К Ефесянам 6 глава

Послание к Ефесянам святого апостола Павла
В переводе Лутковского → Новый Библейский Комментарий

В переводе Лутковского

1 Дети, ради Господа будьте послушны своим родителям, как того требует закон (Божий):
2 чти отца своего и мать вот первая заповедь, которая обещает награду:
3 за это тебя ждет благополучие и долголетие на земле;
4 и вы, отцы, не будьте чрезмерно строги к детям своим, но воспитывайте их, наставляя в учении Господнем.
5 Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти, от чистого сердца уважая и почитая их как Христа,
6 без раболепия и угодничества, но как рабы Христовы, от всей души исполняя волю Божью,
7 служа с усердием, как Господу, а не людям,
8 зная, что за совершенное добро Господь тем же воздаст каждому, будь то рабу или свободному;
9 и вы, господа (рабов), умерив строгость, относитесь к ним так же, зная, что у них и у вас на небесах есть Господин, у Которого нет лицеприятия.
10 И напоследок: братья мои, возложив надежду на Господа и на могущество силы Его,
11 облачитесь во все воинские доспехи Божьи, чтобы вы могли устоять против козней диавольских,
12 ибо мы ведем борьбу не против людей, но против невидимых духов злобы: Начал, Властей, правящих в этом мире тьмы,
13 а потому, чтобы вы могли противостоять им в день битвы и, преодолев все (козни), выстоять, наденьте все воинские доспехи Божьи.
14 Итак, встаньте и, препоясавшись истиной, облачитесь в кольчугу праведности,
15 на ногах укрепите поножи благовестия мира,
16 но, главное, взяв щит веры, которым вы сможете отразить все горящие стрелы лукавого,
17 наденьте шлем спасения и, взяв меч духовный, который есть слово Божье,
18 постоянно молитесь, вознося духом каждую молитву и прошение, а потому всегда бодрствуйте и неотступно молитесь о всех святых
19 и обо мне, чтобы мне дана была (сила) слова, и я мог открытыми устами дерзновенно возвещать тайну Евангелия,
20 ради которого я проповедую в узах, дерзая говорить так, как и должен.
21 А чтобы вам стало известно о моих делах и заботах, вам всё расскажет Тихик, возлюбленный брат и верный помощник в Господе,
22 которого я для того и посылаю к вам, чтобы вы узнали о нас, и чтобы он утешил сердца ваши.
23 Да дарует вам, братья, Бог-Отец и Господь Иисус Христос мир и любовь с верою!
24 Да пребудет благодать со всеми, кто неизменно любит Господа нашего Иисуса Христа! Аминь.

Новый Библейский Комментарий

6:1−4 Наставления по поводу взаимоотношений между родителями и детьми практически дословно повторяют сказанное в Кол 3:20−21. Павел лишь добавляет известную заповедь и сопровождающее ее обетование (2; ср.: Исх 20:12), а также и то, что отцы должны воспитывать и наставлять своих детей в Господе (т. е. это ответственность мужчин!).

Ст. 5−9 обнаруживают тесную связь с текстами в Кол 3:22 — 4:1 (см. соответствующий ком мент.).

6:10−20 Последний призыв: вместе противостоять силам зла!

Обычно было принято завершать письмо призывом, который связан с его центральной вестью, и побуждать читателей своими намерениями и действиями поддержать автора послания. Так и поступает здесь Павел. Этот раздел следует читать в свете всего Еф., рассматривая его как призыв жить в гармонии с Благой вестью о вселенском примирении, а не как приложение для тех, кто проявляет особый интерес к демонам и к спиритизму. Примечательно, что Павел предпочел придать своей вести форму «военного» послания», т. е. он обращается ко всей Церкви как к единой армии, а не к отдельным святым. Разрозненные силы легко победить! Следует отметить, что Павел имеет в виду особого рода борьбу — позиционную битву. Его увещевания не призывают солдат готовиться к внезапной лобовой атаке (и у римских воинов не было специального оружия для нападения, типа метательного копья), они просто должны быть наготове, чтобы противостоять врагу, о чем свидетельствуют и использованные глаголы: стать (11, 14), противостать, устоять (13). Воины просто удерживали вершину холма, а враг истощал свои силы в непрерывных попытках захватить рубеж. Читателю ясно, о какой твердой позиции говорит здесь Павел: речь идет о нашем единении с Христом (2:5−6), Главой, Который поставлен превыше всего (1:22−23), гораздо выше любых начальств и властей (1:21), и о том, что в нас действует сила воскресения Божьего (1:19 — 2:7). Даже броня и оружие частично принадлежат Самому Богу (ср.: Ис 59:7), а частично — Его Мессии (Ис 11:4−5). Однако Павел вовсе не старается преуменьшить трудности битвы. Решительная победа, которую одержал Христос, — уже в прошлом, и это с очевидностью подтверждается уже одним тем фактом, что ныне верующие сражаются вместе с Христом (см.: 2:1−6); но полная и окончательная победа состоится лишь в будущем. А до тех пор превосходящей силой обладает, судя по всему, день злый (13).

