От Иоанна 5 глава

Евангелие от Иоанна святое благовествование
В переводе Лутковского → Новый русский перевод

 
 

И вот когда настал праздник иудейский, Иисус отправился в Иерусалим.
 
Немного позже Иисус пошел на иудейский праздник в Иерусалим.

В Иерусалиме же, у Овечьих ворот, есть источник, по-еврейски называемый Вифзафа, окруженный пятью навесами;1
 
В Иерусалиме, недалеко от Овечьих ворот, есть пруд, называемый по-еврейски Вифезда[36], окруженный пятью крытыми колоннадами.

под ними лежало множество недужных: слепых, увечных, параличных, которые ожидали волнения воды,
 
Там лежало много инвалидов, слепых, хромых и парализованных. Они ожидали движения воды.

ибо в источник время от времени сходил ангел Господень, и вода начинала бурлить.2 Тот же, кто после этого первым окунался в воду, исцелялся от любого недуга.
 
Иногда ангел Господа сходил и возмущал воду, и тогда первый, кто входил в пруд, исцелялся от любой болезни.[37]

И был там один человек, тридцать восемь лет страдавший от болезни своей.
 
Среди них был человек, больной уже тридцать восемь лет.

Увидев его, лежащего, и узнав, сколь долгое время он болен, Иисус спрашивает у него; хочешь быть здоровым?
 
Когда Иисус увидел его лежащим там и узнал, что тот уже давно в таком состоянии, Он спросил его: — Ты хочешь выздороветь?

Больной ответил Ему: нет у меня никого, кто опустил бы меня в источник, когда забурлит вода; а пока я сам иду, уже кто-нибудь заходит в воду прежде меня.
 
Больной ответил: — Господин, да ведь нет никого, кто бы помог мне войти в воду, когда она бурлит. А когда я стараюсь сам дойти до воды, кто-нибудь меня уже опережает.

Иисус говорит ему: встань, возьми постель свою и иди.
 
Тогда Иисус сказал ему: — Встань! Возьми свою циновку и иди.

И человек этот тотчас выздоровел и, взяв постель свою, ушел. А произошло это в субботу.
 
И этот человек в тот же миг стал здоров. Он взял свою циновку и пошел. Это произошло в субботу.

Иудеи же говорят ему: сегодня суббота, ты не должен носить постель.
 
Иудеи поэтому сказали исцеленному: — Сегодня суббота, и тебе нельзя нести циновку.

А он отвечает им: Тот, Кто исцелил меня, сказал мне: возьми постель свою и иди.
 
Но он ответил: — Тот, Кто исцелил меня, Тот и сказал мне: «Возьми свою циновку и иди».

Тогда они спросили его: кто Этот Человек, Который сказал тебе: возьми постель и иди?
 
Они спросили: — Кто Он такой, Тот, Кто сказал тебе взять циновку и идти?

Но исцеленный не мог указать Его, потому что Иисус затерялся среди собравшихся там людей.
 
Исцеленный и сам не знал, кто Это был, потому что Иисус скрылся в толпе, которая была там.

Когда же после этого Иисус встретил его в храме, Он сказал ему: теперь ты здоров: так вот — впредь не греши, чтобы не случилось с тобой ещё более худшего.
 
Позже Иисус нашел его в храме и сказал: — Ну вот ты и здоров. Не греши больше, чтобы не случилось с тобой ещё худшего.

А человек этот пошёл и рассказал иудеям, что его исцелил Иисус.
 
Человек этот тогда пошел и сказал иудеям, что его исцелил Иисус.

И стали они обвинять Иисуса за то, что Он сделал это в субботу.
 
Иудеи стали преследовать Иисуса, потому что Он делал такие дела в субботу.

Иисус же ответил им: Отец Мой доныне делает, поэтому и Я делаю.
 
Иисус же сказал им: — Мой Отец совершает работу всегда, и Я тоже это делаю.

Иудеи же из-за того, что Он не только нарушил заповедь о субботе, но и Отцом Своим назвал Бога, уравняв Себя с Богом, даже хотели убить Его.
 
Тогда иудеи ещё более усердно стали искать возможности убить Иисуса, ведь Он не только нарушал субботу, но к тому же называл Бога Своим Отцом, тем самым приравнивая Себя к Богу.

