2 Timothy 1 глава

2 Timothy
New International Version → Толкование Далласской семинарии

New International Version

1 Paul, an apostle of Christ Jesus by the will of God, in keeping with the promise of life that is in Christ Jesus,
2 To Timothy, my dear son:
Grace, mercy and peace from God the Father and Christ Jesus our Lord.
Thanksgiving

3 I thank God, whom I serve, as my ancestors did, with a clear conscience, as night and day I constantly remember you in my prayers.
4 Recalling your tears, I long to see you, so that I may be filled with joy.
5 I am reminded of your sincere faith, which first lived in your grandmother Lois and in your mother Eunice and, I am persuaded, now lives in you also.
Appeal for Loyalty to Paul and the Gospel

6 For this reason I remind you to fan into flame the gift of God, which is in you through the laying on of my hands.
7 For the Spirit God gave us does not make us timid, but gives us power, love and self-discipline.
8 So do not be ashamed of the testimony about our Lord or of me his prisoner. Rather, join with me in suffering for the gospel, by the power of God.
9 He has saved us and called us to a holy life — not because of anything we have done but because of his own purpose and grace. This grace was given us in Christ Jesus before the beginning of time,
10 but it has now been revealed through the appearing of our Savior, Christ Jesus, who has destroyed death and has brought life and immortality to light through the gospel.
11 And of this gospel I was appointed a herald and an apostle and a teacher.
12 That is why I am suffering as I am. Yet this is no cause for shame, because I know whom I have believed, and am convinced that he is able to guard what I have entrusted to him until that day.
13 What you heard from me, keep as the pattern of sound teaching, with faith and love in Christ Jesus.
14 Guard the good deposit that was entrusted to you — guard it with the help of the Holy Spirit who lives in us.
Examples of Disloyalty and Loyalty

15 You know that everyone in the province of Asia has deserted me, including Phygelus and Hermogenes.
16 May the Lord show mercy to the household of Onesiphorus, because he often refreshed me and was not ashamed of my chains.
17 On the contrary, when he was in Rome, he searched hard for me until he found me.
18 May the Lord grant that he will find mercy from the Lord on that day! You know very well in how many ways he helped me in Ephesus.

Толкование Далласской семинарии

I. Приветствие (1:1−2)

2Тим 1:1−2. В характерной для него манере Павел начинает это письмо, называя себя апостолом Иисуса Христа, хотя в напоминании об этом Тимофей едва ли нуждался. И это свидетельствует: Павел воспринимал это письмо как написанное в первую очередь Тимофею, но в конечном счете — гораздо более обширной аудитории. В первом своем письме молодому пастору Павел указывал, что обязан своим апостольством «повелению Бога» (1Тим 1:1). Здесь же он называет себя апостолом волею Божией. В сущности это — синонимы.

Слова по обетованию жизни во Христе Иисусе звучат намеренно неясно. Относятся ли они к «обетованию жизни» лично Павлу или означают, что это обетование он должен был возвестить другим? Было ли упомянутое обетование причиной апостольства Павла, или апостольство было дано ему в соответствии с обетованием? На основании греческое слово «ката», переведенного как «по», возможны обе трактовки. Обетование жизни во Христе, т. е. Благовестие, было и причиной Павлова служения и тем, что определяло его характер (сравните Тит 1:2−3).

Словами «Тимофею, возлюбленному сыну» снова (сравните с «истинным сыном» в 1Тим 1:2) подчеркивается, что к этому своему «подшефному», если не обращенному им, Павел относился по-отечески. Заключительная часть приветствия полностью совпадает с таковым в 1-м Тимофею (сравните 1Тим 1:2).

II. Призыв к верности (1:3−18)

А. Принесение благодарности за Тимофея (1:3−7)

2Тим 1:3. В 1-м Тимофею Павел благодарил за собственные силу и служение, данные ему (1Тим 1:12); здесь он начинает с принесения благодарности за Тимофея, за его спасение и служение. Кратко помянув о самом себе в прошлом, он сразу же обращается к «прошлому» Тимофея (1:3). Свою веру во Христа апостол видит не как отступление от веры своих еврейских прародителей, но как продолжение ее. (В англ. переводе вторая часть стиха звучит как «с чистой совестью, непрестанно вспоминая о тебе».) Непрестанно вспоминая Тимофея в молитвах своих днем и ночью, Павел вновь и вновь преисполнялся благодарности Богу за него. У апостола, прикованного цепью в его римской темнице, только эта возможность и оставалась — возносить молитвы. И Тимофей, возможно, ближайший сотрудник Павла, трудившийся в церкви, которую тот знал, вероятно, лучше других церквей, несомненно, был наиболее постоянным объектом его молений.

