James 1 глава

James
New Living Translation → Новый Библейский Комментарий

New Living Translation


Greetings from James

1 This letter is from James, a slave of God and of the Lord Jesus Christ.
I am writing to the “twelve tribes” — Jewish believers scattered abroad.
Greetings!
Faith and Endurance

2 Dear brothers and sisters,a when troubles of any kind come your way, consider it an opportunity for great joy.
3 For you know that when your faith is tested, your endurance has a chance to grow.
4 So let it grow, for when your endurance is fully developed, you will be perfect and complete, needing nothing.
5 If you need wisdom, ask our generous God, and he will give it to you. He will not rebuke you for asking.
6 But when you ask him, be sure that your faith is in God alone. Do not waver, for a person with divided loyalty is as unsettled as a wave of the sea that is blown and tossed by the wind.
7 Such people should not expect to receive anything from the Lord.
8 Their loyalty is divided between God and the world, and they are unstable in everything they do.
9 Believers who areb poor have something to boast about, for God has honored them.
10 And those who are rich should boast that God has humbled them. They will fade away like a little flower in the field.
11 The hot sun rises and the grass withers; the little flower droops and falls, and its beauty fades away. In the same way, the rich will fade away with all of their achievements.
12 God blesses those who patiently endure testing and temptation. Afterward they will receive the crown of life that God has promised to those who love him.
13 And remember, when you are being tempted, do not say, “God is tempting me.” God is never tempted to do wrong,c and he never tempts anyone else.
14 Temptation comes from our own desires, which entice us and drag us away.
15 These desires give birth to sinful actions. And when sin is allowed to grow, it gives birth to death.
16 So don’t be misled, my dear brothers and sisters.
17 Whatever is good and perfect is a gift coming down to us from God our Father, who created all the lights in the heavens.d He never changes or casts a shifting shadow.e
18 He chose to give birth to us by giving us his true word. And we, out of all creation, became his prized possession.f

Listening and Doing

19 Understand this, my dear brothers and sisters: You must all be quick to listen, slow to speak, and slow to get angry.
20 Human angerg does not produce the righteousnessh God desires.
21 So get rid of all the filth and evil in your lives, and humbly accept the word God has planted in your hearts, for it has the power to save your souls.
22 But don’t just listen to God’s word. You must do what it says. Otherwise, you are only fooling yourselves.
23 For if you listen to the word and don’t obey, it is like glancing at your face in a mirror.
24 You see yourself, walk away, and forget what you look like.
25 But if you look carefully into the perfect law that sets you free, and if you do what it says and don’t forget what you heard, then God will bless you for doing it.
26 If you claim to be religious but don’t control your tongue, you are fooling yourself, and your religion is worthless.
27 Pure and genuine religion in the sight of God the Father means caring for orphans and widows in their distress and refusing to let the world corrupt you.

Новый Библейский Комментарий

Ст. 1 Приветствие

Иаков начинает с представления себя как автора и обращения к читателям. Себя он называет очень просто: раб Бога и Господа Иисуса Христа. Это, несомненно, очень почетное звание — «раб Господень» — постоянно сопровождает Моисея в Книге Иисуса Навина и в Откровении, так же как и самого Иисуса Навина в Книге Судей. В то же время это очень простое звание, доступное каждому христианину. Иаков перешагивает границы ветхозаветного титула раб Бога, добавляя к нему новую часть: и Господа Иисуса Христа. В этом проявляется тенденция ранней церкви к признанию равенства Христа с Богом.

Читателями послания являются двенадцать колен, находящихся в рассеянии. Выражение двенадцать колен, конечно, не означает, что все читатели были иудеями. Но Иаков всех их считает Божьими людьми, истинным Израилем, независимо от того, иудеи они или язычники (то же в Гал 6:16; 1Пет 2:9). Читатели послания так же разбросаны по всей земле, как были разбросаны иудеи во времена плена. Из этого следует, что что тогдашние читатели жили не на Святой Земле. В Первом послании Петра, однако, это же слово «рассеянные» используется в другом смысле, подразумевается, что для ставших христианами читателей-язычников их родная земля больше не является домом, а что настоящий их дом на небесах.

1:2−27 Вступительная часть

Обратившись к читателям, Иаков представляет основные темы своего произведения. Следуя греческой традиции построения послания, предназначенного к публикации, он повторно возвращается к вступлению и перечисляет все главные моменты сначала в 1:2−11, а затем (уже в более развернутой форме) в 1:12−27(ср.: 1 Ин. 1:1−4).

