Obadiah 1 глава

Obadiah
New Living Translation → Толкование Далласской семинарии

New Living Translation

1 This is the vision that the Sovereign LORD revealed to Obadiah concerning the land of Edom.

Edom’s Judgment Announced
We have heard a message from the LORD
that an ambassador was sent to the nations to say,
“Get ready, everyone!
Let’s assemble our armies and attack Edom!”

2 The LORD says to Edom,
“I will cut you down to size among the nations;
you will be greatly despised.
3 You have been deceived by your own pride
because you live in a rock fortress
and make your home high in the mountains.
‘Who can ever reach us way up here?’
you ask boastfully.
4 But even if you soar as high as eagles
and build your nest among the stars,
I will bring you crashing down,”
says the LORD.
5 “If thieves came at night and robbed you
(what a disaster awaits you!),
they would not take everything.
Those who harvest grapes
always leave a few for the poor.
But your enemies will wipe you out completely!
6 Every nook and cranny of Edoma
will be searched and looted.
Every treasure will be found and taken.
7 “All your allies will turn against you.
They will help to chase you from your land.
They will promise you peace
while plotting to deceive and destroy you.
Your trusted friends will set traps for you,
and you won’t even know about it.
8 At that time not a single wise person
will be left in the whole land of Edom,”
says the LORD.
“For on the mountains of Edom
I will destroy everyone who has understanding.
9 The mightiest warriors of Teman
will be terrified,
and everyone on the mountains of Edom
will be cut down in the slaughter.
Reasons for Edom’s Punishment
10 “Because of the violence you did
to your close relatives in Israel,b
you will be filled with shame
and destroyed forever.
11 When they were invaded,
you stood aloof, refusing to help them.
Foreign invaders carried off their wealth
and cast lots to divide up Jerusalem,
but you acted like one of Israel’s enemies.
12 “You should not have gloated
when they exiled your relatives to distant lands.
You should not have rejoiced
when the people of Judah suffered such misfortune.
You should not have spoken arrogantly
in that terrible time of trouble.
13 You should not have plundered the land of Israel
when they were suffering such calamity.
You should not have gloated over their destruction
when they were suffering such calamity.
You should not have seized their wealth
when they were suffering such calamity.
14 You should not have stood at the crossroads,
killing those who tried to escape.
You should not have captured the survivors
and handed them over in their terrible time of trouble.
Edom Destroyed, Israel Restored
15 “The day is near when I, the LORD,
will judge all godless nations!
As you have done to Israel,
so it will be done to you.
All your evil deeds
will fall back on your own heads.
16 Just as you swallowed up my people
on my holy mountain,
so you and the surrounding nations
will swallow the punishment I pour out on you.
Yes, all you nations will drink and stagger
and disappear from history.
17 “But Jerusalemc will become a refuge for those who escape;
it will be a holy place.
And the people of Israeld will come back
to reclaim their inheritance.
18 The people of Israel will be a raging fire,
and Edom a field of dry stubble.
The descendants of Joseph will be a flame
roaring across the field, devouring everything.
There will be no survivors in Edom.
I, the LORD, have spoken!
19 “Then my people living in the Negev
will occupy the mountains of Edom.
Those living in the foothills of Judahe
will possess the Philistine plains
and take over the fields of Ephraim and Samaria.
And the people of Benjamin
will occupy the land of Gilead.
20 The exiles of Israel will return to their land
and occupy the Phoenician coast as far north as Zarephath.
The captives from Jerusalem exiled in the northf
will return home and resettle the towns of the Negev.
21 Those who have been rescuedg will go up toh Mount Zion in Jerusalem
to rule over the mountains of Edom.
And the LORD himself will be king!”

