Бытие 10 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Новый русский перевод → Толкования Августина

Новый русский перевод

1 Вот родословие Сима, Хама и Иафета, сыновей Ноя, у которых после потопа тоже родились сыновья.
2 Сыновья[48] [49] Иафета: Гомер, Магог, Мадай, Иаван[50], Тувал, Мешех и Тирас.
3 Сыновья Гомера: Ашкеназ, Рифат и Тогарма.
4 Сыновья Иавана: Элиша, Таршиш, Киттим и Роданим[51].
5 (От них произошли приморские народы и распространились по своим землям, среди своих народов; у каждого свой язык, свое племя.)
6 Сыновья Хама: Куш, Мицраим[52], Пут и Ханаан.
7 Сыновья Куша: Сева, Хавила, Савта, Раама и Савтеха.
Сыновья Раамы: Шева и Дедан.
8 Куш был отцом[53] Нимрода, который стал первым на земле могучим воином.
9 Он был величайшим охотником перед Господом, поэтому и говорится: «Величайший охотник перед Господом, как Нимрод».
10 Первыми городами в его царстве были Вавилон, Эрех, Аккад и Халне в[54] Шинаре[55].
11 Из той земли он перешел в Ассирию, где построил Ниневию, Реховот-Ир,[56] Калах
12 и Ресен, между Ниневией и Калахом — великий город.
13 Мицраим был отцом лудеев, анамеев, легавеев, нафтухеев,
14 патрусеев, каслухеев (от которых произошли филистимляне) и кафтореев.
15 Ханаан был отцом Сидона, первенца его, Хетта,
16 а также иевусеев, аморреев, гергесеев,
17 хиввеев, аркеев, синеев,
18 арвадеев, цемареев и хаматеев.
Позже ханаанские племена рассеялись,
19 и границы Ханаана простирались от Сидона к Герару до Газы, а оттуда к Содому, Гоморре, Адме и Цевоиму до Лаши.
20 Таковы произошедшие от Хама народы по своим родам, со своим языком, в своих землях.
21 Родились сыновья и у Сима, старшего брата Иафета[57]. Сим был предком всех сыновей Евера[58].
22 Сыновья Сима: Елам, Ашшур, Арпахшад, Луд и Арам.
23 Сыновья Арама: Уц, Хул, Гетер и Мешех[59].
24 У Арпахшада родился Шелах, а у Шелаха[60] родился Евер.
25 У Евера родилось двое сыновей: одного звали Пелег[61] (потому что в его дни земля была разделена), а его брата — Иоктан.
26 Иоктан был отцом Алмодада, Шалефа, Хацармавета, Иераха,
27 Гадорама, Узала, Диклы,
28 Овала, Авимаила, Шевы,
29 Офира, Хавилы и Иовава. Все они были сыновьями Иоктана.
30 Область, где они жили, простиралась от Меши до Сефара в восточных нагорьях.
31 Таковы произошедшие от Сима народы по своим родам, со своим языком, в своих землях.
32 Таковы племена сыновей Ноя, по их родословиям в их народах; от них после потопа произошли все народы на земле.

Толкования Августина

Стих 1

Итак, рассмотрим теперь поколения сыновей Ноевых и то, что окажется нужным сказать о них, внесем в это сочинение, в котором излагается постепенное развитие того и другого градов, то есть земного и небесного.

Писание начинает с меньшего сына, названного Иафетом. Всех сыновей его названо восемь, а внуков от двух его сыновей — семь: три от одного, четыре от другого; всего, таким образом, названо пятнадцать. Сыновей же Хама, то есть среднего сына Ноя, названо четверо, внуков от одного сына — пятеро и правнуков от одного внука — двое; всего, следовательно, одиннадцать. По исчислении их делается как бы возврат к началу и говорится: Хуш родил также Нимрода: сей начал быть силен на земле. Он был сильный зверолов пред Господом; потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом. Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне, в земле Сеннаар. Из сей земли вышел Ассур и построил Ниневию, Реховофир, Калах и Ресен между Ниневиею и между Калахом; это город великий (8 Хуш родил также Нимрода; сей начал быть силен на земле; 9 он был сильный зверолов пред Господом [Богом], потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом [Богом]. 10 Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне в земле Сеннаар. 11 Из сей земли вышел Ассур и построил Ниневию, Реховоф-ир, Калах12 и Ресен между Ниневиею и между Калахом; это город великий. Быт 10:8−12).

