От Луки 1 глава

Евангелие от Луки святое благовествование
В переводе Лутковского → Новый русский перевод

 
 

Так как многие уже стали слагать повествования о событиях, хорошо известных нам
 
Поскольку уже многие принялись составлять описание произошедших среди нас событий[1]

по рассказам проповедников,1 с самого начала бывших очевидцами их,
 
на основе сведений, переданных нам людьми, которые с самого начала были очевидцами и служителями Слова,

то и я решил, тщательно исследовав всё по порядку, последовательно изложить их тебе, досточтимый Феофил,2
 
то и я решил, тщательно исследовав всё от начала, описать тебе, достопочтеннейший Феофил, всё по порядку,

чтобы ты убедился в достоверности тех преданий, которые тебе довелось услышать.3
 
чтобы ты мог убедиться в достоверности того, чему был научен.

Во время правления царя Ирода жил в Иудее священник из Авиевой чреды4 по имени Захария со своей женой Елизаветой из рода Аарона.
 
Во время правления Ирода[2], царя Иудеи, был священник по имени Захария, из смены Авии[3]. Его жена тоже была потомком Аарона, её звали Елизавета.

Оба они были праведны пред Богом, безукоризненно соблюдали все предписания закона и заповеди Господни,
 
Оба они были праведны перед Богом, живя непорочно и строго соблюдая все заповеди и установления Господа.

но детей у них не было, несмотря на преклонный возраст обоих, потому что Елизавета была бесплодна.
 
Но у них не было детей, потому что Елизавета была бесплодна. Они оба были уже в преклонном возрасте.

И вот однажды, когда Захария согласно чину своей чреды совершал богослужение,
 
Однажды, когда была очередь служить смене, к которой принадлежал Захария, он нес службу перед Богом.

ему необходимо было по священному обычаю воскадить фимиам в алтаре Господнем. И когда он вошел в него,
 
В соответствии с установленным для священников порядком ему выпало по жребию войти в храм Господа и возжигать благовония[4].

а великое множество молящихся во время каждения пребывали во (внутреннем) дворе храма,
 
Во время возжигания благовоний множество народа молилось снаружи.

явился ему ангел Господень, стоящий справа от кадильного жертвенника.
 
Захарии же явился ангел Господа. Он стоял справа от жертвенника, где возжигались благовония.

Увидев его, Захария растерялся, и страх напал на него.
 
Увидев его, Захария был чрезвычайно поражен и испуган.

Но ангел сказал ему: не бойся, Захария, молитвы твои услышаны: жена твоя, Елизавета, родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн;
 
Ангел сказал ему: — Не бойся, Захария, твоя молитва услышана. Твоя жена Елизавета родит тебе сына, и ты назовёшь его Иоанном.

рождение его принесет тебе радость и веселие, и многие с тобою возрадуются.
 
Твое сердце наполнится счастьем и ликованием, и многие будут радоваться его рождению,

Он будет велик пред Господом, не станет пить ни виноградного, ни фруктового вина и, исполненный Духа Святого ещё во чреве матери своей,
 
потому что он будет великим перед Господом. Он никогда не будет пить вина и других хмельных напитков. Ещё до своего рождения он будет исполнен Святым Духом.

многих сыновей Израиля обратит затем ко Господу;
 
Многих израильтян он обратит к Господу, их Богу.

он пройдет пред Богом, имея дух и силу Илии, чтобы, обратив сердца отцов к детям их, а неверующих5 — к образцу мыслей праведных, подготовить народ к встрече Господа.
 
Он будет предшествовать Ему в духе и силе Илии, чтобы обратить сердца отцов к детям, а непокорных — к мудрости праведных, приготовляя народ к приходу Господа[5].

И сказал Захария ангелу: разве я способен на это? Ведь я стар, да и жена моя в преклонном возрасте.
 
Захария спросил ангела: — Как мне узнать, что это сбудется? Ведь я уже стар, и жена моя в преклонных годах.

Ангел же сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Самим Богом, и послан Им провозгласить тебе эту радостную весть;
 
Ангел ответил: — Я — Гавриил, стоящий перед Богом, и я послан, чтобы сообщить тебе эту радостную весть.

ты же, за то, что не поверил словам моим, которые исполнятся в своё время, будешь молчать и не сможешь говорить до того самого дня, в который сбудется это.
 
Но сейчас за то, что ты не поверил моим словам, которые обязательно исполнятся в своё время, ты лишишься дара речи и не будешь говорить до того дня, пока это не сбудется.

Между тем люди, которые ожидали Захарию, недоумевали, почему тот задерживается в алтаре.
 
Между тем люди ждали Захарию и удивлялись, почему он так долго не выходит из храма.