Весь этот отрывок подразделяется на три раздела: призыв облечься во всеоружие Божье для битвы (10−13), описание этого оружия (14−17) и увещевание бодрствовать, молиться и просить заступничества (18−20).

Ст. 10−13 Укрепляйтесь не вполне адекватно передает значение страдательного залога («быть укрепляемым»), и REB более точно переводит: «обретайте силу в Господе» (в русской синодальной Библии «укрепляйтесь Господом»). Безусловно, в этих словах подчеркивается великая сила Божья, проявляющаяся в этой битве, — Павел привлекал внимание своих читателей к этой центральной теме и прежде, в своей молитве о них (1:19 — 2:10). Помимо божественной силы, верующим будет необходимо полное вооружение (как наступательное, так и оборонительное), которое дает нам Бог, но далее мы обнаруживаем, что это вооружение — Божие еще и в том смысле, что Он Сам облекается в него (Ис 59:17). Только такое вооружение будет действенным в борьбе с таким противником, о котором идет речь: дьяволом и его властями (11).

Любопытно, что Павел, обращаясь к жителям местности, в которой большое распространение получила магическая практика (см. Введение, а также коммент. к ст. 1:19а) и где люди знали десятки тысяч имен властей, не углубляется в детальную и спекулятивную демонологию. Он использует три общих термина, и лишь одно наименование («мироправители тьмы века сего») первоначально, видимо, обладало более конкретным астрологическим значением. Первые два термина умышленно заимствованы из текста 1:21−22, и, таким образом, читатель понимает, что Христос обладает гораздо большей властью и авторитетом (в русской синодальной Библии «начальство»).

Внимательный читатель послания без труда понимает природу борьбы против этих властей и природу козней дьявола (11). Сатана стремится отчуждать людей от Бога через непослушание (2:1−3; 4:18b-19), используя также невежество и суетность ума (4:17b-18). Он пытается разделить людей между собою с помощью греха гордыни (4:22−23), лжи (4:25), гнева (конкретно соотнесенного с дьяволом в тексте 4:25) и связанных с ними грехов (4:25−31). Упоминая о «мироправителях тьмы века сего», Павел отсылает читателя к предшествующему тексту — 5:7−14 — и описывает власти, подверженные влиянию греха, что характерно для нынешней эпохи и нынешнего творения, в противопоставление «свету» будущего творения. Нам может показаться странным, что эти власти расположены в сфере поднебесного, но это выражение означает в целом то духовное измерение, которое ст. 2:2 называет «воздухом» по отношению к престолу Бога (и Христа), Который пребывает на «высших» небесах.

Ст. 13 стих вновь утверждает, что христианину, чтобы выстоять в борьбе с этими властями в день злый, необходимо духовное вооружение. Перевод NIV (когда придет день зла) как бы подразумевает последнее восстание злых сил и пору великой скорби, которые иудейская апокалиптика располагала во временах, непосредственно предшествующих дню Господню. Такой оборот, безусловно, украшает пассаж, но для Павла эти дни уже злы (5:16); битва уже идет; и если верующий стремится выстоять, то вооружение нужно ему сейчас. Поэтому день злый означает в том числе и настоящее время, но в особенности те периоды, которые в наибольшей степени обнаруживают в себе ужасающие качества «[последнего] дня злого».

Ст. 14−17 Повторение слов «станьте [вместе]» вводит описание самого вооружения. Читатели-язычники, несомненно, подумали бы о римском воине, но Павел (как и в 1Фес 5:8) в основных чертах основывал свое описание на том, что сказано о вооружении Бога в Ис 59:17 (сходство с описанием Бога в книге Премудрости Соломона 5:17−20 еще более близко). Однако здесь добавлены слова Мессии препоясавши истиною и облекшись в броню праведности, наряду с Его мощным словом, которое вершит осуждение (Ис 11:4−5). Все это служит усилению мысли Павла о том, что Господь дает верующим необходимое вооружение; и это вооружение созидает в нас Его благодать. Отметим, что метафорические выражения не носят жестко фиксированного характера: в 1Фес 5:8 «броня» — это вера и любовь, тогда как здесь — праведность.

Ст. 14 стих начинается с двух этических тем: «...Препоясавши чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности». Судя по тому порядку, в котором приводятся виды вооружения, первый предмет — это кожаный передник, который надевался под броню (для того, чтобы защитить одежду), а не ремень с пряжкой, на который вешался меч (как в переводе NIV). Истина и праведность часто являются обозначением Евангелия и его дара праведности по вере. Но эти слова здесь (как в Ис 11:5; Ис 59:17) обозначают качества характера, и они стоят в одном ряду со «святостью» в 4:24−25 и «праведностью» в 5:8−9. Павел говорит о том, что основное вооружение церкви в духовной брани — это праведная жизнь и благочестие, и эти качества есть наступательное оружие, так как они несут на себе печать Христа и Его нового творения (см.: 4:17−24).

