Jeremiah 1 глава

Jeremiah
New American Standard Bible → Толкование Далласской семинарии

New American Standard Bible

Jeremiah’s Call and Commission

1 The words of Jeremiah the son of Hilkiah, of the priests who were in Anathoth in the land of Benjamin,
2 to whom the word of the LORD came in the days of Josiah the son of Amon, king of Judah, in the thirteenth year of his reign.
3 It came also in the days of Jehoiakim the son of Josiah, king of Judah, until the end of the eleventh year of Zedekiah the son of Josiah, king of Judah, until the exile of Jerusalem in the fifth month.
4 Now the word of the LORD came to me saying,
5 “Before I formed you in the womb I knew you,
And before you were born I consecrated you;
I have appointed you a prophet to the nations.”
6 Then I said, “Alas, Lord GOD!
Behold, I do not know how to speak,
Because I am a youth.”
7 But the LORD said to me,
“Do not say, ‘I am a youth,’
Because everywhere I send you, you shall go,
And all that I command you, you shall speak.
8 “Do not be afraid of them,
For I am with you to deliver you,” declares the LORD.
9 Then the LORD stretched out His hand and touched my mouth, and the LORD said to me,
“Behold, I have put My words in your mouth.
10 “See, I have appointed you this day over the nations and over the kingdoms,
To pluck up and to break down,
To destroy and to overthrow,
To build and to plant.”

The Almond Rod and Boiling Pot

11 The word of the LORD came to me saying, “What do you see, Jeremiah?” And I said, “I see a rod of an almond tree.”
12 Then the LORD said to me, “You have seen well, for I am watching over My word to perform it.”
13 The word of the LORD came to me a second time saying, “What do you see?” And I said, “I see a boiling pot, facing away from the north.”
14 Then the LORD said to me, “Out of the north the evil will break forth on all the inhabitants of the land.
15 “For, behold, I am calling all the families of the kingdoms of the north,” declares the LORD; “and they will come and they will set each one his throne at the entrance of the gates of Jerusalem, and against all its walls round about and against all the cities of Judah.
16 “I will pronounce My judgments on them concerning all their wickedness, whereby they have forsaken Me and have offered sacrifices to other gods, and worshiped the works of their own hands.
17 “Now, gird up your loins and arise, and speak to them all which I command you. Do not be dismayed before them, or I will dismay you before them.
18 “Now behold, I have made you today as a fortified city and as a pillar of iron and as walls of bronze against the whole land, to the kings of Judah, to its princes, to its priests and to the people of the land.
19 “They will fight against you, but they will not overcome you, for I am with you to deliver you,” declares the LORD.

Толкование Далласской семинарии

1. Вступление (глава 1)

Книга Пророка Иеремии начинается с краткого представления пророка читателям: кто он, от кого и откуда произошел, как и когда был призван на служение…

А. О времени служения пророка (1:1−3)

Иер 1:1. Иеремия был из священнического рода, т. е. происходил от первосвященника Аарона. Едва ли отец его — Хелкия и первосвященник времени царя Иосии, обнаруживший в храме свиток закона (4Цар 22:2−14), — одно и то же лицо. Имя «Хелкия» было, очевидно, весьма распространенным в левитской среде (1Пар 6:45−46; 26:10−11; 2Пар 34:9−22; Неем 12:7).

Родным городом Иеремии был Анафоф, располагавшийся в земле Вениаминовой, километрах в четырех на северо-восток от Иерусалима. Территория Вениамина граничила с наделом Иудиным, и «граница» между ними проходила с востока на запад близ Иерусалима (Нав 18:15−16). Городок, или селение, Анафоф был из числа назначенных священникам Иисусом Навином (Нав 21:15−19). Сюда царь Соломон сослал Авиафара-священника за то, что тот поддержал брата его Адонию, претендовавшего на трон отца их Давида (3Цар 1:7; 2:26−27).

Иер 1:2−3. Происходивший из рода священников, Иеремия никогда, однако, не исполнял священнического служения, но, призванный Богом, стал служить Ему как пророк. Напомним, что пророком назывался человек, через которого Господь говорил к Своему народу. Иеремию Он призвал в тринадцатый год царствования Иосии, вступившего на трон в 640 г. до Р. Х., т. е. в 627 году. Иосия был последним благочестивым царем Иудеи. Все ее цари после безвременной смерти Иосии в 609 году не были достойны звания своего и назначения.