Этот Хуш, отец исполина Нимрода, был назван первым в числе сыновей Хама, и перечислены уже были его пять сыновей и два внука. Возможно, что исполина он родил после рождения внуков своих. Но вероятнее, что Писание говорит о нем отдельно по причине его особой знаменитости, так как упоминается и царство его, началом которого был знаменитейший город Вавилон и названные вслед за ним города или области.

Сказанное же об Ассуре, что он вышел из той земли, то есть из земли Сеннаар, и построил Ниневию с другими городами, которые при этом упоминаются, случилось гораздо позже и замечено мимоходом по причине знаменитости царства Ассирийского, чрезвычайно расширенного Нином, сыном Бела, основателем великого города Ниневии. От его имени получил название и город — имя Ниневия происходит от имени «Нин».

Ассур же, от которого получили название ассирийцы, не был из числа сыновей Хама, среднего сына Ноева, но из числа сыновей Сима, который был старшим сыном Ноя. Из этого видно, что из потомства Симова появились такие, которые впоследствии овладели царством упомянутого исполина и на этом не остановились, а основали другие города, в числе которых была славная Ниневия.

Затем бытописатель возвращается к другому сыну Хама, называвшемуся Мицраимом, и упоминает родившихся от него — но не отдельных людей, а целые семь народов. От шестого из них, как бы от шестого сына, произошел, как представляется, народ, который назывался филистимлянами. Поэтому всех народов оказывается восемь. Затем писатель возвращается к Ханаану, к тому сыну, в лице которого был проклят Хам. Он упоминает одиннадцать от него происшедших и говорит, называя известные города, о пределах, до которых они распространились. Таким образом, считая сыновей и внуков, в потомстве Хамовом насчитывается тридцать один человек.

Остается сказать о сыновьях Сима. Повествование об этих поколениях, начиная с самого младшего, постепенно дошло и до него. Но в том месте, с которого начинают упоминаться сыновья Сима, возникает некоторая темнота, требующая разъяснения, тем более что она имеет близкое отношение к предмету, исследованием которого мы занимаемся.

Это место читается так: Были дети и у Сима, отца всех сынов Еверовых, старшего брата Иаферова (21 Были дети и у Сима, отца всех сынов Еверовых, старшего брата Иафетова. Быт 10:21). Сим, таким образом, представляется патриархом всех происшедших от племени его, о которых писатель намеревается упомянуть, — сыновья ли они его, или внуки, или правнуки, или еще более поздние потомки. Сим не родил самого Евера: Евер упоминается пятым в ряду происшедших от него.

В числе других сыновей Сим родил Арфаксада, Арфаксад родил Каинана, Каинан родил Салу, Сала родил Евера. Последний, однако, не напрасно назван первым в ряду происшедшего от Сима потомства и поставлен даже впереди его сыновей. Очевидно, причина заключается в том предании, согласно которому от него получили свое название евреи, или евереи. Хотя, впрочем, есть и другое предположение, а именно, что они получили название свое от Авраама: авраэи. Но истина, конечно, в том, что они назывались от Евера — евереями, а потом, вследствие убавления одной буквы, — евреями. В дальнейшем же еврейский язык сохранил только один народ Израильский, в котором град Божий был явлен в лице святых, а в народе в целом [град Божий] был проображен таинственным образом.

Итак, вначале упоминаются шесть сыновей Сима, затем четверо рожденных от внуков одного из них. В свою очередь и другой из сыновей родил внука, от которого потом родился правнук, от которого потом родился Евер. Евер же родил двух сыновей, из которых одного назвал Фалек, что в переводе значит «разделяющий». Приводя причину такого имени, Писание говорит: потому что во дни его земля разделена (25 У Евера родились два сына; имя одному: Фалек, потому что во дни его земля разделена; имя брату его: Иоктан. Быт 10:25). Что это такое, уяснится после.

