третий раз Иисус явился ученикам, воскреснув из мертвых.
15 А когда они поели, Иисус спрашивает Симона Петра: Симон, сын Ионы, любишь ли ты Меня больше, чем остальные ученики? Тот отвечает Ему: да, Господи. Ты ведь знаешь, как я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси ягнят Моих.
16 Затем Иисус вновь спрашивает его: Симон, сын Ионы, любишь ли ты Меня? Тот отвечает: да, Господи. Ты ведь знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: будь пастырем овец Моих.
17 Спрашивает Он в третий раз: Симон, сын Ионы, любишь ли ты Меня? Петр, огорчась, что Он в третий раз спрашивает его: любишь ли ты Меня? — говорит Ему: Господи, Тебе всё известно; Ты ведь знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
18 Уверяю тебя:1 когда ты был молод, ты одевался и шёл, куда хотел; а когда состаришься, другие оденут тебя и поведут туда, куда ты не хочешь, где ты раскинешь руки свои. —
19 Это Он сказал, давая понять, какой смертью тому предстоит прославить Бога. — После этих слов Иисус говорит ему: пойдем со Мною.
20 Оглянувшись, Петр увидел, что за ними идет любимый ученик Иисуса, тот самый, который, припав во время ужина к плечу Иисуса, спросил: Господи, кто предаст Тебя?
21 Увидев его, Петр спросил Иисуса: Господи, а ему что?
22 Иисус ответил: если я захочу, он будет жить до Моего возвращения; но что тебе до того? Ты за мной иди.
23 И среди братьев разнесся слух, что этот ученик не умрет. Но Иисус не сказал, что тот не умрет; Он лишь сказал: если Я захочу, он будет жить до Моего возвращения; но что тебе до того?
24 Этот самый ученик и поведал обо всём, что здесь написано, и мы знаем: всё сказанное им — истина.
25 Иисус же ещё многое совершил, но если об этом писать подробно, то, думаю, весь мир не смог бы вместить написанных книг.

Новый Библейский Комментарий

21:1−14 Явление Иисуса ученикам при море. Некоторые исследователи полагают, что эта глава принадлежит другому автору, однако мы не имеем никаких рукописных свидетельств, подтверждающих бытование Евангелия без нее. Несмотря на кажущуюся чужеродность, она, возможно, задумывалась как дополнение к прологу. Вероятность написания этого раздела другим автором исключается еще и потому, что некоторые места обнаруживают стилистическое и языковое сходство с предшествующими главами.

Ученики покинули Иерусалим и пришли в Галилею. Озеро названо морем Тивериадским только в Евангелии от Иоанна. Не следует искать некий символический смысл в том, что в ст. 2 упоминаются только семеро учеников. Тот примечательный факт, что по имени не названы сыновья Зеведеевы, подтверждает мнение, что автором был один из них, Иоанн. Эпизод с рыбной ловлей обнаруживает интересные параллели с Лк 5:1−11. Возможно, замечание Иоанна о том, что ученики провели ночь, ничего не поймав, имеет символический подтекст (в духовном смысле ночь для них продолжалась), но более вероятно, что это воспоминание другого очевидца. И все же духовная основа здесь неоспорима, ибо с появлением Иисуса ситуация изменилась.

То обстоятельство, что ученики узнали Иисуса только после того, как исполнили Его повеление закинуть сеть по правую сторону лодки, вызывает удивление (4−6). Если они не узнали Иисуса, то почему исполнили Его повеление? Вероятно, они расстроились из-за безуспешной ночной ловли и потому были согласны на все. Но улов превзошел все ожидания. Первым Иисуса узнал любимый ученик, но отреагировал лишь тем, что сообщил об этом Петру, который со свойственной ему импульсивностью бросился навстречу Иисусу.

Рассказ изобилует такими подмеченными очевидцем подробностями, как величина улова, расстояние от лодки до берега (8), огонь с лежащей на нем рыбой и повеление Иисуса принести рыбу нового улова (9−10). Точное количество рыбы (11) легче всего объясняется тем, что кто-то присутствовал при подсчете. Тем не менее многие исследователи пытались найти более хитроумное обоснование этой цифры. Ввиду того, что 153=1+2+3... 17, между этим эпизодом и насыщением пяти тысяч была обнаружена некая символическая связь (пять хлебов плюс двенадцать корзин равняется семнадцати). Но подобные объяснения гораздо менее убедительны, чем простое принятие к сведению точного количества рыбы. То, что это была обычная пища, подтверждается приглашением учеников к трапезе Иисуса (12). Третий раз (14) относится к явлениям Иисуса группе учеников, из которых первые два описаны в гл. 20.

21:15−25 Беседа Иисуса с Петром и Иоанном. Возникает впечатление, что троекратное вопрошание Петра имеет целью напомнить о его троекратном отречении (15−17). В формулировке трех этих вопросов имеются различия. Глагол любишь (phileo) в третьем вопросе идентичен глаголу, использованному во всех ответах Петра, но отличается от глагола, использованного в первых двух вопросах (agapao). Однако ввиду того, что в Новом Завете эти понятия часто используются как взаимозаменяемые синонимы, этому обстоятельству можно не придавать особого значения. Есть различия и в формулировке трех поручений Петру. В первом и третьем поручении использован иной, чем во втором, греческий глагол, означающий «пасти». Первое поручение касается агнцев, тогда как второе и третье — овец. Эти расхождения не имеют богословского значения. Особая решительность третьего ответа Петра (17), несомненно, обусловлена его огорчением из-за троекратного вопрошания.

Тот факт, что, несмотря на отречение Петра от своего Господа, Иисус полностью простил его и возложил на него обязанности апостола, вселяет подлинную надежду в современных христиан, которые ощущают себя отступившими от Иисуса и полагают, что это непростительно.

Предание гласит, что предсказание ст. 18 исполнилось в распятии Петра головой вниз. Но само по себе предание недостаточно достоверно и, возможно, является производным отданного фрагмента. Говоря, что своей смертью Петр прославит Бога, Иоанн рассматривает его как следующего примеру Иисуса (19). Некоторые считают, что Петр последовал за Иисусом по берегу озера, однако «следование» подразумевает нечто гораздо более важное, нечто равносильное преданности своему делу. Забота Петра о судьбе Иоанна и ответ Иисуса, фактически приказавшего Петру не вмешиваться в чужие дела, по-видимому, отражены в рассказе с целью исправления заблуждения, имевшего место во время выхода Евангелия в свет. Если Иоанн, проживший долгую жизнь, в период написания Евангелия был еще жив (исходя из того, что автором был он), то слухи о том, что он не умрет (23), нужно было прекратить.

Дополнительное замечание в ст. 24 следует рассматривать как продолжение предыдущих стихов. Наиболее естественно истолковывать этот стих как подтверждение авторства Иоанна. В таком случае слова знаем, что истинно свидетельство его означают, что остальные ученики были готовы поручиться за любимого ученика Иисуса. Заключительный стих подчеркивает выборочный характер Евангелия, давая понять, что Иисус намного превосходит все, что рассказано о Нем в этой книге.

Donald Guthrie

Примечания:

 
В переводе Лутковского
[21.1] по преданию, Петр был распят вниз головой в Риме летом 64 г., во время преследований христиан императором Нероном.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.