Titus 1 глава

Titus
New Living Translation → Толковая Библия Лопухина

New Living Translation

Greetings from Paul

1 This letter is from Paul, a slave of God and an apostle of Jesus Christ. I have been sent to proclaim faith toa those God has chosen and to teach them to know the truth that shows them how to live godly lives.
2 This truth gives them confidence that they have eternal life, which God — who does not lie — promised them before the world began.
3 And now at just the right time he has revealed this message, which we announce to everyone. It is by the command of God our Savior that I have been entrusted with this work for him.
4 I am writing to Titus, my true son in the faith that we share.
May God the Father and Christ Jesus our Savior give you grace and peace.

Titus’s Work in Crete

5 I left you on the island of Crete so you could complete our work there and appoint elders in each town as I instructed you.
6 An elder must live a blameless life. He must be faithful to his wife,b and his children must be believers who don’t have a reputation for being wild or rebellious.
7 A church leaderc is a manager of God’s household, so he must live a blameless life. He must not be arrogant or quick-tempered; he must not be a heavy drinker,d violent, or dishonest with money.
8 Rather, he must enjoy having guests in his home, and he must love what is good. He must live wisely and be just. He must live a devout and disciplined life.
9 He must have a strong belief in the trustworthy message he was taught; then he will be able to encourage others with wholesome teaching and show those who oppose it where they are wrong.
10 For there are many rebellious people who engage in useless talk and deceive others. This is especially true of those who insist on circumcision for salvation.
11 They must be silenced, because they are turning whole families away from the truth by their false teaching. And they do it only for money.
12 Even one of their own men, a prophet from Crete, has said about them, “The people of Crete are all liars, cruel animals, and lazy gluttons.”e
13 This is true. So reprimand them sternly to make them strong in the faith.
14 They must stop listening to Jewish myths and the commands of people who have turned away from the truth.
15 Everything is pure to those whose hearts are pure. But nothing is pure to those who are corrupt and unbelieving, because their minds and consciences are corrupted.
16 Such people claim they know God, but they deny him by the way they live. They are detestable and disobedient, worthless for doing anything good.

Толковая Библия Лопухина

Надписание и приветствие (1−4). Заботы Тита о постановлении на священные должности вполне достойных лиц, особенно ввиду появления на Крите лжеучителей (5−9). Как Тит должен относиться к Критянам (10−16).

Тит 1:1. Павел, раб Божий, Апостол же Иисуса Христа, по вере избранных Божиих и познанию истины, относящейся к благочестию,

Приветствие Титу имеет более обширный объем, чем приветствия, имеющиеся в других посланиях апостола Павла (исключая послание к Римлянам).

«По вере избранных Божиих». Это выражение зависит от слова апостол и указывает на цель апостольского служения. Апостол призван с тою целью, чтобы привести избранных к вере (предлог по — κατά приближается к предлогу в — εις и может быть заменен словами «для того чтобы». Ср. Рим 1:5).

«Познанию истины, относящейся к благочестию». Это выражение также зависит от слова апостол. Целью апостола Павла было возбудить в избранных Божиих, т. е. в тех людях, которые охотно принимают Евангелие, не только веру, но и дать им познание спасительной истины, потому что только при таком познании человек становится на путь истинного благочестия. «Причина, почему содержание Евангельского учения называется истиной, заключается, во первых, в том, что в Евангелии действительно заключается высшая истина, а затем отчасти и в том, что апостол имел в виду еретиков, которые вместо истинного Евангельского учения проповедовали иудейские басни и генеалогии» (Троицкий с. 120 и 121).

Тит 1:2. в надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен,

«В надежде вечной жизни». Эти слова составляют приложение к выражению апостол Иисуса Христа. Павел выступает апостолом Христа потому, что имеет надежду на вечную жизнь, т. е. на вечное будущее блаженство (ср. 1Кор 15:14, 30 и cл.).

«Прежде вековых времен». Здесь имеется в виду Первоевангелие о Спасителе, как потомке жены (см. Быт 3:15).

Тит 1:3. а в свое время явил Свое слово в проповеди, вверенной мне по повелению Спасителя нашего, Бога, -

«В свое время» — т. е. в предназначенное Богом (ср. 1Тим 2:6).

«Явил Свое слово». Конечно, чрез Христа, Который в Своем лице и деятельности вполне выяснил слово Божие или решение Божие о спасении людей от греха, проклятия и смерти.

