— В одном городе было два человека, один богатый, а другой бедный.
— Верно, как и то, что жив Господь, человек, который сделал это, заслуживает смерти!
— Ты тот человек! Вот что говорит Господь, Бог Израиля: «Я помазал тебя царем над Израилем и избавил тебя от руки Саула.
— Я согрешил перед Господом.
Нафан ответил:
— И Господь снял с тебя твой грех. Ты не умрешь.
— Умер ребенок? — спросил он.
— Да, — ответили они, — умер.
— Почему ты поступаешь таким образом? Когда ребенок был жив, ты постился и плакал. Теперь ребенок мертв, а ты встал и ешь!
— Когда ребенок ещё был жив, я постился и плакал. Я думал: «Кто знает? Вдруг Господь будет милостив ко мне, и ребенок останется жив».
— Я воевал с Раввой и захватил её водный запас.
Стих 4
В сей притче, однако же, означено было только прелюбодеяние отъятием овцы бедного соседа; об умерщвлении же мужа или о том, что бедняк, имевший одну овцу, был убит, умолчано, чтобы Давид определил себе наказание за одно только прелюбодеяние. Отселе для проницательных видно, как умеренно сей Царь пользовался многими женами, когда и за одну согласился наказать сам себя. Плотское вожделение в Давиде было не господствующим, а случайным; почему и обличитель — Пророк — назвал непозволенную страсть гостем; не сказал, что овца бедного употреблена была для стола Царю, но гостю.
Источник: Христианская наука или Основания Герменевтики и Церковного красноречия, 3.31.
***
То, с какой кротостью и сдержанностью те мужи обращались со своими женами, ясно проявляется здесь в истории царя Давида. Этот царь был увлечен жаром страсти и ослеплен временным своим процветанием, и [поэтому] вступил в беззаконное обладание женщиной, мужа которой он повелел предать смерти. И царь был обличен в сем преступлении пророком, который, когда пришел обличить царя, прибег к притче о бедняке и богаче. У бедного из всего имущества не было ничего, кроме одной овечки, а у его богатого соседа было очень много мелкого и крупного скота. И когда странник пришел к богатому человеку, то тот пожалел взять одну из своих овец или волов, но, чтобы приготовить [обед] для странника, который пришел к нему, взял овечку бедняка и приготовил ее для человека, который пришел к нему. И когда сильно разгневался Давид на этого богатого человека и потребовал смерти для него, и сказал, что за овечку тот должен заплатить вчетверо (См. 1 И послал Господь Нафана [пророка] к Давиду, и тот пришел к нему и сказал ему: в одном городе были два человека, один богатый, а другой бедный; 2 у богатого было очень много мелкого и крупного скота, 3 а у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькую и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его; от хлеба его она ела, и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него, как дочь; 4 и пришел к богатому человеку странник, и тот пожалел взять из своих овец или волов, чтобы приготовить [обед] для странника, который пришел к нему, а взял овечку бедняка и приготовил ее для человека, который пришел к нему. 5 Сильно разгневался Давид на этого человека и сказал Нафану: жив Господь! достоин смерти человек, сделавший это; 6 и за овечку он должен заплатить вчетверо, за то, что он сделал это, и за то, что не имел сострадания. 2Цар 12:1−6), тогда он тем самым непреднамеренно осудил своё преступление, которое сам совершил преднамеренно [в случае с Вирсавией]. И когда ему было предъявлено это обвинение и было объявлено наказание Господне за содеянное, Давид смыл свой грех глубоким покаянием. Но в притче пророка повествовалось лишь о грехе прелюбодеяния. И ничего в ней не было сказано об убийстве мужа Вирсавии Урии — об убийстве бедняка в притче ничего не сказано. Следовательно, обвинение высказано касательно одного только прелюбодеяния. И отсюда нам следует судить о том, с каким терпением он обращался со своими женами, когда был принужден казнить себя за совершенное им преступление по отношению к