От Иоанна 1 глава

Евангелие от Иоанна святое благовествование
В переводе Лутковского → Слово Жизни

 
 

В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Бог.1
 
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Богом.

Оно в начале было с Богом.
 
Оно было в начале у Бога.

Все сущее Бог создал Словом, и без Него, и вне Его,2 — ничто из сущего не существует.
 
Все, что существует, было сотворено через Него, и без Него ничего из того, что есть, не начало существовать.

В Нём был и есть3 источник жизни, и жизнь есть свет для всех людей.
 
В Нем заключена жизнь, и эта жизнь — свет человечеству.

И светит этот свет во тьме, но тьма его не поглощает.
 
Свет светит во тьме, и тьма не поглотила его.

Был человек, по имени Иоанн, которого Бог послал,
 
Богом был послан человек, по имени Иоанн.

чтобы он свидетельствовал о Свете и чтобы все поверили свидетельству его.
 
Он пришел как свидетель, свидетельствовать о свете, чтобы благодаря ему все поверили в этот свет.

Он не был Светом, но пришёл, чтобы только свидетельствовать о Свете.
 
Сам он не был светом, а пришел, чтобы свидетельствовать о свете.

Есть Свет, Свет истинный, Который просвещает людей, пришедших в этот мир.
 
Был истинный свет, который просвещает каждого человека, приходящего в мир.

И вот, Он в мир пришёл, но мир, что был Им создан, так и не смог узнать Его.
 
Он был в мире, который через Него был создан, но мир не узнал Его.

В Свой дом пришёл Он, но и дома свои не приняли Его.
 
Он пришел к своим, но свои не приняли Его.

А те, что приняли Его, те, что поверили в Него, по благодати, данной Им, все стали Божьими детьми,
 
Но всем тем, кто Его принял и кто поверил в Его имя, Он дал власть стать детьми Божьими.

которые не кровью, плотью и не желанием отца, но Богом были рождены.
 
Детьми, рожденными не обычным путем, не от желания человека, а рожденными от Бога.

И Слово стало плотью и пребывало с нами, и благодать, и истина Его переполняли. И видели мы славу, ту славу, что была в Нём — единородном Сыне у Своего Отца.
 
Слово стало человеком и жило среди нас. Мы видели Его славу, славу, которой наделен Единственный Сын Отца, полный милости и истины.

Это о Нём свидетельствовал Иоанн, восклицая: вот Он, о Котором я говорил: Тот, Кто пришёл после меня, превзойдет меня, потому что Он был прежде меня.
 
Иоанн свидетельствовал о Нем, провозглашая: — Это тот, о ком я говорил: "Идущий за мной стоит выше меня, потому что Он существовал еще до меня".

От полноты Его мы принимали за благодатью благодать;
 
По Его безграничной милости мы получаем одно благословение за другим.

закон был дан нам Моисеем, а Иисус Христос Собою явил нам истину и благодать.
 
Ведь через Моисея был дан закон, а милость и истина пришли через Иисуса Христа.

Никто нигде не видел Бога, но Сын Его единородный, (от века) сущий в лоне Отчем, в Себе открыл Его для нас.
 
Бога никто никогда не видел, Его явил нам Его единственный Сын, который всегда пребывает с Отцом и который сам — Бог.

Вот свидетельство Иоанна. Когда иудеи из Иерусалима прислали к нему священников и левитов, чтобы спросить у него, кто он такой,
 
Жители Иерусалима послали к Иоанну священников и левитов, чтобы спросить его, кто он такой.

он не отказался отвечать, но признался, что он — не Христос.
 
Иоанн сказал им: — Я не Мессия. Он говорил об этом прямо, не скрывая.

Тогда они спросили у него: кто же ты? Илия? Он сказал: нет, не он. Пророк? Он ответил: нет.
 
Они спросили его: — Тогда кто же ты? Илия? Он ответил: — Нет. — Так ты пророк? — Нет, — отвечал Иоанн.