«В проповеди». Это выражение относится к словам апостол Иисуса Христа. Павел явился апостолом Иисуса Христа особенно чрез свою проповедь, которая ему доверена (ср. 1Кор 9:17; Гал 2:7).

«По повелению» — это выражение относится также к слову апостола (ср. 1Тим 2:11).

«Спасителя нашего Бога». Замечательно, что Бог Отец называется Спасителем у апостола Павла только в пастырских посланиях. Быть может, в этом наименовании проявляется у апостола благодарное воспоминание о многоразличных случаях спасения от опасностей, каким он подвергался особенно в последние годы своей жизни: Бог всегда оказывал ему Свою спасительную помощь.

Тит 1:4. Титу, истинному сыну по общей вере: благодать, милость и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего.

«Истинному сыну по общей вере». Именно в вере своей, которая оставалась твердою, несмотря на всяческие испытания, Тит и показал, что он был настоящим духовным сыном апостола Павла, который также отличался твердостью веры (2Тим 4:7).

Тит 1:5. Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал:

«В Крите». Остров Крит, на Средиземном море, имеет 36 миль в длину и 197 миль в окружности. Остров был густо населен жителями. В 69 году пред Р. X он был обращен в Римскую провинцию. В числе жителей острова были и иудеи (Деян 2:11). Вероятно, христианство насаждено было здесь пришельцами с первого христианского праздника Пятидесятницы. Апостол Павел с проповедью Евангелия прибыл на остров Крит после освобождения из первых римских уз, но недолго здесь оставался и вместо себя для приведения в порядок церковных дел оставил Тита.

«Пресвитеров». См. Деян 11:30; 1Тим 3 и сл.

Тит 1:6. если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности.

См. 1Тим 3 и cл.

Тит 1:7. Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец,

Тит 1:8. но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан,

«Ибо епископ». То же самое лицо, которое в пятом стихе названо пресвитером, здесь называется епископом. Отсюда видно, что здесь выражение епископ обозначает не высшую иерархическую степень священнослужения, а просто деятельность всякого пресвитера, который должен был наблюдать (έπισκοπεϊν) за церковной общиной, ему порученной, как епископы — например, Тимофей или Тит, — наблюдали за целыми церквами, состоявшими из многих церковных общин.

Остальное см. в толковании на 1Тим 3 и сл.

Тит 1:9. держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать.

«Согласного с учением». Здесь можно видеть указание на существование твердо установленного символа веры (ср. 2Тим 3:14).

Тит 1:10. Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных,

«Есть много». Здесь разумеются, конечно, Критские христиане, в частности обратившиеся в христианство из иудейства.

Тит 1:11. каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти.

«Заграждать уста», т. е. так строго их обличать, чтобы они умолкали (Блаж. Феофилакт).

«Развращают целые дома», т. е. портят своим учением целые семьи.

«Из постыдной корысти» (ср. 1Тим 6:10).

Тит 1:12. Из них же самих один стихотворец сказал: «Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые».

Здесь апостол говорит о Критянах вообще.

«Стихотворец» — по-гречески пророк (προφήτης.). Греки называли нередко поэтов пророками, приписывая им, очевидно, как бы богодухновенность. Здесь разумеется критский поэт Епименид, живший в 6 веке до Р. X., у которого приводимое место находилось в утраченном уже сочинении «Об оракулах».

Тит 1:13. Свидетельство это справедливо. По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере,

Тит 1:14. не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины.

«Дабы они были здравы в вере». Здесь имеются в виду, конечно, Критяне-христиане.

Тит 1:15. Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.

Тит 1:16. Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.

Здесь высказывается та же мысль, какую высказывал Господь Иисус Христос (Мф 15:11−20) и сам апостол Павел (Рим 14:20). Для людей чистых сердцем и совестью все кажется чистым, и ничего таких людей не оскверняет (тело и его отправления). Для людей же нечистых и в мысли и в жизни все представляется, всякий предмет кажется таким, который непременно должен возбуждать в них нечистые мысли и пожелания.

Под словом ум имеется ввиду «все внутреннее содержание человека: настроение, убеждения, понятия, мысли, намерения и действия; а под словом совесть — нравственное сознание образа мыслей и действий пред лицом закона» (Троицкий с. 194).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.