1:2−11 Часть первая:испытание, молитва, богатство

Ст. 2−4 Испытание. Христиане, к которым обращается Иаков, пребывали в условиях различных испытаний (в русской синодальной Библии — «различных искушений»). Подразумеваются не жестокие преследования (и, разумеется, не болезни, для чего использовалась другая терминология), а скорее преследования иного, более мягкого характера, такие, как социальная изоляция и экономический бойкот. Причина была одна — принадлежность к христианству. Хотя испытания были нелегкими, Иаков призывает верующих радоваться, но не потому, что боль приятна, а потому что у них есть перспектива, выходящая за пределы этой жизни и устремленная в вечное блаженство. Совершенная радость — это не просто ощущение счастья в данный момент, но это радость предвкушения будущего пребывания с Богом.

Основанием для их радости является то, что эти испытания порождали стойкость, или терпение. Терпение — важное христианское качество, часто упоминаемое Иисусом (Лк 8:15; 21:19; ср.: Мф 10:22) и Павлом (Рим 5:3−4; 8:25; 2Кор 6:4; 12:12). Люди, знавшие Писание, — а одним из них, несомненно, был Иаков, — хорошо понимали значимость этого качества, поскольку первым человеком, подвергнувшимся испытанию, согласно Писанию, был Авраам (Быт 22:1), и Бог вознаградил его верность. Кроме того, сатана испытывал Иова, рассказы о котором были очень популярны в иудаистской среде I в. и который всегда был для иудеев замечательным примером совершенного терпения. Такие христиане также, несомненно, могли быть уверены в своей будущей награде.

Терпение имеет свое действие. Представим себе тонкое лезвие стального меча, который держат в огне до полного закаливания. Этот меч есть верующая душа, испытуемая и «закаливаемая» в огне, после чего она становится зрелой и совершенной, не имеющей ни в чем недостатка (4) (в русской синодальной Библии — «совершенной во всей полноте без всякого недостатка»). Греческий эквивалент прилагательного «зрелый» часто переводят как «совершенный». Именно это качество продемонстрировал Ной в Быт 6:9 (NIV предлагает перевод «непорочный»; в русской синодальной Библии так же). К этому призывает Своих учеников Иисус, говоря им: «...будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф 5:48). Имеется в виду уподобление характеру Бога. Такой уровень зрелости достигается в результате неколебимости веры и христианского благочестия, сохраненных в огне испытаний. В этом огне выжигаются вся нечистота человеческого характера, а конечным результатом является не просто зрелость, но совершенство как символ полноты воплощения Божьего характера. Если это так, то, несмотря на все возможные тяготы, для радости действительно есть основания.

С точки зрения построения рассматриваемые стихи представляют собой «цепочку мыслей» (когда «а» переходит в «б», а оно в свою очередь — в «в» и т. д.). Этот прием традиционен для церковных посланий, ибо мы находим его и в Рим 5:3−6, и в 1Пет 1:6, 7.

Вступительная часть. Обратившись к читателям, Иаков представляет основные темы своего произведения. Следуя греческой традиции построения послания, предназначенного к публикации, он повторно возвращается к вступлению и перечисляет все главные моменты сначала в 1:2−11, а затем (уже в более развернутой форме) в 1:12−27 (ср.: 1Ин 1:1−4).

Ст. 5−8 Молитва. Но что же делать людям, у которых нет ни «зрелости», ни «совершенства»? Что если кто-то боится не пройти испытание? Павел ответил бы таким людям рекомендацией жить по Духу (напр., Гал 5:16−18, 25). Иаков же дает свой ответ на этот вопрос: просить у Господа мудрости, потому что Божественная мудрость противостоит злу в человеческой жизни. Такая молитва не будет бессмысленной, ибо Бог щедр на даяния. Щедрость Его так велика, что мы никогда не услышим обращенного к нам укоризненного возгласа вроде: «Что такое? Опять вы за свое! А где все то, что Я дал вам в прошлый раз?» Ничего подобного мы не услышим от нашего Бога, Который просто раз за разом дает каждому просящему.

