В переводе Лутковского [2.1] «волхвы» — досл.: «маги»; так назывались в то время гадающие по движениям звезд астрологи, или звездочеты (ср. Дан. 1.20; 4.4). Исходя из Мф. 2.16., можно сделать вывод, что волхвы прибыли в Иерусалим по крайней мере через полтора года после появления звезды. Ирод Великий умер в 4 г. до н.э., следовательно, Иисус родился не ранее 6 — 5 гг. до н.э.
[2.2] «преподнесли Ему дары: золото, ладан и смирну» — дары, преподнесенные Иисусу Христу, имели символическое значение: золото как Царю Царей, ладан как благоухающую жертву Богу, смирну (благовонную мазь, предохраняющую тело от тления) как обреченному на казнь Богочеловеку, «смертию смерть поправшему».
[2.3] «отправился в Египет» — Египет был ближайшей к царству Ирода страной, не подвластной ему.
[2.4] «вопль в Раме слышен и громкое рыдание; Рахиль оплакивает детей своих и не может утешиться, потому что они мертвы» — Рахиль — жена Иакова, библейского патриарха, мать Иосифа и Вениамина, праматерь двух колен израильских. В пророчестве Иеремии (Иер. 31.15) Рахиль предстает матерью еврейского народа, скорбящей о будущих страданиях и смерти своих сынов. Погребена в Раме. Рама — город недалеко от Иерусалима. После взятия Иерусалима и разрушения Храма в 588 — 587 гг. до н.э. был местом сбора уводимых в Вавилон пленников. Евангелист Матфей видит в избиении младенцев царем Иродом исполнение пророчества Иеремии.
[2.5] «царствует Архелай» — после смерти Ирода I произошел раздел Палестины между его сыновьями. Галилея и Заиорданье были отданы Ироду Антипе, земля к северу от них — Ироду Филиппу, а Иудея с Самарией — Архелаю, который должен был со временем унаследовать и титул царя. В 6 г. н.э. император Август сместил его, передав власть над Иудеей римскому прокуратору.
[2.6] Пример так называемой «народной этимологии», когда понятие «назорей» считается производным от названия города Назарет (об обете назорейства см., напр., Числ. 6.2 — 21).
Назореем наречется» — в Ветхом Завете назореями именуются люди, с детства посвященные Богу и принявшие обет назорейства. Назореи во время обета не стригли волос, не пили напитков, подвергшихся брожению, не прикасались к трупам. Назореем был Иоанн Креститель.
Новый русский перевод 1 [8] — Ирод Великий, был царем Иудеи в 40-4 гг. до н. э. Кроме Иудеи, его владения включали в себя также Самарию и Галилею.
2 [9] — Или: « Мы видели как взошла Его звезда…» См. Чис 24:17.
6 [10] — Мих 5:2, 4.
9 [11] — Или: « Звезда, восход которой они видели…»
11 [12] — Ценная ароматическая смола растений, произрастающих в Аравии и Северной Африке.
11 [13] — Смирна. Или: мирра— приятно пахнущая смола растения, растущего в Аравии.
15 [14] — Ос 11:1. В этом отрывке из Пророков Господь говорит об иудейском народе, который был Им избран, но Матфей относит эту цитату к Иисусу Христу, показывая этим, что в Иисусе нашли свое отражение все ожидания и надежды Господа, которые Он возлагал на израильский народ.
15 [15] — Ос 11:1.
18 [16] — Иер 31:15.
23 [17] — В знач.: «будет в пренебрежении» (см. Пс 21:7; Ис 53:3; Ин 1:46). Не исключено, что автор указывает здесь на евр. слово не́цер («Ветвь») — см. Ис 11:1. Однако некоторые комментаторы не исключают связи и со словом «назорей» (см. Чис 6:1-21; Суд 13:5).