А когда он вышел, то ничего не мог сказать им, и лишь по знакам, которыми он, словно немой, объяснялся с ними, они догадались, что ему было видение в алтаре.
 
Захария, выйдя, не мог говорить и вынужден был общаться с ними жестами. Все поняли, что в храме ему было видение.

И вот окончились дни служения его, и он возвратился в дом свой.
 
Срок служения Захарии закончился, и он возвратился домой.

Вскоре после этого зачала Елизавета, жена его, и в течение пяти месяцев тщательно скрывала это от всех, говоря:
 
Вскоре его жена Елизавета забеременела и пять месяцев не выходила из дома[6].

вот что сотворил мне Господь, когда решил избавить меня от упреков людских.6
 
Она говорила: — Вот что сделал для меня Господь, по милости Своей сняв с меня позор перед людьми!

А через шесть месяцев Бог послал ангела Гавриила в Назарет, один из городов Галилеи,
 
На шестом месяце беременности Елизаветы, Бог послал ангела Гавриила в галилейский город Назарет,

к отроковице по имени Мария, обрученной с Иосифом из рода Давида.
 
к деве по имени Мария[7], которая была обручена с Иосифом, потомком Давида.

Представ пред нею, ангел сказал ей: здравствуй, облагодатствованная! Господь с тобою!
 
Ангел пришёл к ней и сказал: — Приветствую тебя, получившая милость! С тобой Господь!

Увидев его, она растерялась, не зная, что и подумать о словах, обращенных к ней.
 
Марию эти слова очень удивили, и она размышляла, что бы значило такое приветствие.

Ангел же сказал ей: не бойся, Мария, ты обрела благодать у Бога,
 
Ангел продолжал: — Не бойся, Мария, потому что Бог проявил к тебе благодать!

и вот: зачнешь во чреве, родишь Сына и наречешь Ему имя Иисус. (Ис 7:14)
 
Ты забеременеешь и родишь Сына, и назовешь Его Иисусом[8].

Он будет великим, и называть Его станут Сыном Всевышнего; Господь Бог вручит Ему престол Давида, отца Его,
 
Он станет великим, и Его будут называть Сыном Всевышнего. Господь Бог даст Ему престол Его предка Давида,

и будет Он царствовать над родом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца.
 
и Он будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Его Царству не будет конца.

И спросила Мария у ангела: как же это произойдет, если я ещё не замужем?7
 
— Как это может быть? — спросила Мария. — Ведь я ещё не была с мужчиной.

Ангел же сказал ей в ответ: Дух Святой снизойдет на тебя и благодать8 Всевышнего осенит тебя, поэтому Рожденного тобою Святого будут называть Сыном Божьим;
 
Ангел ответил: — Святой Дух сойдет на тебя, и тебя осенит сила Всевышнего. Поэтому Ребёнок, Который родится у тебя, будет свят — Он будет зваться Сыном Бога.

вот и Елизавета, родственница твоя, которую считали бесплодной, несмотря на старость свою, зачала сына и уже на шестом месяце,
 
Вот и твоя родственница Елизавета тоже родит сына в её преклонные годы. О ней говорили, что она бесплодна, но она уже на шестом месяце беременности.

потому что для Бога нет ничего невозможного.
 
Для Бога нет ничего невозможного.

И отвечала Мария: я раба Господня; да будет мне по слову твоему. И ангел удалился от неё.
 
— Я служанка Господа, — ответила Мария, — пусть всё произойдёт со мной так, как ты сказал. И ангел оставил её.

Через несколько дней, собравшись в дорогу, Мария поспешила в расположенный на возвышенности город Иудин
 
Вскоре после этого Мария собралась и поспешила в город, расположенный в нагорьях Иудеи.

и, войдя в дом Захарии, поздоровалась с Елизаветой.
 
Она вошла в дом Захарии и поприветствовала Елизавету.

Едва Елизавета услыхала слова Марии, как младенец взыграл во чреве её, и, исполнясь Духа Святого,
 
Как только Елизавета услышала приветствие Марии, ребенок внутри у неё встрепенулся; Елизавету наполнил Святой Дух,

Елизавета воскликнула во весь голос: ты самая благословенная среди женщин! Благословен плод чрева твоего!
 
и она громким голосом воскликнула: — Благословенна ты среди женщин, и благословен Ребенок, Которого ты носишь!

Разве я достойна того, что пришла мать Господа моего ко мне?
 
Чем я заслужила такую милость, что ко мне пришла мать моего Господа?

Даже младенец во чреве моем радостно затрепетал, как только я услыхала слова приветствия твоего.
 
Как только я услышала твое приветствие, ребенок во мне так и встрепенулся от радости.

И, счастливая, в уверенности, что9 свершится обещанное ей Господом,
 
Блаженна поверившая в исполнение того, что сказал Господь!

