От Матфея 12 глава

Евангелие от Матфея святое благовествование
В переводе Лутковского → Новый русский перевод

 
 

Однажды в субботу Иисус проходил мимо засеянных полей, а ученики Его, проголодавшись, стали срывать колосья1 и есть.
 
В то время, в субботу, Иисус проходил через засеянные поля. Его ученики были голодны и начали срывать колосья и есть зерна.

Фарисеи же, увидев это, говорят Ему: вот, ученики Твои делают то, что не позволено делать в субботу.
 
Но когда это увидели фарисеи, они сказали Ему: — Смотри! Твои ученики делают то, что не разрешается делать в субботу.[72] [73]

Он же отвечал им: разве не читали вы, что сделал Давид, когда проголодался со спутниками своими?
 
Иисус ответил им: — Разве вы не читали, что сделал Давид, когда он и его спутники проголодались?

Как вошел он в дом Божий2 и ел священный хлеб,3 который не позволено было есть ни ему, ни тем, кто был с ним, а только священникам?
 
Он вошел в дом Божий и ел священный хлеб[74] [75], который нельзя было есть ни ему, ни его людям, но только священникам[76].

И разве не читали вы в законе, что священники в храме могут нарушать заповедь о субботе, оставаясь невиновными?
 
Или вы не читали в Законе, что в субботу священники трудятся в храме, нарушая святость этого дня, и при этом на них нет вины?

Но говорю вам: здесь Тот, Кто превыше храма.
 
Говорю вам, что здесь присутствует Тот, Кто больше храма.

И если бы вы знали, что это значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных, (Ос 6:6)
 
Если бы вы знали, что значит: «Милости хочу, а не жертвы»[77], то не обвиняли бы невиновных.

ибо Сын Человеческий господин субботы.
 
Ведь Сын Человеческий — Господин над субботой!

Уйдя оттуда, Он пришёл в местную синагогу,
 
Уйдя оттуда, Иисус зашел в синагогу.

а там был человек с сухой рукой. И чтобы обвинить Его, они подошли к Нему с вопросом: можно ли исцелять в субботу?
 
Там был человек с иссохшей рукой. Люди в синагоге искали повод обвинить Иисуса и поэтому спросили Его: — Позволяет ли Закон исцелять в субботу?

Он же сказал им: есть ли среди вас такой человек, который в субботу не вытащит свою единственную овцу из ямы, если она упадет туда?
 
Иисус сказал им: — Если у кого-то из вас есть одна-единственная овца, и в субботу она упадет в яму, то разве он не вытащит её оттуда?

А ведь человека невозможно и сравнить с овцой! Так что можно в субботу творить добро;
 
А ведь насколько человек дороже овцы! Стало быть, в субботу позволяется делать добро.

после этого Он говорит тому человеку: подыми руку свою. Тот поднял, и она стала здоровой, как и другая.
 
После этого Он сказал больному: — Протяни руку. Тот протянул, и его рука стала совершенно здоровой, как и другая.

И, выйдя, фарисеи приняли решение: погубить Его, однако Иисус, узнав об этом, удалился оттуда.
 
Фарисеи же, выйдя, стали совещаться о том, как им убить Иисуса. Узнав об этом, Иисус ушел из тех мест.

И последовало за Ним множество людей, и Он исцелил их, а всех исцеленных отослал,
 
За Ним последовало много людей, и Он исцелил их всех.

запретив им разглашать о Нём,
 
Но Иисус запретил им разглашать о том, кто Он[78].

во исполнение сказанного пророком Исайей:
 
Так исполнялись слова, сказанные через пророка Исаию:

вот Сын Мой, Которого Я избрал; Возлюбленный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Я ниспошлю на Него Дух Мой, и Он возвестит народам о правосудии.
 
«Вот Мой избранный Слуга! Любимый Мною, в Ком радость души Моей! Я дам Ему Духа Моего, и Он возвестит народам правосудие,

Он не подымет ни спора, ни крика, и никто не услышит на улицах голоса Его;
 
Он не будет ни спорить, ни кричать; никто не услышит Его голоса на улицах.

Он тростинку надломленную не переломит и дымящийся светильник не погасит во имя окончательного торжества правосудия.
 
Тростника надломленного Он не переломит и тлеющего фитиля не погасит, пока не даст восторжествовать правосудию.

И на Него будут уповать народы. (Ис 42:1−4; Ис 5:1)4
 
На имя Его будут надеяться народы»[79].

И вот, привели к Нему бесноватого, который был слеп и нем, и Он исцелил его, так что тот, будучи немым и слепым, стал говорить и видеть.
 
Привели к Иисусу человека, одержимого демоном, который был к тому же слепым и немым. Иисус исцелил его, и он заговорил и стал видеть.

И все люди в изумлении спрашивали: может быть, Он и есть Сын Давида?
 