Есть, однако, одно требование, которое предъявляется к просящим мудрости: прошение должно проистекать из веры в Бога. Он ждет нашей полной отдачи и преданности. «Сомневающийся», о котором говорит Иаков, это не тот, кто вопрошает себя, ответит или не ответит Бог на его конкретную просьбу, и не тот, кто погружен в нелегкую духовную борьбу. Нет, это человек с двоящимися мыслями, из тех, о ком в Пс 11:1, 2 сказано: «нет верных между сынами человеческими». Речь идет о качестве, противоположном полному и абсолютному доверию Богу от всего сердца (Втор 6:5; 8:3). Другими словами, такой «сомневающийся» не предан Богу полностью, а занимается игрой в молитву «на всякий случай». Круг его интересов ограничен этим миром, но ему хочется получить Божье благословение прямо сейчас и попасть на небеса после смерти. Такой человек не способен ни принять мудрость, говорит Иаков, ни вообще получить что-либо от Бога.

Ст. 9−11 Богатство. Коснувшись такого качества, как безусловная преданность Богу и обретение радости в испытаниях, Иаков обращается к рассуждению о человеке, обладающем этим качеством. Такой брат униженный имеет настолько чудесное ободрение в Господе, что может хвалиться высотою своею. Мир видит в таком человеке нищего (слово «униженный» восходит своим значением к иудейскому взгляду на унижение как угнетаемую бедность). Однако Бог называет таких людей богатыми, а так как Его слово истинно, то они могут иметь радость, даже если их внешние обстоятельства еще не изменились.

С другой стороны, богатый должен хвалиться унижением своим. В этом утверждении, возможно, есть доля иронии. Термин «богатый» (греч. piousios) у Иакова приложим только к неверующим. Он знает нескольких богатых христиан (2:2; 4:13), но он не называет их «богатыми». Возможно, смысл этого стиха в том, что богач может гордиться своим, обретенным в Боге смирением и общением на равных с христианами-бедняками, однако более вероятен другой вариант: если богач посмотрит на свое будущее глазами «униженного» брата, то единственное, чем он сможет гордиться, — это собственным «унижением», то есть смертью. В преклонном возрасте богатый человек обычно пожинает лавры уважения и почитания (как в Пс 72) и находится на вершине славы, но Бог видит его жизнь иначе. Если даже ему уготован долгий век, вся его жизнь и вся его внешняя слава так же недолговечны, как цветок, распустившийся в сумерках и увядший под полуденным солнцем. И ничего больше не остается. (Эта картина позаимствована из Ис 40:6−8.) К теме падения через богатство Иаков возвращается вновь в 5:1−6.

Тема «оборотной стороны судьбы» весьма характерна для иудейской литературы (напр., 1Цар 2:1−10; Лк 1:46−55). Когда начинает действовать Бог, униженные возвышаются, а вознесенные на вершину падают с нее. Так был вознесен из тюремного плена Иосиф, а Навуходоносор был низвергнут с трона, чтобы питаться травой в поле. Когда Бог утверждает Свои ценности, человеческие ценности превращаются в ничто. Таким будет финал в конце времен, и Иаков мечтает о том, чтобы это обетование стало радостью и утешением для его читателей.

1:12−27 Часть вторая: испытание, дары, слушание и делание

Во второй половине вступительной части три уже названные темы рассматриваются повторно, однако на более глубоком уровне. Иаков находит новые аспекты в каждой из них.

1:12−15 Испытание. Разговор об испытаниях Иаков начинает с обетования: Блажен человек, который смиряет себя в скорби (в русской синодальной Библии — «Блажен человек, который переносит искушение»). Но можно ли назвать человека в таких обстоятельствах счастливым? С точки зрения человеческой — конечно нет; у Бога же все как раз наоборот. Бог обещает венец жизни, то есть истинную жизнь (как, напр., в Откр 2:10) тому, кто преданно любит Его, доказав это своей стойкостью в огне испытания. Таким был Авраам, полностью смиривший себя перед лицом тяжких искушений и получивший как награду Божье обетование (Быт 22:15−18), ибо после всего ангел сказал ему: «Боишься ты Бога» (Быт 22:12).

Но не каждому удается сохранить свою верность в тяжелых обстоятельствах. Те, кто не выдерживают и готовы отступить, начинают обвинять Бога: «Бог искушает меня» (в греческом языке для таких понятий как «испытание» и «искушение» существует одно слово). Именно в таком состоянии находился Израиль в пустыне, жалуясь и обвиняя Бога (Исх 17:2, 7). В Книге Чисел говорится о том, что Израиль неоднократно — не менее десяти раз — роптал на Бога (Чис 14:22). Верующие, к которым обращается Иаков, не должны так поступать, потому что, во-первых, Бог не может быть испытуем грешными людьми! (Последняя фраза гораздо предпочтительнее существующего варианта перевода: Бог не искушается злом.) Именно это назидание было обращено к Израилю во Втор 6:16.