Толкование Далласской семинарии

I. Весть о гибели Едома (стихи 1−9)

А. Призыв к народам разрушить Едом (стих 1)

Авд 1:1. В оригинале словами Видение Авдия эта книга надписана: они как бы образуют заголовок ее. Напомним, что понятие видения подразумевает в Библии откровение свыше как зрительного плана, так и через слышание слов (сравните, к примеру, Ам 7; 8:1 или Иез 1:3, 4 и далее с Ис 1:1−2 и далее). Откровение, полученное Авдием, было, по-видимому, второго плана. Как уже говорилось во Вступлении к этим комментариям, о жизни и служении Авдия ничего не известно, кроме того, что самое имя его означает «Поклоняющийся Иегове».

Следующая после «надписи» к книге фраза Так говорит Господь Бог об Едоме представляла собой обычную для пророков формулу: ею подтверждался богооткровенный характер сообщения пророка и предварялось изложение его (часто «устами» Иеговы). По всей видимости, пророчество о судьбе Едома открывается словом весть в стихе 1, хотя собственно слова Иеговы, «услышанные» Авдием, начинаются со стиха 2. Слово мы в контексте стиха 1, вероятно, означает, что в собственных глазах Авдия он — представитель израильского народа, получающего, откровение свыше. «Посол» здесь eдва ли имеет конкретное содержание, это, скорее, образ: поскольку «весть от Господа» не оставляет у пророка сомнения в неизбежности гибели Едома, он как бы видит Божьего посланника, призванного поднять другие народы на войну против едомлян.

Этими народами в конечном счете стали среди прочих упоминавшиеся во Вступлении наватеи, сами евреи под командованием Иоанна Гиркана и наконец римляне. Тут в сущности передается — в восприятии пророка — та истина, которая вновь и вновь возникает на страницах Библии, «пронизывая» собой большую часть ее: Бог, управляющий вселенной, пользуется народами, населяющими землю, для достижения Своих целей на ней.

Б. Пророчество о разрушении Едома (стихи 2−9)

1. ГОРДЫНЯ ЕДОМА БУДЕТ УНИЖЕНА (стихи 2−4)

Авд 1:2. Этот стих, который в русском переводе, в частности, поставлен в прошедшем времени, правильнее воспринимать как возвещение будущего. Для Господа (чьи слова начинаются отсюда) оно — неотвратимо и потому как бы уже «относится к прошлому». Малым между народами Едому именно предстояло сделаться, так как на протяжении долгих столетий он оставался народом значительным и богатым (источником его богатства были торговля, военные грабежи, добыча железа и меди в своем регионе) и стратегически неприступным — благодаря его географическому положению — для врагов. Но Господь сказал, что сделает его малым и презираемым (средствами еврейского языка это подчеркнуто) другими народами.

Авд 1:3−4. Иегова сделает это с Едомом в наказание за гордость сердца его. Евр слово зедон, переведенное как «гордость», предполагает избыток самонадеянности и высокомерия; они-то и послужили «обольщению» едомлян. «Естественные» причины у них для этого были. Ведь они жили высоко над землей — в расселинах скал. Имеются в виду многочисленные в гористом Едоме пещеры как естественного, так и искусственного происхождения. Прежде в них жили хорреи. Потом изгнавшие их едомляне (Быт 14:6).

Жилища их действительно были неприступны, о чем свидетельствует, в частности, римский историк Плиний. Они были, прибегая к гиперболе, подобны горным орлам, живущим среди звезд. Но, как бы отвечая на их вопрос «кто низринет меня на землю?» Господь отвечает: Я низрину. Ибо неприступное для людей для Него неприступным не является.

2. БОГАТСТВО ЕДОМА БУДЕТ РАЗГРАБЛЕНО, И ЛЮДИ ЕГО БУДУТ ИСТРЕБЛЕНЫ (стихи 5−9)

Авд 1:5−6. Едом находился на пересечении торговых путей, долины его были очень плодородны — не удивительно, что он славился, по свидетельству древних, своим богатством. И вот теперь он «разорен и обобран», восклицает Авдий (прибегая к прошедшему времени, точнее, к пророческому прошедшему, так как всему, о чем он говорит в стихах 5−6 (как и в стихе 2), совершиться только предстояло).

