К Римлянам 2 глава

Послание к Римлянам святого апостола Павла
В переводе Лутковского → Новый русский перевод

 
 

Поэтому если ты осуждаешь другого, нет тебе оправдания, как и любому человеку, ибо, осуждая, ты обвиняешь себя самого, поскольку, осуждая, творишь то же самое.
 
Поэтому нет тебе извинения, судящий другого, кто бы ты ни был. Осуждая других, ты тем самым осуждаешь и себя, потому что ты, судящий, сам делаешь то же.

А мы знаем, что поступающих так ждет суд Божий, и это справедливо.
 
Мы знаем, что тех, кто так поступает, ждет Божий суд, и суд этот согласен с истиной.

Так на что ты надеешься, человек, осуждая так поступающих? Что ты, сам творя то же самое, избежишь суда Божьего?
 
Так неужели же ты надеешься избежать Божьего суда, осуждая других за то, что делаешь сам?

Или ты пренебрегаешь богатством Его благости, и кротости, и долготерпения, не понимая, что Бог по доброте Своей ведет тебя к покаянию?
 
Или ты пренебрегаешь великой добротой Божьей, Его снисходительностью и долготерпением, не понимая, что Божья доброта ведет тебя к покаянию?

Но жестокостью своею и нераскаянным сердцем ты сам себе копишь гнев на день гнева и откровения праведного суда Божьего,
 
Своим упрямством и нераскаявшимся сердцем ты сам накапливаешь гнев, который обрушится на тебя в день Божьего гнева, когда свершится Его праведный суд.

Который воздаст каждому по делам его:
 
Бог воздаст каждому по его делам[4].

тем, которые, постоянно творя добро, взыскуют нетленной славы и чести — Жизнь Вечную;
 
Тем, кто, постоянно творя добро, ищет славы, чести и бессмертия, Он даст вечную жизнь.

бесчестным же и неповинующимся истине, но предающимся непотребству — ярость и гнев.
 
Но кто ищет своего, кто отвергает истину и следует злу, того ждут гнев и ярость.

Скорбь и невзгоды душе любого человека, творящего зло, иудея прежде, затем эллина;
 
Каждого, делающего зло, ожидают горе и беда, во-первых, иудея, потом и грека.

слава же, честь и мир каждому, кто творит добро, иудею прежде, затем эллину,
 
А каждого, делающего добро, ждут слава, честь и мир, во-первых, иудея, а потом и язычника,

ибо у Бога нет лицеприятия.
 
потому что Бог не отдает предпочтения никому.

Таким образом, те, что грешат вне закона (Моисея), вне закона и погибнут; а те, что грешат, имея закон, по закону осуждены будут, —
 
Кто грешит, не имея Закона, тот вне Закона и погибнет, а кто грешит, зная Закон, тот по Закону и будет судим.

ведь не слушающие (чтение) закона оправданы перед Богом, но исполняющие закон оправданы будут,
 
Бог признает праведными не тех, кто слушает Закон, а тех, кто его исполняет.

ибо когда язычники, не имея закона, по внутреннему побуждению исполняют требования закона, то, не имея закона, они сами себе закон:
 
(Да, у язычников нет Закона, но когда они интуитивно делают то, чего требует Закон, они этим показывают, что и без Закона знают, что нужно делать, а что нет.

тем самым они показывают, что требования закона запечатлены в их сердцах, о чём свидетельствуют совесть их и мысли, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую, —
 
Они показывают тем самым, что требования Закона записаны у них в сердце[5], и об этом свидетельствуют их совесть и мысли, то оправдывающие их, то обвиняющие.)

в тот день, когда Бог, как я и благовествовал, через Христа Иисуса будет судить тайные дела людей.
 
Это сделается явным в тот день, когда Бог, через Иисуса Христа, будет судить тайные дела и мысли людей в согласии с Радостной Вестью, которую я возвещаю.

Если же ты именуешь себя иудеем и полагаешься на закон, похваляешься (своим) Богом,
 
Вот ты называешь себя иудеем, полагаешься на Закон и хвалишься тем, что близок к Богу;

тем, что тебе известна воля Его и что ты, изучив закон, избираешь лучшее;
 
ты знаешь Его волю и можешь определить согласно Закону, что хорошо, а что нет.

если ты убедил себя, что являешься поводырем слепых, светом для пребывающих во тьме,
 
Ты считаешь, что ты поводырь слепым и свет для тех, кто заблудился во тьме,

наставником невежд, учителем младенцев, имея в законе запечатленные знание и истину,
 
что ты наставник глупцов и учитель невежд, потому что обладаешь Законом — воплощением знания и истины.

то почему же ты, уча другого, не научишь себя самого? проповедуя: не укради, — крадешь?
 
Тогда почему же ты, уча других, не научишь в первую очередь самого себя? Ты проповедуешь против воровства[6], а сам крадешь;

говоря: не прелюбодействуй, — прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, — святотатствуешь?
 
ты порицаешь супружескую неверность[7], а сам изменяешь супруге; ты ненавидишь идолов, а сам обкрадываешь языческие храмы;

Ты, хвалящийся законом, преступая закон, позоришь Бога!
 
ты гордишься Законом, а бесчестишь Бога, нарушая Закон.

Ибо, как написано, из-за вас имя Божье в поношении у язычников.
 
Написано: «Из-за вас бесчестится имя Божье среди язычников».[8]

Так и обрезание имеет значение, если ты исполняешь (все предписания) закона; но если ты нарушитель закона, то обрезание твоё стало необрезанием.
 
В обрезании есть польза тогда, когда ты соблюдаешь Закон, но если ты Закон нарушаешь, то в твоем обрезании нет смысла.

Поэтому если необрезанный соблюдает предписания закона, то необрезание его не зачтется ли ему в обрезание?
 
Ведь если язычники соблюдают Закон, то разве они не будут считаться обрезанными?

И необрезанный по естеству, но исполняющий (предписания) закона, осудит тебя, нарушителя закона, имеющего и Писание, и обрезание,
 
И тот, кто лишен телесного обрезания, но исполняет Закон, осудит тебя, обрезанного и имеющего писаный Закон, но не исполняющего его.

ибо не тот иудей, кто внешне таков, и не то обрезание — внешнее, на плоти,
 
Ведь иудей не тот, кто выглядит иудеем, и настоящее обрезание — не то, которое на теле.

но тот иудей, кто внутренне таков, и обрезание — которое в сердце, по духу, а не по букве; таковому похвала не от людей, но от Бога.
 
Нет, настоящим иудеем является человек, который внутренне таков, и обрезание — это обрезание сердца по Духу, а не по букве Закона. Такому человеку похвала не от людей, а от Бога.

Примечания:

 
 
Новый русский перевод
6 [4]Пс 61:13; Прит 24:12.
15 [5] — См. Иер 31:32-33.
21 [6] — См. Исх 20:15; Втор 5:19.
22 [7] — См. Исх 20:14; Втор 5:18.
24 [8]Ис 52:5; Иез 36:20-23.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.