От Иоанна 7 глава

Евангелие от Иоанна святое благовествование
В переводе Лутковского → Новый русский перевод

 
 

После этого Иисус отправился в путь по Галилее. В Иудею же Он решил не идти, потому что иудеи хотели убить Его.
 
После этого Иисус ходил по Галилее. В Иудею Он не шёл, так как иудеи хотели убить Его.

А когда наступил иудейский праздник Кущей,
 
Когда приближался иудейский праздник Шалашей[47],

братья Его сказали Ему: пойди отсюда в Иудею, чтобы и ученики Твои смогли увидеть чудеса, которые Ты совершаешь.
 
братья Иисуса сказали Ему: — Не оставайся здесь, иди в Иудею, чтобы и Твои ученики увидели чудеса, которые Ты совершаешь.

Никто другой, если бы он совершил такие чудеса, не стал бы скрываться, а старался бы стать известным. Так яви Себя миру!
 
Ведь никто, стремящийся к известности, не действует втайне. Если Ты делаешь такое, покажи Себя миру. —

Но сами братья не веровали в Него.
 
Даже Его братья не верили Ему.

На это Иисус сказал им: Моё время ещё не пришло, ваше же время — всегда.
 
Иисус сказал им: — Мое время ещё не подошло, для вас же подходит любое время.

Мир не может вас ненавидеть, а Меня мир ненавидит, ибо Я обличаю его за то зло, которое в нём происходит.
 
Вас мир[48] не может ненавидеть, Меня же он ненавидит, потому что Я свидетельствую о том, что его дела злы.

Идите сами на праздник, Я же на этот праздник пока не пойду, потому что время Моё ещё не пришло.
 
Идите на праздник, Я же пока не пойду, потому что Мое время ещё не подошло. —

Сказав это, Он остался в Галилее.
 
И Иисус остался в Галилее.

Но после того как братья Его пошли на праздник, Он тоже пошёл, однако тайно, скрываясь (ото всех).
 
Но когда Его братья пошли на праздник, Он тоже пошел, только не открыто, а так, чтобы никто не знал.

Иудеи же во время праздника искали Его и спрашивали: где Он?
 
На празднике иудеи искали Его и спрашивали: «Где Он?»

А среди народа о Нём ходили разные слухи: одни говорили, что Он праведник, другие говорили: нет, Он обманщик.
 
В народе об Иисусе шло много перешептываний. Некоторые говорили, что Он хороший человек, другие — что Он обманывает народ.

Впрочем, никто открыто не говорил о Нём из-за страха перед иудеями.
 
Однако открыто никто о Нем ничего не говорил из страха перед иудеями.

Но на третий день праздника1 Иисус пришёл в храм и стал проповедовать.
 
Первая половина праздника уже прошла, когда Иисус пришёл в храм и стал учить.

Иудеи же спрашивали в изумлении: откуда Он знает Писание, если нигде не учился?
 
Иудеи удивлялись и спрашивали: — Откуда у Него такая ученость, ведь Он нигде не учился?

Иисус же сказал, обращаясь к ним: Я проповедую не Своё учение, но Того, Кто послал Меня.
 
Иисус ответил: — Учение Мое не от Меня, но от Того, Кто послал Меня.

Кто стремится исполнять волю Его, тот знает: от Бога это учение, или Я от Своего имени говорю.
 
И кто действительно хочет исполнять волю Бога, тот узнает, от Бога Мое учение или же Я говорю Сам от Себя.

Кто от своего имени говорит, тот добивается славы для себя самого, а Кто добивается славы для Того, Кто послал Его, Тот искренен, и нет лжи в словах Его.
 
Тот, кто говорит от себя, ищет славы самому себе, Тот же, Кто ищет славы Пославшему Его, истинен, и нет неправды в Нем.

Не дал ли вам Моисей закон? Однако никто из вас не исполняет закон. За что же вы хотите убить Меня?
 
Разве Моисей не дал вам Закон? Однако ни один из вас не соблюдает Закона. Зачем вы хотите убить Меня?

В толпе вскричали: не бесноватый ли Ты? Кто хочет убить Тебя?
 
— Да Ты не одержим ли демоном? Кто хочет Тебя убить? — отвечал народ.

В ответ Иисус сказал: из того, что Я сделал, всех вас возмущает лишь одно.
 
Иисус сказал: — Я совершил лишь одно дело[49], и вы так удивляетесь.

Но вот Моисей установил вам обрезание, — хотя оно было и до Моисея, ещё при патриархах,2 — и вы в субботу совершаете обрезание.
 
