От Луки 1 глава

Евангелие от Луки святое благовествование
В переводе Лутковского → Русского Библейского Центра

 
 

Так как многие уже стали слагать повествования о событиях, хорошо известных нам
 
После того как многие взяли на себя труд повествования о событиях, представляющих для нас истину

по рассказам проповедников,1 с самого начала бывших очевидцами их,
 
И известных нам от самых ранних очевидцев и служителей Слова,

то и я решил, тщательно исследовав всё по порядку, последовательно изложить их тебе, досточтимый Феофил,2
 
Надумалось и мне, после тщательного изучения всего, отступив к началу, дать тебе, уважаемый Теофил, их последовательное описание,

чтобы ты убедился в достоверности тех преданий, которые тебе довелось услышать.3
 
Чтобы ты узнал достоверную суть того учения, в котором был наставлен.

Во время правления царя Ирода жил в Иудее священник из Авиевой чреды4 по имени Захария со своей женой Елизаветой из рода Аарона.
 
Во времена Ирода, царя Иудеи, был священник по имени Захария, из чреды Авия. Его жена была из дочерей Аароновых. Звали ее Елизавета.

Оба они были праведны пред Богом, безукоризненно соблюдали все предписания закона и заповеди Господни,
 
Оба были праведны перед Богом, по всем заповедям и порядкам Господним поступали безупречно.

но детей у них не было, несмотря на преклонный возраст обоих, потому что Елизавета была бесплодна.
 
Детей они не завели: Елизавета была бесплодна. Оба были в преклонных летах.

И вот однажды, когда Захария согласно чину своей чреды совершал богослужение,
 
В тот день Захария исполнял служение перед Богом в порядке своей чреды,

ему необходимо было по священному обычаю воскадить фимиам в алтаре Господнем. И когда он вошел в него,
 
И по священническому уставу выпал ему жребий войти в Храм Господень и возжечь благовонное курение.

а великое множество молящихся во время каждения пребывали во (внутреннем) дворе храма,
 
Пока совершалось каждение, все множество народа молилось снаружи.

явился ему ангел Господень, стоящий справа от кадильного жертвенника.
 
И явился ему ангел Господень, встав по правую сторону кадильного жертвенника.

Увидев его, Захария растерялся, и страх напал на него.
 
Увидев его, Захария оробел, смешался.

Но ангел сказал ему: не бойся, Захария, молитвы твои услышаны: жена твоя, Елизавета, родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн;
 
Но ангел сказал ему: «Не бойся, Захария. Услышана твоя молитва. Елизавета, жена твоя, родит тебе сына. Назови его Иоанном.

рождение его принесет тебе радость и веселие, и многие с тобою возрадуются.
 
Он будет тебе радость и торжество. Многие отпразднуют его рождение.

Он будет велик пред Господом, не станет пить ни виноградного, ни фруктового вина и, исполненный Духа Святого ещё во чреве матери своей,
 
И будет он велик перед Господом, не захочет пить вина и сикеры и исполнится Святого Духа прямо с рождения.

многих сыновей Израиля обратит затем ко Господу;
 
Многих сынов Израиля он возвратит Господу, их Богу,

он пройдет пред Богом, имея дух и силу Илии, чтобы, обратив сердца отцов к детям их, а неверующих5 — к образцу мыслей праведных, подготовить народ к встрече Господа.
 
Силой и духом Ильи будет предварять Господа, склонит сердца отцов к детям, гордыню юношей к мудрости старцев, представит Господу народ подготовленный».

И сказал Захария ангелу: разве я способен на это? Ведь я стар, да и жена моя в преклонном возрасте.
 
Захария спрашивает ангела: «В чем видеть мне указание на это? Я уже стар, да и жена моя в преклонных летах».

Ангел же сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Самим Богом, и послан Им провозгласить тебе эту радостную весть;
 
Ангел отвечает ему: «Я Гавриил. Я стою перед Богом. Он послал меня говорить с тобой, донести до тебя это известие.

ты же, за то, что не поверил словам моим, которые исполнятся в своё время, будешь молчать и не сможешь говорить до того самого дня, в который сбудется это.
 
У тебя отнимется язык и будешь оставаться нем до тех пор, пока оно не подтвердится. Ты не поверил моим словам, а они сбудутся в свое время».