Между тем, Иеремия оставался «устами Божиими», говоря к иудеям от имени их Господа до пятого месяца одиннадцатого года правления царя Седекии (именно так надо понимать сказанное в стихе 3), т. е. до июля-августа 586 г. до Р. Х. Таким образом служение Иеремии продолжалось, по крайней мере, 41 год. Однако речь тут, по всей видимости, идет о служении пророка иудейскому народу и стране Иудее, пока та существовала, т. е. до переселения Иерусалима Навуходоносором. Ведь в Иер 39:11 — 44:30 говорится о том, что происходило с иудеями и с самим Иеремией, продолжавшим свое пророческое служение после августа 586 года до Р. Х.

Б. Призыв Иеремии на служение (1:4−10)

Иер 1:4−5. Обращение Бога к Иеремии, как это изложено им, обращает на себя внимание краткостью своей и как бы отсутствием патетичности (в сравнении с тем, как происходило оно, к примеру, с Исаией, Амосом или Михеем). Вероятно, что связано было с особенностями его натуры: Иеремия был человеком скорее углубленным внутрь чем «устремленным» вовне, он не был по природе своей бойцом, увереным в собственных силах, в том, что великое дело, которое ему предстоит, «по плечу» ему (стих 6). Но Бог, знающий каждое сердце в глубинах его, обращается к Иеремии с особенными словами побуждения и ободрения.

Он открывает ему, что избрал его как пророка Прежде нежели… образовал его во чреве матери. Еврейское познал (йада) подразумевает нечто большее чем познание посредством ума: это синоним особой близости, интимного, так сказать, знания; характерно, что именно этим словом передается всесторонний опыт супружеских взаимоотношений.

Бог говорит Иеремии, что освятил его, т. е. отделил для предстоявшего ему служения, до того еще, как он вышел из материнской утробы. Освящение людей и предметов есть «отделение» их Богом для Его особых целей (Исх 29:44; 40:9; 29:1; 30:30). Иегова ставит Иеремию в известность, что поставил его пророком, т. е. вестником слова Своего, не только для иудеев, к которым он преимущественно станет обращаться (главы 2−45), но и для языческих народов (главы 46−51).

Иер 1:6. В согласии с его натурой — реакция Иеремии на услышанный им голос Божий. В ней звучит сомнение: я не умею говорить (т. е. не обладаю достаточным красноречием для общественного служении), я слишком (так в оригинале) молод. В этой последней фразе (полагают, что в год его «призвания» Иеремии было не более 20 лет) тоже выражено сомнение, страх неподготовленности к великой миссии.

Иер 1:7−10. Господь не принимает возражения Иеремии: его «неумение» и «молодость» не имеют значения, потому что он будет выполнять волю Его с Его же помощью. Глаголы в стихе 7 (при более правильном прочтении его) произносятся в повелительном наклонении: не пойдешь и скажешь, а «иди» и «говори». Не в красноречии Иеремии нуждался Бог, а в том, чтобы он стал послушным вестником Его на земле. Предваряя оправданный страх Иеремии перед будущими его противниками и ненавистниками (11:18−23; 12:6; 20:1−2; 26:11; 37:15−16; 38:4−6), Господь говорит ему: Не бойся их; ибо Я с тобою, чтоб избавлять тебя (стих 8).

В момент своего призвания на служение Иеремия имел, вероятно, видение (стих 9), из коего он познал, что не свои слова, но Господни станут произносить уста его, куда бы ни пошел он по повелению Господа и что бы ни говорил (стих 7). сравните с Ис 6:5; Иез 2:9; 3:1.

В стихе 10 Иеремия выступает как «полномочный представитель» верховного Судии и Созидателя. Тут надо сказать, что древнееврейские пророки воспринимали слово Божие как некую реальную силу, действующую в мире как в плане карающего истребления, так и последующего воссоздания (о чем они не раз говорили на языке метафор; Ис 9:7; Ос 6:5; Иер 5:14; 23:29). Так что Иеремии, уполномоченному на то Богом, предстояло не только возвещать народам их будущее, но посредством слова Божьего, вложенного в его уста, содействовать направлению этого будущего в ту или иную сторону.

В. О видениях пророка (1:11−16)

Тут речь пойдет о двух видениях пророка, данных ему в подтверждение его призвания. В первом (стихи 11−12) метафорически выражена действенная сила слова Божьего, которое предстоит нести Иеремии, а во втором (стихи 13−16), тоже посредством метафоры, передано содержание будущей пророческой вести.