Все люди удивлялись и спрашивали друг друга: «Может, это и есть Сын Давидов?»

Услышав это, фарисеи стали говорить: Он бесов изгоняет не иначе как с помощью веельзевула, владыки бесов.
 
Когда же фарисеи услышали это, они сказали: «Он изгоняет демонов не иначе как силой Веельзевула, повелителя демонов».

Он же, зная помышления их, сказал им: любое царство, в котором начнутся междоусобицы, опустеет, и любой город или дом, в котором начнутся междоусобицы, не устоит.
 
Зная, о чем они думают, Иисус сказал им: — Любое царство, разделившееся на враждующие части, приходит в запустение, и никакой город или дом, разделенный враждой, не устоит.

И если сатана изгоняет сатану, то, значит, он враждует против себя самого. Как же устоит царство его?
 
И если сатана изгоняет сатану, значит, он враждует против самого себя. Как тогда устоит его царство?

И если Я с помощью веельзевула изгоняю бесов, то кто же помогает изгонять их сыновьям вашим?5 Пусть же они будут вам судьями.
 
Если Я изгоняю демонов силой Веельзевула, то чьей силой изгоняют их ваши последователи?[80] Так что они будут вам судьями.

Если же Я Духом Божьим изгоняю бесов, то, стало быть, приблизилось к вам Царство Божье.
 
Но если Я изгоняю демонов Духом Божьим, то это значит, что Царство Божье пришло к вам.

Разве кто-нибудь сможет зайти в дом сильного человека и, разграбив дом его, похитить вещи его, если прежде не свяжет сильного?
 
Как может кто-нибудь войти в дом сильного человека и разграбить его добро, если сначала не свяжет его? Только тогда можно будет ограбить его дом.

Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.
 
Кто не со Мной, тот против Меня, и кто не собирает со Мной, тот растрачивает.

Поэтому говорю вам: любой грех и кощунство могут быть прощены людям, но кощунство на Дух (Святой) не простится им.
 
Любой грех и любое кощунство будут прощены людям, но кощунство над Духом прощено не будет.

И тот, кто скажет слово даже против Сына Человеческого, будет прощен, но тот, кто скажет против Духа Святого, не будет прощен ни в нынешнем веке, ни в будущем.
 
Кто скажет что-либо против Сына Человеческого, тот будет прощен, но кто говорит против Святого Духа, тот не будет прощен ни в этом веке, ни в будущем.

Вы или признайте дерево хорошим и плоды его хорошими, или признайте дерево прогнившим и плоды его гнилыми, потому что дерево познается по его плодам.
 
Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим, или признайте дерево плохим и плод его плохим, ведь дерево узнается по его плодам.

О змеиное отродье, как вы можете говорить о добре, будучи злы? Ведь уста говорят о том, что переполняет сердце.
 
Вы, змеиное отродье, как вы можете говорить доброе, если вы злы? Ведь что у человека на сердце, то и на языке.

Добрый человек из тайников доброго (сердца) выносит добро, а злой человек из тайников злого (сердца) выносит зло.
 
Добрый человек выносит доброе из своего хранилища добра, а злой человек выносит злое из хранилища зла.

Говорю же вам, что за всякое праздное слово, сказанное людьми, они дадут ответ в день суда,
 
Но говорю вам, что в День Суда люди дадут отчет за каждое пустое слово, которое они сказали.

ибо за слова свои ты будешь оправдан, и за слова же свои будешь осужден.
 
Ваши собственные слова послужат вам оправданием или осуждением!

Тогда несколько книжников и фарисеев сказали, обращаясь к Нему: Учитель! Мы хотим, чтобы Ты дал нам увидеть знамение.6
 
Затем фарисеи и учители Закона стали просить Иисуса: — Учитель, мы хотим, чтобы Ты показал нам какое-нибудь знамение.

Он же сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный знамения требует, но никакого знамения не будет дано ему, кроме знамения пророка Ионы,
 
Иисус ответил: — Злое и развратное поколение ищет знамения, но ему не будет дано никакого знамения, кроме знамения пророка Ионы.

ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий пребудет в недрах земли три дня и три ночи. (Иона 2:1)
 
И как Иона был три дня и три ночи в желудке огромной рыбы[81], так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.

Жители Ниневии восстанут для суда с этим родом и осудят его, потому что они покаялись после проповеди Ионы, а ведь здесь Тот, Кто превосходит Иону.
 
Жители Ниневии встанут в День Суда с людьми этого поколения и обвинят их, потому что они покаялись от проповеди Ионы[82]. Сейчас же с вами Тот, Кто больше Ионы.

Царица южная7 воскреснет для суда с этим родом и осудит его, потому что она из самых дальних земель пришла послушать поучения Соломона, а ведь здесь Тот, Кто превосходит Соломона.
 