Между тем люди, которые ожидали Захарию, недоумевали, почему тот задерживается в алтаре.
 
Люди ждали Захарию и не могли понять, почему он медлит в Храме.

А когда он вышел, то ничего не мог сказать им, и лишь по знакам, которыми он, словно немой, объяснялся с ними, они догадались, что ему было видение в алтаре.
 
Выйдя к ним, он не мог ничего выговорить, и они поняли, что в Храме ему было видение. Он объяснялся с ними знаками и оставался нем.

И вот окончились дни служения его, и он возвратился в дом свой.
 
Подошли к концу дни его служения, и он вернулся домой.

Вскоре после этого зачала Елизавета, жена его, и в течение пяти месяцев тщательно скрывала это от всех, говоря:
 
Вскоре его жена Елизавета забеременела и пять месяцев не выходила из дому. Она говорила:

вот что сотворил мне Господь, когда решил избавить меня от упреков людских.6
 
«Так сотворил мне Господь. И вовремя! Его взор остановился на мне, чтобы снять с меня людскую молву».

А через шесть месяцев Бог послал ангела Гавриила в Назарет, один из городов Галилеи,
 
На шестой месяц Бог послал ангела Гавриила в город Назарет, что в Галилее,

к отроковице по имени Мария, обрученной с Иосифом из рода Давида.
 
К девушке, обрученной с Иосифом из дома Давида. Имя девушки — Мария.

Представ пред нею, ангел сказал ей: здравствуй, облагодатствованная! Господь с тобою!
 
Ангел пришел и сказал: «Радуйся, избранница! С тобой Господь».

Увидев его, она растерялась, не зная, что и подумать о словах, обращенных к ней.
 
От его слов Мария растерялась, не понимая, для чего такое приветствие.

Ангел же сказал ей: не бойся, Мария, ты обрела благодать у Бога,
 
Ангел сказал ей: «Не бойся, Мария. Это тебе Божья милость.

и вот: зачнешь во чреве, родишь Сына и наречешь Ему имя Иисус. (Ис 7:14)
 
Забеременеешь и родишь Сына. Дай Ему имя Иисус.

Он будет великим, и называть Его станут Сыном Всевышнего; Господь Бог вручит Ему престол Давида, отца Его,
 
Он будет велик, назван Сыном Всевышнего. И даст Ему Господь Бог престол Его отца Давида.

и будет Он царствовать над родом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца.
 
Он будет царствовать над домом Иакова вечно. Царству Его не будет конца».

И спросила Мария у ангела: как же это произойдет, если я ещё не замужем?7
 
Мария говорит ангелу: «Как это может быть, если я не знаю мужа?».

Ангел же сказал ей в ответ: Дух Святой снизойдет на тебя и благодать8 Всевышнего осенит тебя, поэтому Рожденного тобою Святого будут называть Сыном Божьим;
 
Ангел отвечал: «На тебя сойдет Святой Дух и осенит тебя сила Всевышнего, поэтому у рожденного Святого будет имя Сын Божий.

вот и Елизавета, родственница твоя, которую считали бесплодной, несмотря на старость свою, зачала сына и уже на шестом месяце,
 
Елизавета, родственница твоя, считалась бесплодной, а зачала сына уже в годах и теперь на шестом месяце.

потому что для Бога нет ничего невозможного.
 
Для Бога нет ничего невозможного».

И отвечала Мария: я раба Господня; да будет мне по слову твоему. И ангел удалился от неё.
 
Тогда Мария сказала: «Я в руках Господа. Пусть будет как ты говоришь». И ангел ушел.

Через несколько дней, собравшись в дорогу, Мария поспешила в расположенный на возвышенности город Иудин
 
Теми же днями Мария не мешкая собралась и пошла в город Иудин, что на горах,

и, войдя в дом Захарии, поздоровалась с Елизаветой.
 
И с приветствием к Елизавете вошла в дом Захарии.

Едва Елизавета услыхала слова Марии, как младенец взыграл во чреве её, и, исполнясь Духа Святого,
 
Елизавета услышала приветствие Марии, и в ней толкнулось дитя. Она исполнилась Святого Духа

Елизавета воскликнула во весь голос: ты самая благословенная среди женщин! Благословен плод чрева твоего!
 
