Titus 1 глава

Titus
New Living Translation → Толкование Далласской семинарии

New Living Translation

Greetings from Paul

1 This letter is from Paul, a slave of God and an apostle of Jesus Christ. I have been sent to proclaim faith toa those God has chosen and to teach them to know the truth that shows them how to live godly lives.
2 This truth gives them confidence that they have eternal life, which God — who does not lie — promised them before the world began.
3 And now at just the right time he has revealed this message, which we announce to everyone. It is by the command of God our Savior that I have been entrusted with this work for him.
4 I am writing to Titus, my true son in the faith that we share.
May God the Father and Christ Jesus our Savior give you grace and peace.

Titus’s Work in Crete

5 I left you on the island of Crete so you could complete our work there and appoint elders in each town as I instructed you.
6 An elder must live a blameless life. He must be faithful to his wife,b and his children must be believers who don’t have a reputation for being wild or rebellious.
7 A church leaderc is a manager of God’s household, so he must live a blameless life. He must not be arrogant or quick-tempered; he must not be a heavy drinker,d violent, or dishonest with money.
8 Rather, he must enjoy having guests in his home, and he must love what is good. He must live wisely and be just. He must live a devout and disciplined life.
9 He must have a strong belief in the trustworthy message he was taught; then he will be able to encourage others with wholesome teaching and show those who oppose it where they are wrong.
10 For there are many rebellious people who engage in useless talk and deceive others. This is especially true of those who insist on circumcision for salvation.
11 They must be silenced, because they are turning whole families away from the truth by their false teaching. And they do it only for money.
12 Even one of their own men, a prophet from Crete, has said about them, “The people of Crete are all liars, cruel animals, and lazy gluttons.”e
13 This is true. So reprimand them sternly to make them strong in the faith.
14 They must stop listening to Jewish myths and the commands of people who have turned away from the truth.
15 Everything is pure to those whose hearts are pure. But nothing is pure to those who are corrupt and unbelieving, because their minds and consciences are corrupted.
16 Such people claim they know God, but they deny him by the way they live. They are detestable and disobedient, worthless for doing anything good.

Толкование Далласской семинарии

I. Приветствие (1:1−4)

Тит 1:1. Вначале Павел представляет себя как раба (слугу) Божий. Обычно (имея, несомненно, в виду то, что произошло с ним на пути в Дамаск; Деян 9:1−9) Павел называл себя «рабом Иисуса Христа». Только здесь он назвал себя «рабом Божиим». С другой стороны, представляться апостолом Иисуса Христа для Павла естественно и характерно. Оба эти титула («раб» и «апостол») подразумевали две его главные заботы: веру избранных Божиих (сравните Рим 8:33; Кол 3:12) и познание ими истины, ведущей к благочестию (сравните 1Тим 2:4; 2Тим 2:23; 2Тим 3:7).

Вторую часть первого стиха правильнее читать так: «ради веры избранных Божиих и познания истины, ведущей к благочестию». Бог пользовался Павлом, чтобы призывать к Себе тех, кого Он избрал (1Фес 1:2−10) и учить их истине, которая ведет к благочестивой жизни (сравните 1Тим 6:3). Иначе говоря, служение Павла было направлено как на спасение, так и на освящение Божьего народа.

Тит 1:2−3. И служение это осуществлялось им в свете надежды на вечную жизнь, которую обещал избранным своим неизменный в слове Бог еще до начала времен (сравните 2Тим 1:9). Однако лишь в определенное Им время сделалось возможным полностью уразуметь это слово Его через проповедь, вверенную Богом Павлу. Апостол и здесь, как это характерно для Пастырских посланий, называет Бога Спасителем (сравните 1Тим 1:1; 1Тим 2:3; 1Тим 4:10; Тит 2:10; Тит 3:4).

В центре Павловой проповеди — извечный план Бога спасти людей для Себя, в отличие от мирских планов «освободить» их посредством изменения социальных структур.