2Тим 1:4. Павел вспоминал о слезах Тимофея при их последнем расставании, возможно, при вторичном аресте апостола в Риме. В этом письме он попросит Тимофея приехать к нему в Рим (4:9, 21). Павлу не хватало общения с Тимофеем, которое приносило ему радость. Даже и великий апостол страдал порой от одиночества и нуждался в поддержке своих братьев — христиан.

2Тим 1:5. Столь многие, видимо, сделались противниками Павла или оставили его (1:15; 2:17; 3:1−9, 13; 4:3−4, 10−21), что нелицемерная вера Тимофея (1Тим 1:5) служила ему великим утешением. Источники этой веры апостол видел в бабке его Лоиде и матери его Евнике, христианках (Деян 16:1). Отец Тимофея был греком и, скорее всего, язычником; поэтому о нем и не упоминается здесь.

На основании этого стиха можно думать, что благодаря бабушке и матери Тимофей и обратился ко Христу (сравните 2Тим 3:15). А то, что Павел называл Тимофея своим сыном (по вере) — 1:2; 2:1; 1Тим 1:2 — следует, вероятно, понимать в том смысле, что апостол был духовным учителем этого молодого человека и «протежировал» (оказывал протекцию) ему.

2Тим 1:6. Именно по причине убеждения Павла, что в Тимофее «обитает» искренняя вера (стих 5), в чем он далеко не всегда был уверен относительно других (к примеру, 1Фес 3:5), напоминал он молодому служителю Христову о необходимости возгревать в себе способность к служению, данную ему Богом.

Дарами Божиими следует пользоваться, развивая их в себе до высшего предела. В случае Тимофея Павел писал, что его дар (харисма) был дан ему по пророчеству, чрез его, Павлове, рукоположение. Мысль эта выражена апостолом весьма неточно, и, возможно, в ней не следует искать ничего иного, как простую, в общем смысле, связь между назначением Тимофея на епископство (о чем было предсказано и что сопровождалось возложением на юношу рук самим Павлом и старейшинами) и осознанием Тимофеем его способности к служению. Не следует искать тут намеков на то, как именно даются духовные дары, и тем менее на то, что самый ритуал рукоположения есть средство низведения благодати.

2Тим 1:7. Не вполне ясно, по каким причинам нуждался Тимофей в напоминании о его рукоположении и о необходимости с большим «доверием» относиться к собственным дарам, которые он развивал в себе с тех пор. В 1-м Тимофею о его рукоположении говорится в связи с «проблемой» его молодости (1Тим 4:12). Может быть, Тимофей оробел перед лицом противления как Павлу, так и самому благовестию; может быть, ему даже угрожали, стыдили его (2Тим 1:8) за то, что защищал человека, заключенного властями в тюрьму (2:9), за то, что оба проповедуют «глупости» об отвергнутом и распятом Иисусе (сравните 1Кор 1:18; 1Кор 2:5). Однако робость (боязнь — деилиас; в Новом Завете употреблено только здесь) несовместима со службой Богу. Ибо дал нам Бог духа… силы, любви и целомудрия. Именно эти добродетели, даваемые Духом Святым, должны были быть присущи Тимофею.

Б. Призыв к мужеству (1:8−12)

2Тим 1:8. А значит, ему не следовало смущаться, свидетельствуя о Христе, не следовало стыдиться Павла, который был узником за дело Его (сравните Еф 3:1; Флп 1:12−14; Фил им. 1, 9). Напоминая Тимофею о собственных обстоятельствах, которые были куда тяжелее его, Павел призывал своего ученика пострадать за благовестие (следуя его, Павлову, примеру; сравните 2:3), ибо только тогда проявится в нем сила Бога (сравните 2Кор 12:9−10).

2Тим 1:9−10. Упомянув о благовестии, Павел называет одну из наиболее важных сторон его: Бог спас нас и призвал званием святым (т. е. как своих святых). Это — совершившийся факт. А потому Тимофей вполне мог положиться на силу Божию в своем повседневном служении. Павел повторяет для тех, кто станет читать его послание, что спасение это и призвание совершились не по делам нашим, но по Его изволению (сравните Рим 8:28; 9:11; Еф 1:11) и благодати. И в этом самая суть Благовестия (сравните Еф 2:8−10).

