От Луки 1 глава

Евангелие от Луки святое благовествование
В переводе Лутковского → Синодальный перевод (МП)

 
 

Так как многие уже стали слагать повествования о событиях, хорошо известных нам
 
Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях,

по рассказам проповедников,1 с самого начала бывших очевидцами их,
 
как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова,

то и я решил, тщательно исследовав всё по порядку, последовательно изложить их тебе, досточтимый Феофил,2
 
то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил,

чтобы ты убедился в достоверности тех преданий, которые тебе довелось услышать.3
 
чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен.

Во время правления царя Ирода жил в Иудее священник из Авиевой чреды4 по имени Захария со своей женой Елизаветой из рода Аарона.
 
Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета.

Оба они были праведны пред Богом, безукоризненно соблюдали все предписания закона и заповеди Господни,
 
Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно.

но детей у них не было, несмотря на преклонный возраст обоих, потому что Елизавета была бесплодна.
 
У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных.

И вот однажды, когда Захария согласно чину своей чреды совершал богослужение,
 
Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом,

ему необходимо было по священному обычаю воскадить фимиам в алтаре Господнем. И когда он вошел в него,
 
по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения,

а великое множество молящихся во время каждения пребывали во (внутреннем) дворе храма,
 
а всё множество народа молилось вне во время каждения, —

явился ему ангел Господень, стоящий справа от кадильного жертвенника.
 
тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного.

Увидев его, Захария растерялся, и страх напал на него.
 
Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него.

Но ангел сказал ему: не бойся, Захария, молитвы твои услышаны: жена твоя, Елизавета, родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн;
 
Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн;

рождение его принесет тебе радость и веселие, и многие с тобою возрадуются.
 
и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются,

Он будет велик пред Господом, не станет пить ни виноградного, ни фруктового вина и, исполненный Духа Святого ещё во чреве матери своей,
 
ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей;

многих сыновей Израиля обратит затем ко Господу;
 
и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их;

он пройдет пред Богом, имея дух и силу Илии, чтобы, обратив сердца отцов к детям их, а неверующих5 — к образцу мыслей праведных, подготовить народ к встрече Господа.
 
и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный.

И сказал Захария ангелу: разве я способен на это? Ведь я стар, да и жена моя в преклонном возрасте.
 
И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных.

Ангел же сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Самим Богом, и послан Им провозгласить тебе эту радостную весть;
 
Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие;

ты же, за то, что не поверил словам моим, которые исполнятся в своё время, будешь молчать и не сможешь говорить до того самого дня, в который сбудется это.
 
и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время.

Между тем люди, которые ожидали Захарию, недоумевали, почему тот задерживается в алтаре.
 
Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме.

А когда он вышел, то ничего не мог сказать им, и лишь по знакам, которыми он, словно немой, объяснялся с ними, они догадались, что ему было видение в алтаре.
 
Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем.

И вот окончились дни служения его, и он возвратился в дом свой.
 
А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой.

Вскоре после этого зачала Елизавета, жена его, и в течение пяти месяцев тщательно скрывала это от всех, говоря:
 
После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила:

вот что сотворил мне Господь, когда решил избавить меня от упреков людских.6
 
так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.

А через шесть месяцев Бог послал ангела Гавриила в Назарет, один из городов Галилеи,
 
В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет,

к отроковице по имени Мария, обрученной с Иосифом из рода Давида.
 
к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.

Представ пред нею, ангел сказал ей: здравствуй, облагодатствованная! Господь с тобою!
 
Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.

Увидев его, она растерялась, не зная, что и подумать о словах, обращенных к ней.
 
Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.

Ангел же сказал ей: не бойся, Мария, ты обрела благодать у Бога,
 
И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;

и вот: зачнешь во чреве, родишь Сына и наречешь Ему имя Иисус. (Ис 7:14)
 
и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.