1. ВИДЕНИЕ ЦВЕТУЩЕЙ ВЕТВИ МИНДАЛЯ (1:11−12)

Иер 1:11−12. Иеремия видит цветущую ветвь миндального дерева. Слово жезл соответствует еврейскому оригиналу, и объясняется это «игрой слов и понятий» в контексте стихов 11−12. Дело в том, что по-еврейски миндальное дерево называется «деревом неспящим» (со смысловым оттенком — «пребывающим начеку»); отсюда, вероятно, «жезл» (посох) как символ «бдящего пастыря», царя, которому не до сна. Название свое дерево миндаля получило, очевидно, потому, что первым в Палестине зацветает (в январе-феврале, когда все в природе еще сковано зимним сном), причем цветы появляются на нем прежде листьев; первым приносит оно и плоды.

Ветвь цветущего миндаля символизирует Бога, Который бодрствует над словом Своим, чтоб оно скоро исполнилось. И вот как, по-видимому, раскрывается этот образ: все кажется спокойным в человеческом сообществе с установившимся в нем порядком вещей, люди спят… Но не спит Бог, и определение Его в отношении царств и народов (слово Его), которое Он поручил возвестить пророку, в час свой будет осуществлено, несмотря на кажущееся спокойствие. Содержание этого определения раскрывается в стихе 14 и далее.

2. ВИДЕНИЕ КИПЯЩЕГО КОТЛА (1:13−16)

Иер 1:13. Второе символическое видение Иеремии — кипящий котел, содержимое которого как бы изливается в южном направлении со стороны севера.

Иер 1:14−16. Вот как расшифровывается эта символика. В котле «кипят» (готовятся) бедствия, которым предстоит обрушиться на Южное царство с севера — со стороны Вавилона. Племенами царств северных (стих 15) названы, очевидно, все те народы, которые, находясь в вассальной зависимости от Навуходоносора, примут участие в его походе на Иудею (25:8−9).

Хотя географически Вавилон находился на востоке от Иудеи, наступавшие армии, пользовавшиеся торговыми путями, шли к ней вдоль реки Евфрата с севера (отсюда это постоянно звучащее в книге определение: северный, с севера и т. п.; 4:6; 6:1, 22; 10:22; 13:20; 15:12; 16:15; 23:8; 25:9, 26; 31:8; 46:24; 47:2; 50:3, 9, 41).

Метафора «престолов северных народов, которые будут установлены повсеместно на земле Иудеи», означает полное крушение Южного царства. Об исполнении этого пророчества у Иеремии записано в 39:2−3. Грядущее наказание последует за упорное идолопоклонство иудеев (стих 16).

Г. Бог призывает пророка к смелости и дерзновению (1:17−19)

Иер 1:17−19. Носившие свободные одежды жители Ближнего Востока препоясывались перед тем, как приняться за какое-либо дело. Это стало образом, символом готовности. В стихе 17 Бог призывает Иеремию «препоясать чресла» перед началом его духовной работы (сравните Лк 12:35; Еф 6:14; 1Пет 1:13). Зная мягкий, отнюдь не бойцовский характер Иеремии, Господь призывает его «не малодушествовать» пред теми (власть и авторитет имущими в земле иудейской; стих 18б), к которым Он его пошлет, но говорить и действовать смело, памятуя о том, что его поставил на это Сам Иегова. В стихе 18 — уподобление Иеремии (в только что упомянутом смысле) «укрепленному городу» («железному столбу» и «медной стене»). Да, многие сильные будут ратовать против него, предупреждает пророка Господь, но они не превозмогут тебя; ибо Я с тобою…

II. Пророчества об Иудее (главы 2−45)

В первой половине этого раздела записаны 13 пророчеств Иеремии относительно Божьего суда, грядущего на народ Иудеи (главы 2−25). В следующих 4-х главах (главы 26−29) рассказывается о столкновениях Иеремии с людьми, отвергавшими его пророческую весть. Итак, суд состоится! Но прежде чем записать, как осуществился он, автор предлагает читатателям пророчество о будущем утешении Израиля и Иуды (главы 30−33). Да, иудеи будут уведены в плен, но это не означает, что Бог оставит Свой народ. После «вести об утешении» записано о падении Иудеи (главы 34−45), которое действительно совершилось.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.