Прежде вековых времен (по-англ. — «до начала времен») христианам была дарована эта не заслуженная ими милость, но в известность об этом они были поставлены лишь с явлением (эпифанейас, 2Фес 2:8; 1Тим 6:14; 2Тим 4:1, 8; Тит 2:13) Спасателя нашего Иисуса Христа. Здесь и в Тит 1:4; Тит 2:13 и Тит 3:6 Спасителем назван Христос; в 1Тим 1:1; 1Тим 2:3; 1Тим 4:10; Тит 2:10 и Тит 3:4 Бог назван Спасителем (сравните 2Пет 1:1 с 3:8).

То и другое, хоть и в разных аспектах, — верно. Христос, Сын, воплотившись, осуществил цель и план Бога Отца, в результате чего смерть, порождение греха (сравните Быт 2:17; Рим 5:12; 6:23), была разрушена (сравните 1Кор 15:26), а откровение о жизни и бессмертии (нетлении) было явлено в благовестии.

2Тим 1:11−12. Неудивительно, что Павел назвал это Благовестие «славным» (1Тим 1:11). Ведь оно — самая важная весть, когда-либо донесенная до людей. Павел был поставлен служить проповедником и Апостолом Благовестия, учить ему язычников (сравните 1Тим 2:7). Три эти роли лишь отражали три разных аспекта того «домостроительства» Церкви, которое было доверено ему (1Тим 1:11) и которое послужило причиной его тяжких страдания, включая и последнее его тюремное заключение. В глазах мира апостол был обычным преступником («злодеем», 2Тим 2:9).

И все-таки он мог сказать: я… не стыжусь. Ибо он знал, что Бог, в Которого он уверовал, в конце-концов вознаградит его сполна за все его унижения и боль; в этом смысле и надо понимать фразу Он силен сохранить залог мой на оный день (сравните 1:18; 4:8). Собственным примером Павел пользовался для того, чтобы поднять дух в приунывшем, возможно, Тимофее.

В. Призыв держаться истины и хранить ее (1:13−14)

2Тим 1:13. От образца своей жизни Павел переходит — как к образцу же — к своему учению. То, что он слышал от апостола, Тимофею следовало принять за образец здравого учения (сравните 1Тим 1:10) и в качестве такового держаться его — с верою и любовью во Христе Иисусе. Приверженности истине не могут не сопутствовать две эти добродетели, происхождение которых в человеке — в конечном счете, от пребывания его во Христе (сравните 1Тим 1:14).

2Тим 1:14. Под добрым залогом тут понимается все то же «здравое учение», которое было доверено Богом Павлу и которое теперь он «передоверял» Тимофею — с тем, чтобы тот, в свою очередь, передал его другим верным христианам, а те — другим (2:2). Тимофею следовало хранить его (филаксон — сравните 1Тим 5:21; 1Тим 6:20).

Духом Святым, живущим в вас, т. е. с помощью Святого Духа, «возгревая» в себе со своей стороны Его благодатные дарования. Апостол, таким образом, возлагал на своего ученика ответственность за сохранение «здравого учения» от искажений, разбавления, сокращений и дописок. Еретические учения не были в глазах Павла лишь потенциальной угрозой — они постоянно грозили опасностью, которой постоянно же следовало остерегаться.

Г. О неверных и верных (1:15−18)

2Тим 1:15. Фигелл и Ермоген упоминаются только здесь, и больше о них ничего не известно. Можно предположить, что из всех асийских Павел менее всего ожидал, что и эти двое покинут его (напомним, что Ефес был главным городом провинции Асия). Возможно, Фигелл и Ермоген были из числа церковных руководителей, и Тимофей хорошо знал о них; так или иначе, именно их неверность подчеркивает апостол. Из стихов 16−18 следует, что группа асийских христиан, на чью поддержку и помощь Павел рассчитывал в трудных для него обстоятельствах (возможно, как на свидетелей в его пользу перед судом), не оказала ему этой поддержки.

2Тим 1:16−18. Печальному их примеру Павел противопоставляет пример Онисифора, поддерживавшего его не только в Ефесе, но и в Риме, причем в Риме ему стоило немалых трудов разыскать Павла, чтобы остаться рядом с ним и помогать ему, не стыдясь уз его. Апостол заслуженно хвалил Онисифора; дважды в этих стихах призывает он милость (1:16, 18) Божию как на верного этого служителя, так и на дом его.

Подчеркнуто противопоставлены тут верность и неверность, сила и слабость, благонадежность и неблагонадежность. Многие в Асии (стих 18) явили на своем примере то, против чего предостерегал своего ученика Павел: трусость, эгоизм, неверность. Онисифор, с другой стороны, продемонстрировал такие свойства характера, развивать которые в себе призывал апостол Тимофея: мужество, любовь, способность контролировать свое поведение, преданность.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.