Он будет великим, и называть Его станут Сыном Всевышнего; Господь Бог вручит Ему престол Давида, отца Его,
 
Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;

и будет Он царствовать над родом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца.
 
и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

И спросила Мария у ангела: как же это произойдет, если я ещё не замужем?7
 
Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?

Ангел же сказал ей в ответ: Дух Святой снизойдет на тебя и благодать8 Всевышнего осенит тебя, поэтому Рожденного тобою Святого будут называть Сыном Божьим;
 
Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.

вот и Елизавета, родственница твоя, которую считали бесплодной, несмотря на старость свою, зачала сына и уже на шестом месяце,
 
Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц,

потому что для Бога нет ничего невозможного.
 
ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.

И отвечала Мария: я раба Господня; да будет мне по слову твоему. И ангел удалился от неё.
 
Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.

Через несколько дней, собравшись в дорогу, Мария поспешила в расположенный на возвышенности город Иудин
 
Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин,

и, войдя в дом Захарии, поздоровалась с Елизаветой.
 
и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.

Едва Елизавета услыхала слова Марии, как младенец взыграл во чреве её, и, исполнясь Духа Святого,
 
Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа,

Елизавета воскликнула во весь голос: ты самая благословенная среди женщин! Благословен плод чрева твоего!
 
и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!

Разве я достойна того, что пришла мать Господа моего ко мне?
 
И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?

Даже младенец во чреве моем радостно затрепетал, как только я услыхала слова приветствия твоего.
 
Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем.

И, счастливая, в уверенности, что9 свершится обещанное ей Господом,
 
И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.

Мария воскликнула:славит душа моя Господа,
 
И сказала Мария: величит душа Моя Господа,

и возрадовалось сердце10 моё о Боге, Спасителе моем! (Авв 3:18)
 
и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,

Узрел Господь смирение рабыни Своей, и вот: отныне славить меня будут все народы.11 (1Цар 1:11; Быт 30:13)
 
что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды;

Могущественный, Он возвеличил меня;и имя Его — свято, (Пс 110:9)
 
что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его;

и милость Его — из рода в род к благоговеющим пред Ним! (Пс 102:17)
 
и милость Его в роды родов к боящимся Его;

Явил Он силу десницы Своей:разрушил у гордых сокровенные замыслы их,
 
явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их;

низложил властителей с престолови возвеличил смиренных; (Плач 1:15; Иов 5:11)
 
низложил сильных с престолов, и вознес смиренных;

бедных преисполнил благ, а богатых оставил ни с чем;
 
алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем;

воспринял Израиль словно сына Своего,вспомнив о милости, (Пс 97:3)
 
воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость,

которую Он обещал навеки отцам нашим — Аврааму и потомкам его. (Мих 7:20)
 
как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века.

И осталась Мария у неё, а через три месяца возвратилась в дом свой.
 
Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой.

Между тем пришло время родить Елизавете, и родила она сына.
 
Елисавете же настало время родить, и она родила сына.

Возрадовались вместе с нею и родственники, и соседи её, узнав, что смилостивился над нею Господь.
 
И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею.

На восьмой день они пришли, чтобы совершить обрезание младенца, и решили назвать его по имени отца Захарией.
 
В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею.

Но мать, воспротивясь, сказала, что назвать его следует Иоанном.
 
На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном.

Тогда, возразив ей, что среди родственников её не было никого, кто бы носил это имя,
 
И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем.

стали знаками спрашивать у отца, как бы он хотел назвать его.
 
И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его.

И тот, попросив дощечку для письма, к удивлению всех написал на ней имя: Иоанн.
 
Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились.

И вдруг отверзлись уста его, и стал он вслух славословить Бога.
 
И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога.

Все соседи их пришли в изумление, и молва об этом разнеслась по всей нагорной Иудее,
 
И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской.

и все слышавшие полагали это в сердцах своих, восклицая: кем же станет этот младенец, если благодать12 Господня пребывает в нём?
 
Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним.