одной из них. Но в этом случае невоздержанность страсти постигла его как заезжий странник, но не нашла в доме его пристанища. И именно поэтому даже обличающий царя пророк назвал незаконное вожделение «странником» в доме богатого человека. И ведь не сказал, что овечку соседнего бедняка взяли, чтобы приготовить обед для царя, а сказал: чтобы приготовить [обед] для странника, который пришел к нему. Истинно, однако, и то, что в доме сына Давида, царя Соломона, сия плотская похоть бывала не как странница и случайная гостья, но как царица. И Священное Писание об этом не умалчивает, но прямо ставит ему в вину его увлечение чужестранными женщинами (См. 1 И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин, кроме дочери фараоновой, Моавитянок, Аммонитянок, Идумеянок, Сидонянок, Хеттеянок, 2 из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израилевым: "не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам"; к ним прилепился Соломон любовью. 3 И было у него семьсот жен и триста наложниц; и развратили жены его сердце его. 4 Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его. 5 И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской. 6 И делал Соломон неугодное пред очами Господа и не вполне последовал Господу, как Давид, отец его. 7 Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской. 8 Так сделал он для всех своих чужестранных жен, которые кадили и приносили жертвы своим богам. 3Цар 11:1−8). Ибо в начале царства своего Соломон сгорал страстью к истине; но когда достиг её в любви духовной, то потерял её через любовь плотскую.
О христианском вероучении. Сl. 0263, 3.21.11.
Стих 5
Очевидно, царь Давид не подозревал о западне, в которую сам попал. И он решил, что достоин смерти богатый человек, сделавший зло бедняку, и еще он должен и за овечку заплатить вчетверо. И это было суровое суждение и целиком справедливое. Но его собственный грех не был еще у него перед глазами: то, что сам совершил, было всё еще спрятано за спиной. Он еще не допускал собственного преступления и поэтому не был склонен отпустить грех другому. Но пророк был послан ему с этой целью. Он достал грех из-за спины Давида и положил его перед глазами царя с тем, чтобы тот мог видеть суровый приговор, вынесенный самому себе.
Толкование на Псалмы. Сl. 0283, SL38.50.8.1
Стих 13
Давид согрешил и когда пророк обличил его, то сказал: согрешил я пред Господом. И тут же ему было сказано: Господь снял [с тебя] грех твой; ты не умрешь. Саул согрешил и когда пророк уличил его, то сказал: «Согрешил я», и грех его не был прощен, и гнев Господа остался на нем. Что же это может означать, как не одинаковость слов и неодинаковость сердец? Людям дано слышать слова — Богу читать в сердцах.
Проповеди. Сl. 0284, 291.PL38. 1318.34.
***
Крещеный человек, который, однако, отступился и предал сие великое таинство, если всё же раскается до глубины души, если совершит покаяние, какое увидит Бог, как Он увидел сердце Давида, когда обличенный пророком и жестоко упрекаемый, после грозных предостережений Господа, воскликнул одно: согрешил. И тут же услышал: Господь снял [с тебя] грех твой. Такова великая сила этих трех слогов. Согрешил — всего три слога, и всё же через эти три слога огонь жертвоприношения сердца достиг неба. Так и те, кто совершили истинное покаяние и были освобождены от пут, которые их связывали и отнимали их от тела Христова, и вели достойную жизнь после своего покаяния подобно тому, как им следовало жить до него, и пошли путями праведных после воссоединения. Что же, они также обращаются к Богу и находят покой, и Царствия Божиего не лишатся, и от народа дьявола отделены будут.
Проповеди. Сl. 0284, 393.PL39.1714.5.
Стих 20
См. 33 И смутился царь, и пошел в горницу над воротами, и плакал, и когда шел, говорил так: сын мой Авессалом! сын мой, сын мой Авессалом! о, кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой, сын мой! 2Цар 18:33