Для придания большей выразительности картине будущего опустошения, в результате которого в Едоме не останется «буквально ничего», пророк пользуется сравнением с «ночными грабителями» и «обирателями винограда». Первые не взяли бы больше чем надобно им. Вторые, напротив, оставили бы — в согласии с древним обычаем — хотя бы несколько ягод (для бедных).

«Исав» служит здесь синонимом Едома (как праотец его). Не приходится сомневаться, что в многочисленных горных пещерах у Исава было немало тайников, где едомляне хранили, в случае необходимости, свои сокровища.

Авд 1:7−9. Стих 7 труден для прочтения и понимания, в нем даже предполагают некоторую испорченность текста. Толкуют его неоднозначно, начиная с первой фразы. Не вызывает сомнения, что союзников у едомлян было немало, хотя бы благодаря их обширным торговым связям. В каком же смысле союзники выпроводят (пророческое прошедшее сменяется будущим временем!) сынов Исава до границы?

Авдий мог иметь в виду, что в день бедствия те, кто жили с Едомом в мире и ели хлеб его, или с ним (в знак дружбы!), с «почестями» проводят до границы послов его, которые обратятся к ним за помощью, т. е. отпустят их ни с чем. Но не меньше оснований читать это место в том смысле, что сами едомляне будут изгнаны недавними своими союзниками и друзьями из пределов своей страны. Так или иначе, соседи Едома одолеют его и обманут, нанесут ему удар.

По иронии судьбы славившиеся своей мудростью сыны Исава, чрезмерно возомнившие о себе, вовремя их козней не разгадают (нет в Едоме смысла переводят и как «нет понимания»; фразу читают в значении «Едом не поймет!»). И потому падут жертвой неверных союзников. Видение пророка не обязательно осуществилось в каком-то одном событии, скорее оно «воплотило» в себе целую цепь эпизодов и событий, совершавшихся на протяжении истории Едома, пока Господь не поставил на ней точку. Мысль эта подтверждается фразой: Не в тот ли день это будет? (стих 8), где слово «день» явно употреблено в значении отрезка времени, исторического периода.

Господь повторяет, что поразит впавший в гордыню Едом (стихи 3−4), истребив мудрых его и отняв благоразумие от горы Исава (альтернативный перевод соответствующей фразы в стихе 8). Мудрость идумеев вошла на древнем Востоке в поговорку (Иер 49:7). Не случайно первым из трех друзей Иова назван Елифаз из Фемана (Феманитянин). Имя «Феман» (что значит «юг») носил один из внуков Исава (Быт 36:10−11). И так же был назван один из городов Едома (в южной части страны), по которому иногда именовали страну в целом (стих 9).

Храбрецы Фемана поражены будут страхом и убиты (сравните с Ам 1:11−12).

II. О преступлениях Едома (стихи 10−14)

Самоуверенность и высокомерие — как проявление гордыни — сопряжены с пренебрежительным отношением (от которого недалеко до отношения враждебного!) к окружающим. Это присуще людям, присуще и целым человеческим сообществам (примером чему являлся Едом). Едомляне не только испытывали неприязнь (стихи 11−12), но и враждебно действовали по отношению к иудеям (стихи 13−14). И Авдий, к которому «говорил Господь», предощущал всю горечь расплаты, которая постигнет потомков Исава именно за это.

А. О преступном отношении Едома к Израилю (стихи 10−12)

Авд 1:10. Стыд (позор) здесь может подразумевать унижение идумеев (по контрасту с их нынешней гордыней, превознесением себя!), то ничтожество в историческом плане, в которое они все более будут впадать. В конце концов, их ожидает полное истребление. Вина Едома подчеркнута тем, что враждовал он с теми, с кем связан был узами крови (с братом своим Иаковом).

Авд 1:11−12. Многократное повторение слова день в оригинале звучит еще эмоциональнее чем в переводе. Все определения к нему — синонимичны: пророк говорит об одном и том же «дне» бедствия для сынов Иуды, который едомляне злорадно «приветствовали» («расширяли рот»). Еврейскую фразу, переданную по-русски как уводили войско его в плен, переводили и как «уносили богатства его». Снова подчеркивается, что чувства и действия Едома в отношении Иудеи были такими же, как у иноплеменников, у чужих. Относительно «метания жребия» (стих 11) во Вступлении к книге.