И спросили у него: так кто же ты? Скажи нам, кем ты считаешь себя самого, чтобы мы могли дать ответ тем, кто послал нас.
 
— Кто же ты? — спросили они тогда. — Скажи, чтобы мы смогли передать твой ответ тем, кто нас послал. Что ты сам скажешь о себе?

И он ответил: я — глас вопиющего в пустыне: выровняйте дорогу для Господа, как сказал пророк Исайя. (Ис 40:3)
 
Иоанн ответил им словами пророка Исайи: — "Я голос, взывающий в пустыне: выпрямите путь для Господа".

Среди посланных были фарисеи,
 
А посланные были фарисеями.

и они спросили у него: почему же ты крестишь, если ты не Христос, не Илия, не пророк?
 
Они допытывались: — Если ты не Мессия, не Илия и не пророк, то почему ты крестишь?

Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде, но посреди вас стоит Тот, Кто ещё неизвестен вам;
 
Иоанн ответил: — Я крещу водой. Но среди вас стоит тот, кого вы не знаете.

Он Тот, Кто, придя после меня, превзойдет меня; я недостоин развязать ремни на сандалиях Его.
 
Он придет после меня, и я не достоин даже развязать ремни Его сандалий.

Происходило же это у Вифавара, на берегу Иордана, где пребывал Иоанн Креститель.
 
Это происходило в Вифании, на берегу Иордана, там, где крестил Иоанн.

На следующий день, увидев идущего к Нему Иисуса, Иоанн сказал: вот Агнец Божий, Который возьмет (на Себя) грехи мира.
 
На следующий день Иоанн увидел идущего к нему Иисуса и сказал: — Вот Агнец Божий, который берет на себя грех мира!

Это о Нём я говорил: после меня придет Тот, Кто превзойдет Меня, потому что Он был прежде меня.
 
Это о Нем я говорил: "Идущий за мной стоит выше меня, потому что Он существовал еще задолго до меня".

Я не знал Его; но для того и пришёл я крестить в воде, чтобы Он стал известен Израилю.
 
Я сам не знал Его, но я крещу водой для того, чтобы Его узнал Израиль.

И свидетельствовал Иоанн: я видел, как Дух в образе голубки сошел с небес и опустился на Него.
 
И Иоанн подтвердил свои слова: — Я видел, как Дух Святой спускался на Него с небес в виде голубя и как Он остался на Нем.

Я не знал Его; но Тот, Кто послал меня крестить в воде, сказал мне: ты увидишь, как сойдет Дух (с небес); на Кого Он опустится — Тот и будет крестить Духом Святым.
 
Я бы не узнал Его, если бы пославший меня крестить водой не сказал мне: "На кого опустится и на ком останется Дух, тот и будет крестить людей Святым Духом".

И я увидел и засвидетельствовал, что Он — Сын Божий.
 
Я видел это и свидетельствую, что Он — Божий Сын!

На следующий день Иоанн вновь стоял (на берегу) с двумя учениками своими.
 
На следующий день Иоанн опять стоял с двумя своими учениками.

Заметив проходящего Иисуса, он сказал им: вот Агнец Божий.
 
Увидев идущего Иисуса, он сказал: — Вот Агнец Божий!

Услышав эти слова, оба ученика его последовали за Иисусом.
 
Двое из учеников слышали эти слова и последовали за Иисусом.

Оглянувшись и увидев, что они идут следом, Иисус спросил их: что вам надобно? Они же спросили у Него: Равви, — что означает Учитель, — где Ты остановился?
 
Иисус обернулся и увидел, что они идут за Ним. — Что вы хотите? — спросил Он. — Учитель, скажи, где Ты живешь? — спросили они.

И Он ответил им: пойдите и посмотрите. Они пошли и, узнав, где Он остановился, в тот день остались у Него. А было тогда около шести часов вечера.
 