Тогда Иисус сказал, обращаясь к ним: уверяю вас: если бы Отец не творил, то и Сын Сам по Себе ничего не мог бы сотворить, но поскольку Он видит, что Отец творит, то и Он творит то же самое.
 
На это Иисус ответил им так: — Говорю вам истину: Сын ничего не может делать Сам от Себя, пока не увидит Отца делающим. То, что делает Отец, делает и Сын.

Отец ведь любит Сына и являет Ему всё, что Сам творит, и в дальнейшем явит Ему все деяния Свои, что, конечно, удивительно для вас.
 
Ведь Отец любит Сына и показывает Ему всё, что делает Сам, и вы удивитесь, потому что Он покажет Ему более великие дела.

А так как Отец воскрешает и оживляет умерших, то и Сын может оживить кого угодно.
 
Точно так, как Отец воскрешает мертвых и дает им жизнь, так и Сын дает жизнь тем, кому хочет.

Отец никогда не судит, но всю власть судить предоставил Сыну,
 
Более того, Отец никого не судит, Он доверил весь суд Сыну,

чтобы все чтили Сына, как чтут Отца, а кто не чтит Сына, тот не чтит Того, Кто послал Его.
 
чтобы все почитали Сына, как чтят Отца. Тот, кто не чтит Сына, не чтит и Отца, пославшего Сына.

Уверяю Вас: кто внимает словам Моим и верует, что Отец послал Меня, тот наследует Жизнь Вечную; он не будет судим, ибо перешел из смерти в Жизнь.3
 
Говорю вам истину: всякий, кто слышит Мое слово и верит Пославшему Меня, имеет жизнь вечную, и ему не придется приходить на суд, он уже перешел из смерти в жизнь.

Уверяю вас также: настанет время, и оно совсем близко уже, когда умершие услышат зов Сына Божьего, и, услышав, — оживут,
 
Говорю вам истину: наступает время, и уже наступило, когда мертвые услышат голос Сына Божьего, и те, кто услышит, оживут.

ибо как Отец имеет источник жизни в Самом Себе, так и Сын по воле Отца имеет источник жизни в Самом Себе.
 
Потому что, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так Он дал иметь жизнь в Самом Себе и Сыну.

А как Сыну Человеческому Он предоставил Ему право вершить суд;
 
Он дал Ему власть судить, потому что Он — Сын Человеческий.

не удивляйтесь этому, ибо настанет время, когда все умершие услышат зов Сына Божьего,
 
Не удивляйтесь этому, потому что настанет время, когда все, кто находится в могилах, услышат Его голос

и поднимутся из могил; те, что творили добро, воскреснут для Жизни, а те, что творили зло, воскреснут для суда.
 
и выйдут из могил. Те, кто делал добро, воскреснут, чтобы жить, а те, кто делал зло, чтобы получить осуждение.

Сам по Себе Я ничего не могу совершить; Я вершу суд не своевольно, но повинуясь воле Отца, Который послал Меня, и суд Мой — справедлив.
 
Я не могу ничего делать Сам от Себя. Я сужу так, как Мне сказано, и Мой суд справедлив, потому что Я стремлюсь исполнить не Свою волю, а волю Пославшего Меня.

Если бы Я Сам свидетельствовал о Себе, то свидетельство Моё не было бы истинным,
 
Если бы Я свидетельствовал Сам о Себе, то свидетельство Мое было бы недействительно[38],

но Другой свидетельствует обо Мне, и Я знаю, что свидетельство, которым Он свидетельствует обо Мне, — истинно.
 
но обо Мне свидетельствует ещё один свидетель, и Я знаю, что Его свидетельство обо Мне истинно.

Вы послали к Иоанну, и он засвидетельствовал истину.
 
Вы посылали к Иоанну, и он свидетельствовал об истине.

Мне же свидетельство человека не нужно, и говорю Я вам это в назидание.
 
Я не нуждаюсь в свидетельстве людей, но говорю об этом, чтобы вы были спасены.

Иоанн был подобен светильнику, который и светит, и греет, и вы могли некоторое время радоваться свету его.
 