Б. О преступных действиях едомлян против евреев (стихи 13−14)

Авд 1:13−14. Когда происходило описываемое здесь? Соображения на этот счет изложены во Вступлении, в конце раздела «Дата написания книги». Автор данных комментариев полагает, что Авдий имел в виду события, происшедшие в царствование Иорама, сына Иосафата (4Цар 8:20−22; 2 Пар. 21:16−17), когда на Иерусалим одновременно напали филистимляне и аравитяне.

III. О суде Божием над врагами Израиля (стихи 15−16)

Авд 1:15. На примере Едома тут говорится об участи, которая постигнет все народы (сравните Ис 34:2), дерзко противящиеся Богу. Возмездие постигнет их и за враждебное отношение их к народу Божиему (Чис 24:12−24; 1Цар 2:10; 2Цар 23:5−6). Почему Авдию день возмездия видится близким? Вполне вероятно, что пророки любое «частное», локальное событие, направленное на «сокрушение» силы, противящейся Богу, воспринимали как предвестие того страшного суда, который последует в конце времен (или даже как часть его).

Напомним в этой связи, что понятие дня Господня может относиться к любому отрезку времени и к связанным с ним историческим обстоятельствам, в которых проявляется грозное вмешательство Бога в дела этого мира (к примеру, Иез 30:3; также Вступление к книге Иоиля — раздел «Главные проблемы, возникающие при толковании книги»). Чаще, однако, под «днем Господним» понимаются:

а) суды Божьи в годину великой скорби или

б) установление Богом Тысячелетнего царства на земле. Так или иначе, это — «день», когда земные дела полностью перейдут под Его правление.

Фраза, начинающаяся в этом стихе со слова воздаяние, означает: по делам твоим будет воздано тебе; как поступал ты, так поступят и с тобою. Более конкретно:

1) едомляне повинны в ограблении Иерусалима (стих 13) — и их «имущество» будет отобрано у них (стих 6; сравните с Иер 49:10);

2) Едом выдавал и губил беженцев-иудеев (Авд 1:14; сравните с Ам 1:11) — истребление ждет и его сыновей (Авд 1:8; сравните с Ис 34:5−8; Иез 32:29; 35:8); 3) Едом злорадствовал по поводу бедствий Иудеи (Авд 1:12; сравните с Иез 35:15) — позор и ничтожество станут воздаянием ему (Авд 1:10).

Авд 1:16. Понятие «пития» в этом стихе имеет двойной смысл. Непосредственно речь в нем, вероятно, о том, что едомляне участвовали в некоей пьяной оргии в Иерусалиме (на святой горе Божией), в «день» бедствия иудеев. Так же, как пили они тогда, будут постоянно пить все народы (и Едом в их числе), но пить они будут из чаши гнева Господнего (сравните Ис 51:17, 21−23; Иер 25:15−33; Авв 2:16; Откр 14:9−10; 16:19) на погибель себе (как бы их не было вовсе). Что касается Едома, то он как народ перестал существовать еще в 1-ом веке от Р. Х. (Полагают, что последних идумеев уничтожили римские легионеры во время подавления мятежа в Иудее.)

IV. О Божиих благословениях, грядущих на народ Израиля (стихи 17−21)

А. О спасении Израиля (стихи 17−18)

Авд 1:17−18. Гора Сион (синоним Иерусалима) будет утверждена как неприкосновенная святыня, место спасения Израиля (в значении избавления его на все времена от врагов его). Вторую фразу стиха 17 понимают в том смысле, что дом Иакова завладеет землями всех тех народов, которые были врагами его на протяжении истории; другими словами, станет владеть всей землей, некогда обетованной ему Богом (Быт 15:18−21).