И с чувством сказала: «Благословенна ты среди женщин! Благословенно твое дитя!

Разве я достойна того, что пришла мать Господа моего ко мне?
 
И кто я, что пришла ко мне Мать Господа моего?!

Даже младенец во чреве моем радостно затрепетал, как только я услыхала слова приветствия твоего.
 
Лишь только прозвучало у меня в ушах твое приветствие, во мне от радости толкнулось дитя.

И, счастливая, в уверенности, что9 свершится обещанное ей Господом,
 
Счастлива та, что поверила! Все, что сказал ей Господь, совершится».

Мария воскликнула:славит душа моя Господа,
 
Мария говорит: «Величает душа моя Господа.

и возрадовалось сердце10 моё о Боге, Спасителе моем! (Авв 3:18)
 
Счастлив дух мой перед Богом Спасителем моим,

Узрел Господь смирение рабыни Своей, и вот: отныне славить меня будут все народы.11 (1Цар 1:11; Быт 30:13)
 
Что обратил Он взор на смирение рабы Своей. Отныне благословенной будут почитать меня в поколениях.

Могущественный, Он возвеличил меня;и имя Его — свято, (Пс 110:9)
 
Сотворил мне великое Сильный, свято имя Его.

и милость Его — из рода в род к благоговеющим пред Ним! (Пс 102:17)
 
Из поколения в поколение милость Его — к убоявшимся Его.

Явил Он силу десницы Своей:разрушил у гордых сокровенные замыслы их,
 
Явил Он силу руки Своей: рассеял высокомерных с их самомнением,

низложил властителей с престолови возвеличил смиренных; (Плач 1:15; Иов 5:11)
 
Свергнул властителей с престолов — и возвысил смиренных,

бедных преисполнил благ, а богатых оставил ни с чем;
 
Забитых нуждой оделил благами, а богатых отпустил ни с чем.

воспринял Израиль словно сына Своего,вспомнив о милости, (Пс 97:3)
 
Позаботился о рабе Своем Израиле, дал знать, что помнит о милости,

которую Он обещал навеки отцам нашим — Аврааму и потомкам его. (Мих 7:20)
 
Обещанной нашим праотцам — Аврааму и потомкам его — навеки».

И осталась Мария у неё, а через три месяца возвратилась в дом свой.
 
Мария прогостила у нее около трех месяцев и вернулась домой.

Между тем пришло время родить Елизавете, и родила она сына.
 
Пришло время Елизавете рожать, и она родила сына.

Возрадовались вместе с нею и родственники, и соседи её, узнав, что смилостивился над нею Господь.
 
Узнали соседи и родственники о великой ей от Господа милости и радовались вместе с ней.

На восьмой день они пришли, чтобы совершить обрезание младенца, и решили назвать его по имени отца Захарией.
 
На восьмой день пришли обрезать младенца и хотели было дать ему имя по отцу — Захария.

Но мать, воспротивясь, сказала, что назвать его следует Иоанном.
 
Но мать сказала: «Нет, нужно назвать его Иоанном».

Тогда, возразив ей, что среди родственников её не было никого, кто бы носил это имя,
 
Ей говорят: «Таким именем никого в твоем роду не называли».

стали знаками спрашивать у отца, как бы он хотел назвать его.
 
И знаками спрашивают отца, как он хочет его назвать.

И тот, попросив дощечку для письма, к удивлению всех написал на ней имя: Иоанн.
 
Захария попросил дощечку и написал: «Иоанн». Всем это было удивительно.

И вдруг отверзлись уста его, и стал он вслух славословить Бога.
 
И тотчас отпустило ему уста и язык, и он заговорил, благословляя Бога.

Все соседи их пришли в изумление, и молва об этом разнеслась по всей нагорной Иудее,
 
Это потрясло всех живущих по соседству, и молва об этом прошла по всей нагорной стране Иудее.

и все слышавшие полагали это в сердцах своих, восклицая: кем же станет этот младенец, если благодать12 Господня пребывает в нём?
 
Те, кто об этом слышал, молча задавали себе вопрос: «Кем же будет этот младенец?». С ним была рука Господня.