Другой же, родившийся от Евера, родил двенадцать сыновей. Таким образом, всех потомков от трех сыновей Ноя, считая пятнадцать от Иафета, тридцать одного от Хама и двадцать семь от Сима, указывается семьдесят три. Затем в Писании читаем: Это сыновья Симовы по племенам их, по языкам их, в землях их, по народам их. От них распространились народы по земле после потопа (31 Это сыновья Симовы по племенам их, по языкам их, в землях их, в народах их. 32 Вот племена сынов Ноевых, по родословию их, в народах их. От них распространились народы на земле после потопа. Быт 10:31−32). Это служит основанием для заключения, что в то время существовало семьдесят три, а вернее (что будет доказано после), семьдесят два отдельных народа, а не человека. Ибо и прежде, при перечислении сыновей Иафета, было сказано в заключение: От сих населились острова народов в землях их, каждый по языку своему, по племенам своим, в народах своих (5 От них населились острова народов в землях их, каждый по языку своему, по племенам своим, в народах своих. Быт 10:5).

Итак, сыновья многих не упомянуты потому, что, рождаясь, они присоединялись к другим народам, а сами произвести народы не смогли. Ибо какая другая причина могла бы быть к тому, что по исчислении восьми сыновей Иафета упоминаются только дети, рожденные двумя из них; и когда называются четверо сыновей Хама, приводятся имена рожденных только от трех из них; и когда называются шесть сыновей Сима, упоминается потомство только двух? Неужели другие остались бездетными? Этого не может быть. Но они не произвели народов, ради которых заслуживали бы упоминания, потому что по мере рождения присоединялись к другим народам.

Августин Иппонский, О граде Божием 16.3. Cl. 0313, 48.16.3.1.

***

В той же книге, при перечислении родословий сыновей Ноя, сказано: Это сыны Хамовы, по племенам их, по языкам их, в землях их, в народах их (20 Это сыны Хамовы, по племенам их, по языкам их, в землях их, в народах их. Быт 10:20). Также при перечислении сыновей Сима сказано: Это сыновья Симовы по племенам их, по языкам их, в землях их, по народам их (31 Это сыновья Симовы по племенам их, по языкам их, в землях их, в народах их. Быт 10:31). И обо всех о них сказано в добавление: Вот племена сынов Ноевых, по родословию их, в народах их. От них распространились народы по земле после потопа. На всей земле был один язык и одно наречие (Быт 10:32−11:1). Итак, из сказанного в добавление о том, что на всей земле был один язык и одно наречие, то есть язык, общий для всех, кажется возможным заключить, что в то время, когда люди кучно расселялись по земле, все они говорили на одном языке. А это, несомненно, противоречит сказанному выше, а именно: по племенам их, по языкам их. Ведь не было бы сказано об отдельных племенах, образующих отдельные народы, что они уже имели свои языки, в то время как язык у всех был один; и поэтому добавлено, в качестве заключения: На всей земле был один язык, и одно наречие. Повествование же скрыто возвращается к тому, каким образом единый язык разделился на многие. И тотчас рассказывается о построении той башни, во время которого, по Божиему суду, обрушилась эта кара за гордыню, после чего и рассеялись люди по земле по языкам их.

Августин Иппонский, Об учении христианском 3.36. Cl. 0263, 3.36.27.

Примечания:

 
Новый русский перевод
2 [48] — Слово сыновья может означать: потомки народы (такие названия, как, например, Киттим и Роданим, относятся к этническим группам и стоят во множественном числе); так же в ст. 3, 4, 6, 7, 20-23, 29 и 31.
2 [49] — Слово сыновья может означать: потомки народы.
2 [50] — В других отрывках переведено как Греция.
4 [51] — Так в некот. евр. рукописях и некот. древн. переводах; в большинстве евр. рукописей: Доданим.
6 [52] — Еврейское название Египта, где и поселились его потомки; так же в ст. 13.
8 [53] — Слово отец может означать: предок родоначальник; так же в ст. 13 и 15.
10 [54] — Или: Вавилон, Эрех и Аккад — все они в Шинаре.
10 [55]Шинар. Другое название Вавилонии.
11 [56] — Или: Ниневию с ее площадями.
21 [57] — Или: у Сима, чьим старшим братом был Иафет.
21 [58]Евер. Один из предков евреев, от его имени и происходит само слово «еврей».
23 [59] — Так в одном из древн. переводов и в 1Пар 1:17; в евр. тексте: Маш.
24 [60] — В одном из древн. переводов и в евр. тексте: « У Арпахшада родился Каинан, а у Каинана…».
25 [61] — По звучанию напоминает евр. слово разделить.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.