Иоанн был горящим и сияющим светильником, и вы хотели хоть некоторое время порадоваться при его свете.

Моё же свидетельство превосходит свидетельство Иоанна, ибо дела, которые Отец поручил совершить Мне, сами дела эти, которые Я творю, свидетельствуют обо Мне и о том, что Отец послал Меня.
 
Но у Меня есть свидетельство сильнее Иоаннова. Дела, которые Отец поручил Мне совершить и которые Я совершаю, свидетельствуют о том, что Отец послал Меня.

И, Отец, Который послал Меня, Сам свидетельствовал обо Мне. Вы же ни голоса Его никогда не слышали, ни лика Его не видели,
 
Обо Мне свидетельствует и Сам Отец, пославший Меня. Вы никогда не слышали Его голоса и не видели Его облика.

и слово Его не храните в себе, а потому и не верите Тому, Кого Он послал.
 
Его слово не живет в вас, потому что вы не верите Тому, Кого Он послал.

Изучайте Писание: благодаря ему вы надеетесь получить Жизнь Вечную, а оно ведь свидетельствует обо Мне.4
 
Вы старательно исследуете Писания, надеясь через них получить жизнь вечную. А ведь эти Писания свидетельствуют обо Мне.

Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы наследовать Жизнь (Вечную).
 
Однако вы отказываетесь прийти ко Мне, чтобы получить жизнь.

Людская слава не нужна Мне,
 
Мне не нужна слава от людей,

да и все Я знаю: у вас нет любви к Богу.
 
но Я знаю вас: в ваших сердцах нет любви к Богу.

Я пришёл от имени Отца Моего, и вы не принимаете Меня, но если другой кто-нибудь придет от своего имени, того вы примите.
 
Я пришёл во имя Моего Отца, и вы Меня не принимаете, но когда кто-либо другой придет во имя самого себя — его вы примете.

Разве можете вы уверовать, если воздаете почести друг другу, а о почитании Единого Бога забыли?
 
Как вы можете поверить, когда вы ищете похвалы друг от друга, но не прилагаете никаких усилий, чтобы получить похвалу от единого Бога?

Не думайте, что Я стану обвинять вас пред Отцом Моим: есть уже обвинитель — Моисей, на (писания) которого вы возлагаете надежды.
 
Не думайте, однако, что Я буду обвинять вас перед Отцом. Ваш обвинитель — Моисей, на которого вы возлагаете ваши надежды.

Если бы вы верили Моисею, то верили бы и Мне, ибо он писал обо Мне.
 
Если бы вы верили Моисею, то верили бы и Мне, потому что Моисей писал обо Мне[39].

Но если вы Писанию не верите, то разве поверите словам Моим?
 
Но если вы не верите тому, что он написал, то как вы можете поверить Моим словам?

Примечания:

 
В переводе Лутковского
[5.1] «пятью навесами» — досл.: «пятью портиками». Трудно сказать, было ли это строение выполнено в греко-римском стиле; вероятнее всего, это были, по восточному обычаю, большие матерчатые навесы, чем-то напоминающие шатры.
[5.2] «вода начинала бурлить» — досл.: «ангел Господень возмущал воду».
[5.3] чтобы уточнить мысль Иисуса, слово «Отец» переводчик перенес в стих 24 из 23. (Иудеи, несомненно, веровали в Бога-Отца, но не веровали в Его Сына — Иисуса.)
[5.4] возм. перев.: «вы изучаете Писание, благодаря которому».
 
Новый русский перевод
2 [36] — В некоторых рукописях: Бетзата Бетсаида. Это название переводится как: Дом изливания; или: Дом милости.
3 [37] — Отрывок: « Они ожидали… болезни» — отсутствует в ранних рукописях ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ИОАННА.
31 [38] — По Закону требовалось свидетельство 2-3-х человек (см. Втор 19:15). Здесь же 5 свидетельств об Иисусе: Иоанн (ст. 33), дела Иисуса (ст. 36), Отец Небесный (ст. 37), Писание (ст. 39) и Моисей (ст. 46).
46 [39] — Во всех частях Закона Моисей пророчески писал о Христе. Напр.: Быт 49:10; Исх 12:21; Лев 17:11; Чис 24:17; Втор 18:15.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.