Тит 1:4. Тит был первым и формальным адресатом этого письма, которое, как и 1 и 2 Тимофею, предназначалось для прочтения широкой аудитории. Апостол называет его истинным сыном, возможно, потому, что Тит был его обращенным. То же словосочетание было употреблено Павлом и по отношению к Тимофею (1Тим 1:2). Но возможно оно лишь свидетельствует о том, что Павел был наставником и покровителем Тита; не исключаются и обе причины одновременно.

Приветствие — благодать, милость и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Спасителя вашего, — типично (сравните 1Тим 1:2; 2Тим 1:2), за исключением последних двух слов, которые ранее (Тит 1:3) были употреблены по отношению к Богу Отцу. В письме к Титу апостол прилагает термин «Спаситель» к первым двум Лицам Божества — попеременно (сравните 2:10 и 13; 3:4 и 6).

II. Характеристика пресвитеров и епископов (1:5−9)

Тит 1:5. Как Тимофея в Ефесе (1Тим 1:3), оставил Павел Тита на Крите, чтобы тот позаботился о назначении достойных руководителей для недавно возникших там христианских церквей. В письме апостол, видимо, повторял то, о чем уже говорил Титу лично, — как для него самого (для закрепления этого в его памяти), так и для общины в целом. Дело на Крите было не докончено по причине краткости пребывания там Павла.

И Титу надо было довершать его, поставив по всем городам пресвитеров. Следовательно, в отсутствие апостола Тит действовал как его представитель (сравните Деян 14:23). И власть, доверенная ему, была как бы продолжением Павловой власти. Этот феномен церковной власти прерывается с окончанием Апостольского века.

Тит 1:6. Как и в 1Тим 3:2−7, Павел характеризует тут пресвитеров и епископов — как с точки зрения того, что не должно, так и того, что должно быть им присуще (сравните толкование на 1Тим 3:1). Здесь этих «данных» насчитывается 17. В обоих посланиях, в сущности, перечисляются одни и те же «особенности»: пресвитер должен быть:

1) непорочен;

2) муж одной жены (вероятно, имеется в виду, что пресвитером мог быть человек, лишь однажды состоявший в браке; сравните толкование на 1Тим 3:2).

3) Дом пресвитера (епископа) должен быть под его контролем (подразумевается — не только житейским, но и духовным). Его дети должны быть верующими, не укоряемыми в распутстве или непокорности. Объяснение этим требованиям Павел дал в послании к Тимофею (1Тим 3:5).

Тит 1:7. В этом стихе Павел переходит на термин епископ; два эти слова — «пресвитер» и «епископ» — были для апостола синонимами, обозначавшими один и тот же вид церковного служения. Единственное число, в котором стоит слово «епископ», не означает, что в каждой общине должно было быть по одному такому служителю; им просто выражено это понятие — «епископ», каковые (сколько бы их ни было) должны были обладать перечисленными Павлом свойствами. «Непорочность» епископов подчеркивается (стих 6) — как домостроителей Божиих. Коль скоро страдает репутация церковного руководителя, страдает и репутация Бога.

Павел перечисляет пять пороков, которые не могут быть присущи епископу; он должен быть:

4) не дерзок;

5) не гневлив (сравните Иак 1:19−20);

6) не пьяница;

7) не бийца (т. е. не любитель драться; сравните пункты 6 и 7 с 1Тим 3:3);

8) не корыстолюбец (сравните толкование на 1Тим 6:5).

Тит 1:8. В 8 стих перечислены положительные свойства, которыми следует обладать епископу. Он должен быть:

9) страннолюбив (сравните 1Тим 3:2);

10) любящий добро (сравните Пс 14);

11) целомудрен (сравните 1Тим 3:2; Тит 2:2;

12) справедлив;

13) благочестив и

14) воздержан.