— Идите за Мной, и вы сами увидите, — сказал Иисус. Они пошли, увидели, где Он живет, и пробыли у Него до четырех часов вечера.

Один же из этих двоих, которые после слов Иоанна (об Иисусе) последовали за Ним, был Андрей, брат Симона Петра.
 
Одним из двух, слышавших слова Иоанна об Иисусе и пошедших за Ним, был брат Симона Петра, Aндрей.

Прежде всего он разыскал своего брата Симона и говорит ему: мы нашли Мессию — Христа;
 
Он разыскал своего брата Симона и сказал: — Мы нашли Мессию! — (что означает "Помазанник").

и привел его к Иисусу. Взглянув на него, Иисус сказал: ты — Симон, сын Ионы; отныне твоё имя: Кифа; что означает: камень (Петр).
 
И привел его к Иисусу. Иисус посмотрел на Симона и сказал: — Симон, сын Иоанна, тебя будут звать Кифа, — (что значит "камень", а по-гречески "Петр").

На следующий день Иисус решил пойти в Галилею и, повстречав в пути Филиппа, сказал ему: следуй за Мною.
 
На следующий день Иисус решил идти в Галилею. Он нашел Филиппа и сказал ему: — Пойдем со Мной!

Филипп же был из Вифсаиды, города, в котором жили Андрей и Петр.
 
Филипп был из Вифсаиды, из того же города, что и Aндрей с Петром.

И вот Филипп разыскал Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в (книге) законов и пророки, — Иисуса, сына Иосифа из Назарета.
 
Он нашел Нафанаила и сказал ему: — Мы встретили того, о ком написано в законе Моисея и о котором писали пророки. Это Иисус, сын Иосифа из Назарета.

А Нафанаил спросил его: что хорошего может быть из Назарета? Филипп же ответил ему: пойди и посмотри.
 
Нафанаил ответил: — Разве из Назарета может быть что-нибудь доброе? — Пойди и посмотри, — сказал Филипп.

Увидев идущего к Нему Нафанаила, Иисус сказал, указывая на него: вот воистину израильтянин, в котором нет лукавства.
 
Когда Иисус увидел идущего к Нему Нафанаила, Он сказал: — Вот истинный израильтянин, в котором нет ни тени притворства.

Нафанаил спросил Его: откуда Ты знаешь меня? Иисус же сказал в ответ: прежде чем Филипп позвал тебя, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.
 
— Откуда Ты меня знаешь? — удивился Нафанаил. Иисус ответил: — Еще до того, как Филипп позвал тебя, Я видел тебя под смоковницей.

Нафанаил отвечал Ему: Равви, Ты — Сын Божий, Царь Израиля.
 
Тогда Нафанаил сказал: — Учитель, Ты действительно Сын Божий, Ты царь Израиля!

В ответ Иисус сказал ему: не потому ли ты уверовал, что Я сказал: видел тебя сидящим под смоковницей? Увидишь больше этого.
 
Иисус сказал: — Ты говоришь это потому, что Я сказал, что видел тебя под смоковницей. Ты увидишь еще больше этого.

И говорит, обращаясь к нему: уверяю вас: отныне вы будете видеть небо отверстым и ангелов Божьих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому. (Быт 28:12)
 
И добавил: — Говорю вам истину, вы увидите открытые небеса и ангелов Божьих, спускающихся и поднимающихся к Сыну Человеческому.

Примечания:

 
В переводе Лутковского
[1.1] Исследователи полагают, что так называемый «пролог» — это один из гимнов малоазийских церквей, составленный «по Иоанну». (Возможно, автором его был сам евангелист.)
[1.2] «и без Него, и вне Его» — предлог «хорис» переводится как «без», так и «вне», поэтому переводчик, дабы не ограничивать смысл сказанного, оставил в тексте сразу два значения этого слова.
[1.3] «в Нем был и есть» — в подлиннике глагол прошедшего времени, однако имеющий продолжение в настоящем; в русском языке «был» — ограничивается только прошедшим временем.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.