Царица Юга[83] [84] встанет в День Суда с людьми этого поколения и осудит их, потому что она пришла с другого конца света послушать мудрость Соломона. Сейчас же с вами Тот, Кто больше Соломона.

Нечистый дух, после того как он вышел из человека, скитается по безводным краям, ища покоя, и не находит.
 
Нечистый дух, выйдя из человека, скитается по безводным местам, ища место для отдыха, но не находит его.

Тогда говорит он: возвращусь-ка я в дом свой, из которого вышел. И, придя, находит его свободным, убранным и украшенным.
 
Тогда он говорит: «Возвращусь-ка я в дом, из которого вышел». Он возвращается и находит дом незанятым, чисто выметенным и убранным.

Тогда он идет и берет с собой семь других духов, более злых, чем он сам, и, войдя в человека, они остаются жить в нём. И становится для того последнее хуже первого. Так будет и с этим родом лукавым.
 
Тогда он идет, берет с собой семь других духов, ещё более злых, чем он сам, и они приходят и поселяются там. И это для человека ещё хуже того, что было вначале. Так будет и с этим злым поколением.

Он ещё говорил с народом, когда (пришли) мать и братья Его и встали во дворе, желая поговорить с Ним.
 
Иисус ещё говорил с народом, когда к дому подошли Его мать и братья. Они стояли снаружи, желая поговорить с Ним.

И кто-то сказал Ему: мать Твоя и братья Твои стоят во дворе, желая поговорить с Тобой.
 
Кто-то Ему сказал: — Твоя мать и братья стоят снаружи, они хотят поговорить с Тобой.

Он же, обратясь к тому, кто сказал Ему это, спросил: а кто мать Моя или братья Мои?
 
Но Иисус ответил тому человеку: — Кто Мне мать и кто Мне братья?

И, указав рукой на учеников Своих, сказал: вот мать Моя и братья Мои,
 
И, показав рукой на Своих учеников, сказал: — Вот Моя мать и Мои братья.

ибо всякий, кто исполняет волю Отца Моего Небесного, тот и брат Мой, и сестра Моя, и мать.
 
Кто исполняет волю Моего Небесного Отца, тот Мне и брат, и сестра, и мать.

Примечания:

 
В переводе Лутковского
[12.1] Срывание колосьев, разрешенное законом (Втор. 23.25), было приравнено фарисеями к жатве, которая запрещалась в субботу.
[12.2] «дом Божий» — главная часть Храма;
[12.3] «священный хлеб» — пресный хлеб, положенный на жертвенник (традиционный перевод — «хлебы предложения» (см. Исх. 25.30).
[12.4] 12.18 — 21. Цитируя пророка Исайю, Матфей в основном использует текст Септуагинты, но некоторые слова он дает, видимо, в своем переводе с еврейского оригинала, поскольку они отличаются как от греческого, так и от еврейского текстов.
[12.5] сыновьям вашим — по всей видимости, речь идет об учениках фарисеев, которые изгоняли бесов с помощью заклинаний; но, возможно, подразумеваются апостолы, которые были «сыновьями» иудейского народа.
[12.6] знамение — книжники и фарисеи требуют от Иисуса совершения чуда, дабы тем самым Он подтвердил свои полномочия обличать их.
[12.7] «царица южная» — царица Савского (Сабейского) царства в Аравии, посещавшая царя Соломона в Иерусалиме (см. 3 Цар. 10.1 — 13).
 
Новый русский перевод
2 [72] — Иудеи должны были оставлять некоторую часть урожая для бедных и поселенцев. Кроме того, Законом разрешалось руками срывать колосья на чужом поле, это не считалось воровством (см. Лев 23:22; Втор 23:25). Фарисеи обвиняли учеников Иисуса не в том, что они срывали колосья и растирали их руками, но в том, что они делали это в субботу, в религиозный день покоя.
2 [73] — См. Лев 23:22; Втор 23:25.
4 [74] — Это были 12 хлебов, которые выставлялись каждую субботу в шатре, а позже и в храме Бога, а старые хлебы доставались священникам (см. Исх 25:30; Лев 24:5-9).
4 [75] — См. Исх 25:30; Лев 24:5-9.
3 [76] — См. Лев 24:8-9; 1Цар 21:1-6.
7 [77]Ос 6:6.
16 [78] — Иисус, вероятно, не хотел, чтобы люди видели в Нем только чудотворца-целителя. Другая возможная причина — растущая популярность, которая мешала Его служению (см. Мк 1:43-45).
18 [79]Ис 42:1-4.
27 [80] — Букв.: сыновья.
40 [81] — См. Иона 2:1.
41 [82] — См. Иона 3:6-9.
42 [83]Царица Юга. Т. е. Царица Шевы (Шева — современная юго-западная Аравия); ее встреча с царем Соломоном описана в 3Цар 10:1-13.
42 [84] — Т. е. царица Шевы, см. 3Цар 10:1-13.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.