Тит 1:9. Имеющему эти обязательные для него нравственные и духовные свойства, епископу, кроме того, следует быть надежным человеком в его отношении к Слову.

15) он должен держаться истинного слова, согласного с учением (т. е. «которому он был научен»); по-гречески это «согласного с учением» подчеркнуто стоит в начале фразы. По мысли Павла, епископ — хранитель истины, которую должен глубоко разуметь и крепко держаться ее;

16) чтобы он был силен и наставлять (других) в здравом учении; и

17) противящихся ему обличать.

III. Характеристика лжеучителей (1:10−16)

Тит 1:10. Упомянув о тех, кто противятся истине, Павел дает им нелестную характеристику в глазах Тита, а затем советует, какого подхода к ним держаться. Вот главные их три особенности: непокорны (сравните Иуд 1:8), пустословы и обманщики. Особенности эти были присущи и противникам Тимофея в Ефесе (сравните 1Тим 1:3−11; 1Тим 6:3−10; 2Тим 2:14−18); на Крите же Тит столкнулся с их очевидным проявлением в группе евреев (обрезанных; сравните Деян 11:2; Гал 2:12).

Тит 1:11. Лжеучителям должно заграждать уста, т. е. так решительно их обличать, чтобы они вынуждены были умолкнуть; ведь они наносили вред целым семьям, входившим в общину (сравните 2 Тим. 3:6): Как и Тимофею, Титу следовало запрещать этим людям учить неким вредоносным вещам — под угрозой исключения из общины (сравните 1Тим 1:3−4; 2Тим 3:5). Вновь осуждает Павел мотивы, которыми руководствовались лжеучители: постыдную их корысть (сравните толкование на 1Тим 6:5).

Тит 1:12. С целью обосновать свое нелестное отношение к критянам Павел цитирует критского поэта и философа Эпименида, жившего в 6 веке до Р. Х., которого многие считали пророком, знавшимся с богами. У Эпименида слова, приводимые Павлом, относились к некоей конкретной выдумке критян (будто у них на острове погребен Зевс, что звучало кощунством для тех, кто считали этого верховного бога греков вечно живущим); В дни Павла эти слова сделались поговоркой, и апостол лишь хотел подчеркнуть ею незавидную репутацию критян. Конечно, среди христиан было в то время на острове много достойных людей, но Павел имел в виду, что критским лжеучителям в полной мере было присуще То, о чем писал в свое время поэт.

Тит 1:13−14. Как восприняли в критской общине столь откровенное высказывание Павла, неизвестно, но пройти мимо его слов: Свидетельство это справедливо там не могли. Лжеучители — увы! — вполне соответствовали критскому «стереотипу». А, значит, их отрицательное влияние следовало лишить силы, ради их собственного, в частности, спасения. Апостол наставлял Тита: обличай их строго, дабы они были здравы (сравните 1Тим 1:10; 1Тим 6:3−4) в вере. И перестали внимать иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины.

Тит 1:15−16. «Постановления» из стиха 14 — особенно в свете еврейского и, возможно, гностического влияния на Крите — несомненно, предусматривали и аскетические правила в отношении еды, питья и очищения (сравните Кол 2:20−23; 1Тим 4:1−5). Павел говорит об этом без обиняков, напоминая своим читателям учение Господа о том, что очищение — проблема более внутреннего, чем внешнего порядка (сравните Мк 7:15; Лк 11:39−41).

Ничто извне не может осквернить человека, который внутренне чист; но нечистый внутренне оскверняет все, к чему прикасается. Лжеучители страдали именно «осквернением» ума и совести. А в результате, хоть и говорили они, что знают Бога, делами своими они от Него отрекались (сравните 1Ин 2:4). От нечистых ума своего и совести сделались они гнусны и непокорны и неспособны ни к какому доброму делу. Снова ставит Павел богословские заблуждения и нравственную порочность в зависимость друг от друга.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.