2 Kings 1 глава

2 Kings
New International Version → Толкование Далласской семинарии

New International Version

The Lord’s Judgment on Ahaziah

1 After Ahab’s death, Moab rebelled against Israel.
2 Now Ahaziah had fallen through the lattice of his upper room in Samaria and injured himself. So he sent messengers, saying to them, “Go and consult Baal-Zebub, the god of Ekron, to see if I will recover from this injury.”
3 But the angel of the Lord said to Elijah the Tishbite, “Go up and meet the messengers of the king of Samaria and ask them, ‘Is it because there is no God in Israel that you are going off to consult Baal-Zebub, the god of Ekron?’
4 Therefore this is what the Lord says: ‘You will not leave the bed you are lying on. You will certainly die!’ ” So Elijah went.
5 When the messengers returned to the king, he asked them, “Why have you come back?”
6 “A man came to meet us,” they replied. “And he said to us, ‘Go back to the king who sent you and tell him, “This is what the Lord says: Is it because there is no God in Israel that you are sending messengers to consult Baal-Zebub, the god of Ekron? Therefore you will not leave the bed you are lying on. You will certainly die!” ’ ”
7 The king asked them, “What kind of man was it who came to meet you and told you this?”
8 They replied, “He had a garment of haira and had a leather belt around his waist.”
The king said, “That was Elijah the Tishbite.”
9 Then he sent to Elijah a captain with his company of fifty men. The captain went up to Elijah, who was sitting on the top of a hill, and said to him, “Man of God, the king says, ‘Come down!’ ”
10 Elijah answered the captain, “If I am a man of God, may fire come down from heaven and consume you and your fifty men!” Then fire fell from heaven and consumed the captain and his men.
11 At this the king sent to Elijah another captain with his fifty men. The captain said to him, “Man of God, this is what the king says, ‘Come down at once!’ ”
12 “If I am a man of God,” Elijah replied, “may fire come down from heaven and consume you and your fifty men!” Then the fire of God fell from heaven and consumed him and his fifty men.
13 So the king sent a third captain with his fifty men. This third captain went up and fell on his knees before Elijah. “Man of God,” he begged, “please have respect for my life and the lives of these fifty men, your servants!
14 See, fire has fallen from heaven and consumed the first two captains and all their men. But now have respect for my life!”
15 The angel of the Lord said to Elijah, “Go down with him; do not be afraid of him.” So Elijah got up and went down with him to the king.
16 He told the king, “This is what the Lord says: Is it because there is no God in Israel for you to consult that you have sent messengers to consult Baal-Zebub, the god of Ekron? Because you have done this, you will never leave the bed you are lying on. You will certainly die!”
17 So he died, according to the word of the Lord that Elijah had spoken.
Because Ahaziah had no son, Joramb succeeded him as king in the second year of Jehoram son of Jehoshaphat king of Judah.
18 As for all the other events of Ahaziah’s reign, and what he did, are they not written in the book of the annals of the kings of Israel?

Толкование Далласской семинарии

I. Поздняя история разделившегося царства (главы 1−17)

В этом разделе 4-ой книги Царств продолжается изложение истории Израиля и Иудеи, начатое в двенадцатой главе 3-ей книги Царств. Заканчивается оно описанием того, как в 722 г. до Р. Х. ассирийцы увели в плен Израиля (Северное царство).

а. О нечестивом правлении Охозии в Израиле (глава 1)

Тут продолжается рассказ о правлении Охозии, старшего сына Ахава, прерванный в 3Цар 22:53.

1. ЗАПРОС ОХОЗИИ (1:1−2)

4Цар 1:1. После смерти Ахава моавитяне, которыми правил в то время царь Меса, восстали против Израиля. И отложился Моав от Израиля. Меса не захотел более быть данником Израиля; это бремя возложил на моавитян дед Охозии, Амврий, когда поставил их в вассальную зависимость от себя (толкование на 3Цар 16:21−24). Поначалу протесты моавитян не увенчались успехом, но при Охозии они вновь подняли мятеж: видимо, в глазах Месы Охозия не был столь же силен, как Ахав.

4Цар 1:2. Эпизод из жизни Охозии, с которого начинается этот стих, определяет содержание главы 1 до конца. Царь получил серьезную травму в результате падения чрез решетку (образовывавшую перила или ограждение) горницы, т. е. верхней комнаты на плоской крыше. Через какое-то время, полученное им повреждение свело его в могилу.

Царь Охозия поклонялся Ваалу, что видно из того, что со своим «запросом» он отправил послов в Аккарон, филистимский город, который находился более чем в 60 км от Самарии; именно от языческого бога, а не от Иеговы, Бога Израиля, хотел он получить ответ на вопрос, выздоровеет ли. И это свидетельствовало о глубине его вероотступничества.

Веельзевул, или Веельзевув, был одним из многих местных мужских божеств плодородия, носивших ту или иную форму имени Ваал (означающего «господин»). Так, Веельзевув буквально значит «господин (бог) мух», или «бог-муха» (идол его имел вид мухи). Этому божеству, помимо всего прочего, приписывали и силу исцеления. И вот Охозия надеялся услышать благоприятное для себя пророческое слово от оракула при капище Веельзевула.