Моисей дал вам обрезание (хотя, конечно, обрезание идет не от Моисея, а от праотцев), и вы обрезаете детей даже в субботу.

Если же вы считаете, что в субботу необходимо над человеком совершать обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисея, почему же на Меня негодуете за то, что Я в субботу полностью исцелил человека?
 
Так если человек может быть обрезан в субботу ради того, чтобы не был нарушен Закон Моисея, то почему вы злы на Меня за то, что Я исцелил всего человека в субботу?

Судите же по существу, и пусть суждения ваши будут справедливы.3
 
Судите не по виду, а по справедливости.

Некоторые же из жителей Иерусалима недоумевали: не Его ли разыскивают, чтобы убить?
 
В это время некоторые жители Иерусалима стали спрашивать: — Не Тот ли это, Которого хотят убить?

Но вот Он открыто говорит, и никто не запрещает Ему этого. Может быть, старейшины решили, что Он — Христос?
 
Вот же Он открыто говорит перед народом, и Ему не запрещают. Может, начальники достоверно узнали, что Он Христос?

Так ведь мы знаем, откуда Он; а когда придет Христос, никому не будет известно, откуда Он.
 
Но мы знаем, откуда Он, а когда придет Христос, то никто не будет знать, откуда Он пришёл.[50]

Тем временем, продолжая проповедовать в храме, Иисус сказал: вы знаете и Меня, и откуда Я, но ведь Я не Сам по Себе пришёл; Того же, Кто послал Меня, — (Бога) истинного — вы не знаете,
 
Тогда Иисус, Который продолжал учить в храме, громко возгласил: — Так вы Меня знаете?! И вы даже знаете, откуда Я?![51] Ведь Я не Сам от Себя пришёл. И истинен Тот, Кто послал Меня, но вы Его не знаете.

тогда как Я знаю Его, ибо Я — от Него, и Он послал Меня.
 
Я же знаю Его, потому что Я от Него пришёл и потому что Он послал Меня!

Иудеи же хотели схватить Его, но никто даже руки на Него не поднял, потому что ещё не пришло время Его.
 
Они хотели схватить Иисуса, но никто не поднял на Него руки, потому что Его время ещё не настало.

А среди собравшихся людей многие уверовали в Него, говоря при этом: неужели Христос, когда Он придет, совершит более великие чудеса, чем Этот совершил?
 
Многие же из толпы поверили в Него. Они говорили: — Неужели когда придет Христос, Он совершит больше знамений, чем Этот Человек?

Фарисеи же и первосвященники, узнав, что среди народа сложилось подобное мнение о Нём, послали слуг своих схватить Его.
 
Фарисеи услышали, что шепчут об Иисусе в толпе, и поэтому первосвященники и фарисеи послали храмовую стражу, чтобы арестовать Его.

Иисус же говорил: недолго Мне осталось быть с вами: Я пойду к Тому, Кто послал Меня.
 
Иисус сказал: — Ещё не долго Мне быть с вами, и потом Я возвращусь к Пославшему Меня.

Будете искать Меня — и не найдете, а туда, где Я буду, — не сможете придти.
 
Вы будете искать Меня, но не найдете, и туда, где Я буду, вы прийти не сможете.

При этом иудеи спрашивали друг у друга: куда Он собирается пойти и почему мы не найдем Его? Уж не собирается ли Он уйти в языческие страны и проповедовать язычникам?
 
Иудеи стали спрашивать друг друга: — Куда это Он собирается идти, что мы не сможем прийти туда? Может, Он намерен пойти туда, где наш народ живет рассеянным среди греков, чтобы учить греков?

Что означают слова, сказанные Им: будете искать Меня — и не найдете, а туда, где Я буду, — не сможете придти?
 
Что Он имел в виду, когда говорил: «Вы будете искать Меня, но не найдете» и «Туда, где Я буду, вы прийти не сможете»?

В последний же, главный день праздника, Иисус встал (в храме) и провозгласил: кто жаждет, иди ко Мне!
 
В последний и самый торжественный день праздника Иисус встал и громко возгласил: — Кто хочет пить, пусть приходит ко Мне и пьет.[52]

Пей, кто верует в Меня! Ибо, как сказано в Писании, из недр Его хлынут потоки воды живой. (Зах 14:8)
 
Кто верит в Меня, как говорит Писание, у того из сердца[53] потекут реки живой воды.

А говорил Он это о Духе Святом, Который должен был снизойти на уверовавших в Него. Пока что же Дух не был дарован им, ибо Иисус ещё не был прославлен.
 
Иисус имел в виду Духа, Которого поверившие в Него должны были позже получить. Дух ещё не был дан верующим, так как Иисус ещё не был прославлен.