А Захария, отец его, исполнился Духа Святого и пророчествовал, восклицая:
 
Захария, отец его, исполненный Святого Духа, прорекал:

благословен Господь, Бог Израиля, Который посетил народ Свойи даровал ему избавление!
 
«Благословен Господь, Бог Израиля. Он посетил Свой народ, сотворил ему свободу,

Из рода Давида, раба Своего, Он воздвиг нам оплот спасения.
 
Воздвиг рог спасения нашего в доме раба Своего Давида;

Ещё издревле возвещал Онустами святых пророков Своих,
 
Сдержал слово, сказанное в давние времена через святых Своих пророков,

что спасет нас от врагов нашихи от рук всех ненавидящих нас.
 
Что спасет нас от наших врагов, от руки ненавидящих нас.

И вот, явил Он милосердие Своё отцам нашим, вспомнив завет Свой святой, —
 
Он сотворил милость нашим отцам, не забыл о святом Своем договоре,

клятву, которой Он клялся Аврааму, отцу нашему,
 
О клятвенном обещании отцу нашему Аврааму позволить нам

что мы, избавленные от рук врагов наших, станем безбоязненно и праведно служить Ему,13
 
Уйти из вражеских рук и уже без оглядки

в благоговении пред Нимпроводя все дни жизни своей.
 
Служить Ему в святости и правде перед Ним во все дни нашей жизни.

А тебя, младенец, станут называть пророком Всевышнего, ибо ты придешь прежде Господа, чтобы подготовить к встрече Его
 
А ты, дитя, будешь зваться пророком Всевышнего. Ты идешь прежде Господа — путь Ему приготовить,

народ Его и возвестить, что нам даровано спасение через оставление грехов,
 
Народу Его открыть правду о спасении через отпущение грехов

по великому милосердию Бога нашего, которым Он, словно восходящее солнце, озарит нас свыше,
 
По утробной Бога нашего милости. Сойдет к нам свет свыше

чтобы просветить нас, живущих во тьмеи под сенью смерти, и направить стопы наши на путь мира.
 
И будет светить всем, кто живет во тьме, в тени смертной — откроет нашему взору путь к миру».

Младенец же подрастал и укреплялся духом; и был он в пустыне до дней явления своего Израилю.
 
Между тем младенец рос, укреплялся духом. И был он в пустынных местах до того самого дня, когда явился перед Израилем.

Примечания:

 
В переводе Лутковского
[1.1] «проповедников» — досл.: «служителей слова».
[1.2] «Феофил» — возможно, это вполне реальное лицо; судя по обращению к нему автора Евангелия, он был знатного рода и в прошлом, видимо, язычник.
[1.3] «которые тебе довелось услышать» — досл.: «которые тебе (устно) преподали».
[1.4] «из Авиевой чреды» — Авия, внук Аарона (первосвященника, брата Моисея) был во времена царя Давида (см. 1Пар. 24.10) одним из 24 священников, которые образовали особые, названные их именами, группы — чреды. Каждая из них служила в свою очередь в течение 8 дней сначала при Скинии, а со времени царя Соломона — при храме Иерусалимском.
[1.5] «неверующих» — досл.: «неверных».
[1.6] «от упреков людских» — бездетность считалась наказанием Божьим за грехи.
[1.7] «я еще не замужем» — досл.: «я мужа не знаю» (ср. Быт. 4.1; Мф. 1.25).
[1.8] «благодать» — досл.: «сила», «могущество».
[1.9] досл.: «счастливая, в уверенности, что...». Обычно весь этот стих считался последними словами Елизаветы. Думается, однако, нет никаких оснований для того, чтобы Елизавета вдруг стала говорить о Марии в 3-м лице. Вероятнее всего, евангелист подчеркивает, что Мария только сейчас, убедившись в беременности Елизаветы, окончательно уверовала, что явление ангела и его слова — не сон, не плод галлюцинации и т.п. (Для чего она, собственно, и поспешила отправиться к Елизавете.)
[1.10] «сердце» — досл.: «дух».
[1.11] «все народы» — досл.: «все роды», то есть речь, по всей видимости, идет о всех 12 родах Израиля (ср. Мф. 19.28).
[1.12] . «благодать» — досл.: «рука».
[1.13] «служить Ему» — ради сохранения смыслового единства фразы эти слова перенесены сюда из 75-го стиха.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.