2. ПРОРОЧЕСТВО ИЛИИ (1:3−8)

4Цар 1:3−4. Явление Ангела Господня (Христа до Его воплощения; толкование на Быт 16:9) Илии- один из многочисленных примеров явления Его выдающимся людям ветхозаветного времени (например, Аврааму, Моисею, Гедеону). Такие явления всегда влекли за собой какое-то важное откровение. В данном случае Ангел поручил Илии передать царю через людей, посланных им к Веельзевулу, пророчество весьма для Охозии печальное. Возможно, Охозия, как и отец его Ахав, не захотел обратиться к одному из истинных пророков, служивших Иегове, потому что те не очень-то жаловали обоих нечестивых царей. Так или иначе, но за его обращение к божеству Аккаронскому Охозии предстояло заплатить здоровьем и жизнью (4Цар 1:6, 16).

4Цар 1:5−8. И возвратились к Охозии посланные. И сообщили ему о встрече с Илией и о его пророчестве. Охозия хорошо знал Илию, который постоянно обличал его родителей — Ахава и Иезавель, за их поклонение Ваалу.

Человек тот весь в волосах… Илия носил власяницу, грубую одежду, вероятно, из темной козьей шерсти, и к ней — кожаный пояс. Это была типичная одежда пророков того времени, близкая по своей символике к вретищу (сравните 6:30; Быт 37:34; 2Цар 3:31); для Илии она была видимым выражением печали и покаяния, ибо к печали и покаянию звали пророки народ (об этом в Неем 9:1; Иер 6:26). Когда посланцы царя описали ему встреченного ими человека, тот немедленно признал в нем Илию.

3. ЦАРЬ ПОСЫЛАЕТ ЗА ИЛИЕЙ ВОИНОВ (1:9−16)

4Цар 1:9−12. Описанное здесь кому-то может показаться жестоким проявлением Божией силы, необходимости в котором не было. Однако, если присмотреться к происшедшему внимательней, то жестокость эта окажется оправданной. Дело в том, что, посылая за Илией воинский отряд во главе с его командиром, — с тем, что если не пойдет добровольно, то чтоб привели его силой, — Охозия продемонстрировал полное неуважение, как к пророку, так и к Богу, Которого тот представлял. Заметим, что «термин» человек Божий в 3-ей и 4-ой книгах Царств является синонимом пророка (он, в частности, употреблен по отношению к Самею в 3Цар 12:22; семь раз им назван Илия и более двух десятков раз — Елисей).

Символическим могло быть то обстоятельство, что Илия сидел на верху горы. Если бы командиры первого и второго «пятидесяткой» были более благочестивыми людьми, то, возможно, вспомнили бы о победе Илии над пророками Ваала на этой же самой горе Кармил (3Цар 18:20−40), а отсюда недолго было сделать вывод о том, что пророку Илии Бог дает особую силу. Однако первые два командира не уловили этой связи или не захотели уловить ее. Обращаясь к человеку Божию, первый приказывает ему сойти вниз (стих 9), а второй — сойти, да поскорее (стих 11).

Илия же, подчеркивая свой «статус» человека Божия (стихи 10, 12), показывает, что речь в возникшей ситуации идет о репутации Самого Иеговы. Кто дал Охозии право командовать Божьими слугами? Не Божие ли это право повелевать слугам Охозии, и не их ли это обязанность — смиряться перед Ним? Посылая огонь с неба (стихи 10, 12) на воинов царя, Бог напоминал Охозии, что действительным правителем Израиля является Он, а не царь, и царю остается лишь подчиниться Ему.

Однако внять голосу Бога Охозия не пожелал: трижды пытался он заставить Илию подчиниться ему. Два раза из этих трех дерзость царя стоила жизни его воинам.

4Цар 1:13−14. Ясно, что командир третьего «пятидесятка» с большим благоговением относился к Иегове и Его служителю, чем царь Охозия. Он не действовал с позиции мнимого превосходства перед пророком, требуя от него подчиниться, но сам склонился перед властью Илии, пророка Иеговы; пав перед ним на колена и признав, что огонь, поразивший два предыдущие отряда, был послан с неба, т. е. Богом, он молил пророка пощадить его жизнь и жизнь его воинов (стихи 13−14).

4Цар 1:15−16. И тогда Ангел Господень повелел Илии идти с этими воинами к царю, ничего не боясь. Появившись перед Охозией, пророк бесстрашно повторил ему слова Господа: за то, что царь обратился в своей нужде к чужому божеству как будто в Израиле нет Бога, чтобы вопрошать о слове Его, за дерзкое стремление его «обойтись без Иеговы», смерть настигнет его на этой постели, на которой он лежит теперь.

4Цар 1:17−18. По слову Господню, изреченному через Илию, Охозия так и не поднялся с одра болезни и, видимо, вскоре умер. Сына у Охозии не было, и после него над Израилем воцарялся его брат Иорам; произошло это на второй год правления Иорама Иудейского (точнее, на второй год его соправления с отцом его Иосафатом, а именно в 852 г. до Р. Х.). Цари Израиля и Иудеи носили в то время одинаковые имена.

б. Нечестивое правление Иорама в Израиле (2:1 — 8:15)

Правлению Иорама уделяется много места, потому что именно в его дни осуществлял свое служение пророк Елисей. Как всегда, автора 3-ей и 4-ой книг Царств более чем политические интересуют духовные аспекты жизни.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.