Услышав эти слова, многие люди говорили: Он воистину пророк;
 
Некоторые люди в толпе, услышав слова Иисуса, сказали: — Он действительно Тот Самый Пророк!

другие же говорили: Он — Христос; а некоторые говорили: разве Христос должен придти из Галилеи?
 
Другие говорили: — Он — Христос! Третьи говорили: — Разве из Галилеи Христос придет?

Не сказано ли в Писании, что Христос должен быть из рода Давида и придти из Вифлеема, города, в котором жил Давид? (Пс 88:4−5; Мих 5:1)
 
Разве не сказано в Писании, что Христос будет из рода Давида[54] и из Вифлеема[55], того селения, откуда был Давид?

И возник о Нём спор среди собравшихся людей.
 
Народ разделился во мнениях об Иисусе.

Некоторые даже хотели схватить Его, но никто и руки на Него не поднял.
 
Некоторые хотели схватить Его, но никто не поднял на Иисуса руки.

Между тем слуги возвратились к первосвященникам и фарисеям, и те спросили у них: почему вы не привели Его?
 
Когда стражники храма возвратились к первосвященникам и фарисеям, те спросили их: — Почему вы не привели Его?

Слуги ответили: ещё ни один человек так не говорил, как говорит Этот Человек.
 
Стражники ответили: — Никто ещё так не говорил, как Этот Человек.

Фарисеи же сказали им: может быть, и вас Он прельстил?
 
— Он что, и вас тоже обманул? — спросили фарисеи. —

Разве кто-нибудь из старейшин или из фарисеев уверовал в Него?
 
Разве хоть один из начальников или из фарисеев Ему поверил?

А народ этот проклят: он не знает закона.
 
А что эта толпа понимает в Законе? Эти люди прокляты.

Тут один из фарисеев, Никодим, который однажды ночью приходил к Иисусу, говорит:
 
Никодим, один из фарисеев, который как-то раньше приходил к Иисусу, спросил:

разве закон наш позволяет выносить приговор человеку, прежде чем будет доказана вина его?
 
— Разве наш Закон дает право судить человека, не выслушав его вначале и не узнав, что он делает?

В ответ они сказали ему: может быть и ты из Галилеи? Поищи в Писании, и ты убедишься, что из Галилеи пророки не приходили.4
 
Они ответили: — Ты что, тоже из Галилеи? Исследуй Писание, и ты увидишь, что ни один пророк[56] из Галилеи не приходит.

 
После этого все разошлись по домам.

Примечания:

 
В переводе Лутковского
[7.1] «но на третий день праздника» — досл.: «но в половине праздника...».
[7.2] «хотя оно было и до Моисея, еще при патриархах» — досл.: «хотя оно не от Моисея есть, но от отцов».
[7.3] досл.: «не судите по тому, что видите».
[7.4] из Галилеи пророки не приходили — здесь первосвященники и фарисеи показали свое незнание Писания. По крайней мере, один пророк — Иона — был родом из Галилеи.
[7.5] Данный отрывок отсутствует в древних рукописях. Нет его и в толкованиях на Евангелия у Оригена, И. Златоуста, бл. Феодорита. Однако бл. Иероним и бл. Августин защищают подлинность этого рассказа. (Возможно, именно об этом эпизоде идет речь у Евсевия, когда он приводит свидетельства Папия — см. Церк. ист. 3.19.17.)
 
Новый русский перевод
2 [47] — См. Лев 23:33-43; Чис 29:12-39; Втор 16:13-17.
7 [48] — Здесь и во многих местах этой книги, данный термин подразумевает людей, погрязший во зле и грехе, которые противятся Богу и которыми правит сатана, повелитель демонов.
21 [49] — См. Ин 5:1-9.
27 [50] — В то время было несколько мнений о месте рождения Христа: одни считали, что Он должен родиться в Вифлееме, как было предсказано в Пророках (см. Мих 5:2; Ин 7:42), другие — что Его место рождения будет неизвестно.
28 [51] — Или: 8:14. Или: « Да, вы Меня знаете, и вы знаете, откуда Я!»
37 [52] — Вода играла определенную роль на празднике Шалашей. На седьмой день праздника священник в сопровождении торжествующей процессии верующих наполнял золотой кувшин водой из Силоамской купальни. Возвратясь в храм, он возливал эту воду на подножие жертвенника. На восьмой день праздник завершался торжественным собранием.
38 [53] — Букв.: из живота.
42 [54] — См. 2Цар 7:12; Иер 23:5; Пс 131:11.
42 [55] — См. Мих 5:2.
52 [56] — Или: обещанный Пророк.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.