Во-вторых, верующий человек не может обвинять Бога потому, что Бог не искушает никого. Как же мог Иаков писать такое, если в Быт 22:1 говорится: «Бог искушал Авраама»? Дело в том, что начиная со времен Ветхого Завета и в продолжение всей истории иудаизма между двумя заветами, в истолкованиях ситуаций, подобных Авраамовой, совершенно не учитывался истинный источник всех тягот и испытаний, то есть дьявол (напр. во 2Цар 24:1 говорится, что Бог «возбудил... Давида», тогда как в 1Пар 21:1 мы читаем: «сатана... возбудил Давида»). Поэтому в апокрифической Книге Юбилеев эпизод с Авраамом, описанный в Быт 22, перестроен в подобие истории Иова. В связи с этой традицией Иаков, буквально цитирующий в 2:21 стих из Быт 22, имел основание сказать, что настоящая причина искушений не в Боге. Ветхозаветная история правдива, но она упрощает действительность.

Однако Иаков не разделяет готовность людей свалить всю вину на дьявола (хотя последний упоминается в 4:7), но призывает их решительно взять ответственность на себя. Желание (в русской синодальной Библии — «похоть») — вот корень зла и источник всех искушений. То, что иудеи называли «злым помыслом», психологи называют «мотивировками», а апостол Павел в Рим 7 — «грехом», это всего лишь обычное «Я хочу». Подобно продажной женщине, оно соблазняет и порождает грех, а грех всегда заканчивается смертью. Установив цепочку «желание — грех — смерть», автор переходит к следующей части.

Ст. 16−18 Дары. В противоположность злу, порождаемому желанием человеческого сердца, Бог дает чудесный и совершенный дар. Примером такого благословенного дара является упомянутая в ст. 5 мудрость. В ст. 17 Бог назван Отцом светов, то есть Творцом вселенной. Но, в отличие от луны и других небесных источников света, Им созданных, Сам Бог остается неизменным. Он всегда один и тот же. Поэтому, если сегодня Он дарует благо, то завтра Он не может творить зло. Благость Его проявляется в том, что Он восхотел (не случайно!) родить нас, то есть «родить заново», Своим благовестием (словом истины). Цель Его была в том, чтобы сделать нас начатками всего творения. Первые плоды («начатки») всегда были лучшими из всего урожая, поэтому Бог видит в искупленных человеческих душах вершину всего творения. И здесь выстраивается другая цепочка: Бог — слово истины — рождение. Желание сердца вместе с дьяволом ведут к смерти. Бог же, напротив, созидает жизнь.

Ст. 19−27 Слушание и делание. Каков же результат следования этим путем Божьей мудрости? Контроль над своим языком — вот что мы получаем в результате. Человеческий гнев, каким бы «праведным» он ни назывался, никогда не творит Божью праведность. Поэтому мудрый человек медлен на слова и на выражение своего гнева. Да, утверждает Иаков, смиренное принятие Благой вести (насаждаемого слова) свидетельствует о том, что человек близок к освобождению от всякой раздражительности (как показано в 3:9 и 4:1, 2, речь идет о внешнем проявлении гнева, а не о внутреннем чувстве) и от всех других грехов, легко приживающихся в этом мире.

Переходя к третьей теме своих рассуждений, Иаков замечает, что недостаточно просто знать Писание или Божественные заповеди. Знание само по себе бесполезно, а то и вредно, ибо человек, думающий, что знание Библии приближает к Богу, обманывается. Только исполнение слова Божьего уподобляет человека Богу. В чем видит Иаков источник Божественного научения? Закону совершенному, закону свободы — вот чему нужно подчиняться, что исполнять; это то, что включает в себя истолкованный Иисусом ветхозаветный закон в сочетании с Его собственными заповедями. Как сказал Иисус, не слышание, но исполнение Его слов является залогом благословений (Мф 7:24−27).

Это значит, что истинно Божьих людей можно узнать по их образу жизни. Если люди не контролируют свой язык (и поэтому часто гневаются и ссорятся), вся их религиозная деятельность ничего не стоит. В глазах Бога истинная святость обладает двумя свойствами, представляющими в своей сущности две стороны одной медали. Во-первых, она заботится о бедных, особенно о сиротах и вдовах (две из четырех категорий бедных, которых выделяет Ветхий Завет); во-вторых, она хранит себя неоскверненной от мира, то есть не ищет преуспевания, к которому благоволит мир, поскольку она не привязана к миру и свободна от власти денег. Поэтому благочестивые люди готовы отдавать щедро и свободно.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.