Хотя под «домом Иакова» понимается Южное царство, здесь подразумеваются вновь воссоединившиеся дом Иакова и дом Иосифа (Северное царство); Иез 37:15−23. Уподобление «Иакова» огню, а «Иосифа» пламени (сравните Ис 10:17), «Исава» же — соломе заключает мысль о превосходстве народа Божьего над его врагами. При совместном прочтении стихов 17 и 18 и сравнении их, в частности, с Зах 12:6 и Мал 4:1 возникает впечатление, что народы, некогда враждебные Израилю, или должны будут слиться с ним или подвергнуться истреблению (это показано на примере Едома).

Б. О территориях, которые отойдут к Израилю в будущем (стихи 19−20)

Авд 1:19−20. Здесь развивается и конкретизируется мысль, выраженная в последней фразе стиха 17. Авдий говорит о нескольких территориях, которые опять отойдут к народу Божию. Нельзя, однако, не сказать, что текст этих стихов не везде ясен, и на другие языки переведен более или менее предположительно. Не вдаваясь в сложный лингвистический анализ, передадим суть его.

Те, которые живут (или будут жить) в южной части Израиля, хотел, по-видимому, сказать пророк, станут владеть территорией Едома (горою Исава); сравните с Авд 1:8, 21, а также с предсказанием, записанным в книге Чисел (Чис 24:18) и с пророчествами Исаии и Амоса (Ис 11:14; Ам 9:11−12). Далее. Жители долины (вероятно, западных предгорий) двинутся на юг и овладеют страной филистимлян, с ее прибрежными равнинами. Что касается «поля Ефрема» и «поля Самарии», то это одно и то же; «поля» эти образовывали центральную часть Израиля (по всей видимости, Авдий подразумевал территорию Северного царства). Во фразе Вениамин завладеет Галаадом видят указание на то, что и Заиорданье вновь отойдет к «дому Иакова и к дому Иосифа» (стих 18). Другими словами, Авдий предсказывал, что новое еврейское теократическое государство не только займет свои первоначальные пределы, но и выйдет за них.

Непонятно звучит слово «войско» в контексте стиха 20; в некоторых переводах оно опущено. Пророк мог говорить о живущих в рассеянии («переселенных») как из сынов Израилевых, так и из «сынов Иудиных» (переселенных из Иерусалима). Первые, возвратившись, завладеют землею Хананейскою до Сарепты (так назывался финикийский город, находившийся между Тиром и Сидоном; в 3-й Царств описано, как пророк Илия воскресил в этом городе сына бедной вдовы, — 3Цар 17:17−23). Вторые («иерусалимляне»), находящиеся в рассеянии в Сефараде, вернувшись в землю обетованую, получат во владение города южные. Мнения относительно местонахождения Сефарада разделялись главным образом между Испанией и Мидией. В последней назывался город Сардис.

В. Об установлении Царства Господа (стих 21)

Авд 1:21. На протяжении истории Израиля Бог не раз «воздвигал» ему спасителей из его же среды (Суд 3:9, 15; 4Цар 13:5; Неем 9:27). Так было и так будет. Упоминание в контексте этого стиха «суда над Исавом» не следует — в свете того, что ранее было уже сказано об истреблении едомлян (стих 18) — понимать буквально. Речь пророка носит тут образный характер. Искать в ней противоречия тоже, конечно, не следует: Авдий лишь углубляет (раскрывает) мысль о возвышении народа Божьего в будущем, когда управлять им станет Сам Господь.

Повторим в заключение, что короткую Книгу Пророка Авдия нельзя не признать весьма существенной по содержанию. Ибо послание это об участи тех, кто в безумии гордыни отвергают слово Божие и милость Его. В дни процветания Едома многие в Израиле, вероятно, задавались вопросом: «Почему страдание обходит нечестивых?» (Пс 72:3−4).

Но вот со страниц Ветхого Завета услышан был голос Авдия, эхом отразившийся на страницах Нового Завета: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Гал 6:7). И мысль о высшей справедливости Творца звучит в коротком послании Авдия — та, которая столетия спустя в следующих словах будет выражена автором Послания к евреям: «Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам. Страшно впасть в руки Бога живого» (Евр 10:30−31).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.