А Захария, отец его, исполнился Духа Святого и пророчествовал, восклицая:
 
И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря:

благословен Господь, Бог Израиля, Который посетил народ Свойи даровал ему избавление!
 
благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему,

Из рода Давида, раба Своего, Он воздвиг нам оплот спасения.
 
и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего,

Ещё издревле возвещал Онустами святых пророков Своих,
 
как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих,

что спасет нас от врагов нашихи от рук всех ненавидящих нас.
 
что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас;

И вот, явил Он милосердие Своё отцам нашим, вспомнив завет Свой святой, —
 
сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой,

клятву, которой Он клялся Аврааму, отцу нашему,
 
клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам,

что мы, избавленные от рук врагов наших, станем безбоязненно и праведно служить Ему,13
 
небоязненно, по избавлении от руки врагов наших,

в благоговении пред Нимпроводя все дни жизни своей.
 
служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей.

А тебя, младенец, станут называть пророком Всевышнего, ибо ты придешь прежде Господа, чтобы подготовить к встрече Его
 
И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему,

народ Его и возвестить, что нам даровано спасение через оставление грехов,
 
дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их,

по великому милосердию Бога нашего, которым Он, словно восходящее солнце, озарит нас свыше,
 
по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше,

чтобы просветить нас, живущих во тьмеи под сенью смерти, и направить стопы наши на путь мира.
 
просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира.

Младенец же подрастал и укреплялся духом; и был он в пустыне до дней явления своего Израилю.
 
Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю.

Примечания:

 
В переводе Лутковского
[1.1] «проповедников» — досл.: «служителей слова».
[1.2] «Феофил» — возможно, это вполне реальное лицо; судя по обращению к нему автора Евангелия, он был знатного рода и в прошлом, видимо, язычник.
[1.3] «которые тебе довелось услышать» — досл.: «которые тебе (устно) преподали».
[1.4] «из Авиевой чреды» — Авия, внук Аарона (первосвященника, брата Моисея) был во времена царя Давида (см. 1Пар. 24.10) одним из 24 священников, которые образовали особые, названные их именами, группы — чреды. Каждая из них служила в свою очередь в течение 8 дней сначала при Скинии, а со времени царя Соломона — при храме Иерусалимском.
[1.5] «неверующих» — досл.: «неверных».
[1.6] «от упреков людских» — бездетность считалась наказанием Божьим за грехи.
[1.7] «я еще не замужем» — досл.: «я мужа не знаю» (ср. Быт. 4.1; Мф. 1.25).
[1.8] «благодать» — досл.: «сила», «могущество».
[1.9] досл.: «счастливая, в уверенности, что...». Обычно весь этот стих считался последними словами Елизаветы. Думается, однако, нет никаких оснований для того, чтобы Елизавета вдруг стала говорить о Марии в 3-м лице. Вероятнее всего, евангелист подчеркивает, что Мария только сейчас, убедившись в беременности Елизаветы, окончательно уверовала, что явление ангела и его слова — не сон, не плод галлюцинации и т.п. (Для чего она, собственно, и поспешила отправиться к Елизавете.)
[1.10] «сердце» — досл.: «дух».
[1.11] «все народы» — досл.: «все роды», то есть речь, по всей видимости, идет о всех 12 родах Израиля (ср. Мф. 19.28).
[1.12] . «благодать» — досл.: «рука».
[1.13] «служить Ему» — ради сохранения смыслового единства фразы эти слова перенесены сюда из 75-го стиха.
 
Синодальный перевод (МП)
5, 8 чреда — очередь, последовательная смена чего-либо.
15 сикера — крепкий алкоголь из меда, фруктового сока, зерна.
17, 76 предыдет, предыдешь — прийти прежде, перед; идти впереди, предшествовать.
53 алкать — почувствовать голод, захотеть есть, проголодаться.
78 благоутробие — внутреннее благорасположение, доброта сердца, милосердие, сострадание.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.