Мария воскликнула:славит душа моя Господа,
 
Мария ответила: «Душа моя славит Господа,

и возрадовалось сердце10 моё о Боге, Спасителе моем! (Авв 3:18)
 
и дух мой радуется о Боге, Спасителе моем,

Узрел Господь смирение рабыни Своей, и вот: отныне славить меня будут все народы.11 (1Цар 1:11; Быт 30:13)
 
потому что Он увидел смирение Своей служанки[9]. Отныне все поколения будут называть меня благословенной,

Могущественный, Он возвеличил меня;и имя Его — свято, (Пс 110:9)
 
потому что Всемогущий совершил для меня такое великое дело! Его имя свято![10]

и милость Его — из рода в род к благоговеющим пред Ним! (Пс 102:17)
 
Из поколения в поколение Он проявляет милость к боящимся Его![11]

Явил Он силу десницы Своей:разрушил у гордых сокровенные замыслы их,
 
Его рукой совершены великие дела: Он рассеял гордых в надмении сердца их,

низложил властителей с престолови возвеличил смиренных; (Плач 1:15; Иов 5:11)
 
сверг правителей с их престолов и возвысил смиренных!

бедных преисполнил благ, а богатых оставил ни с чем;
 
Он насытил благами голодных, а богатых отослал ни с чем.

воспринял Израиль словно сына Своего,вспомнив о милости, (Пс 97:3)
 
Он помог Своему слуге Израилю, помня о милости,

которую Он обещал навеки отцам нашим — Аврааму и потомкам его. (Мих 7:20)
 
которую обещал нашим предкам — Аврааму и его семени вовеки».

И осталась Мария у неё, а через три месяца возвратилась в дом свой.
 
Мария погостила у Елизаветы около трех месяцев и затем возвратилась домой.

Между тем пришло время родить Елизавете, и родила она сына.
 
Елизавете подошло время родить, и родила она сына.

Возрадовались вместе с нею и родственники, и соседи её, узнав, что смилостивился над нею Господь.
 
Её соседи и родственники услышали о том, что Господь явил ей великую милость, и радовались вместе с ней.

На восьмой день они пришли, чтобы совершить обрезание младенца, и решили назвать его по имени отца Захарией.
 
На восьмой день[12] они пришли, чтобы совершить над ребенком обряд обрезания, и хотели назвать его в честь отца Захарией.

Но мать, воспротивясь, сказала, что назвать его следует Иоанном.
 
Но мать ребенка возразила: — Нет! Его будут звать Иоанном.

Тогда, возразив ей, что среди родственников её не было никого, кто бы носил это имя,
 
Ей стали говорить: — Но ведь среди ваших родственников нет никого с таким именем!

стали знаками спрашивать у отца, как бы он хотел назвать его.
 
Они стали жестами спрашивать отца, как бы он хотел назвать сына.

И тот, попросив дощечку для письма, к удивлению всех написал на ней имя: Иоанн.
 
Захария попросил табличку для письма и, к удивлению всех, написал: «Его имя Иоанн».

И вдруг отверзлись уста его, и стал он вслух славословить Бога.
 
В тот же миг к нему вернулась речь, и он начал говорить, прославляя Бога.

Все соседи их пришли в изумление, и молва об этом разнеслась по всей нагорной Иудее,
 
Всех соседей объял страх, и весть о случившемся разнеслась по всем нагорьям Иудеи.

и все слышавшие полагали это в сердцах своих, восклицая: кем же станет этот младенец, если благодать12 Господня пребывает в нём?
 
Все, кто слышал об этом, с удивлением спрашивали: «Кем же станет этот ребенок?» — потому что рука Господа была с ним.

А Захария, отец его, исполнился Духа Святого и пророчествовал, восклицая:
 
Святой Дух наполнил Захарию, отца Иоанна, и он начал пророчествовать:

благословен Господь, Бог Израиля, Который посетил народ Свойи даровал ему избавление!
 
«Благословен Господь, Бог Израиля[13], Который посетил Свой народ и искупил его!

Из рода Давида, раба Своего, Он воздвиг нам оплот спасения.
 
Он воздвиг нам рог спасения[14] из дома Своего слуги Давида,

Ещё издревле возвещал Онустами святых пророков Своих,
 
как Он издавна и обещал через Своих святых пророков,

что спасет нас от врагов нашихи от рук всех ненавидящих нас.
 
что Он спасет нас от врагов и от рук тех, кто ненавидит нас.

И вот, явил Он милосердие Своё отцам нашим, вспомнив завет Свой святой, —
 
Так Он проявил милость к нашим предкам, помня Свой святой завет,

клятву, которой Он клялся Аврааму, отцу нашему,
 
клятву, которой Он поклялся нашему предку Аврааму:

что мы, избавленные от рук врагов наших, станем безбоязненно и праведно служить Ему,13
 
избавить нас от рук наших врагов, чтобы мы могли без страха служить Ему,

в благоговении пред Нимпроводя все дни жизни своей.
 