Ст. 15 стих буквально гласит: «...и обувши ноги в готовность благовествовать мир» (отметим аллюзию на Ис. 17−24). В версиях NRSV, NJB и GNB этот стих переведен так: «Будучи готовым распространять Благую весть о мире». Но Павел при этом призывает и к подготовке надлежащего оснащения для сражения. Воину в позиционной войне необходима хорошая линия укрепления, чтобы успешно противостоять врагу. Как ни парадоксально, создать ее помогает глубокое духовное понимание и умение благовествовать мир (см. коммент. к 2:14, 17), что создает в Церкви прочную основу для «подготовки» и «готовности» к духовному сражению, о котором ведет речь Павел. Как переведено в REB, «обуйтесь в готовность благовествовать мир, что утвердит вас на пути».

Ст. 16 Здесь имеется в виду огромный в форме двери щит из дерева и кожи. В сражении щиты, соединенные вместе, служили надежной линией обороны и укрытием. Кожа перед сражением обильно пропитывалась водой, чтобы отражать зажигательные стрелы, которые могли прожечь и спалить деревянные щиты и заставить воина в панике покинуть поле боя. Живописная картина свирепой атаки метательных копий, возникшая в голове Павла, напоминает прямые нападки оккультных бесовских сил на верующих, и этот непрерывный поток преследований с целью устрашить, вызвать гнев и разделение может способствовать разрушению единства Церкви. Эти вражеские стрелы должны быть отражены с помощью веры. Вера в этом послании — радикальное средство, помогающее быть открытым перед Богом, что позволяет Христу полностью пребывать в нас и дает возможность нам глубже понять в целом непостижимую для нас любовь Божью (ср.: 3:17). Фраза возьмите щит веры, таким образом, означает намеренное и твердое упование на Бога, открытого в Евангелии; непоколебимую уверенность в том, что Господь погасит все стрелы свирепой атаки врага, который стремится причинить страдание и посеять панику среди верующих.

Ст. 17 Взять шлем спасения (ср.: Ис 59:17) в данном контексте означает запечатленную в наших сердцах уверенность в том, что мы едины с Христом, что мы уже восседаем рядом с Ним и имеем гарантию в Нем (ср.: 2:5−8). Мы твердо стоим на ногах, мы должны устоять. Меч духовный, который есть слово Божье, — последняя деталь военного снаряжения. Это, по-видимому, аллюзия на Ис 11:4, где могущественное слово Мессии вершит суд (см. также Книгу Премудрости Соломона, 5:20 [что перекликается с Ис 16:4, 5 и Ис 59:17], где говорится о гневе Господнем: «строгий гнев Он изострит, как меч»). Следовательно, Церкви дано оружие не только для защиты, но и для нанесения ответного удара, вооружившись истиной, когда зло нападает на нас лично, когда Церковь атакуется ложными учениями, когда силы зла стремятся ввести в заблуждение весь окружающий нас мир с помощью чуждой философии и ложных этических учений; и, наконец, вооружившись истиной, сделать мощный прорыв, поражая врага и завоевывая свободу дерзновенного возвещения христианской истины, к которому призывает Павел в ст. 19−20. Однако превыше всего нужно помнить об этом «оружии защиты»: слово «гнева» в Ис 11:4 стало вестью о мире и любви, объединяющей нас во Христе. И наша борьба направлена не только против человеческих, но и против духовных сил зла во Вселенной (12). Используя слово истины — духовный меч, должно отражать это, иначе оно может стать оружием тьмы, вражды и разделения.

Ст. 18−20 Эти тексты фактически составляют не одно предложение, а несколько — они объединены как самостоятельные придаточные предложения вокруг двух причастий: «молясь» и «стараясь» (в русской синодальной Библии глаголы стоят в повелительном наклонении: молитесь, старайтесь). Вся конструкция определяет ситуацию в ст. 14: итак, станьте (стойте твердо). Это не значит, что молитва составляет седьмой предмет военного оснащения или что она является средством облачения в эти доспехи; это значит, что молитва тесно связана с этими доспехами. С богословской точки зрения, Евангелие (14−17), которое не приводит к молитве, наподобие той, которой молится Павел за своих читателей в 1:15−23 и 3:14−21, — мертво. Те, кто стремится быть «воинами» молитвы, но не осознает по-настоящему смысл Евангелия (Благую весть о мире и о новом вселенском творении во Христе), могут проявлять воодушевление, но быть не более полезными на миссионерском поле, чем воин без оружия. Духовное понимание Евангелия в сочетании с ревностной молитвой — это тот идеал, к которому стремится Павел. Такая молитва будет направляться Святым Духом, Который дает доступ к Богу (ср.: ст. 18 и 2:18), и молящийся будет не просто обращать свои просьбы к Богу за себя, но и за всех святых и за действенное, неустанное распространение Благой вести (19).

6:21−24 Постскриптум

Ст. 21−22 Эти тексты фактически слово в слово повторяют сказанное в Кол 4:7−8 (см. соответствующий коммент.). Завершающие слова молитвы снова сосредоточивают наше внимание на главной теме всего послания — на мессианском «мире», который объемлет все сообщество верующих, выражается в любви и вере и укоренен в благодати Божьей.

Max Turner



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.