живя перед Ним в святости и праведности во все дни нашей жизни!

А тебя, младенец, станут называть пророком Всевышнего, ибо ты придешь прежде Господа, чтобы подготовить к встрече Его
 
И ты, дитя, будешь назван пророком Всевышнего, потому что будешь идти перед Господом, чтобы приготовить Ему пути[15],

народ Его и возвестить, что нам даровано спасение через оставление грехов,
 
возвестить Его народу спасение через прощение грехов,

по великому милосердию Бога нашего, которым Он, словно восходящее солнце, озарит нас свыше,
 
по глубочайшему милосердию нашего Бога, Который пошлет нам Утреннюю Зарю свыше,

чтобы просветить нас, живущих во тьмеи под сенью смерти, и направить стопы наши на путь мира.
 
чтобы дать свет живущим во тьме и тени смертной[16] и направить наши стопы на путь мира!»

Младенец же подрастал и укреплялся духом; и был он в пустыне до дней явления своего Израилю.
 
Ребенок рос и укреплялся в духе[17]. Он жил в пустыне до того времени, когда открыто явился Израилю.

Примечания:

 
В переводе Лутковского
[1.1] «проповедников» — досл.: «служителей слова».
[1.2] «Феофил» — возможно, это вполне реальное лицо; судя по обращению к нему автора Евангелия, он был знатного рода и в прошлом, видимо, язычник.
[1.3] «которые тебе довелось услышать» — досл.: «которые тебе (устно) преподали».
[1.4] «из Авиевой чреды» — Авия, внук Аарона (первосвященника, брата Моисея) был во времена царя Давида (см. 1Пар. 24.10) одним из 24 священников, которые образовали особые, названные их именами, группы — чреды. Каждая из них служила в свою очередь в течение 8 дней сначала при Скинии, а со времени царя Соломона — при храме Иерусалимском.
[1.5] «неверующих» — досл.: «неверных».
[1.6] «от упреков людских» — бездетность считалась наказанием Божьим за грехи.
[1.7] «я еще не замужем» — досл.: «я мужа не знаю» (ср. Быт. 4.1; Мф. 1.25).
[1.8] «благодать» — досл.: «сила», «могущество».
[1.9] досл.: «счастливая, в уверенности, что...». Обычно весь этот стих считался последними словами Елизаветы. Думается, однако, нет никаких оснований для того, чтобы Елизавета вдруг стала говорить о Марии в 3-м лице. Вероятнее всего, евангелист подчеркивает, что Мария только сейчас, убедившись в беременности Елизаветы, окончательно уверовала, что явление ангела и его слова — не сон, не плод галлюцинации и т.п. (Для чего она, собственно, и поспешила отправиться к Елизавете.)
[1.10] «сердце» — досл.: «дух».
[1.11] «все народы» — досл.: «все роды», то есть речь, по всей видимости, идет о всех 12 родах Израиля (ср. Мф. 19.28).
[1.12] . «благодать» — досл.: «рука».
[1.13] «служить Ему» — ради сохранения смыслового единства фразы эти слова перенесены сюда из 75-го стиха.
 
Новый русский перевод
1 [1] — Или: описание событий, представляющих для нас истину.
5 [2] — Ирод Великий, был царем Иудеи в 40-4 гг. до н. э. Кроме Иудеи, в его владения входили также Самария и Галилея.
5 [3] — Служение в Иерусалимском храме было разделено между 24 сменами священников, потомков Аарона (см. 1Пар 24:1-19).
9 [4] — См. Исх 30:6-8.
17 [5] — См. Мал 4:5-6.
24 [6] — Букв.: скрывала себя.
27 [7] — Греч. Мариа́м — так в оригинале по всей книге, за исключением ст. 41.
31 [8] — Имя Иисус на языке иудеев звучит как Йешу́а и означает: Господь [ЙГВГ, Яхве] спасает.
48 [9] — См. 1Цар 1:11; 1Цар 2:1.
49 [10] — См. Пс 110:9.
50 [11] — См. Пс 102:17.
59 [12] — По Закону Божьему обрезание производилось на восьмой день (см. Быт 17:12).
68 [13] — См. Пс 40:14; Пс 71:18; Пс 105:48.
69 [14]Рог спасения. В знач.: «могучий Спаситель»; (см. Пс 17:3). Рог был символом могущества, власти и силы (см. напр., 1Цар 2:10; Иер 48:25; Мих 4:13).
76 [15] — См. Ис 40:3; Мал 3:1.
79 [16] — См. Ис 9:2.
80 [17] — Или: в Духе.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.